В деревне Чеченская... По прозвищу Чеченец...

На фото Сергей Анатольевич Солдатенков.
Бежаницы. 2009 г.

«В Бежаницах* когда-то было село Чеченское. Кто и почему его назвал Чеченским, никто не может ответить. Может быть, это тоже как-то связано с Чеченским?..» - написала мне из Кудевери Валентина Ровенская-Солдатенкова, увязав надпись с обнаруженного ею надмогильного камня Л.А. Чеченской с названием исчезнувшей деревни. Псковская Атлантида, конечно, потрясла. Можно ли было представить себе такое, чтобы в российской глубинке, да еще и на исконно финно-латышско-эстонско- немецких землях в топонимии зафиксировалось название «Чеченское»! И только поэтому первая реакция отрезвила: конечно, это связано с принадлежностью к семье Чеченских! Как, например: Савкина горка (основатель Савва поп), Давыдово, Демидово… (по фамилии помещиков, владельцев этих усадеб). Но затем появилась новая информация: в Псковскую губернию ссылались на протяжении двадцати лет самые непримиримые, а значит, истинные патриоты и защитники своей земли, самые мужественные и отчаянные наши братья, продолжавшие противостоять царскому режиму после пленения Шамиля еще на протяжении долгих 20 лет! (См. ст. Е.М. Кацнельсон. Горцы в Псковской губернии», «МС», №53, 2009)  Место компактного проживания чеченцев в Бежаницком уезде вполне могло быть названо по узаконившейся на Руси традиции: Чеченское. Это больше походило на правду. Оставалось найти этому подтверждение на месте. При личной встрече Валентина дала нам телефон Сергея Анатольевича Солдатенкова, жителя села Бежаницы, с которого можно было начать наши поиски. Найти его не составило труда. На стук в дверь к нам вышел высокий седой мужчина, казалось преклонных лет… Будто бы почувствовав наше к себе особое почтение, он, улыбнувшись, признался, что не может помнить столь отдаленные исторические времена, поскольку сам всего лишь с 1954 года. И действительно, если подумать, что нас интересовали взаимоотношения его предка Солдатенкова, по прозвищу «чеченец», (самого первого поселенца этих мест!) и генерала А.Н. Чеченского, то перед нами сидел сущий ребенок. Сидя на скамье перед своим домом, он силился восстановить в памяти семейные предания, но, к сожалению, ничего не вспомнил ни о происхождении своей фамилии, ни о дружбе с Чеченскими… А вот о деревне Чеченская он не только слышал, но и сейчас еще хранит старую домовую книгу, в которой есть запись, подтверждающая, что его дед родился в этой самой деревне. Как оказалось, разросшая деревня Бежаницы (сегодня это райцентр) поглотила однажды небольшую деревню Чеченская, но в память о таковой была сохранена улица Чеченская, которая и проходила аккурат мимо дома Сергея Солдатенкова, мимо действующего и сегодня кладбища… И хотя сам Сергей Анатольевич родился в тот год, когда эту улицу переименовали в Березовую, он хорошо помнит пределы этой улицы, которую, очевидно, между собой местные жители продолжали именовать по-старому: Чеченская.
  Сыронизировав над собой – дворянином не в одном поколении Солдатенковых, породнившихся даже с семьей А.С. Пушкина по линии сына его Александра*, наследник знаменитой фамилии признался, что впервые слышит о своем благородном происхождении.
А жаль. Потому что именно здесь, в Бежаницком районе, в деревне Чеченская в 1920 году родилась Клавдия Егоровна Солдатенкова, которая в 24 года была арестована (Особым совещанием при НКВД СССР, обв.: по ст. 58-1 "а" УК РСФСР) и осуждена на 8 лет лишения свободы. Бухгалтер отделения Госбанка, осужденная по 58-й статье, и реабилитированная в 1957 году... – наводит на мрачные размышления: в советское время участь Солдатенковых была предрешена их дворянским происхождением, а Клавдия Егоровна всего лишь одна из многочисленных Солдатенковых в Бежаницком районе, арестованных органами НКВД по статье за «измену Родине»…
  Что касается самого первого Солдатенкова по прозвищу «чеченец», то остается только догадываться, как он оказался в этих краях и откуда получил свое прозвище… Думаю, имеет право на жизнь версия, что это генерал Чеченский привез своего боевого товарища на псковскую землю, наделил его землей, которой владел, и дружил с ним до самой своей смерти. (1834 г.) Отсюда и прозвище его. (Версия эта не покажется надуманной, если вспомнить, как сегодня называют в русских деревнях русского человека, приехавшего на жительство из Чечни, а значит, «водившего дружбу» с чеченцами? – «чеченец», «чеченка»)
  Разве не символично, что спустя столько лет, именно Солдатенкова Валентина (Ровенская по мужу), живущая по улице Пушкинской, обнаружила под своим домом камень с могилы дочери А.Чеченского?! А Солдатенков Сергей Анатольевич по-прежнему живет рядом с бывшей улицей Чеченская, название которой хранит память не только о его прапрапрадеде, но и о тех чеченцах, мужеством которых восхищались и Лермонтов, и Толстой… И Пушкин.
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь,
Ни очарованные брони,
Ни горы, ни лихие кони,
Ни дикой вольности любовь!.. –
не то сожалел о горцах поэт, не то восхищался силой русского оружия, но так или иначе, именно таких сыновей своих потеряет Чечня на псковских просторах, спустя почти полвека и более после первой публикации «Кавказского пленника» Пушкина. Но это уже другая история…
_____________
* Происхождение названия поселка Бежаницы одни краеведы считают от старорусского слова "Бежа" (топь, болото), др. считают от слова "Бежим...". Якобы беглые преступники облюбовали себе дорогу здесь через лес. Когда их перемещали из одного острога в другой, они, дойдя до определенного места, шепотом звали заговорщиков: "Бежим, Вась!.. Вань!" и т.д. Поскольку край псковский богат на леса и болота, так можно было назвать Бежаницами не одну деревню. Думается, имеет право на жизнь и такая версия: с чеч.яз. Бежаницы переводится как "Скотину (корову) купить" - Бежан - скотина, корова; ица - купить. Если учесть, что не только старожилы помнят здесь скотный рынок в центре села, то версия не такая уж и сомнительная. Особенно, если учесть, что райцентр Бежаницы разросся, поглотив деревню Чеченская. 
** Солдатёнков Николай Васильевич (о.Николай) [род.16.8.1938], православный священник во Франции; инженер-электронщик, служивший заодно и в храме на кладбище Сент-Женевьев-де Буа; ныне гражданин России; сын праправнучки Пушкина Анастасии Владимировны Савицкой (28.3.1915-?) и ее мужа Василия Кузьмича Солдатенкова (7.4.1912-25.10.1973),праправнук Александра Александровича Пушкина и его 1-й жены Софьи Александровны Ланской, прапраправнук Пушкина и праправнучатый племянник Козьмы Терентьевича СолдатенкоВА (его «ветвь» - от племянника и главного наследника К.Т. – действительного статского советника Василия Ивановича Солдатенкова);
  Эта и выше приведенная информация о Солдатенковых взята с сайта pushkin-book Мрочковской-Балашовой со страницы ОТКЛИКИ на статью "Чеченский сын Раевского".

                ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

 « Кавказская война, длившаяся более 45 лет (1817-1864 гг.), завершилась покорением народов Кавказа и массовым переселением горцев, не желавших подчиняться русскому царю. Однако отдельные очаги сопротивления русским властям сохранялись до 1884 г.
  Псковская губерния являлась местом ссылки «мятежных горцев» в течение 20 лет - с 1862 по 1882 гг…»
                Из ст. «Горцы в Псковской губернии»,
                Кацнельсон Е.М., Псков №4/95. 
   
…Подобно племени Батыя,
Изменит прадедам Кавказ.
Забудет алчной брани глас,
Оставит стрелы боевые… -
Так мечталось поэту. Но Пушкин на то и гений, чтобы слова его имели силу пророчества. То, что Кавказ не изменил прадедам, тому свидетелем весь мир, но выросло не одно поколение тех воинственных горцев, к которым обращался в свое время поэт, которые «изменили» своим прадедам и выросли, волею судьбы, вдали, не ведая о том, что есть он - «алчной брани глас»…
  Галаевы (Гелаевы?), Исламовы, Бажановы, Чанкаевы, Бекбулатовы, Бочаевы (Бачаевы?)… - далеко не весь перечень русских семей в Бежаницком районе с чеченскими фамилиями.
Когда мы попытались у местного населения в Бежаницах получить хоть какие-нибудь сведения об этих семьях, о Бочаеве прозвучало нечто знакомое: «Это лицо, а мы люди маленькие, кто мы такие, чтобы с ним общаться?..»
  Мы поспешили взглянуть на это «Лицо»…
  - Владимир Емельянович. Бочаев. – представился высокий, довольно крепкого сложения седой мужчина, которого язык не поворачивался назвать стариком. На 82-м году жизни он выглядел просто молодцом, несмотря на то, что год назад похоронил жену и пережил инсульт. Услышав о бедах, свалившихся на этого человека в одночасье, отметила для себя, что не спился ведь, нашел в себе и находит силы жить дальше. Наш человек, как же сильны в нем наши гены… - уводила мысль в сторону, но нужно было начинать разговор. Вопрос о фамилии его не удивил. Такое было ощущение, что он морально был подготовлен к этой встрече. И потому разговор у нас склеился с самого начала.
Фамилию свою получил от деда. В голове автоматически заработал «калькулятор»: 81 год, значит, с 1828 года. Минус лет 50-60 (возраст на это время деда), то мы как раз возвращаемся к интересующей нас дате: 1860-е годы… «Удивляло всегда, что фамилия редкая, за свою долгую жизнь однофамильцев не встречал. Спрашивал у деда, но тот ничего не объяснял», - искренне отвечал он на вопросы, которые не раз себе по жизни задавал сам.. (Похоже, что еще задолго до рождения Владимира Емельяновича, в семье решили похоронить тайну своего происхождения: быть чеченских кровей небезопасно было и в царские времена и в советские)
На пенсию наш герой ушел с должности руководителя сельхозтехники. Когда это было, а до сих пор его в селе называют не иначе, как «Лицо»!.. И, главное, знают о нем не только в Бежаницах. А начинал когда-то с пастухов, в 1942-43 годах во время оккупации вынужден был лет 14-15-ти наняться на работу к немцам, чтобы выжить с семьей на новом месте. Родом из смоленской области, поселка Клёсово, откуда вынуждены были в войну перебраться на ст. Поповка, что в 3-4 км от Ленинграда. В июле-августе 1942-го немцы захватили Поповку, но до Колпино не дошли. Между этими селами и пролегла фронтовая полоса. «Сначала ничего было, а потом немцы приказали мирным жителям убраться из поселка, иначе... Ну фронтовая полоса… понятное дело…» - вспоминает Владимир Емельянович, как они с матерью и братом попали в Бежаницы. Бабушка, Бочаева Анастасия, осталась