Москвичи, пользуйтесь общественным транспортом?!

О ЧЕМ РЕЧЬ?

Московские власти настойчиво агитируют москвичей пользоваться общественным транспортом – это, якобы, хорошо. Даже всякие странные акции обещают – типа, разыгрывать лотерею по билетам метро.

Одновременно вводят различные ограничения для автомобилистов, ссылаясь на аналогичную практику в крупных городах Западных стран.

Более всего меня удивляет, что «пипл хавает» последний тезис. Ведь москвичи –  все же народ довольно продвинутый. Конечно, и в Москве много бедных людей, которые не могут позволить себе путешествовать, а еще много обеспеченных людей, которые не имеют культурных интересов и потому ездят исключительно в Турцию и Египет с их «все включено», а не в Париж какой-нибудь с его Лувром.

Представления таких москвичей о жизни в Западных странах часто не сильно отличаются от представлений какого-нибудь крестьянина в Тамбовской губернии, для которого и поездка в райцентр – событие. Они просто не знают, как обстоят дела в цивилизованном мире.

Но ведь в Москве много и других людей, которые знают – они-то что молчат?

Лично я, когда слышу пассажи властей о пересаживании на общественный транспорт, как это происходит на Западе, ощущаю, что меня «за лоха держат». Потому что на Западе – совсем по-другому.

Вот я и решил кое-что сказать на эту тему.

Определенный опыт у меня есть. Последние 13 лет я работаю в международной сфере, посетил десятки разных стран, в основном, цивилизованных, некоторое время жил и работал в Лондоне, поэтому есть с чем сравнить.

Желание сказать у меня возникло неспроста. Т.е. я по многим вопросам могу что-нибудь сказать, но плотный график не позволяет. Но тут я просто не могу смолчать!

Дело в том, что у меня сломалась машина, и я вынужденно пересел на общественный транспорт.

Автомобиль у меня довольно сложный в техническом отношении, чинить его у сервисменов, пусть и официальных, получается плохо и долго. Поэтому мой «общественный» период несколько затянулся и я вполне смог сравнить западный общественный транспорт с московским.



МОСКВА

Впечатления, честно говоря, близки к шокирующим. Ребята, общественный транспорт в Москве – это ведь просто жопа! ЖОПА!!! Иначе я и сказать не могу!

В метро поезда приходят набитыми до отказа жителями отдаленных районов, и сесть в вагон в утренний час пик – большая проблема. Приходится пропускать несколько поездов или отъезжать на несколько станций назад. На пересадках на кольце – тоже пробки, да еще какие!

В самом вагоне давка, народ прижимается к тебе так, что ситуация выходит вполне интимная. Вокруг меня, правда, в основном бывали женщины, но среди них оказалось немного привлекательных. А вот пачку сигарет в кармане они мне расплющили.

Но сигареты ладно. По роду деятельности я должен приходить на работу в хорошо отглаженном костюме и красивом галстуке. Галстук еще более или менее, а вот костюм после поездки в час пик выглядит уже помятым. 

Кроме этого, в метро очень жарко и душно. Кондиционируемых вагонов, как в Нью-Йорке, Сингапуре и многих других городах, тут нет. В результате, извиняюсь за подробность, сильно потеешь, и приходя на работу, правильнее идти сразу под душ, как после фитнеса. В моем кабинете, однако, душа нет, а большое начальство, у которого кабинеты с комнатой отдыха и санузлом, с этой проблемой не сталкиваются, т.к. им машину с водителем подают, а если машина ломается, то всегда находится запасная.

На обратном пути давка в вагонах несколько меньше, но чтобы зайти на станцию – очередь, за билетами – опять очередь, и даже у автоматов по продаже билетов пришлось немного постоять.

