Не имеете права!

В тот замечательный не по-летнему теплый майский день школу № 123 потрясло известие – на четвертом уроке погиб ребенок, четвероклассник Серёжа Викулов, сын самого известного в городе адвоката. Мальчика обнаружил дворник – дядя Илья.
- Я смотрю, он на заборе сидит, ногами покачивает, а через минуту оглянулся, а пацаненок уже внизу, на земле.
Врачи скорой уже ничем не могли помочь – при падении мальчик сломал шейные позвонки.
Буквально через несколько минут в школе остались только учителя и обслуживающий персонал, всех детей отпустили. Директор школы, Александра Владимировна, решила, что ни к чему им мельтешить в школе, когда приедет милиция, всё равно никто ничего не видел, а заниматься в таком состоянии им будет сложно!
Естественно, первой милиция решила допросить учительницу четвертого класса Елену Константиновну.
Следователю Андрею Лухнёву Елена Константиновна понравилась – женщина лет 30, выглядит молодо, лицо доброе.
- «Дети, наверно, её любят!» - подумал Андрей. – «Только это не оправдывает того факта, что по её вине погиб мальчик! Ведь именно она отвечает за ребёнка во время урока».
- Скажите, Елена Константиновна, - начал следователь, - почему Серёжа в это время находился на улице, а не в классе?
- После третьего урока – большая перемена. Ребята сходили в столовую, а потом выскочили на улицу – там же тепло и солнышко светит.
- А вы где находились в этот момент?
- Я вышла с ними. Всё-таки  25 ребятишек одни на улице – это не дело! А когда прозвенел звонок, я всех поторопила, чтобы все быстрее шли в класс.
- А Серёжа?
- Он залез на забор и сидел там, не обращая внимания на мой зов. Я позвала его лично, но он ответил, что ему не хочется идти в класс. Мне пришлось оставить его, ведь все остальные ждали начала урока.
- Почему вы не настояли на своём? Почему не сняли его с забора?
В голосе следователя зазвучали нотки неприязни – он подумал о том, что его старшая дочь учится во втором классе. И пока она в школе, ему хотелось бы думать, что кто-то заботится о её жизни и здоровье.
Учительница молчала, и Андрей повторил свой вопрос:
- Почему вы силой не увели мальчика в класс?
- Он бы меня посадил!
- Кто? – растерялся следователь. – Ваш ученик?
- Нет. Его отец!
Елена Константиновна не могла больше молчать об унижениях, которые ей пришлось испытать за этот год.

Первого сентября Елена Константиновна с радостью и грустью встречала своих детей. С радостью, потому что никто за лето не перешёл в другую школу. А с грустью, потому как этот год для них последний в начальной школе.
- А у нас – новенький, Елена Константиновна, - известила Настенька Мирзоян.
- А я знаю, - с улыбкой ответила учительница.
Она нашла взглядом худенького белокурого мальчика с серьёзными глазами. Он стоял в стороне от толпы своих новых одноклассников.
«Стесняется!» - подумала Елена Константиновна. – «Ничего, привыкнет!»
После торжественной линейки посвященной Первому звонку, Елена Константиновна повела детей на первый в четвертом классе урок. Обычно в такой день она не рассаживала детей по партам, как ей это было надо, чтобы не портить никому настроение. Учительница смотрела, как дети сами рассядутся, а уже на второй день, меняла пары по своему усмотрению.
Новенький сел на последнюю парту первого ряда у окна, один.
«Вот, бедный!» - подумала Елена Константиновна. – «Ну ничего, завтра посажу его с кем-нибудь, чтобы мальчик быстрее адаптировался к новой школе».
Однако когда на следующий день учительница попыталась пересадить Серёжу к тихой и приветливой девочке Алисе Симаниной, он резко воспротивился.
- Мне и тут хорошо! – ответил мальчик. – Я не хочу пересаживаться!
Весь класс изумлённо уставился на новенького. Никто раньше не перечил учительнице в этом вопросе, все понимали, что если Елена Константиновна пересаживает кого-то, значит так будет лучше. А тут пререкания, да ещё таким наглым тоном.
- Сергей! – твёрдо сказала Елена Константиновна. – Пересядь к Алисе, и мы продолжим урок.
