Победители. в память об отце

  Посвящается моему отцу Бондаренко Александру Пантелеевичу, одна тысяча девятьсот
  двенадцатого года рождения. Уроженца села Гандурино Астраханской губернии.
 
  Мне было шесть лет когда отец умер. Те отрывки из детства, что остались в памяти,
  отца не сохранили. Помню, что все отзывались о нем с уважением.  Все что я смогла
  узнать об отце, поместится на одной страничке печатного листа.

  В одна тысяча девятьсот тридцать девятом году его призвали на финскую войну, так как
   Финляндия рядом с Кольским полуостровом. Об этой войне вспоминать не любят, слава богу  вернулся живой, но недолго пришлось ему пожить с семьей.
  Оставив жену , сына и дочь он ушел добровольцем на фронт.

  Участвовал в защите Мурманска. Здесь были задействованы отборные егерские  войска.
  Немцы были остановлены у реки Западная Лица. Огромная территория была усеяна трупами  солдат, её называли " Долина смерти". Теперь это мемориал " Долина Славы".
 
  Тогда отец получил первую награду: " Медаль за отвагу"- которую он считал выше и ценнее двух  орденов "Красной Звезды" полученных позднее.

  В сорок третьем его отряд вошел в состав Девятнадцатой армии Карельского фронта.
  Отец дошел до Берлина. Получил медали: "За боевые заслуги", " За победу над Германией"
  и за освобождение других европейских государств. Демобилизован в сорок шестом году  в звании ефрейтора.

  Вернувшись в семью, отец обнаружил чужую девчонку рожденную женой во время его
  отсутствия. Ни сколько не осуждаю её. Говорили что она пыталась уничтожить плод,  но беда в том, что девочка родилась больная и умственно недоразвитая. 

   Познакомившись с мамой, он ушел из семьи, забрав с собой сына Виктора.

  Потом мы подружились и с сестрой Верой, и их матерью Марией. Ездили к ним в гости.
 
 Сначала папа работал мастером на фабрике по вязанию рыболовецких сетей, а потом десятником в строительстве( сейчас это соответствует должности прораба).
  Уже после войны, его наградили орденом "Трудового красного знамени" и выбрали депутатом Мурманского областного совета. Про войну папа не хотел вспоминать, он строил новую  жизнь. Папа не был пьяницей, не курил - он любил жизнь и молодую жену.
  Скончался папа в одна тысяча девятьсот пятьдесят девятом году при строительстве пионерского лагеря  " Северное сияние" под Анапой. Мы вернулись в Мурманск, так как лагерь строился для детей севера, и папа числился в Мурманске.

  Я писала письма в архивы - ответов не было, теперь я понимаю почему, а тогда наивная девчонка хотела больше узнать об отце. Результат - мне даже не вернули военные снимки  папы.

  От пятерых детей его род продолжает девять внуков и десять правнуков. Я очень горжусь   своим отцом. В детстве, когда мама наказывала, я стояла в углу и от обиды просила :
  "Папа приди набей мамку". Никак не хотелось верить что его больше нет.

  В 2009 году вышла книга памяти "ПОБЕДИТЕЛИ", в первом томе на тридцать первой
  странице  короткая биография моего отца.
   Я очень благодарна "РОССИЙСКОМУ ФОНДУ МИРА" что теперь и мои дети, и мои внуки
  будут иметь дома такую реликвию.
 
 P.S. Два года назад в интернете опубликовали информацию о наградах: один орден "Красной звезды" отец получил за то, что в течении девяти суток, практически без отдыха выносил раненых с поля боя. Еще один орден отец получил за донорство, у нас  редкая группа крови - первая, резус отрицательный. Ему очень часто приходилось делиться своей кровью.
 
 


Рецензии
Искренне, сердечно и пламенно! В душу проникает конкретно.
Мой отец прошёл всю войну "от звонка до звонка".
Увы, я о нём подобной памяти не оставил. Сожалею.
Нынче уже совсем иная история. - Украина...

Низкий Вам, Людмила, поклон!

Игорь Наровлянский   23.02.2023 13:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь.

Людмила Зрелик   23.02.2023 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.