Клинок чародея. Глава 14

Глава 14.

Слухом земля полнится.
Народная мудрость.


Черная стрелой неслась над бескрайней пустыней. Солнце уже закатилось. С каждой минутой становилось все темнее, а на горизонте появились какие-то горы. Но на Железные они не очень-то походили. Да и волшебный камушек все никак не становился горячим. Он лишь немного потеплел с тех пор, как Алена покинула заставу, но не более того. Когда тьма стала совсем непроглядной, а лежащие на пути горы придвинулись вплотную, Алена натянула поводья. Черная, выйдя из богатырского скока, перешла на обычный галоп, потом пошла рысью, и, наконец, шагом.
- И куда же мне теперь ехать, а? - спросила Алена у камушка. Но тот был все таким же чуть теплым. - Ох, видно опять я не в ту сторону свернула, - вздохнула девушка. - Вечно у меня проблемы с географией...
Со стороны гор раздался вой. Не то волки, не то еще какие-то неведомые звери. Черная, испуганно зафырчав, метнулась в сторону.
«О, господи! Не хватало еще, чтобы лошадь понесла!.. Эдак она, богатырским скоком, невесть куда меня унесет!.. Придется звать на помощь... Змей!.. Горыныч, откликнись, пожалуйста!» - взмолилась Алена, изо всех сил вцепившись в узду.
Ответ пришел мгновенно.
«Что у тебя снова случилось?»
«Я заблудилась... А тут темно. Волки воют! Черная бесится!!.. Забери меня отсюда!!!»
«Ты, главное, не волнуйся. Стой где стоишь. Через пару минут буду».
Черная нервно перебирала ногами, фырчала и раздувала ноздри. Где-то во тьме выли дикие звери.
- Через пару минут нас спасут, - Алена обняла лошадь за шею и глубоко вздохнула. - Как хорошо, что он есть на свете.


Они сидели в замке, в той самой комнате, где Змей держал раньше королеву Джиневру. Весело потрескивающий в камине огонь отбрасывал на каменные стены таинственные тени. Ветер музыкально подвывал в каминной трубе, тревожил шелковые занавески на окнах и даже пытался качать тяжелый бархатный балдахин над кроватью. В зарешеченном окне был виден кусочек неба, густо усыпанный яркими летними звездами. Алена сидела у камина, забравшись с ногами в мягкое кресло, кутаясь, к тому же, в меховую мантию, забытую здесь одной из принцесс. Не смотря на горящий огонь, в замке было прохладно.
- Так, говоришь, Кощеева смерть в Подземном мире? - вышел из задумчивости Горыныч, сидевший перед ней на небольшом деревянном стуле.
Алена кивнула.
- Плохо дело, - нахмурился Змей. - Боюсь, одному мне ее не добыть.
- Да кто ж тебя одного отпустит? Тут уже целая компания в поход собралась. Богатыри наши, все трое, да я, да еще те трое рыцарей, что к тебе с мечом-кладенцом ехали.
- Четверо их было.
- Ты же усыпил одного... Разве что разбудишь?
Горыныч покачал головой:
- Нет уж. Пусть спит... И зачем вообще этих рыцарей с собой брать?
- Черномор настоял, - пожала плечами Алена. - Ты мне скажи лучше, что ты знаешь о Подземном мире?
Горыныч задумался. Алена наконец-то согрелась и ее стало неудержимо клонить в сон.
«Кажется, я уже не спала целую вечность... Поесть что ли, а то ведь засну».
Девушка сладко зевнула и, протянув руку к стоящему на столике подносу с фруктами, оторвала от пышной грозди виноградину.
- В сущности, - прервал свои раздумья Горыныч, - ничего я про этот Подземный мир не знаю... Те россказни, что ходят про него, противоречат одна другой. А сам я не был там ни разу. Как-то необходимости не возникало.
- Ни разу не был? - сонливось Алены как рукой сняло. - Даже ТЫ там не был?
- Понимаешь... В подземном мире все совсем по-другому. По крайней мере, так говорят те, кто там побывал... Я могу увидеть буквально все, что происходит сейчас здесь, в этом мире... Ну, если только какой-нибудь очень сильный колдун от меня не закроется. А там, - он задумчиво посмотрел на клочок неба в окне, - Подземный мир закрыт для меня. Я не вижу там ничего.
- Как тогда, когда ты не мог увидеть Добрыню? - уточнила Алена.
- Нет. По другому... Вот, твой мир, тот, откуда ты родом, я тоже не могу видеть.