Мальчик подчинился, но таким недобрым взглядом он посмотрел на свою учительницу, что Елена Константиновна невольно содрогнулась. Правда, она быстро вязла себя в руки и начала урок.
А вечером раздался телефонный звонок.
- Елена Константиновна? – спросил мужской голос в трубке. – С вами говорит отец Сергея Викулова, Алексей Саввич. Видите ли, мой сын пришел из школы расстроенный, говорит, вы посадили его с какой-то девочкой, которая мешает ему заниматься.
«Это Алиса мешает?» - удивленно подумала Елена Константиновна. – «Да из неё и слова не вытянешь!»
Но собеседнику всё же сказала:
- Хорошо, Алексей Саввич, я посажу Серёжу с кем-нибудь другим.
- Нет, вы не поняли, Елена Константиновна. Я убедительно вас прошу посадить моего сына одного, так как он этого хочет. Ведь существует всё-таки Конвенция прав ребёнка, а заставлять его сидеть с тем, с кем он не хочет, это нарушение его прав!
Эти громкие слова заставили Елену Константиновну уступить. Она пересадила Сергея и выдержала его насмешливый взгляд.
Через несколько дней этот случай стерся из памяти, но учительница постоянно наблюдала за Серёжей. Учился он вроде нормально – по русскому языку делал ошибки, задачки по математике решал верно. На устных предметах не отвечал. Но это Елена Константиновна списывала на адаптацию. Правда и с одноклассниками за это время он не только не подружился, но и вообще никак не общался. На вопросы их не отвечал, сам ни о чем не спрашивал, ни с кем не разговаривал. Когда дети на переменах играли между собой, Серёжа сидел за своей партой и что-то рисовал в своём альбоме.
Наконец, Елена Константиновна решила поговорить с родителями мальчика. В тот день забирать его пришёл отец.
- Алексей Саввич, - начала она разговор. – Скажите у вашего сына есть друзья?
Елена Константиновна ожидала любой реакции – и полного уверения в том, что Серёжа дружелюбный мальчик, и горького признания, что на самом деле у ребёнка нет друзей. Но то что сказал отец, поразило её и напугало:
- А какое право вы имеете лезть в нашу личную жизнь? – спросил он громким, хорошо поставленным голосом. – Ваша обязанность – учить моего сына, а не лезть с психоанализом!
- Просто я думала, что могу как-нибудь помочь Сергею адаптироваться к жизни в классе, он за это время ни с кем не подружился.
- Это не ваше дело! – снова пробасил Алексей Саввич. – Не имеет значения, есть ли друзья у моего сына или нет. От школы я жду только одного – качественного образования. И никаких друзей ему не надо!
Мужчина встал и вышел из класса, не попрощавшись. Этот разговор не давал покоя Елене Константиновне весь день, в конце концов, она решила переждать и посмотреть, как будут дальше развиваться отношения Серёжи с одноклассниками. Но то, что произошло на следующий день, никак не способствовало укреплению дружбы.
В тот день Сергей должен был дежурить по классу. Обязанности дежурного были не сложными –  стирать с доски после каждого урока. Не сложное дело. И никто из учеников не уклонялся от этой обязанности.
Каково же было её удивление, когда Елена Константиновна пришла в класс после своего дежурства на этаже и увидела, что доска к уроку не готова.
- Кто дежурный? – спросила она.
- Викулов, - ответила всезнайка Мирзоян.
- Серёжа, почему ты не вытер доску? Забыл? Давай, вытри скорее, пока я тетради раздаю.
Но Серёжа даже не поднялся с места. Он просто сидел и смотрел на учительницу, не испытывая ни тени смущения перед ней. Другие ребята на него зашикали:
- Иди вытри доску, Викулов! Не наглей! Иди скорее.
- Елена Константиновна, давайте я вытру, - предложила Алиса и, не дожидаясь разрешения, резво подскочила к доске.
Пришлось пока оставить всё как есть, но когда закончился второй урок, Елена Константиновна, перед тем как уйти на своё дежурство, строго посмотрела на Серёжу.
- Не забывай, Сергей,  ты – дежурный!