Кто-то говорил мне, что в метро можно читать. Не знаю, кому можно – тому, кто садится на конечной станции и занимает место? В час пик читать либо невозможно, либо очень затруднительно. Пробовал слушать аудиокниги в плеере – я в машине всегда их слушаю, но в метро мешает шум. Причем, что странно – вот в Праге тоже ходят такие же советские поезда, пусть и переделанные, а уровень шума намного ниже…

А ведь это еще только метро – а каково тем, кто живет далеко от станции и не может дойти до нее пешком, как я? Выходя из метро я видел таких – в длинной змеящейся очереди на маршрутку.

Конечно, тому, кто ездит на метро давно и привык, может показаться, что я драматизирую ситуацию. В этой связи вспомнился такой случай. Когда-то после института нас направили на военные сборы в часть за Уралом. При размещении в казарме мне выдали матрас, но я едва мог взять его в руки – настолько грязным он был. От его вида буквально тошнило. Солдаты, в свою очередь, не понимали такой реакции – дескать, понаехало тут всяких брезгливых, ему хороший матрас дают, а он рыло воротит… Однако через неделю я уже спокойно спал на этом матрасе – не только к хорошему быстро привыкаешь, но и к дерьму тоже… К метро привыкнуть пока не получилось, хотя если поездить подольше, глядишь и станешь таким же «метросолдатом», которого все устраивает.

Справедливости ради скажу, что есть и плюсы. Утром можно вставать на 5 минут позже, а вечером экономия времени по сравнению с машиной доходит до 20 или даже 30 минут, причем это не в сравнении с тупым кратчайшим маршрутом, а с выверенным хитрым путем, позволяющим объезжать большую часть пробок. Правда, если ехать позже, часов в девять-десять вечера, то на метро вдвое дольше, чем на машине. Впрочем, тут все зависит от района и конкретного маршрута, поэтому обобщать не стоит.

Это что касается Москвы.

Теперь давайте сравним с тем, как обстоят дела на Западе – я предлагаю взглянуть на Лондон, который знаю лучше других городов.



ЛОНДОН



Автобус.

В свое время в Лондоне на остановках висела реклама – «Bus is my second car» (Автобус – моя вторая машина). И действительно, в этом есть какой-то смысл.

Красноречив следующий пример. Перемещаясь по Лондону я часто даже не смотрю на номер автобуса. Поскольку город я знаю, то сажусь в любой в нужном мне направлении. Если автобус сворачивает в сторону, сразу же выхожу, делаю два шага к нужной остановке и тут же уезжаю на следующем автобусе. Потому что автобусы идут один за другим! Они двигаются по автобусным полосам и потому едут без задержек.

Кроме того. На каждой остановке есть подробная цветная схема, немного похожая на нашу схему метро – для всех маршрутов останавливающихся здесь автобусов указана каждая остановка, и любой пассажир легко может спланировать свой путь. Есть и расписание – в те часы, когда автобусы не идут раз в несколько минут, они ходят точно по расписанию. А на очень интенсивных маршрутах на остановках размещены электронные табло, показывающие, сколько минут осталось ждать того или иного автобуса.

Есть и ночные автобусы. На большинстве маршрутов – раз в 15 минут, на менее загруженных – пореже. Я уже не говорю о том, что стоя в автобусе ездить не приходится никогда – спокойно поднимаешься по лесенке на второй этаж и занимаешь свое место. Для сравнения – в Москве я тоже как-то пришел на остановку. Там было расписание – нужный мне номер ожидался в 21.35. Поскольку на часах было 21.20, решил подождать. В 21.50, потеряв полчаса, я покинул остановку – обещанный автобус так и не пришел. Слава Богу, там рядом был ларек, где продавалось пиво, что скрасило мое ожидание. Правда, спустя неделю ларек снесли.



Метро.

После пафоса Московского метро, Лондонский underground выглядит скромно. Мраморного великолепия там нет. Зато с функциональной точки зрения – совсем другое дело. Никакой давки даже в час пик, куча линий, станции на каждом шагу. Возьмите схему лондонского метро и сравните со схемой московского. Чувствуете разницу? В лондонской схеме не сразу и разберешься, столь она сложна. Соответственно, и возможностей по перемещению у вас множество – даже просто пересечь город можно несколькими маршрутами.

