Вечера в Ленинградском Доме ученых

Вечера в Доме ученых

Наш учитель литературы Вадим Львович Замбржицкий как-то сразу выделил меня, а в соседнем младшем классе моего брата. Ему нравились наши сочинения. Нередко он зачитывал отрывки из них перед всем классом. Я при этом покрывался весь пунцовой краской, особенно когда любопытные девочки оглядывались, стараясь угадать, отрывок из чьего сочинения он читает. А, взглянув на меня с ярко-малиновым щеками, им сразу становилось все ясно.

Но при этом никаких поблажек он мне не делал. Когда раздавали тетрадки с сочинениями, и я взволнованно сидел в ожидании безусловной  пятерки, то как гром среди ясного неба раскрывал тетрадку и видел:   ЧЕТЫРЕ С МИНУСОМ. Да еще примечание:
«Что же это ты, Вовочка, с запятыми не в ладах?»

Зато, будучи членом Дома ученых, он нередко брал нас с братом на вечера, устраиваемые там.  Приходил туда элегантнейший Николай  Константинович Черкасов,
едкий Николай Павлович Акимов, главный режиссер Ленинградского Театра комедии.
Первый - заслуженно обласканный при всех властях, второй - незаслуженно и неоднократно подвергавшийся критике и даже травле. Они в основном рассказывали о зарубежных поездках, показывали слайды.  Тогда это было экзотикой – и поездки, и слайды. В шестидесятые годы мы не только не смели мечтать о Париже или Риме, для нас даже София или Варшава были вожделенной мечтой.
Слушал я там Вадима Шефнера и  еще молодых  в те годы поэтов Майю Борисову, Виктора Соснору, Глеба Горбовского. В отличие от нарядно одетой публики и всегда одетых с иголочки режиссеров, писателей, актеров,  поэты  выглядели весьма демократично. Скажем, на Викторе  Сосноре был всегда светлый толстый "водолазный" свитер с высоким воротом.


Регулярно вел музыкальные беседы Леонид Энтелис, крупный ленинградский музыковед (о нем можно прочитать в Википедии). Помню на экраны в 1960 году вышел фильм-опера «Пиковая дама», в котором играли Олег Стриженов и  Вадим  Медведев.   И тема  беседы Энтелиса называлась так: "Пиковая дама" Чайковского, Пушкина и Романа Тихомирова.   Тихомиров был режиссером этого фильма.

И надо же так совпало, что  в том же  1960 году знаменитая в те годы перуанская певица Има Сумак, владевшая  редким голосовым диапазоном в четыре октавы,  начала свое мировое турне с гастролей в Советском Союзе.  Мало того, ее  единственное выступление по телевидению совпало  по времени с выступлением Леонида Энтелиса с его лекцией. Телевизор в соседней гостиной гремел на полную мощь,  и часть народа переместилась   на голос певицы.  А  Энтелис нашелся и начал с фразы:

- В течение своей жизни и Пушкин, и Чайковский  сталкивались со многими недоброжелателями и недругами. Но вряд ли они могли встретить такого мощного конкурента как четырехоктавная певица из Перу, - сказал он, указывая в сторону соседней гостиной.
Публика зааплодировала, и больше уже никто не сбегал.

А после, после он сел за рояль,  и потекла волшебная музыка Петра Ильича Чайковского из оперы «Пиковая дама». И все сразу  поняли, что никакая Има Сумак ни в какое сравнение с Чайковским не идет.

Продолжение: http://proza.ru/2013/03/28/725

На фото: фасад и Белая гостиная Ленинградского Дома ученых
(Дворец Великого княза Владимира)

=============
А здесь Има Сумак исполняет "Подмосковные вечера":
https://www.youtube.com/watch?v=yi_SNTzm1Zs


Рецензии
Чайковский, конечно, вне конкурса. Но Има Сумак, мне в то время напомнила Аэлиту Алексея Толстого. Очень необычная, с необычным голосом. Как-то быстро она промелькнула на телеэкране. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   25.07.2019 18:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.