Она ушла, а за ней высыпали и все четвероклассники – дежурство своей учительницы по этажу они любили и считали себя причастными к этому важному делу – когда ещё можно напустить на себя важный вид и не носиться по коридорам, а ходить чинно парами и делать замечания расшалившимся малышам.
Когда прозвенел звонок и все вернулись в класс, то увидели, что ничего не изменилось – на доске, как и 10 минут назад, красовалось решение задачи. Алиса, не дожидаясь замечания, снова вытерла доску сама, но все остальные ребята смотрели на Викулова не просто с возмущением, а со злостью.
Елена Константиновна тоже не понимала, почему этот мальчик так нагло себя ведёт, ведь если ты дежурный, значит, у тебя есть обязанности, которые ты должен выполнять.
После третьего урока – полдник.
- Викулов, - строго сказала Елена Константиновна. – Ты придёшь в столовую, когда вытрешь доску. Мы тебя там ждём.
Серёжа появился в столовой через несколько минут.
- Ты всё сделал? – спросила его учительница.
Мальчик ничего не ответил, он посмотрел ей насмешливо в глаза и взял свою булочку и сок.
Ничего он не сделал, к доске он даже не подходил. На этот раз, Елена Константиновна не разрешила Алисе сделать за Серёжу его работу. 
- Сядь, Симанина, дежурный у нас Викулов, пусть он и вытирает доску.
Все 25 пар глаз уставились на мальчика, но тот снова спокойно сидел за партой и что-то рисовал в блокноте.
- Викулов, быстрее вытри доску, - шептали ему ребята. – Тебе чего? Сложно, что ли?
Елена Константиновна молча ждала. Она не знала что делать, в её педагогической практике это был первый случай такого явного неповиновения. Как же заставить его выполнить обязанности дежурного? А отступать было нельзя – какой пример увидят дети?!
- Ну что ж, - сказала учительница. – Раз доска не готова, будем писать диктант. Заодно и проверим, чему вы научились за эти две недели.
Диктант дети писать не хотели. Особенно его боялся Дима Ребров. Он вскочил со своего места и крикнул Сергею:
- Ты чё, особенный? Все моют доску! Встал быстро!
Другие ребята Диму поддержали. Так что мальчик всё же встал и подошёл к доске. Он взял брезгливо, двумя пальцами тряпку и повозил ею по доске.
Елена Константиновна посчитала инцидент исчерпанным, она начала урок по тому сценарию, который приготовила дома. И только иногда, встречаясь взглядом с Сергеем, ёжилась от злобы в его глазах.
На пятом уроке у ребят физкультура и Елена Константиновна отправила их в спортзал к учителю. А сама стала проверять тетрадки с домашними заданиями.
- Как вы смели так унизить моего сына? – раздался вдруг голос прямо возле уха.
Учительница подняла голову и увидела Алексея Саввича собственной персоной.
- Как вы смели настроить весь класс против моего сына?
Елене Константиновне было не привыкать успокаивать таких рассерженных родителей.
- Присаживайтесь, Алексей Саввич, - мягко сказала она. – Давайте спокойно во всём разберёмся. Прежде всего, я не настраивала ребят против вашего Серёжи. Он это сделал сам своим поведением. Его отказ дежурить вызвал возмущение ребят. Если бы я начала их успокаивать, они бы подумали, что он особенный и ещё больше бы настроились против него.
Это Алексей Саввич принял, но его претензии к Елене Константиновне были не закончены.
- Я вообще против дежурства в школе! – заявил он. – Каково это детям держать в руках мокрую, грязную тряпку. На ней скапливается столько бактерий! Это негигиенично! И я не допущу, чтобы мой сын прикасался к тряпке.
- Но… а как же работать на доске? – удивилась Елена Константиновна.
- Это ваши проблемы! Имейте в виду, что по Конвенции прав ребёнка вы вообще не имеет права заставлять сына делать что-то против его воли. Тем более подвергать угрозе его здоровье этой тряпкой.
Алексей Саввич решил, что разговор закончен. Он пошёл к выходу, но у самой двери оглянулся и посмотрел на Елену Константиновну долгим, не обещающим ничего доброго, взглядом.
