Трагедия Осипа Черепанова

               
    Осип Астафьевич Черепанов жил в Быстром Истоке, на Алтае. До 1917 года занимался крестьянским хозяйством. Люди его уважали, был как мировой судья в селе. В семье родились четверо детей, но и выросла уже старшая дочь, Ольга. Замуж вышла, родился ребёнок. Семья не сложилась, ребёнок простыл и умер. Она вновь жила с родителями и была хорошей помощницей матери. Когда начали образовывать колхозы, Осип Астафьевич не вступил в него, а устроился работать   в Барнаульском речном порту. Поработав одно лето матросом на пароходе «ДРОКИН», набрался опыта, а на следующее лето ему доверили буксирный пароход "Бийск", на котором он был уже капитаном.

 Буксир  был старый, так как достался от царского режима, но для плавания был ещё пригоден. Информация из Интернета "В 1882-83 годах барнаульские пароходчики Функ и Щербаков построили новые пароходы «Барнаул» и «Бийск» специально для вывоза хлеба".

Всё лето с весны курсировал буксирный пароход "Бийск" по Оби, перевозя разные грузы от Бийска до Барнаула. А уже в августе началась уборка урожая в колхозах. Зерно колхозники загружали в баржу в Быстром Истоке, и буксирный пароход тянул её к пристани села Усть - Чарышская пристань.

Однажды   он притянул в Быстрый Исток пустую баржу,  оставил её  у причала для загрузки зерном. Капитаном в то время был Осип Черепанов. О нём информации я не нашла, вероятно от того что на него заводили Дело, как на "Врага народа". Он принял решение вернуться без баржи назад, так как заметил какие-то неполадки в работе паровой машины. Нужна была новая деталь в машинное отделение для замены изношенной. Иначе буксир не сможет утянуть загруженную баржу до Барнаула.

Прибыв в речной порт Барнаула, Осип Астафьевич доложил руководству о необходимости новой детали, но время шло, а нужную деталь не достали, и сказали, чтобы отремонтировали то, что износилось самостоятельно. Два матроса и он ремонт производили, пытались устранить неполадку. А тут им сообщили, что колхозники в Быстром Истоке загрузили баржу зерном, и она готова для отправки в Барнаул. Приказало руководство порта отправляться  за баржей, хотя капитан сказал, что буксир не сможет её утянуть.

Не смотря на то, что шёл буксир против течения Оби до Быстрого Истока, без баржи доплыл нормально. В Быстром Истоке матросы подцепили к нему трос  от баржи и отчалили от берега. Сначала пыхтел, пыхтел буксир, тянул её с зерном нового урожая. Он шёл по течению, и это придавало скорость движению.

 Но через несколько километров паровой двигатель заглох,  движение буксира затормозилось, и он  остановился,  слегка покачиваясь на волнах Оби. А загруженная баржа стремительно приближалась к нему. Её несло  течением вперёд, и наскочив на буксир, баржа сделала большую пробоину в борту буксирного парохода.  От столкновения она развернулась, прошла мимо него, трос натянулся, и баржа потянула буксир за собой.  Он накренился, так как  в пробоину полилась вода, и  "Бийск" начал тонуть.  Теперь нужно было капитану и двум матросам спасать свою жизнь.

Но в такой  драматичный момент оказалось, что один из матросов не умел плавать, поэтому он решил добраться до баржи, перехватывая руками трос,  забраться на неё и, таким образом, спасти свою жизнь. Второй матрос плавать умел, но не бросать же было друга в беде. Он тоже  следом перехватывал руками трос, который был  с колючками там, где проволока порвалась. Исколов все руки, они  с трудом добрались до кормы баржи. Матрос, который не умел плавать,  начал карабкаться баржу. А как там на неё вскарабкаешься? Сил-то уже  не хватило,  он сорвался и полетел вниз. Второй следом нырнул за ним в воду, чтобы помочь ему и вытащить друга. Течение Оби сразу же затянуло обоих матросов под баржу. И всё это происходило на глазах у капитана Осипа Черепанова, который стоял на тонущем буксирном пароходе. 

Он понимал то, что ничем не мог помочь своим ребятам.  Осип отрубил место крепления троса к буксиру. Он решил пустить баржу самоходом. Подумав, что её заметят и перехватят где-нибудь ещё до Барнаула. Как-либо сообщить руководству в речной порт о ситуации, в которой он оказался, в то время не было возможности.

Буксир шёл ко дну, капитан оттолкнулся от палубы,   нырнул в воду и поплыл по течению в сторону берега, на котором находился его родной Быстрый Исток.  Дома ждали жена и четверо детей, это видно и придавало ему сил в борьбе за свою жизнь. Осип отмерял  метр за метром, шлёпая руками по воде. На реке Исток же вырос, поэтому плавать умел. Не увидел капитан, как буксир  полностью затонул, скрылся под водой, ушёл на дно.