- Мой мир, это совсем другое, - покачала девушка головой и пододвинула поднос с фруктами поближе к себе.
- Вот и Подземный мир - тоже что-то совсем другое, - усмехнулся Змей. - Нет, я знаю пару мест, которые считаются спусками в подземный мир... По крайней мере так их называют местные жители. Один спуск - на юг от этих мест, высоко в горах. Другой далеко на севере. Как я понимаю, в Подземный мир можно попасть только по этим двум проходам.
- Во всех сказках про Подземный мир, которые я когда-либо читала, туда попадали спускаясь вниз по какому-то колодцу, или туннелю... А еще в одной сказке, кажется, забирались высоко в горы. И везде говорилось, что колодцы эти очень глубокие. Три года спускаться надо, или что-то вроде того.
- Обычное преувеличение, - усмехнулся Горыныч. И сменил вдруг тему:
- Слушай, Алена, как это случилось, что ты одна поехала ко мне? Без проводников, не зная дороги?.. Как это богатыри тебя отпустили?
- Да был у меня с собой один... проводник, - Алена сунула руку в поясной кошелек, вынула оттуда камушек, и ойкнув, тут же уронила его на пол - до того этот окатыш был горячим.
- Очень интересно, - Змей потянулся к упавшему камушку, поднял его и принялся внимательно разглядывать. - И кто это тебе такое дал?.. Уж не Черномор ли?
- Царевна Лебедь дала, чтобы я не заблудилась.
- Оч-чень интересно, - Горыныч недобро улыбнулся, и, держа камушек на ладони, принялся расхаживать по комнате, не спуская с окатыша глаз. Сделав по комнате круг, остановился в углу, возле входной двери.
- Вот ты и попался, дружок, - прошептал он, чуть слышно, и, сжав пальцы, растер горячий камушек в пыль. В углу комнаты, почти над самой дверью, ярким пламенем вспыхнула и моментально сгорела паутинка, а вместе с ней и маленький паучок. По комнате разнесся неприятный запах горелого.
- Что за моду Лебедь взяла, подслушивать, да подглядывать, жучков-паучков в чужих домах ставить? - нахмурился Змей. - Надо теперь все комнаты замка, где она была, проверить внимательно...  Ох, не нравится мне, что она и Черномор остаются тут, на поверхности.
- Да ты что, Горыныч? - Алена чуть не задохнулась от возмущения. - Да Лебедь, она же своя. Наша она! И камушек она мне дала, чтобы я не заблудилась, и Черномора она терпеть не может, и Алеша ее с нами поедет... Да кто, кроме нее тут за Черномором следить-то будет? На кого же еще нам положиться?
- В том-то и дело, что больше не на кого, - покачал головой Змей. - Ох, что-то не хочется мне встречаться с Черномором лично... Так каким из входов он планирует отправить нас в Подземный мир?
- Не знаю. Он пока ничего про входы не говорил, - развела руками Алена. - А ты точно уверен, что этих входов два? Черномор уверял, что только один.
- Интересно, - Горыныч задумчиво взялся за подбородок. - Впрочем, вполне может быть. Надо будет как-нибудь проверить, спуститься в эти дыры.
- Как же так вышло, что ты еще ни разу не пытался заглянуть в Подземный мир?
- А зачем? - пожал Змей плечами. - У меня и тут всегда забот хватало... Кстати, какая сволочь пустила в Киеве слух о том, что у меня двенадцать голов?
Алена хихикнула и смущенно потупилась.
- Понятно, - Змей гневно сверкнул глазами и сжал губы. - Тебе бы все хиханьки, да хахоньки. А я заскочил вчера в Киев по делу. Попался там на глаза одним... Меня ТАК расквадратило! Это же не игрушки, понимаешь ты?! Если меня там все теперь будут видеть двенадцатиголовым, так хочешь - не хочешь, а придется соответствовать. Хорошо хоть, я вовремя догадался ложные головы отрастить. Ну, в смысле, без мозгов. Только так, для виду... А то бы я сегодня не тебя от волков спасал, а боролся с собственной паранойей. Ты можешь объяснить, за что ты устроила мне такое, а?!.. - Змей наклонил голову и пристально взглянул Алене в глаза. - Ведь я же говорил тебе, что даже трехголовым мне быть тяжело?..
- Понимаешь, - Алена густо покраснела и положила на место взятый с подноса персик. - Они там как-то не очень тебя испугались, когда ты Забаву украл...
- Как не испугались?! - Горыныч выпустил из ноздрей по клубу дыма. - Да я же сам видел...