Елена Константиновна не могла сама решить эту задачу и пошла к Александре Владимировне за советом.
- Н-да, - директор школы тоже впервые столкнулась с такой проблемой. – Формально он прав, мы не имеем права насильно заставить ребёнка вытирать доску и мыть пол. Но по сути… это обычное требование учебного процесса.
- Если Викулов не будет дежурить, у других детей это вызовет ненужные вопросы. Это плохо скажется на всём классе, они тоже будут требовать к себе поблажек, а могут ещё и ополчиться на мальчика.
- Ну что ж! Тогда вам остаётся только сказать, что у Сергея редкая аллергия – на мокрый мел, например. Ерунда, конечно, но дети не будут вдаваться в подробности, и вы избавитесь от такой проблемы.
Так Елена Константиновна и поступила. Несколько дней было затишье, пока осень полностью не вступила в свои права и не зарядила частыми нескончаемыми дождями. Елене Константиновне стоило большого труда удержать детей, привыкших во время большой перемены хотя бы пару минут гулять в школьном дворе.
- Ребята, на улицу мы не ходим! – кричала она, когда её ученики толпой выходили из столовой. – Лучше поиграем в ручеёк в коридоре.
Она сама организовывала игру, с удовольствием встала в пару с Алисой Симаниной.
Наконец, перемена закончилась, и все ребята гурьбой побежали в класс. Последним зашёл Серёжа. За ним тянулись грязные следы. Елена Константиновна вспомнила, что после столовой мальчик не пошёл играть со всеми. Значит, он был на улице!
- Что это значит? – строго спросила она. – Ты зачем ходил на улицу?
- Воздухом подышать! – нахально ответил Серёжа.
- И не побоялся промокнуть?
- Так дождя нет, он закончился. Воздух такой свежий!
Елена Константиновна заметила мечтательный блеск в глазах Реброва. Как пить дать  на следующей перемене сбежит на улицу. Нужно наказать Викулова, чтобы другим неповадно было.
- Хорошо, Сергей, - твёрдо сказала учительница. – Ты погулял, но сейчас возьми швабру и вымой за собой свои следы.
Сергей побледнел и посмотрел на швабру, всегда стоящую в углу класса. На этот раз он не стал протестовать, покорно вытер пол и сел за свою парту. Но вечером Елене Константиновне позвонил Алексей Саввич.
- Я бы хотел вас предупредить, Елена Константиновна, чтобы больше вы не смели так издеваться над моим ребёнком!
- Как издеваться?! – учительница даже опешила от неожиданности. – Что вы имеете в виду?
- Вы на глазах у всего класса заставили мальчика выполнять грязную работу. Во-первых, вы опять его унизили, а во-вторых, для мытья полов в школе есть специальные люди, которые получают зарплату.
- Простите, Алексей Саввич! – твёрдо сказала Елена Константиновна. – Я не унижала вашего сына. Он нарушил запрет выходить на улицу на перемене, пришёл в грязной обуви! Согласитесь, если бы я оставила его проступок без внимания – другие дети бы последовали его примеру.
- Меня не интересуют ваши педагогические потуги! – ответил Алексей Саввич. – Я вас предупредил! Вы не имеете права унижать ребёнка!
Он положил трубку. А Елена Константиновна задумалась. Действительно ли наказание было слишком унизительным для Сергея? Может быть, она перегнула палку? Но как же тогда надо было поступить в такой ситуации? Так она и не нашла ответа на этот вопрос.
А на следующий день похолодало так, что даже Серёжа не изъявил желания выбежать на улицу. Претензий к нему по поводу поведения у Елены Константиновны больше не было. Зато на первое место вступила учёба.
Впервые вызвав мальчика к доске на пересказ, учительница поразилась, как же путано он говорит. Сюжет то Сергей худо-бедно передал, а вот когда Елена Константиновна начала задавать вопросы, тут  замолчал вовсе. Не понимал он чего от него требуют.
И так оказалось со всеми устными предметами. Он заучивал на память, затем пересказывал всё что запомнил, но ни слова не понимал. Елене Константиновне приходилось задавать ему наводящие вопросы, но это слишком веселило других учеников, и учительница отказалась от подобной практики. За ответ она ставила ему слабую тройку, хотя ей было стыдно – если бы кто-то другой так отвечал, двойка тому была бы обеспечена.
