Кадриль история русских горе-свингеров

Памяти Любови Полищук и Виктора Титова
 
Жанр: комедия
Режиссер: Виктор Титов
В  ролях: Л.Полищук, В.Теличкина, Н.Усатова, О.Табаков, С.Любшин
 
 По обыкновению роль критика представляется нам в публичном выражении принципиального и обязательно придирчивого мнения профессионала о литературном, кино-, или другом произведении искусства.
Некоторые рядовые потребители, доверяя такому мнению профессионалов, дабы не тратить собственного времени на выискивание драгоценного алмаза в груде серых камешков, выбирают для ознакомления и приятного времяпровождения лишь рекомендованную последними продукцию духовного цеха. Так порой приобретают высокие рейтинги и даже культовость некоторые произведения. И в то же время, за бортом популярности  иногда, совсем не заслужено, оказываются настоящие самоцветы.
В связи с этим стоит заметить, что даже высокопрофессиональный критик - не наместник Бога на литературно-киношном материке и мнение его, как и внимание, достаточно субъективны. Ведь критик – субъект, правда?
  Печальная участь малоизвестности постигла совершенно очаровательную кинокомедию со звонким танцевальным названием «Кадриль», снятую 8 лет назад режиссером Виктором Титовым по  сценарию, написанному им же в соавторстве с Владимиром Гуркиным.
Имя Виктора Абросимовича Титова у российского кинозрителя ассоциируется, в основном, с названием одного из любимых советских фильмов «Здравствуйте, я – ваша тетя!» На слуху у кинолюбителей и его телеэкранизация «Жизни Клима Самгина», а также многосерийный триллер «Русский транзит». Что же касается «Кадрили», то будь моя воля, я бы зачислила этот фильм в разряд комедийной классики.
А вообще-то, хоть и в поисковой машине еТVnet «Кадриль» значится в разделе «Комедии», я бы назвала все же эту киноисторию,талантливо рассказанную прекрасным артистическим квинтетом в составе Станислава Любшина, Валентины Теличкиной, Любови Полищук,Олега Табакова и Нины Усатовой – трагикомедией. Почему, объясню немного позже.
Давно имея собственные впечатления и взгляд на динамичную, как одноименный танец, «Кадриль», я, прежде чем высказаться публично, решила полюбопытствовать,  а что же думают об этом  фильме доки и простые зрители. И тут, к своему удивлению, на запрос, отправленный в медиапросторы,  получила ответ в виде «гулкого эха из пустоты». Вот те  на! Найти удалось единственное высказывание, да и то принадлежит оно самой же участнице «парада» актрисе В.Теличкиной. «Этот фильм», - говорит она, - «стал для меня подарком судьбы. Меня, прежде всего, поразил  сценарий. Это настоящее, законченное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами».
Героев фильма автор поселяет в тмутаракань, прибайкальское село. Здесь годами ничего не происходит. Дни, как братья-близнецы, похожи один на другой. В доме, разделенном  стеной, много лет соседствуют уже немолодые супружеские пары, Звягинцевы и Арефьевы. За калиткой - ведущая к речке узкая тропа, по которой каждое утро сомнамбула-пастух гонит коров. По нему, как по звездам, сверяют здесь время. Даже поход в сельпо за хлебом  для сельчан – целый экшн. Повзрослевшие дети из большого дома давно поразъехались, невесть где растут внуки, а одиноким старикам ничего не остается, как от скуки сходить по-своему с ума. Вот так однажды и закрутилась кадриль (танец с обменом партнерами). Лида (Л.Полищук) и Валя (В.Теличкина) решили махнуться мужьями. В общем, какой-то сельский мини-клуб свингеров. Правда, слова такого они и слыхом не слыхивали.
Вроде смешно, да плакать хочется от непридуманности. Ведь все, что досталось этим горемыкам, – незамысловатый деревенский быт, узкий закрытый мирок, да пара «фляндеров» для расслабухи. Трагическая какая-то комедия, на мой взгляд. В лучших русских литературных традициях, - весело так, под музончик обнажили суровую правду. В финальной сцене не хватает только фразы гоглевского городничего: «Над кем смеетесь?!»
 Дело в том, что сама-то я не понаслышке знаю о жизни в русской глубинке. Свою журналистскую карьеру начинала когда-то в маленькой дальневосточной «районке» (районной газете) под названием «Сельская новь». В шутку, сделав в последнем слове рокировку буквами, мы нарекли свою кормилицу «Сельская вонь». Но в каждой шутке, как известно... Деревня наша воняла и в прямом, и в переносном смысле и чем-то очень была похожа на прибайкальскую безымянку из Титовской «Кадрили».
 Именно из-за абсолютно правдивой беспросветности быта героев картины я бы перед определяющим ее жанр словом «комедия» приписала бы еще «траги-». Это со стороны могут смешить корявая речь Сани (О.Табаков) и отдаленно напоминающие предмет мужского гардероба его безразмерные и бесформенные типа-штаны. ...Или типа-женщина Макеевна, разделившая свой убогий быт в развалюхе под названием «дом» с вечно тявкающим, четвероногим другом.
Каким-то несбыточным сном выглядит на фоне всего этого, завершающий короткую историю русских горе-свингеров, танец кадриль, в котором все герои предстают перед зрителями в ослепительно-красивых народных костюмах.
Великолепная пятерка безупречно создает образы сибирских селян. В этом плане дамы – в более выгодном положении. Им и напрягаться, входя в образ, не стоило. В.Теличкина и Н.Усатова сами родились и выросли в русских деревнях, а Л.Полищук - коренная сибирячка из рабочей семьи омчан.
- Отчего же такие «щенячьи восторги» по поводу «Кадрили»? - спросит читатель, - Картина-то не отмечена никаким престижными премиями?
Может он и будет прав... Тут следует признаться, что лично я всегда с особым благоговением смотрю картины, в которых снимается (теперь уже, к сожалению, снималась) блистательная и самая натуральная из натуральных актрис Любовь Григорьевна Полищук. Вот уже второй год, как она навсегда покинула не только свою семью, но и своего восторженного зрителя. И все же, чудо кинематографа навсегда сохранило для нас ее в образах сыгранных актрисой героинь. По печальному стечению обстоятельств, «Кадриль» - это и последний завершенный кинодивертисмент режиссера  Виктора Титова. Иных уж нет, а их «Кадриль», слава Богу, - не далече.
 

 


Рецензии