Похоронка

         Деревня все еще спит. Тихо. Медленно приходит рассвет. Не слышно ни голос петуха, ни собачего лая. Будто и животные отучились просыпаться рано.
         Уже шесть часов. Семь… Нет никакого движения. Здания с обе стороны дороги построены не на одной линии. Каждый дом перевернулся около своей оси и смотрит с какой-то своей точки зрения. Один стоит на грани, другой спрятался внутри двора. Третий узенький такой смешной, выпрямился вертикально, выглядит как коробка спичек. Другой разширился, лежит спиной к улице, прячет свое лицо.
         Подымаюсь над деревней. Травы еще покрытые росой. Подымаюсь еще выше. Хочу посмотреть от сюда. Все как на ладони. Здесь, на этой земле, в своей юности, стоял мой отец. Сейчас я с ним. Когда потеряем родных, с которыми ненажились и ненаговорились, начинаем собирать то ли с места, где жили до нашего появления, то ли через людей, с которыми они работали и дружили. И так составляем их условный портрет, с которым можно ненадолго пожить.
         Солнце возходит за мной, бросает свои лучи сначала над речькой, потом освещает дома и сосновый лес. Потом видишь как на одном месте уже дым тянется вверх, значит проснулся еще один. Здравствуй, человек! И ты наша кровь, по земному шару будем вместе шагать, рано встаешь, любишь жить, а не спать.
         На землю сяду и смотрю, как хорошо пахнет вокруг. А в воздухе есть и что-то особое. Удивляешся, что это? Что, что, что… Ну, да, есть свет! Воздух полон светом.
Здесь так хорошо! Так захотелось откатиться по склону и прямо в дом, где родились мой отец, мой дедушка, отец дедушки. Это было давно. Теперь пришла только востановить память о них. А и дома давно уже нет. Снесли его и построили там культурное сооружение, а еще  и туалет до речки.
         Осталось однако одно местечко незастроенное и я знаю, что это часть моих предков. Пойду потом, посижу на этом местечке. У каждого наверное есть такой уголок в мире, где только вспоминание. Живых давно нет. А вспоминание такое, сижу на лестнице рано утром и думаю, мне всего три года, как дойти до того место, где мне сказали, что в туалет надо там ходить, а теперь снега много и я затону. У меня рост невеликий, мне всего три годишка, а надо идти. А я не знаю как глубок там снег. Надо было быстро соображать. Догадывалась, что если кто-то пройдет и оставит шаги и я потом за ними… Я тогда наверное так долго смотрела на этом месте, что потом через десятки лет община воздигла в центре деревни туалет. Вот какая сильная мысль! И память!
         Колокольня извещает:
Даннннннннннннннннннн!
Даннннннннннннннннннн!
         Почему така рано звенит?
         Через несколько минут опять:
Даннннннннннннннннннн!
Даннннннннннннннннннн!
         Извещает, что уходит из этой деревни еще один человек.
         Кладбище расположено на крутом склоне. Иду по тропинке, ищу могилу своего деда. Вокруг меня памятники, кресты, имена, фотографии. По высокой траве роса еще не высохла. Брюки и обувь давно промокли и отяжелели. Мне трудно найти того, что нужно. В прошлом году, соблюдая модные тенденции и в этой области, местные люди начали делать заграждения своих покойников. Здесь будут жить потом они. Пейзаж изменился. Как ни поворачиваясь, перед глазами выскакивает все одна и та же каменная фигура, поставленная в середине кладбища. Эта статуя видна из далека, даже от центра села. Она на таком месте, что непрерывно бросается в глазах, как и само кладбище между впрочем. Вечером, после заката солнца, старые люди выдут, сядут на скамеечки перед домами, тихо разговаривают и подсматривают в сторону кладбищ, как там их родные, в чем нуждаются.
         Буммм-бумм! Буммм-бумм!
         Слышни звуки медленные, ритмичные. Духовая музыка сопровождает душу человека. Появляется погребальная процессия. В самом начале идет сама девочка. В руках у нее высоко поднятый круглый хлеб. За ней крест, с цветами украшенный, на нем написано имя умревшего.  Идут по склону. Поднимают его на это высокое место, чтобы легко и быстро достич ему до неба. Священник с лампадой ощищает ему дорогу, за ним следует катафалк и люди. Вышли они, кто как был одет, как бы отложили не надолго свою работу, позвали их, чтоб сопроводить человека и потом опять они вернутся доделывать у кого что было. Для этих людей жизнь продолжается.
         Буммм-бумм! Буммм-бумм!
         Духовая музыка в конце процессии. Медленная, ритмичная.
         Время - отвремени все останавливаются. Склоняют головы. Выжидают. Может быть в этом мгновении дух покойника прощается с любимыми местами, с домами, с заборами, с деревней.
Останавливаются и перед зданием сельского управления, стоят долго, будто в ожидании, чиновники там выписать, снять с учета этого своего уже бывшего жителя и освободить его от всяких налогов.
        Уточки белые, пушистые плывут под мостом, скрывают частенько головки под водой, ищут рыбу. Речонка не глубокая. Поставленны четыре камня, можешь перешагнуть ее легко.


автор: Магдалена Манчева


Рецензии
Да память своей деревни и своих родных, всегда есть на это местечко, где можно уединиться и вспомнить прошлые годы. Мне понравилось!.................С уважением Ильдар.

Ильдар Минибаев   29.07.2010 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Ильдар.

Магдалена Манчева   29.07.2010 18:22   Заявить о нарушении
Всё, что остаётся людям - это память. Хотя иногда нас называют не помнящими своего родства. Мы не такие... Ну, большинство не такие - это точно...

Игорь Рассказов   17.08.2010 14:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.