Письменные предметы Серёже тоже давались трудно. Домашние задания выполнялись безукоризненно, а вот классные работы, контрольные и диктанты еле дотягивали до двойки.
И в результате – благодаря домашним за четверть у Сергея вышли четвёрки по русскому и математике, а по всем остальным лишь тройки.
Сразу после того, как оценки были выставлены в дневник, явился Алексей Саввич.
- Почему у моего сына стоят за четверть тройки? – поинтересовался он.
Елена Константиновна спокойно объяснила ситуацию, надеясь, что Викулов также спокойно сможет её понять. Но надеялась она зря.
- Да вы просто работать не умеете! – заявил он. – Вы не нашли подхода к моему ребёнку и мстите ему за это оценками!
Это было так несправедливо, что Елена Константиновна не нашлась что ответить. А Алексей Саввич продолжал:
- Если вы нашли у моего сына какие-то проблемы, вы должны помочь ему, а не ставить спокойно тройки, умывая руки.
Елена Константиновна признала правоту мужчины и пригласила Серёжу позаниматься на каникулах.
Только толку от этих занятий не было. Мальчик всё так же не вдумывался в смысл прочитанного, просто повторял заученное.
- Сережа, ну попробуй понять, о чём здесь рассказывается, - просила Елена Константиновна.
- А зачем? – поинтересовался как-то мальчик.
- Как зачем? Ты же должен понимать, о чём идёт речь, тогда ты и на вопросы ответишь и более точно сможешь пересказать. К тому же если ты поймёшь, то что-то в голове у тебя останется надолго.
- А зачем? – снова повторил мальчик. – Мне это в жизни не пригодится. Ну зачем мне во взрослой жизни сказки? Или рассказы про детей?
Елена Константиновна растерялась. Она не знала, как ответить мальчику на этот вопрос.
- Ну а «Окружающий мир» - знания о природе, они тебе тоже не нужны?
- То, что мне нужно, в голове итак отложится, - ответил Серёжа. – А для оценки достаточно простого пересказа.
Не своим словами мальчик говорил, но так уверенно. Елена Константиновна поняла, что никакие занятия Сергею не помогут, если сам отец не объяснит ему, что и для чего. Но у отца своё мнение и он не будет слушать её доводов.
Когда началась новая четверть, Елена Константиновна реже стала вызывать Сергея к доске. А за ответ ставила четвёрки. Она понимала, что непедагогично, но хотела избежать встреч с его отцом.
И всё же перед Новым годом Алексей Саввич ещё раз её навестил.
- Вы заставляете моего сына играть в новогоднем утреннике против его желания! Мне кажется, это недопустимо.
- Всё совершенно не так, - ответила Елена Константиновна. – Ребята сами выбрали сказку «12 месяцев» и сами распределяли роли. Я поощряю подобную самостоятельность. Они и выбрали Сергея на роль одного из братьев-месяцев.
- И всё же, вы учительница и сможете пресечь попытку вовлечь моего сына в это спектакль!
«Вовлечь моего сына в этот спектакль» - сказал так, будто дети занимаются чем-то преступным. Но Елена  Константиновна всё же поговорила с ребятами и на Серёжину роль взяли мальчика из третьего класса.
Всё это не способствовало популярности Сергея в классе, его не любили, но не любили пассивно. До поры до времени.
Перед праздником 8 марта все мальчики стояли на ушах. Они готовили концерт для девочек, подписывали открытки, собирали деньги на подарки.
- Давайте соберём по 100 рублей и устроим чаепитие и подарим по блокнотику, - предложил Дима Ребров. – Они нам на 23 февраля сделали хорошие подарки.
Все мальчики согласились с Димо й, кроме Серёжи. Он не принёс деньги, но остался на чаепитие. Мальчики ничего ему не сказали бы, ведь в прошлом году Елена Константиновна проводила беседу о деньгах, о том, что не все люди могут покупать красивую одежду, дарить детям дорогие игрушки и телефоны. Так что присутствие Сергея на празднике никак не обсуждалось. Но… Поведение мальчика было недопустимым.