- Нет, когда увидели-то, испугались. А потом, на пиру, начали храбриться. Мол, чего там, какой-то змей летающий... Ну, я и побоялась, что найдется сейчас кто-нибудь кроме Ильи, чтобы пойти на тебя в поход, спасать Забаву Путятичну.
- Пусть бы пошли, - нехорошо улыбнулся Горыныч. - Уж я бы их встретил. Я бы показал им, храбрецам моим разлюбезным, "какого-то змея".
- Ну, вот я и приврала про головы, чтобы им всем страшнее было. Илья даже двенадцатиглавого змея не испугался. А остальные хвосты-то поприжали... Да я не для того, чтобы без поединщиков тебя оставить, - торопливо перебила сама себя Алена. - Я же боялась, что Илью из погреба не выпустят, если не он, а другой кто-то Забаву спасать поедет.
- Ну, вот что, Алена, - Змей внушительно хлопнул ладонью по столу. - Сама ты эту кашу заварила. Сама теперь и расхлебывай. Езжай-ка в Киев и давай, на всех углах там рассказывай, что никакой я не двенадцатиглавый. Что обычный Змей, каким всегда был.
- И как ты себе это представляешь? - опешила Алена.
- Да очень просто, - раздраженно дернул плечом Горыныч. - Наделала дел, так исправляй теперь положение. А то мне что же, в Киев теперь и заглянуть нельзя?
- Да меня никто и слушать не станет! - возмутилась Алена. - Тогда, на пиру, просто к слову пришлось...
- Ну, тогда скажи Илье Муромцу. Пусть он рассказывает про меня, что одноголовый я... Э, нет! Лучше пусть рассказывает всем, что двенадцатиглавого Змея он убил в Железных горах... Вот прямо сейчас с ним свяжусь! Пусть всем говорит!.. Уж его-то точно будут слушать. 
Горыныч раскрыл перед собой ладонь, как экран.


-  Да не умею я врать! Вот хоть вы режьте меня!.. - прошептал Илья Муромец и испуганно замахал руками. Он, в венке из ромашек, сидел у окна, то и дело тоскливо вздыхая и поглядывая куда-то в бок. - Да у меня и не получится. Ты, Горыныч, лучше Дюку Степанычу про все расскажи. Уж он стесняться-то не будет. Такого нагородит... И про двенадцать голов, и про то, что на мелкие кусочки тебя пошинковал, да в реку Смородину сбросил...
- Он-то соврет, - вздохнул Горыныч. - Да ему никто не поверит. Ведь и дураку ясно, что Забаву выручать ездил ты. Так что не увиливай... А чего это ты озираешься? И ведешь себя, словно не дома? Веночек чегой-то нацепил...
- А, это? - Илья светло улыбнулся. Хотел снять венок с головы, но оставил. - Это все она - Забава Путятична... Все хочет как-то уважить, да потешить меня, старика.
- А что это ты все шепотом?
- Да разбудить ее боюсь. Только, вроде, уснула...
- Так ты что же, Илюшенька, у нее, что ли в спальне? Ну наконец-то!
Илья испуганно прижал палец к губам.
- Что-ты, что-ты... Ну, то есть, верно. У нее. В хоромах княжеских, в том пристрое, где все ее комнаты... Только я тут безо всякого, без этого... Меня князь просил, земно кланялся... Ведь она, Забава-то Путятична, - Илья замолк, пытаясь подобрать нужное слово, - избаловали ее совсем... Никого Забавушка не слушает. Я тут нужен, на нее чтобы действовать... - он важно погладил седую бороду, - авторитетом... Во как. Чтоб на нужный путь направить деточку. Чтоб училась, чтобы, значить, не проказила. Чтобы бояр обидным словом не дразнила. И вообще... - он вдруг замолк, чутко прислушиваясь. И потом облегченно вздохнул. - Ну все. Верно уснула... Так ты говоришь, на заставе ждете?
- На заставе, - подтвердила Алена.
- Честно сказать, - вздохнул Илья. - Воспитатель из меня никудышний. Мне бы в чисто поле, да сабелькой... Так что, я поеду потихонечку. Лишь к утру они меня спохватятся... Да вот, только напишу ей записочку, чтоб не обижалась на старого... А с головами ты, Горыныч, лучше к Дюку Степанычу. Уж этот нагородит: и чего попросишь, и еще с три короба... - и Илья, взяв в руки писало и кусочек бересты, принялся старательно выводить печатные буквы.
Горыныч прикрыл ладонь-экран другой ладонью.
