Гришина улыбка

К нам в гости часто приходят мамины ученики. Они любят мою маму – своего учителя. Замечательные мальчишки и девчонки. Добрые. Озорные. Талантливые. Целеустремлённые. Весёлые… Мне многие нравились и нравятся. Но Гришу я любила. Всем своим детским сердцем. И не важно, что видела его всего несколько раз. Три? Пять? Познакомились, когда мне было лет семь, а ему, наверное, четырнадцать. 

Я навсегда запомнила Гришину улыбку. Она была особенная. Удивительно открытая. Искренняя. Светящаяся. По-детски радостная. Восторженная. Тёплая. Доверчивая. Обаятельная. Обезоруживающая. Он улыбался так, словно говорил: «Я люблю тебя, Мир! Ты прекрасен! Люди, я люблю вас! Оглянитесь вокруг: как же хо-ро-шо жить!»

Гриша был высоким и стройным старшеклассником, с широкими плечами, как у профессионального пловца. У него были светло-каштановые кудри. И мне казалось, что пахнут они Весной. Той самой Весной,  когда тепло, солнечно, волнительно, необъяснимо радостно, а в воздухе – нежные ароматы первых листочков и ты ожидаешь от этого мира  чего-то невероятно прекрасного…

...Храню и с удовольствием листаю его подарок - огромную старинную книгу, которая называется «Книжка малышкам». Она – из Гришиного детства, возможно, даже из детства его папы или мамы. У книги такой вкусный запах. А внутри – детские стихи обо всём на свете и яркие, добрые, нежные рисунки. Оттого, что когда-то её листал маленький Гриша, она особенно мне дорога.

После школы он поступил в мореходное училище. В другом городе. Удивительный Гриша и профессию выбрал удивительную.
Однажды он пришёл к нам в гости с экзотическим гостинцем – с бананами. В моём советском детстве – это была не просто редкость, а самое настоящее чудо! Бананы были зелёными, вкуса я их не поняла и не запомнила. Но это и не важно. Важно, что были они из Африки! Так я для себя тогда решила и абсолютно  точно была в этом уверена. А откуда ещё? Ведь Гриша – моряк! Значит, его корабль был в тех краях и, оказавшись на берегу, Гриша сам сорвал эти бананы для нас…
Если бы тогда на Гришин корабль напали морские пираты, знаю: всё закончилось бы хорошо. Обязательно! Вышел бы Гриша. Улыбнулся. И  – конфликт исчерпан!

Ни одна книга по психологии не научила меня тому, чему научил Гриша. Он научил меня чувствовать людей по их… улыбке.
Бывает улыбка-грусть. Дежурная: одинаковая для всех. Самодовольная. Нейтрально-доброжелательная. Хитрая. Беззаботно-счастливая. И даже - агрессивная. Липко-слащавая. Отстранённая: человек улыбается тебе, а сам – далеко-далеко. Улыбка влюблённо-застенчивая… 

Хорошая мысль: «Каждый день проживай так, словно он – последний». Сильно сказано. Но есть в этом трагическая неизбежность…
Гриша улыбался так, словно каждый день – первый в его жизни. Так живут и улыбаются дети. Восторженно. Бесстрашно. С широко распахнутыми глазами. Да, у Гриши была широко распахнутая улыбка. Как и его душа. 

Он женился в том городе, где учился. А потом вместе с семьёй уехал жить в другую страну. За моря-океаны…

Пройдёт несколько лет. Пятнадцать? Двадцать? Я услышу Гришин голос по телефону. Точнее – услышу его улыбку. Это будет всё та же улыбка Первого Дня! Удивительная!

Гриша, спасибо тебе. За всё. И за улыбку...

Январь, 2014 год.


Рецензии
"Хорошая мысль: «Каждый день проживай так, словно он – последний». Сильно сказано. Но есть в этом трагическая неизбежность…
Гриша улыбался так, словно каждый день – первый в его жизни." (С)

Ольга, а Вам не кажется, что Гриша сумел что-то изменить в своей жизни именно потому, что для него каждый день был, как первый день? Ведь те, для кого каждый день, как последний, ничего не делают, ничего не меняют и никуда не уезжают.

С уважением,
Дмитрий

Дмитрий Мишелин-Марков   05.12.2014 20:19     Заявить о нарушении
Дмитрий, здравствуйке. Да, Гриша первооткрыватель.
Его улыбка - это восторг, словно всё и всегда у него
- впервые. И это объясняет, что многое в его жизни - удивительно.
НО. Я думаю: человек, который живёт, как
в последний раз - многое может! Понять. Почувствовать. Сделать.
Это тоже мощный стимул. Только с другой интонацией.

Ольга Аришон   10.12.2014 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.