Плюс всякие приятные мелочи. Вот в Москве снесли ларьки, а в Лондоне они есть. На некоторых станциях вы можете купить газету, легкую закуску и газировку прямо на платформе, а уж в подземных переходах и около них можно купить вообще все, что угодно. Удобно! Пиво, правда, в лондонском метро пить нельзя, за это крупный штраф, но в Москве тоже нельзя, а кроме того, отдельные товарищи все равно пьют и тут и там.

И так далее. Например, часть станций линии District совмещена со станциями линии Circle. На схеме первая показана зеленым цветом, а вторая – желтым. Так вот, в поездах поручни тоже выкрашены в соответствующие цвета, и вы можете не глядя на табло определить, нужный ли вам поезд подошел или нет. Да и то, что в отдаленных районах метро идет по поверхности, приятно – нет шума, светло, приятные виды за окном.



Такси.

Также вообще отдельная тема. Все предшествующие годы с момента крушения советской власти этот вид транспорта находился в Москве в ужасающем запустении, в немалой степени потому, что городские власти не занимались его развитием. Сейчас занимаются, но ситуация пока не изменилась к лучшему. И не факт, кстати, что изменится. Не удивлюсь, что вместо европейского порядка мы столкнемся с дефицитом такси и бешеными ценами, так что с ностальгией будем вспоминать времена, когда стоило поднять руку, сразу же останавливался «ара» на гнилом «тазе».

В Лондоне – не так. В Лондоне вас повезут на кэбе, за рулем будет квалифицированный водитель, сдавший специальный экзамен на знание города, расчет будет по счетчику, водитель вежливо предложит вам сдачу и поблагодарит за чаевые, если хотите  - сможете расплатиться картой Visa. Да собственно, в любой цивилизованной стране так. И тарифы устанавливает не кто как хочет, а согласно единым правилам, поэтому у вас всегда есть представление, сколько будет стоить та или иная поездка.

Естественно, Лондонское такси на законных основаниях использует автобусные полосы, а потому перемещается довольно быстро.



Мототехника.

Когда я приезжаю в Россию из Западной Европы, всегда обращаю внимание – как мало в Москве мотоциклистов! (А те, что есть, носятся как черти).

И действительно, даже в Лондоне мотоцикл (или чаще – скутер) обычное средство передвижения горожанина. Я уж не говорю о таких странах, как Италия, Испания, Греция и т.п.

И это существенный вклад в решение транспортной проблемы.

Использовать мототехнику в Лондоне легко и удобно. Въезд в центр для мото бесплатный, много специальных мотопарковок, движение безопасное, аварии - редкость. Мотоциклистам разрешено ездить по автобусным полосам (это ведь очевидное решение!).

Мотоцикл, а уж тем более - скутер можно запросто оставлять ночевать около дома, иметь гараж не обязательно. Кроме того, англичане часто ездят по городу без экипировки, что тоже удобно, хотя и неправильно.

В нашем четырехэтажном офисе на скутерах и мотоциклах на работу приезжало человек двадцать.

В Москве ситуация иная. Как я уже сказал, мотоциклистов в Москве очень мало. Думаю, основных причин две – криминальная ситуация и высокие цены. Когда вы не можете оставить на ночь аппарат у подъезда, вам необходимо покупать гараж. А в Москве гараж стоит денег.

Плюс сам аппарат. В Москве мототехника стоит дороже, чем в Лондоне, при том, что зарплаты здесь заметно меньше. Если не рассматривать китайские задохлики (с соответствующим качеством изготовления) и обратиться к зарекомендовавшим себя западным маркам, картина получается такая.

Для офисного служащего удобнее не мотоцикл, а максискутер. Лидер класса Yamaha T-Max в Москве стоит 524 тысячи 500 рублей, премиум скутер от BMW – 587 тысяч 100 рублей. (кому интересно, подробнее см. здесь - www.panavto-yamaha.ru/catalog/scooters/26/2; www.major-auto.ru/moto/moscow/moto-bmw/c_650_gt/604956/). Стоимость нового мотоцикла – где-то от 400 тыс. до 1,5 млн. рублей – в зависимости от кубатуры, марки и допоборудования.

