Город и его люди

Белорусское сердце русской души с украинским темпераментом

В одном из своих материалов я написала, что главная ценность города – это люди. Про город над Бугом 313 тысяч горожан говорят: «Это мой город. Это - мой Брест!». И куда бы ни забрасывала судьба брестчанина, эта точка на слиянии двух рек навсегда останется не только в сердце, но и в душе…

Тамара Ивановна Панасенко, в девичестве Маценко, родилась в снежном феврале 1948-го в Бресте. Район «Киевки» стал малой родиной. Как тысячи других девчонок, училась, бегала на танцы, влюблялась. А еще играла в школьном КВН, писала сценарии к праздникам, сочиняла стихи и серьёзно занималась спортом: к 1965-ому Тамара получила звание кандидата в мастера спорта по гребле. Но к моменту «выпускных» – а девушке посчастливилось окончить 11-ый  педагогический класс 19-ой школы – она точно знала, что свяжет свою профессию именно с воспитанием подрастающего поколения. И даже поступление в торговый техникум не стало для этого препятствием: мечту Тамара просто «отложила» … на время.

А время пришло зимой 1967-го. «Я познакомилась с Николаем в Южном городке в Доме офицеров. 23 февраля мы с подругами пришли на танцы. Там были курсанты. Коля поразил меня с первого взгляда: высокий, стройный, улыбчивый… Познакомились, переписывались почти год. А потом я уехала к нему в Батуми. Там и расписались»…
Так Тамара перебралась из Бреста на Кавказ, и с тех пор её свидания с Родиной случались только раз в год - во время отпуска мужа-военного.

«Где бы я ни жила, в Батуми или чуть позже в Ленинграде, когда муж поступил в академию, или в Подмосковье, где он продолжал службу в военном исследовательском институте, Брест всегда был в моём сердце. Я грустила по маме и отцу, с которыми так редко виделась, по сёстрам. По иве плакучей, которая росла недалеко от дома, на лугу. По Мухавцу, который переплывала на спор. Мне не хватало маминых белорусских песен и отцовского украинского говора…»

Но жизнь не давала расслабляться. К моменту переезда в подмосковные Мытищи старшей дочери Наталье было уже семь лет, младшей Нине – почти два года. Работа стала и отдушиной, и возможностью совмещать призвание с  воспитанием младшей дочери, и  средством пополнения семейного бюджета: Тамара стала воспитателем в детском саду.
С тех пор немало воды утекло. Выросли дети. Старший внук готовится поступать в аспирантуру, подрастают и двое младших. Полгода назад не стало «второй половины»: Тамару и Николая связывал сорок один год под одной крышей. И сейчас её жизнь разделилась на «до» и «после». Но женщина не впала в отчаяние: утрата помогла иначе взглянуть на ценность каждой минуты. «Чувствую, что нужна, и буду работать, пока хватит сил. Всё, что я умею, - отдаю детям. Развить в них творческие способности – это моя задача. Гжель, хохлома, батик, бумажная пластика…Я освоила все мыслимые и немыслимые техники, - признаётся Тамара. – И, мне кажется, что я справляюсь. Сейчас делюсь частью души с внуками: в них наше продолжение…»

И уже давно в подмосковном городе с почти 170 - тысячным населением нашу землячку называют уважительно «наша Тамара Ивановна». Пройдя долгий трудовой и профессиональный путь она воспитала не одну сотню маленьких россиян: сейчас в детский сад, где Тамара Панасенко продолжает работать, но уже воспитателем высшей категории, приводят своих детей её бывшие подопечные. А, кроме того, эта удивительно неусидчивая женщина – в самом хорошем смысле слова – руководитель методических объединений по изобразительной деятельности города Мытищи и Мытищинского района: под её чутким взором 60 детских садов.
 
А еще Тамара Ивановна пишет стихи: глубокие, пронизывающие и такие … женские. И рисует. Её работы – частые «гости» в Художественной галерее города Мытищи. Её картины, как и лирика, - о любви, о доме, и, конечно же, о женском счастье… А иначе у женщины с белорусским сердцем, русской душой и украинским темпераментом и быть не может.

«В Бресте осталось моё сердце. Это я поняла еще 41 год назад, когда уехала отсюда. Здесь могилы моих предков, здесь мои корни. И всякий раз, когда приезжаю в родной город, я знаю, что здесь смогу отдохнуть и восстановиться. И пусть он стал другим, более западным, я в каждой его чёрточке узнаю тот Брест, который воспитал меня и дал силы. Это город – сказка: многоцветный, разносторонний, дающий волю воображению. Это – мой город!»…

февраль 2010г.
г. Брест


Рецензии
Спасибо. Город Брест стал теплее и ближе для меня. В 80х я по работе был в Минске, в Жодино и в окрестностях. Очень понравилось. Особенно люди.
С уважением.

Петр Плужников   02.12.2014 17:58     Заявить о нарушении
Милости просим в гости!

Ирина Альшова   02.12.2014 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.