 Холодная вода в Оби. Две горные реки Алтая, Катунь и Бия, питают её, слияние которых проходит в нескольких километрах от места крушения буксира. Осип добрался до берега, хоть река Обь и серьёзная река, но к осени она сужается, становится не такой глубокой, как весной. Однако, до Быстрого Истока ему нужно было ещё идти не один километр. По берегу, в мокрой одежде, голодный, он долго пробирался  через кусты и, наконец,  дошёл.

  Баржа с зерном,  дошла своим ходом до Усть-Чарышской Пристани. Уже издалека её заметили, удивились тому, что шла баржа самостоятельно, без буксирного парохода, который должен был её тянуть. Работники пристани  благополучно причалили баржу к берегу. Зерно нового урожая было спасено. Но тела утонувших двух ребят, сколько не искали, так и не нашли. Матросы были жителями Барнаула.

 После того как капитан сразу доложил о гибели парохода, следователь,  он же милиционер в Быстром  Истоке, допросил Черепанова Осипа Астафьевича и завёл   «Дело» за предумышленное уничтожение буксирного парохода "Бийск", как «на Врага народа». Осип находился под стражей в Быстром Истоке, а его "Дело" отвёз милиционер в Барнаульское Управление НКВД.

 «Дело» Черепанова Осипа Астафьевича легло на стол к Андриану Михайловичу Черепанову, который мне приходится родным дядей, поэтому и известны такие подробности. Он там  был начальником. Прочитав и поняв суть дела, он вызвал  водолазов. Хочу заметить то, что нанял их дядя Андриан не на государственные деньги, а за свой счёт. Прикладывал большое усердие в раскрытии дела ещё и потому, что подсудимый приходился Андриану Михайловичу двоюродным дядей. Родственник  был капитан, хоть и из параллельной ветви.

 Водолазы обследовали место затонувшего буксира, нашли его, выявили неисправности и пробоину в борту, потом пароход был вытащен на берег. Специальная комиссия в НКВД всё тщательно обследовала и «Дело» закрыла.  Андриан Михайлович Черепанов  написал, что за неимением состава преступления со стороны капитана О. А. Черепанова "Дело" закрыть, отпустить из-под стражи. Решение было передано  тому же милиционеру-следователю из Быстрого Истока.
 
 Недавно я нашла потомков Осипа Астафьевича Черепанова, подарила свою книгу – «Корни». Осипа чуть не посадили как «Врага народа», никто из родных не знал. Скрывали такую информацию даже в своей семье, не вспоминали о ней. Осип с семьёй уехал из Быстрого Истока, так как родственники утонувших матросов угрожали ему расправой.  В посёлке Акутиха директор стекольного завода, Николай Яковлевич Павский, принял его к себе извозчиком.

 Родной брат моего дедушки, Иван Иванович Черепанов, работал тоже в то время в Барнаульском речном порту. Он был капитаном парохода «БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ».
В Интернете я нашла такую информацию, из которой видно, что Иван Иванович Черепанов был первым капитаном парохода "Богдан Хмельницкий".

Место постройки: ССЗ «Ленинская Кузница» (ССЗ №302)   Киев
Владелец: ГП Западно-Сибирское речное пароходство МРФ РСФСР 
Бортовой №: ЗС-009
Текущее состояние: Судьба не установлена
Собран на Самусьском ССЗ, мощность 450 л.с.
 Базировался в Томской области, посёлок Самусь.

 Капитан — Черепанов Иван Иванович; капитан — Заякин М.Д.; механик — Астафьев Федор Николаевич (1953-1964); 1-й штурман — Шмарянов Николай Ефимович (1962); капитан — Малиный В.(1961).

 Пассажирская линия: Томск-Салехард.
 Передан в Обь-Иртышское пароходство в Черлакскую РЭБ и первая зимовка 1968-1969 г.

 После  случая с гибелью буксира "Бийск" Иван Иванович Черепанов   уволился из Барнаульского речного порта. Родственники утонувших матросов – их тела так и не нашли – угрожали убийством не только Осипу Черепанову, но и Ивану Черепанову. Хотели отомстить Черепановым, хотя в этом несчастном случае они не были виноваты.  Иван Иванович уехал с семьёй из Быстрого Истока жить в Акутиху, где и работал лесничим в Леспромхозе.

Фото из архива Е. Казанцева. Буксирный пароход "Бийск".


Рецензии
Прочел хорошо изложенный текст, в котором описано много событий за многие годы. Это бесценный материал для родственников и земляков. Творческих Вам успехов. Василий.

Василий Храмцов   15.09.2015 17:24     Заявить о нарушении
Я написала книгу "Черепановы в истории Быстрого Истока". Книга о родовых корнях от старовера, кержака, Филиппа Черепанова. Это один из рассказов. Спасибо Вам.

Алифтина Павловна Попова   15.09.2015 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.