Когда мальчики выступали с концертными номерами, он единственный не хлопал, а сидел, усмехнувшись.
Елена Константиновна смотрела и радовалась – какие всё-таки у неё хорошие ребята. Затем, каждый мальчик говорил тост-поздравление. Очередь дошла до Сергея.
- А я не знаю, что говорить! – сказал он. – Я не люблю девчонок – они все глупые. А потом из них вырастают толстые глупые тётки!
- Это неправда! – воскликнула Настенька Мирзоян.
- Да замолчи ты, балаболка, - отмахнулся Сергей от  девочки. – Девчонки только и делают, что болтают не по делу. И нужны они только для того, чтобы детей рожать.
Елена Константиновна была в шоке. Да и ребята заметно притихли.
- Слышь, Викулов, варежку закрой! – не выдержал Дима. – И чтоб про наших девчонок больше ни слова не говорил, дебил.
- Сам ты дебил! – крикнул Серёжа и накинулся на Диму с кулаками.
Мальчики сцепились не на шутку. Елена Константиновна вскочила с места и бросилась разнимать дерущихся. Оттащить удалось с трудом, только схватив за руку Сергея.
Елена Константиновна винила себя за этот инцидент, но не больше, чем её винил Алексей Саввич.
- Вы не имели права хватать моего сына за руку! – пророкотал он, появившись в классе на следующий день. -  А это, уважаемая Елена Константиновна, статья, между прочим.
- Но мальчики начали драться…
- И это опять же ваша вина. Вы должны были предотвратить конфликт.
- Сергей нелицеприятно высказался о наших девочках, Дима Ребров за них заступился.
- Вот у нас какое демократическое образование! Ребёнку даже мнения нельзя своего высказать!
- Его мнение носило оскорбляющий характер, - твёрдо сказала Елена Константиновна. – Будь он взрослым, на него можно было бы подать в суд.
- Я не желаю вступать с вами в дискуссии! Имейте в виду, что вчера мы ездили в больницу и сняли синяки на руке. Оставленные после вашей железной хватки. Так что, если ещё раз повторится что-то подобное, я дам делу ход.
Елена Константиновна испугалась. Теперь она всеми силами старалась не допустить конфликтов между Сергеем и другими детьми. Ей это удалось – дети и сами не стремились больше общаться с ними.
А потом началась весна. Растаял снег, потеплело так, что дети снимали надоевшие куртки и шапки. И каждую перемену они бежали на улицу. Перед началом каждого урока Елена Константиновна с трудом заставляла четвероклассников вернуться в класс.
И вот именно тогда Сергей впервые прогулял урок, просто не вернулся с перемены. Пришёл на следующий, как будто ничего и не было. На этот раз Елена Константиновна сама позвонила Викулову-старшему.
- Алексей Саввич, Сергей прогулял сегодня урок.
- Прогулял? Значит ему на ваших уроках не интересно! – ответил мужчина. – Что вы хотите от меня? Чтобы я его за руку приводил?
- Но вы могли бы хотя бы объяснить ему…
- Послушайте, Елена Константиновна, - перебил Викулов. – Давайте свои проблемы вы будет решать сами.
Елена Константиновна попробовала сама решить эту проблему, когда прозвенел звонок на урок, взяла Сергея за руку и отвела в класс. Это было не просто – мальчик сопротивлялся и на следующей перемене снова убежал на улицу, на это раз с портфелем. А после уроков пришёл его отец.
- Я предупреждаю в последний раз – ещё раз вы примените к моему сыну физическую силу, я вас засужу. Поверьте, это всё очень серьёзно! Вот копия иска в суд, пока я не дал ему ход, но всё зависит от вас.
От волнения и испуга Елена Константиновна смогла воспринять только некоторые слова из документа:
- … Учительница, Шестакова Елена Константиновна, систематически применяет физическую силу к моему сыну, Викулову Сергею… К документу приложены факты медицинского освидетельствования…
- Скажите, а почему вы так настроены против меня? – устало спросила Елена Константиновна.
