Как сказал, так и будет...

(Фрагменты из романа «Обратной дороги нет», сборник "Синяя птица").

В шестидесятые годы в жизнь активно внедрялась электроника. В нашем городе первая электронно-вычислительная машина появилась в научно- исследовательском институте (НИИ) у нефтяников. Она заняла этаж институтского здания. Требовались специалисты. По совету мужа отправилась предложить свою кандидатуру, как будущую выпускницу физмата.

Начальник отдела понравился мне с первого взгляда. Высокий, широкоплечий мужчина с выразительными чертами лица, освещёнными сияющей улыбкой. На вид лет сорока. В строгом деловом костюме, отглаженной сорочке и до блеска начищенных туфлях. Внимательно выслушав меня, предложил посещать семинары по программированию и показать, на что я способна.

А учёба в институте продолжалась. Вот и пришлось вплоть до конца марта совмещать несовместимое — практику в сельской школе и семинары в НИИ. А в апреле, ещё до получения мною диплома об окончании пединститута, меня зачислили в штат вычислительного отдела НИИ.

Жизнь моя совсем усложнилась. Смешалось всё: работа, защита дипломного проекта, сдача государственных экзаменов, семья и... беременность. Я порядком осунулась. Улыбка исчезла с моего лица (некогда самой улыбающейся девушки физмата). Неравнодушный ко мне однокурсник при встрече в институте вручил поэму о птице, которая могла взлететь за облака, да была поймана и посажена в клетку. Запомнились многократно повторяющиеся в этой поэме слова: птица, пойманная птица. Так выглядела я в тот весенний период.

Дипломный проект я защитила на «отлично». А вот готовиться к сдаче государственных экзаменов времени совершенно не было; ходила сдавать их без подготовки, отпрашиваясь с работы. На последнем экзамене преподаватель по элементарной математике, пожелавший мне на первом курсе «вовка забодати» (в зачётке были только пятёрки), влепил мне первую за пять лет учёбы в институте тройку («удовлетворительно!»). Обидно до слёз, но это уже не важно. В то время я осваивала на работе высшую математику по университетскому курсу.

Потекли рабочие будни. Начальник отдела оказался довольно строгим руководителем. Принимая меня в штат, сразу же предупредил: «Теперь ваше время продано предприятию, и вы должны строго соблюдать установленные порядки».

Однако посвящать все восемь часов рабочего времени работе было просто невозможно. После выхода на экран фильма «Бабетта идёт на войну» с великолепной Брижит Бардо в главной роли, стала модной причёска «бабетта» с пышным начёсом. Теперь я работала в обществе интересных мужчин — кандидатов, докторов наук — и мне следовало выглядеть эффектно. Как и другие женщины из немногочисленного женского персонала предприятия, я проводила довольно много времени в туалетной комнате, создавая причёску «бабетта». Но это, конечно, шутки. Работать под руководством моего первого начальника было очень и очень интересно. Увлечённый наукой, он будил интерес к науке и у нас, подчинённых. Если говорить откровенно, то я с каким-то благоговением относилась к нему и с бессознательным пиететом во всём ему подражала.

Как математика-программиста меня прикрепили к отделу, в котором работали мужчины особого склада — геологи, о которых сказано: «Ты солнца и ветра брат!» Наука увлекла меня. Вскоре в журналах появились мои научные статьи.

А жизнь шла своим чередом. Муж успешно защитил диссертацию и получил направление в город у моря. Наша семья переезжает! Я чувствую то особое состояние, что охватывает при переезде — кончен известный срок жизни, и вместе с тем внезапную лёгкость, надежду на начало чего-то нового, интересного.


— Жорики, дорики, лорики, суки — такой кадровый состав нашего бюро, — ознакомили меня на месте новой работы. Я огорчилась, узнав, что отношусь к последней категории. Оказалось, что это случайно устроившиеся квалифицированные инженеры. Предыдущие категории — это жёны, дочери и любовницы ответственных руководящих кадров.

Понравился рассказанный мне, как новенькой, анекдот: «В жизни каждой женщины должно быть пять мужчин. Первому все можно рассказывать, но ничего не нужно показывать. Это священник. Второму всё можно показывать, но ничего не нужно рассказывать. Это любовник. Третьему всё можно и рассказывать, и показывать. Это доктор. Четвёртому лучше ничего и не рассказывать, и ничего не показывать. Это муж. Пятый, как сказал, так и будет! Это начальник».

С начальником отдела мне повезло. Он был хорош как демон. Высокий, широкоплечий. С густыми тёмными волнистыми волосами, подёрнутыми лёгкой проседью. Дерзкая сияющая улыбка обнажала передние золотые зубы – следы буйной молодости. В его светлых глазах угадывалась способность проникать глубоко в душу. Уголки губ чуть-чуть изгибались в заговорщической усмешке; под его обаяние трудно было не попасть.

Капитан дальнего плавания. Держал «нос по ветру». Носился как вихрь. Давал распоряжения всё делать быстро и качественно. Многие не понимали, как можно выполнить команду: «Стой там, беги сюда!». Расстраивались и даже плакали. А он, привыкший работать с мужским коллективом, не понимал этих женских слёз. Как человек добродушный, менял тон и ласковыми интонациями успокаивал тех, кого нечаянно обидел.

