Ошибки молодости. 2. Разговор с мамой

Начало http://www.proza.ru/2013/03/22/1024

- Мам, не дашь мне хоть немного денег, а то нечем даже проезд оплатить. Домой ехала - просилась пустить в метро бесплатно. Сказала, что кошелёк забыла.

- А как же у благоверного своего жила? Или по магазинам вовсе не ходила?

- Ходила, но я расплачивалась его кредитной карточкой. А возил шофер на машине.

- Ну и дела. На коротком поводке держал, значит. Чтоб никуда копейки лишней, да и сама собачкой у ноги была… Я, конечно, дам тебе немного, много не могу, я не олигарх, да ты и так мне уже задолжала за квартиру. Я же тебя не выписывала, за двоих платила, а счета приходили раз от раза всё больше, не то что пенсия... Работу ищи поближе, чтобы не тратиться на дорогу, транспорт дорогой стал. И учти, даже при самом хорошем раскладе: если, скажем, тебя уже завтра возьмут на работу, то заплатят только через месяц, а месяц кто тебя будет кормить? Опять же мне придётся. Потому что даже если ты у кого и займёшь, чего я тебе никогда не советую делать, потому что берёшь чужие, а отдаёшь свои, так вот, даже если ты и займёшь, то потом отдашь, и дальше что? Снова занимать? Если занимать, так будет бесконечно. А я на свою пенсию тебя тоже не прокормлю целый месяц. Придётся снимать с книжки – из гробовых брать. А на них ты меня похоронить должна. Денег этих не так-то много. За все сорок пять лет трудового стажа я не заработала даже на кусок земли на кладбище. Знаешь, почём нынче стоит могила? Тётю Женю Зоину в Химках недавно хоронили, так у них уже было семейное захоронение, а у кого такого нет, как у нас с тобой, потому что я молодая приехала сюда на заработки, и все мои родные остались далеко, сама знаешь, никого у нас тут из родственников нету, так вот, пришлым платить за могилу приходится 270 тысяч рубликов, а в Москве и того дороже. У меня же и половины этой суммы не наберётся. Так ведь это только земля, а ещё и сами похороны тысяч на 60 потянут. Ты меня, дочка, в крематорий отвези и сожги, это дешевле стоит, намного, да в колумбарий урну с прахом и отдай на сохранение – не домой же тащить… Я и одежду уже приготовила. Там, в шкафу на дне, в узелочке всё сложено, во что обряжать надо. Чтобы ты не суетилась, мороки тебе было поменьше…

- Ма, ты чего это о похоронах заговорила? Рано ещё про смерть думать…

- Ничего не рано. Тут меня дважды так прихватывало сердце, что поняла: не рано. Врачи говорят в Бакулевский центр ехать надо, операцию делать на сердце. А на какие шиши? Так что следующий раз может быть последним, дочка. Я тут, пока тебя не было, много передумала. И ты меня прости за суровость, с какой воспитывала тебя. Хотела как лучше, а получилось… Да что уж теперь говорить. Не держи на меня злой обиды, дочка. Прости Христа ради…

- Ма, да ты чего? – бросилась Ника к матери, обняла её плачущую. – Нет у меня на тебя никакой обиды. На себя обижаться надо…

- Вот то-то и я говорю. Если б ты тогда Лешку-то не оттолкнула. Уж как он тебя любил! Жили бы вы с ним ладком, да детишек воспитывали. А теперь что?..

- Ма! Назад ничего не вернёшь, не будем об этом, ладно?… Успокойся, звонила я ему, он в Америке, оказывается…

- Чего он там забыл, в той Америке шебутной?

- С Соловьёвым, помнишь Женьку Соловьёва? Они с ним туда два года назад улетели, так мне тетя Варя сказала. Через три дня приезжает на какой-то симпозиум физиков.

- Вот я и говорю: умный парень, красавец, была бы за ним как за каменной стеной. Э-х-х, - вздохнула мать. - И свекровь любила бы тебя да жалела. Варвара Георгиевна очень хорошая женщина и к тебе относилась всегда по-матерински. Близок-то локоток, да не укусишь…

- Ма, пойду я, пожалуй, делом займусь, работу поищу. Дай мне хоть сотню, что ли.

- На, возьми тысячу, да только ищи поближе к дому, чтобы не ездить, не тратиться и не рисковать здоровьем. Как послушаешь новости, так одни аварии кругом, да идиоты в стрелялки играют, а нормальные люди страдают…

Выйдя из дому, Ника вздохнула свободнее. Было такое впечатление, что она проехалась на машине времени. Могла ли она ещё вчера утром представить, что сегодня окажется снова в родных пенатах. Правда, многое с тех пор переменилось. И прежде всего она сама. Если даже не учитывать её беременность, то за эти годы она отвыкла от жизни впроголодь, когда считаешь каждую копейку, когда не в чем выйти в театр, а весь твой гардероб покупается на ближайшей китайской барахолке – только бы чем прикрыться, а уж о красоте и качестве нечего и мечтать. Она словно побывала на балу у сказки, а теперь вернулась в свою бедную лачугу.

Золотая клетка ей не была тесна, потому что она любила и чувствовала себя уютно в этом гнёздышке, и сейчас она очень тосковала по его ласкам, не имея возможности снова выплеснуть сжигавшую её воспоминаниями любовь. Нет, ей вовсе не хотелось возвращаться в Мишину золотую клетку, из которой она уже вылетела, и он её не держал, а даже ехидничал вслед. Но она отвыкла от нищеты. А теперь в эту нищету нужно было пускать ещё и не родившуюся дочку. Имеет ли она на это право? В конце концов, у девочки есть отец, который должен принимать участие в обеспечении её жизни. Да. Но этот отец не планировал рождение ребёнка и слышать о нем ничего не хочет. Да и ей вовсе не хочется вступать с ним по этому поводу в какие бы то ни было баталии. Может, действительно, пока не поздно, сделать аборт – и дело с концом? И тут же устыдилась этой мысли, как предательства того, о чём сама так долго мечтала, уверенная, что от любви рождаются только прекрасные, счастливые дети. Но сможет ли она теперь сделать свою девочку счастливой, когда сама живёт на мамином обеспечении. И сама может от такой жизни превратиться в такую же всегда раздраженную, озлобленную и всем недовольную мать…

Ника шла и не узнавала свой микрорайон, столько здесь появилось разных магазинчиков, а прежние исчезли. На месте книжного магазина появился сбербанк. Может, зайти, спросить, не нужны ли сотрудники без специального образования? А какие это могут быть сотрудники? Уборщица, например. Кто же ещё? Правда, там есть консультанты в фойе, которые помогают оплатить счета через банкомат или получить деньги, если человек плохо разбирается в новой технике. Зайти, что ли?

Продолжение http://proza.ru/2013/03/24/508


Рецензии
Очень больно падать с высоты...
Но мать-то сильная женщина, со стержнем, надеюсь, дочь в нее пошла.
Ситуация кажется безвыходной, такой в которой живут тысячи наших сограждан.

Муса Галимов   09.07.2021 21:09     Заявить о нарушении
Вы правы, Муса. Обыкновенная история, и выдумывать ничего не надо, сиди и записывай, как летописец...

Анна Дудка   10.07.2021 05:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.