К этому нужно добавить порядка 150 тыс. рублей на защитную экипировку (шлем, мотоботы, мотоштаны/наколенники, черепаха/куртка, перчатки, дождевик, жилет, рюкзак), стоимость сигнализации с обратной связью (15 тыс. рублей), механический противоугонный замок (3-10 тыс. рублей). Т.е. на круг выходит тысяч 750, а еще ведь и страховку нужно покупать… У многих машина дешевле стоит, а при этом, вследствие холодного климата, ваш двухколесный аппарат будет простаивать минимум половину года…

Кроме этого, в экипировке хорошо ездить, но плохо ходить. В моем случае нужно иметь полный комплект для переодевания на работе, что крайне неудобно.

Конечно, все это преодолимо. Но лично я, по комплексу этих и других причин, хотя и имею довольно приличный мотоцикл, чаще всего использую его не в качестве транспорта, а в качестве средства активного отдыха от интеллектуальной работы.

Плюс еще вопрос безопасности. О безопасности движения в России я собираюсь написать отдельную статью. Здесь же замечу, что если сравнивать с Западом, то движение у нас очень опасное. Количество погибших больше на порядок, при том, что количество автомобилей однопорядково. В Великобритании, Германии за год погибает 2-2,5 тыс. человек, у нас – 28-30 тыс. В одной Москве за 2012 г. 810 погибших. (цифры уточню и распишу подробнее, когда дойду до упомянутой статьи). Где-то писали, что если к этому числу добавить погибших в Московской области, то получится примерно сколько во всей Великобритании.

По мелким авариям ситуация, видимо, еще хуже. Это и без статистики видно – в Москве аварии едва ли не на каждом углу. А в Лондоне все окна моей квартиры выходили на огромный перекресток, и за полгода я видел там только две мелких аварии!

Но это действительно отдельная тема, не будем здесь в нее углубляться.



Велосипед.

Велосипедистов в Лондоне тоже много, это распространенный вид транспорта. Хотя мне не совсем понятно – если после фитнеса мы идем в душ, то после хотя бы 10 км. на велосипеде тоже по идее надо идти в душ, а не в офис?

Велосипеды сейчас собираются внедрять и в Москве. Посмотрим, что получится. Я не велосипедист и здесь судить мне сложно, но недавно разговаривал, если можно так выразиться, с «профессиональными велосипедистами», которые ездили в тысячекилометровые путешествия по Европе. Они не советуют ездить на велосипеде по Москве, считают, что среди таких водителей, как у нас, это очень опасно. С их точки зрения, даже мотоцикл в Москве безопаснее, при условии, если вы не будете носиться как сумасшедший, т.к. на мотоцикле вы можете двигаться со скоростью потока, а в случае чего можете увернуться от очередного барана за счет высокой энерговооруженности. На велосипеде же вы лишены этих возможностей и потому высокоуязвимы – это почти то же самое, что гулять по дороге пешком.



Автомобиль.

В том, что говорят московские власти, есть и маленькая правда. Использовать машину в Лондоне, если работаешь в центре, очень затруднительно. Парковка платная, но в центре не просто платная, а еще и с ограничением по времени – например, 2 часа. После вы должны куда-то убраться. Въезд в центр тоже платный. Плюс довольно медленное движение, хотя конечно, пробок как в Москве нет. Все это в сумме позволяет говорить о практически запретительных мерах в отношении автомобилистов в центре Лондона.



ИТОГО

Как я только что сказал, можно говорить о запретительных мерах в центре Лондона по отношению  к автомобилистам.

Но никак нельзя говорить, что вводя сходные меры в центре Москвы мы делаем как на Западе.