В его кабинете над столом висел плакат: «Кто хочет делать – ищет способы, кто не хочет – ищет причины».

Осваиваясь на новом месте, я с интересом наблюдала за начальником. Однажды он подошёл к моему рабочему столу шепнул: «Быстро! Жду в машине!». «В жизни каждой женщины...» — мелькнула у меня мысль... Прихватив сумку, недоуменно вышла следом. Его машина «Волга» стояла у подъезда. Открыв заднюю дверцу, он пригласил меня в салон. Сам, обойдя машину, расположился на водительском месте. Только я собралась спросить, куда мы так загадочно едем, к машине подошла высокая строгая на вид женщина. Распахнув переднюю дверцу, внимательно оглядела салон, небрежно, лёгким кивком головы поприветствовала меня и уверенно заняла место рядом с водителем. Оказалось, что мы едем в Главное управление, а по пути завозим в центр жену начальника. О ней следует сказать особо, но сделано это будет позже.

Мне часто придётся ездить с начальником в его машине. Всегда на заднем сидении. Как-то моё внимание привлекла оставленная там книга в красивом переплёте. Чтобы удовлетворить своё любопытство, полистала её. На форзаце — надпись: «Твоя Любовь прекрасна. Мужу в день сорокалетия». И подпись. Книгу эту начальник ещё долго будет возить в машине. Я уже не помню её название, а вот надпись эта запомнилась.

Начальник учился в аспирантуре. Мои научные статьи (а их к тому времени насчитывалось уже семь!) произвели на него приятное впечатление. Я быстро продвинулась по служебной лестнице, вскоре поступила в аспирантуру московского института на заочное отделение и стала руководителем специально созданной научно-исследовательской группы, в которую были отобраны добросовестные творческие сотрудники. Научное руководство этой группы осуществлял специалист с учёным званием, приглашённый на работу по совместительству из академического института. Он заваливал нас идеями. Мы — это начальник отдела, я и вверенный мне дружный творческий коллектив, претворяли эти идеи в жизнь. Постепенно я стала поверенной начальника не только в научных делах, но и в его личных.

В войну он был уже юношей. Потеряв родных, отправился бродяжничать. Оборванного, голодного его приютили рыбаки. Устроили работать в свою артель. Потом пошли девчата. Вернулся как-то из дальнего рейса, а его встречает подруга с сыном на руках. Женился. Ещё сын, потом дочь. Трое детей, а семья не клеилась.

Чем умнее жена, тем крепче семья, — гласит народная пословица. Тут-то и нашлась умная женщина и увела его из той, не склеенной семьи. Заставила окончить институт. При ней он стал капитаном дальнего плавания. Сама занимала высокий административный пост и заставляла мужа делать научную карьеру. Родила ему двух сыновей. Он любил их, но очень тосковал по своим старшим детям от первого брака. Втайне от жены поддерживал с ними связь.

Как-то, находясь в командировке в том городе, где жила его дочь, я, как человек излишне любопытный, решила разыскать её. И разыскала...

Оказалось, что это высокая статная девушка, внешне очень похожая на отца. В то время она заканчивала десятый выпускной класс. А раз впереди у девушки выпуск, пришлось мне самостоятельно принять решение и передать ей (как бы от отца) приличную сумму на выпускной бал. Моим поступком начальник был удивлён, но признал, что я поступила правильно. После этого случая он стал часто отводить со мной душу, рассказывая и о первой жене, и о старших сыновьях, которые жили уже своими семьями, и о дочери. В устройстве её судьбы мне ещё придётся принять участие.

Начальник очень уважал моего мужа. Поучал: «Береги семью. Не ходи по мужикам». В командировки со мной не ездил. Он и в рабочем кабинете после решения производственных вопросов обычно говорил мне:

— А теперь сгинь. От греха подальше. Ты даже не представляешь себе, как ты хороша. Лучше уйди. От тебя идёт такая энергия…

Меня смущали эти признания. Считая себя с детства почему-то недостаточно красивой, я не понимала его слов.
Погорев на любовном фронте, начальник жил по правилу: «Не люби, где служишь, не служи, где любишь». Выполнения этого правила требовал и от подчинённых.

Шло время, мы одерживали победы, а жизнь постоянно готовила нам новые и новые испытания. Она как компьютерная игра. Преодолеешь препятствия одного уровня, поднимешься на следующий уровень, а там испытания уже на порядок выше.

Я окончила аспирантуру, подготовила к защите диссертацию, а тут началась реорганизация Высшей Аттестационной комиссии и Ученых Советов институтов. Защита моей диссертации откладывалась на неопределенный срок. Но это уже совсем другая история.

Здесь уместно заметить, что начальник успел защитить свою диссертацию до реорганизаций и перевелся работать в столицу. В течение многих лет от него не было никаких известий. И только спустя четверть века неожиданно позвонил мне. Поинтересовался моей жизнью, рассказал о себе. На старости лет стал глубоко верующим человеком, посещает службу в храме, молится за своих детей и за меня, желая успехов и благополучия.


Рецензии