- Я не против вас, а против самой школьной системы. В школах из наших детей хотят сделать роботов. Относятся к ним как к мусору. Сколько законов нарушается каждый день в этих детских учреждениях! Я борюсь с этой системой, начиная с детского сада. Своего сына воспитаю свободным, а он так же воспитает своих детей.
После того, как Викулов ушёл, Елена Константиновна решила обратиться за помощью к Александре Владимировне.
Директор школы выслушала учительницу и тяжело вздохнула.
- Я ведь недавно узнала, что Сергей Викулов – очень проблемный ученик, - сказала она. – Пару месяцев назад я стала наводить о нём справки, и результат меня шокировал, но вас я не хотела пугать. Вот смотрите – мальчик сменил четыре школы. В школах № 30 и 56, где он учился в первом и третьем классах, учительницы уволились – одна ушла в середине года, вторая после окончания занятий. Официальная версия - по собственному желанию, но поговаривают, что их к этому вынудил Викулов-старший. Учительница 150-ой школы, где Серёжа учился во втором классе, ушла на пенсию, хотя была ещё полна сил и в школе её очень любили.
- Что же мне делать?
- Мой вам совет – осталось меньше месяца, оставьте его в покое. У вас есть другие дети, занимайтесь с ними.
Елене Константиновне показалось, что этот метод непедагогичен, но иного выхода она тоже не видела.
Этот разговор произошёл накануне трагедии.

Следователю Лухнёву нечего было сказать. Да и что тут скажешь? За гибель ребёнка кто-то должен ответить. И этот кто-то уже назначен. Закон гласит, что за жизнь и здоровье ребёнка учителя несут полную ответственность. И это правильно. Только всегда ли прав закон? И прав ли он в данном случае?


Рецензии
Ну, Валерия, Вы и проблему подняли... Так в Вашем рассказе фактически все проблемы современного, даже не могу точно сказать - и государства, и общества, и социума, и семьи, и отдельного индивида, проблему взаимодействия старших поколений и последующих, и мужского и женского начал... Если кратко, то Вы написали, что мы сегодня находимся в таком глубоком кризисе, у нас настолько все элементы разделены и функционируют вне единой системы, что куда не сунься в чём то правы одни, одновременно с этим другие. В чём то права учительница, в чём то отец, в чём то сын, и одновременно с этим учительница во многом не права, и отец не прав и сын, и дети... Как говорится, нас искусственно ввергли в жизнь где нет никаких правил, законы что дышло - куда повернёшь, туда и вышло. Есть замечательный принцип манипуляции массами - разделяй и властвуй! Кто за отца, давай за мной, кто за учительницу - за мной, а кто за закон, директора... Попробуем разобраться в первом приближении. Общественно полезный труд - это дело хорошее и абсолютно необходимое для воспитания человека, детей в частности. Помыть доску, намочить тряпку - это всё же на пользу всем идёт, учитель меньше отвлекается и больше детьми занимается, дети к труду приучаются. Вроде всё правильно и тут отец совсем не прав. Однако, мы что забыли о том, что в России сегодня не социализм, где всё общественное, а капитализм. При капитализме все люди не трудятся, у них не может быть призвания - им нужны только деньги. Посему любая работа должна оплачиваться, безкорыстие - это нонсенс, а уж тем более безкорыстие из под начальственной палки. Вот и получается, раз капиталлизм, то почему это школьник который купил билет и сидит, должен уступать место взрослым!? Он оплатил и может ехать на тех же условиях что и любой взрослый! Уважение к старшим, говорят должно быть! Не смешно ли !? За что уважение то!? а то что вы детям построили не поймёшь какую систему отношений, не поймёшь что важно - обществу, государству служить, жизнь отдавать или должности и бабло. Это же ценности не совместимые - кто баблу служить, он жизнь ни за кого отдать не может, только других может отправить погибать за его власть и бабки. Сами запутались и детей путаете. Тут папа во многом прав, а учительница не права, ибо у самой у неё нет призвания, не разумное доброе и вечное пришла они нести детям, а отрабатывает свой хлеб, а посему безхребетная и не имеет своих внутренних устоев - соглашается делать то, что ей не по нутру, боится делать нужное там где она должна была бы быть примером для детей. Вот в современных школах отправляют