в Поповке, где и умерла тогда же, во время войны. Отец и дед тоже погибли во время войны. Дед в Смоленске, а отец – в блокаду в Ленинграде. Владимир Емельянович хорошо помнит, что дед его родился в селе Клесово Сухининского района Смоленской области.. (И в этом тоже нет ничего удивительного. В архивах Псковской области сохранились документы, свидетельствующие о том, что из-за высокой смертности среди горцев в то время рассматривался в Питере вопрос о переселении их на земли с климатом, близким к кавказскому, и смоленская губерния была в том числе) А где родился прадед, он никогда не знал.
На вопрос, знает ли он, что носит чеченскую фамилию, Бочаев ответил, улыбаясь, что сын его Виктор, будучи полтора месяца в Чечне, позвонил ему оттуда: «Пап, а ты знаешь, что у нас чеченская фамилия?». «Откуда я знаю? Может, мой прадед жил на Кавказе, - предположил он тогда, застигнутый врасплох неожиданной новостью. Услышав от меня версию о горцах, сосланных на вечное поселение в эти места, откуда и могла пойти его фамилия, Владимир Емельянович согласился: «Может быть, дочка, может быть… Для русских это редкая фамилия. Мы всю жизнь считали, что у нас нет однофамильцев…»
Старший сын Владимира Емельяновича Виктор служил в армии техником по двигателям самолетов и майором вышел в отставку, а Владимир-младший, внук, в 28 лет уже майор, служит в космических войсках в Подмосковье. Услышав от отца, что наконец нашлись их однофамильцы, но в Чечне, молодой человек заинтересовался своей родословной и увез с собой от деда фотографии своих прабабушки Анастасии Бочаевой и прадедушки.
  «Дядя мой - он точно был чеченец. Здоровый был, драксун. – оживился Владимир Емельянович, вспомнив особые черты характера родственников, - Отец мой был тихоня. А Вася, василий Евтихеевич, был еще тот… Боялись его все. В своего отца был. Евтихий тоже был драксун. Суровый был, ну и горячий. Мама моя рассказывала. Азартные были, и подраться любители. Лес на дом выиграли в карты. Пьяницами не стали. По праздникам выпивали, как обычно, но не спились. Евтихий в войну погиб, лет за 70 ему было. Фотографии его не сохранилось. В войну все потеряли. Что дед мой, что дядя – это были бойцы!.. – рассмеялся он, только сейчас осознавая, что было им в кого вырасти такими горячими… 
Связавшись по телефону с внуком, дед тут же напомнил ему о фотографиях и так дипломатично сформулировал свой вопрос к нему:
- Тут ко мне из Чечни приехали. Хотят с тобой пообщаться насчет нашей фамилии. Ты возражать же не будешь?
А Володя и не собирался возражать. В поисках своих корней он дошел только до прадеда и остановился. А дальше? Дальше следы приведут его только в Чечню. К нам. Но это уже будет другая история, которую мы обязательно напишем вместе. Даст Бог.

PS. Слово за вами, Бачаевы из Чечни, помнящие, как настоящие чеченцы, свое родословное древо в семи поколениях. Узнаете ли вы судьбу своего предка, лишенного однажды и навсегда Родины, которую он умел защищать. Откликнитесь.(Продолжение следует)
  Грозный-Псков-Грозный.
  Опубликовано на сайте: gelancha.com - 29.08.2009


Рецензии
Салам Алейкум, Марьям! Очень приятно с Вами познакомиться. Спасибо, Вам большое,за статью.понравилось очень. Вы большая молодец и у Вас уважаемая, Марьям журналистический талант писать статьи! Жду Вас у себя в гостях. Зайдите и оцените пожалуйста мою статью и почитайте пожалуйста о моих корнях,которых очень множество! С Уважением сестра по вере Нуризаде Саодат

Саодат Нуризаде   29.06.2012 17:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.