- Кажется тут и впрямь дело дохлое. Но Дюк Степанович тоже не выход. Лучше я саму Забаву научу. Пусть-ка она всем рассказывает про своего кумира - как он двенадцатиголового змея уничтожил! Кому-кому, а уж ей-то поверят.
- Да ведь она тебя мертвым считает, - не поняла Алена. - Как же ты с ней говорить будешь?
- Во сне приснюсь, - ощерился Горыныч. - В кошмарном.
- А что, Забава у тебя... правда голодовку устроила? - сменила опасную тему Алена.
- Правда... Требовала, чтобы я ей вместо учебников принес книжки про рыцарей, с картинками. Хорошо, что Илья ее быстро спас. А то я бы с ней намучился... Ты мне зубы-то не заговаривай! - спохватился Змей. - Ты мне, ради Рода, обещай, что не будешь больше никому рассказывать про многоголовых змеев и прочее. Ни в Киеве, ни еще где!
- Кстати, о внешнем виде, - уклончиво улыбнулась девушка. - Я в одной сказке вот как про тебя читала, - она мечтательно посмотрела в окно, на звезды, и нараспев продекламировала: - Воды в реке взволновалися, на дубах орлы раскричалися. Выезжает чудо-юдо двенадцатиглавое. У коня его шерсть серебряная, хвост и грива золотые. Вдруг под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный хорт ощетинился... Правда, красиво?
Змей стал загибать пальцы:
- Конь, ворон, пес, да я сам... О двенадцати головах, - Змей как-то странно посмотрел на Алену и глубоко вздохнул. - Я тебе когда-нибудь рот зашью.
- Не понравилось? - расстроилась Алена.
- Отчего же. Интересно... Но больно хлопотно. А вот такой вид тебя не устроит?
Змей поднялся с лавки, крутанулся на месте и предстал преображенным. На нем, поверх обычной одежды, появились доспехи. На груди чешуйчатого стального панциря сверкало позолоченное зерцало. На поясе висела сабля в богатых, украшенных каменьями ножнах. Голову Горыныча защищал высокий, покрытый тончайшей золотой насечкой шишак с плюмажем из белых страусиных перьев. Металл доспехов был отполирован до блеска и ослепительно сверкал в полутемной комнате.
- Это ты так в поход собрался отправиться? - с трудом выговорила ошеломленная Алена.
- А что? - он полюбовался на себя в зеркало. - Так меня и представьте этим своим рыцарям. Богатырь Горыня... Ну, ты совсем уже засыпаешь... Давай-ка, перебирайся на кровать. Отдохни хорошенько. А утром я тебя на заставу подброшу... Спокойной ночи.
Змей двинулся было к двери, но замер на пол-пути.
- Плохо, все-таки, что вы ему клятву дали. Это все так усложняет...
- Так ты же клятвы не давал! - пожала плечами Алена.
- Думаешь, он не потребует, чтобы я дал? - усмехнулся Змей.
- А разве ты не сможешь от нее уклониться? - удивилась Алена. - Присоединись к нам в последний момент, когда Черномору уже отступать будет поздно... Ведь ты же единственный, кто сможет потом, когда мы добудем Кощееву смерть, быстро долететь до Кощея, и обменять у него смерть на кладенец.
Змей задумчиво кивнул.
- Пожалуй... Ну спи.


Утро только вступало в свои права. На востоке медленно разгоралось алое пламя рассвета. Роса на траве еще не успела высохнуть. Прибрежный песок был мокрым, словно после дождя, а с моря дул зябкий сырой ветерок.
Змей оставил Алену вместе с Черной на пляже, рядом с заставой.
-  Вы пока собирайтесь в поход. А как станет ясно, к какому именно входу в Подземный мир Черномор вас направит, вызови меня. Будем решать, что делать. А пока я сам посмотрю, как там...
- И не забудь, проверь, работает ли в Подземном мире твоя магия. А то, может, Черномор потому и настаивал, чтобы ты с нами пошел, что ты там колдовать не сможешь?
- Это вряд ли, - беспечно усмехнулся Змей и, взмахнув крыльями, взмыл в воздух. Огромный солнечный диск медленно поднимался над морем, а на его багровом фоне еще несколько секунд чернел, постепенно удаляясь, грациозный силуэт мерно взмахивающего крыльями Змея. Когда Горыныч окончательно скрылся из виду, Алена направилась на заставу. Ильи в доме, на удивление, еще не было.
«Странно, - подумала Алена. - Он же еще ночью из Киева удрать собирался... Не случилось ли чего?»
Она уже начала, было, беспокоиться, но тут за воротами раздался стук копыт.