детей и учителей на субботники по уборке территории, оформлять клумбы, заборы красить. Я работая в школе отказывал начальству и сам не ходил и детей не водил. Дети не обязаны экономить деньги системе образования, тем более в ущерб учебному процессу. Что за позиция проституток - прогуливать уроки это нельзя, а если снег около школы чистить - то можно. Кого хотим воспитать такими действиями? Таких же как мы безхребетных, только ещё более гуттаперчевых!? Сегодня у нас на роаботе выгонят на субботники регулярно - указивка сверху: Рабов согнать на общественно полезный труд! И Начальники0 рабы и рабы подчинённые гундят, но идут. А я например посылаю всех в трюм и не хожу, принципиально. Вернее некоторое время ходил, приходили бабы и уговаривали, что им тяжело без мужика, таскать, копать... Приходилось, как в Вашем рассказе, как всем выполнять "общественно полезную" работу и за безплатно, конечно. Но потом понял, что это разводняк и посылают теперь и рабов-подчинённых. Сижу и наблюдаю как бабы корячатся, а я выполняю свои должностные обязанности. Естественно меня не любят, причём больше чем начальников, которые их отправили пахать за бесплатно. Ладно, теперь к тому что является альтернативой такому, совсем гнусному и в одном и в другом случае, поведению и к тому, в чём папашка не прав. Не прав в том, что какая бы гнусная система не была выстроена сегодня, тем не менее человеком нужно становится и не терять это высокий чин даже в этих условиях и детей воспитывать. Папашка показал сыну только часть проблемы - да в современной школе всё не добровольно и в первую очередь не по доброй воле действуют учителя - их в грубой форме обязывают и они реализуют самые мерзкие программы и учебные и воспитательные и оздоровительные. Разрушение системы образования руками учителей, внедрение вреднейших для детей прививок - так же руками учителей, сами то привиты и других тащат. Поборы школьные - руками учителей, обследования даже благополучных семей - тоже руками учителей. Ну и субботники, уборки классов, мы же говорили - тоже руками учителей. Этому хоть кто то должен сопротивляться, бабы не могут, мужика в школе давно уже нет - так хоть родители такие. Это одна сторона. Но другая, то что отношения то на этом не заканчиваются и нормальные нужно учиться и самим выстаивать и детй учить, а папашка просто растит сыночка в одиночестве - де будут бабки и друзья не нужны, и общество не нужно, зачем нужен безкорыстный труд на чужое благо. Я бы советовал не ходить на "общественные" работы организованные чиновниками из рабов, а найти дела, которые не делаются вообще никем, но являются полезными для всех и с детьми делать эти дела совместно с детьми, где и взаимовыручка будет не необходима, и помощь мальчиков девочкам. Фронт таких работ огромен. Ну например, можно купить материал за свои деньги и совместно с детьми построить на речке нырялку с которой все и взрослые и дети не будут слезать всё лето. Можно в этом месте на реке наводить регулярно порядок, убирать мусор за дебилами приезжающими покупаться и пивка попить... Можно за свой счёт вместе с детьми построить теннисный стол в школе, чтобы дети могли играть. Эгоизм воспитываемый папашкой не чуть не лучше рабского поведения - де все в классе убираются и ты должен, все родители сдают деньги на ремонт школы - и ты должен своим объяснить, что неприлично отбиваться от стада. Эти позиции одинаковы плохи как две стороны одной медали. Это так же обман своего сына ибо за деньги и должность не возможно купить дружбу, любовь, справедливость, теплоту семейных отношений и в ситуации когда его сын будет тонуть или ему потребуется помощь на пожаре - то нужны будут люди готовые придти на помощь, а не требующие до того как они полезут в воду чтобы папашка перевёл на их счёт кругленькую сумму, тем более что этой суммы в это момент может и не оказаться - конкуренция, понимаешь... Нужно понимать что ЧЕЛОвек - это разумное существо, которое как только приобрело ЧЕЛО, стало человеком - обязано хранить его весь век. Ведь совершая постыдные поступки, в русском языке - теряя чело не возможно остаться ЧЕЛОвеком. Один корень из понятия исчезает. Извините, короче не мог...
С уважением,

Андрей Староверов   24.04.2017 14:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.