Как мы стали озерчанами

Светлой памяти моих подруг-журналисток
Зинаиды Ширяевой, Татьяны Митряхиной,
Надежды Суплотовой посвящаю.

И память юного поэта
Поглотит  медленная Лета, Забудет  мир  меня.
(А.С. Пушкин, Евгений Онегин)


Озёрам исполняется 80 лет. Если вы думаете, что озерчанам столько же – то глубоко заблуждаетесь. Около полувека озерчане обзывались по-другому. В «крещении» моих современников я принимал непосредственное участие, о чем и обязан поведать, дабы сие не кануло в Лету.

Наиболее старым печатным первоисточником для наших историков и краеведов является журнал «Красные Озёры», датированный 6 декабря 1924 года и посвященный 7-летнему юбилею Озёрской ячейки РКП(б).

Уже во вступительной передовой статье журнала, подписанной секретарём Московского комитета РКП(б) Н. Углановым, несколько раз читаем обращение к озёрским партийцам. Под конец московский партсекретарь Угланов прямо так патетически восклицает: «Да здравствуют пролетарии-озёрцы!»

Ясно, что после такого громкого голоса и с такой высоты не могли себя наши пролетарии именовать иначе. Заметим, что озерцы в то время ещё не были горожанами. Статус города они, как известно, получили в августе 1925 года, но и став горожанами, жители Озёр еще долгое время оставались озёрцами. Об этом свидетельствуют опять же печатные издания, в частности районные газеты – вначале «Красные Озёры» и «Голос ударника», а затем «Заря коммунизма».

Районная газета являлась в те времена официальным рупором властей, как-то «Орган Озёрского ГК КПСС и исполкома горсовета». Вот между ними и существовала прямая и обратная связи. То бишь, как думали и решали партийные и советские деятели – так и писалось в газете, как писалось в газете, так и говорилось горкомовцами и исполкомовцами. То есть, в данном случае и с газетных страниц, и с партийных трибун звучало одинаково: озёрцы.

Так продолжалось годами и десятилетиями. Пропустим 20-е, 30-е, 40-е годы. Остановимся на конце 50-х – той печальной вехе для озерчан (тогдашних озёрцев), когда на десять лет Озёрский район как таковой прекратил свое существование. Последний номер газеты «Заря коммунизма» вышел 8 июля 1959 года. В прощальном обращении к читателям наших горожан именуют озёрцами.

Озёрский район образовался вновь в 1969 году. Первый номер возрождённой районной газеты, уже в имени «Заря» (без коммунизма) вышел 28 октября 1969 года. В нём традиции «озёрцев» были продолжены. В начальный период редакция создалась из четырёх человек: Иван Петрович Новосильцев – редактор, Леонид Андреевич Родиков – зам. редактора, два Пирязевых заведовали отделами, сельскохозяйственным – Семён Иванович, промышленным – Николай Семёнович.

«Озёрцы» мне не нравились изначально и я сразу же пытался вести пропаганду «озерчан». Безрезультатно. Я, молодой, ранний, дерзкий и самонадеянный (в их понятии), не мог делать погоды, поэтому, по-библейски, остался мой глас вопиющего в пустыне.

Поддержку я получил где-то через полгода, когда в редакцию на должность ответственного секретаря пришла Зинаида Ширяева, молодая, энергичная студентка МГУ. Сама она – родом из Зарайска, но быстро разделила мои патриотические убеждения и вскоре стала ярым проповедником «озерчан». На редакционных летучках она сама теперь досаждала шефу: «Ну, Иван Петрович! Как это глупо – озёрцы! (делая ударение на последнем слоге), ну, ладно, вы – озёрец, а я кто по вашему – озёр-ца, что ли, бред какой-то!» И начинала каламбурить: «Озёрец, озёрец – как солёный огурец!». Но переубедить ретроградов не удавалось, силенок маловато было.

Такое противостояние продолжалось ещё три года. Очень хочется рассказать о многом, но учитывая, что многое глубоко личное и может быть под сомнением для общественного интереса, перенесусь сразу в год 1974-й. К этому времени проблему вынесли за озёрские ворота и обратились с письмами – запросами в компетентные институты языкознания с просьбой разъяснить, как правильно: озёрцы или озерчане?

Ответы получили неопределенные, мол, и так и так ошибок нет. А по сему допустима каждая форма, как самому населению удобнее и приятнее.

К этому времени коллектив редакции обновился. Зам. редактора стала работать Татьяна Семёновна Митряхина, литсотрудником по отделу культуры – Надежда Суплотова. Их удалось привлечь в лагерь озерчан и сделать соратниками. Традиции ретрограда продолжались в лице нового редактора Игоря Петровича Тихомирова.

Известна народная мудрость: там, где чёрт сам не справляется, он посылает женщину. А здесь целая троица! Да они и самому чёрту не только рога обломают, но и копыта оторвут! В общем, теперь в победу можно верить. Придавал оптимизма тот факт, что литсотрудник была не простая Надя, а жена секретаря ГК КПСС. Её и нацелили на зондаж почвы наверху, ибо без поддержки партийных и советских, или хотя бы их молчаливого согласия, революция обрекалась на провал. Интриги, интриги! Не мыслима жизнь без них ни сейчас, ни прежде.

Надя надежды оправдала. Первая ласточка взвилась в «озерчанский» небосвод 3 августа 1974 года в 94-м номере «Зари» в статье А. Копытиной «Встреча соседей». Это был отчет о проведённой встрече каширских совработников с нашими. В тексте получилась такая фраза: «Озерчане принимали своих гостей на территории Клишинского сельсовета». Статья подписана должностным лицом – инструктором исполкома горсовета. Её муж, начальник милиции Копытин, был в дружеских отношениях с секретарем ГК Суплотовым. Соответственно, их жены были во взаимопонимании. Готовила к печати статью А. Копытиной Н. Суплотова.

Однажды – еще не навсегда. Успех необходимо было закреплять. Это произошло 15 августа в номере 99-м. В статье «Праздник силы, мужества, молодости» «озерчане» прозвучали аж четыре раза! В трёх эпизодах это было так: «Природа подарила озерчанам...», «...памятник-обелиск воинам-озерчанам...», «...у озерчан было немало возможностей забить голы в ворота гостей.». Но феноменом была четвёртая фраза, вложенная в уста секретаря ГК КПСС В.М. Егорова «...что закалённые, физически развитые озерчане успешнее сумеют трудиться, выполняя задания девятой пятилетки».
 
При выпуске газеты в типографии собрались все четверо, разумеется, по делу: я как дежурный по номеру, Надежда Суплотова как обработчик этого материала, Зинаида Ширяева как ответственный секретарь, Татьяна Митряхина (мы её звали ласково Танюшка по принципам журналистской демократии) как заместитель редактора. Игорь-то, наш редактор «как на грех» был в командировке! Танюшка подписала номер в печать, после чего мы и устроили на радостях маленький банкетик.

Это было в августе семьдесят четвертого.

Вскоре мне удалось закрепить успех и победу. В сентябре в областной газете «Ленинское знамя» были опубликованы две моих статьи про озёрских текстильщиков с довольно громкими заголовками «Почему молчат станки?» и «Не только танцы виноваты». Разумеется, в каждой из них «по случаю» звучало озерчане!

Теперь уже никто не только в районе, но и в области не должен был сомневаться, как к нам необходимо правильно обращаться.

Н. Пирязев,
член Cоюза журналистов России


Рецензии