- Ну, слава богу! - облегченно вздохнула девушка.
Через минуту в дом вошел Илья Муромец. Не выспавшийся и злой.
- Передай своему Змею, - пробурчал он с порога, - что я ему сверну когда-нибудь шею...
- А что случилось?
- А то ты не знаешь?!
- Да что в самом деле случилось-то? - уже всерьез заволновалась Алена.
- Он Забаве приснился темной ноченькой. И пугать ее во сне стал по-всякому. Мол, меня сгноит, и ее скрадет, да посадит в башню высокую, да держать там будет долгие месяцы...  И ребенка пугать ему не совестно?! Вот ведь гад! Змея подколодная! - и Илья погрозил воображаемому Горынычу кулаком.
- А может... оно само Забаве приснилось? - попыталась выгородить Змея Алена. - Она ведь девочка впечатлительная. Насмотрелась всякого, вот ей теперь и снится...
- Само такое не снится, - назидательно потряс пальцем Илья. - Он чего хотел, Горыныч-то... Чтоб врала Забавушка, будто видела, как рубил я в кусочки чудище, как бросал его в речку Смородину, чтобы люди все в Киеве думали, что пропало двенадцатиглавое чудовище... Ему, вишь ли, двенадцать глав не нравятся!.. А она от страха пробудилася. Вся в поту холодном, бедняжечка. До утра я успокаивал Забавушку, уверял, что не выдам Змею лютому... Ничего, еще мы с ним поквитаемся!..
- Ну, не принимай ты все так близко к сердцу, Илья, - с трудом подавила улыбку Алена, представив богатыря в роли няньки. - Он ведь как лучше хотел. С двенадцатью головами ему, действительно, очень плохо.
- Ладно, ладно... Рассказывай давай, чего вы там с походом надумали.


Через некоторое время на связь с Аленой вышла царевна Лебедь. Сговорились на том, что всех участников похода Лебедь переправит сейчас на заставу вместе с лошадьми и припасами.
- Вот и хорошо, вот и здорово, - радостно потер руки Илья, узнав новость. - Наконец-то дело интересное. У меня давно, скажу по совести, по Кощею, гаду, руки чешутся. Хватит уж ему глумится, злобиться, на богатства на чужие зариться...
- Ты, Илья, лучше, вот что запомни, - перебила его Алена. - Ни с какими рыцарями ты не воевал. Никакого Ланселота мечом не бил в Змеевом замке.
- Это что же мне, врать что-ли?! - возмущенно всплеснул руками Илья.
- Врать не надо, - примирительно погладила его по плечу Алена. - Но и нарываться на конфликт с рыцарями не стоит. Если вы с ними собираетесь совместно против Кощея бороться, то надо проявить некоторую терпимость к их э-э... странностям.
- Да что же я, злодей какой что ли?.. - добродушно улыбнулся Илья. - Ты уж не бойся, Аленушка. Никто из нас твоих рыцарей не обидит... А Горыныч-то как? Неужто тоже с нами в поход собирается? 
- Собирается, - кивнула Алена.
- Ну, хана теперь Кощею проклятому, - довольно погладил свою седую бороду богатырь. - Отродясь я такой силищи не видывал. Я, Добрыня, да Алеша, да с Горынычем... Да и эти британские рыцари, тоже, чай, в своем краю не последние?
- Да-а... - Алена, представив себе всю эту банду вместе, восторженно улыбнулась.
- А и ты, сестрица Аленушка, никак с нами в поход собираешься? - озабоченно покачал головой Илья.
- И не пробуйте меня отговаривать! - решительно сверкнула глазами девушка.
- И не буду, - беспечно махнул рукой богатырь. - Раз уж собралась такая силища, так никто с нами, пожалуй, не справится. На заставе оставлять тебя опаснее.
- Да вот еще что, - вспомнила Алена. - Не проговоритесь рыцарям, что Горыныч - это тот самый дракон, которого они ехали убивать. Им этого знать не надо. Змей появится в человеческом облике, как ваш хороший знакомый, богатырь Горыня. И превращаться во что-то еще будет только в самом крайнем случае. Так что не смейте называть его Змеем! Горыня, можно Горыныч... Ну, вроде как по отчеству.
- Ох, - осуждающе покачал Илья головой. - С этим всем враньем недолго запутаться. Зря вы это, Аленушка, затеяли.
Тут по ту сторону частокола раздался топот копыт.
- А вот и они! - радостно улыбнулся Илья. - Пойду, открою ворота.


Рецензии