Потому что на Западе кроме этих мер есть прекрасно работающий общественный транспорт и мототехника, гарантирующие вам быстрое и безопасное перемещение в любое время, а в Москве этого нет.

Конечно, сделать работу общественного транспорта хотя бы отдаленно напоминающей Лондон – задача трудная. Гораздо проще действовать по принципу «поставьте шлагбаум или толкового майора», что пока и происходит.

Но шлагбаум еще не заработал. А если заработает, не боятся ли власти давки и смертельных случаев в метро, если все, кто сегодня ездит на машинах, завтра туда спустятся? В метро и без них мало не кажется! Сами власти-то не пользуются общественным транспортом, и возможно, не чувствуют остроты проблемы. Я бы им рекомендовал в час пик зайти в метро, например, на Выхино, а потом еще раз обдумать этот вопрос. Кстати, говорят, мэр Лондона ездит на работу на велосипеде.

Мне не хотелось бы, чтобы моя заметка выглядела огульной критикой. Действительно, в отличие от лужковской команды, новые московские власти хоть что-то делают для людей, занимаются решением проблем, хотя порой и своеобразно. Например, дорожное движение все же улучшилось – где-то стрелку добавили – и пробка сразу исчезла, где-то дополнительный ряд на поворот. Такие меры не стоят больших денег – это ведь не туннель построить, но ими надо заниматься – а прежние власти и этого не хотели. Или вот разовые билеты сделали сейчас едиными для всех видов транспорта – очень удобно! На Западе «всю жизнь» так было, теперь и наши, слава Богу, додумались.

Но все же я бы посоветовал московским властям переход на общественный транспорт начинать с себя.  Всегда полезно проверять теорию на практике, а наиболее четкое понимание приходит после проверки на собственном опыте. Да и с нравственной точки зрения сразу же набрали бы много очков.

Почему бы не ввести отдельный пункт в трудовой контракт, запрещающий любому сотруднику московской мэрии, от самого главного до самого низшего, использовать личные или служебные автомобили для поездок на работу/с работы и в течение рабочего дня? Метро, автобус, велосипед, скутер, мотоцикл, даже такси (но за свои, а не за бюджетные деньги) – черт с ними, пожалуйста, но автомобиль – нет!

Я думаю, это серьезно улучшило бы понимание московских властей, на какой общественный транспорт они собираются пересаживать горожан, а кроме того, укрепило бы контакт и взаимопонимание с народом.



P.S. А вообще-то кроме Европейского есть и Американский опыт, где не ограничивают автомобилистов, а создают им приличные условия. Нью-Йорк может и исключение, но Атланта, Чикаго, Лон-Анжелес, Сан-Франциско, Лас-Вегас – и т.д. и т.п. – исключительно автомобильные города, где можно ездить в центр на машине без проблем. Об этом тоже стоит задуматься…



Картинка с сайта forum.top.rbc.ru


Рецензии
Спасибо Вам за столь любопытные "записки рассерженного горожанина"!
Действительно актуальная проблема в наше время. Куда уж постсоветскому пространству до Запада!
Если еще и остались те, кто спит и видит, как бы поселиться в Москве, то мне их искренне жаль. Представляют ли они, что им предстоят те пытки транспортной системой мегаполиса, которые были Вами описаны?..

Марина Макаева   17.01.2014 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина!
Да, Москва очень некомфортный город для жизни.
но много ведь таких историй - в Воронеже программист получал 20 тыс. рублей в месяц, а в Москве устроился на 100. Что даже с учетом вычета 25 тыс. за съемную квартиру неплохо.
Вот и рвется народ...

Денис Пилипишин   17.01.2014 10:42   Заявить о нарушении
Мне кажется, Ваше произведение -это must read для тех, кто считает, что в Москве жизнь-малина

Вот сделать бы сборник из подобных "записок"...

Марина Макаева   17.01.2014 13:49   Заявить о нарушении
Да, если уж ехать - то в Лондон или хотя бы в Нью-Йорк :)
Но это - куда сложнее...

Денис Пилипишин   19.01.2014 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.