Реванш Капитана Дрейка

Он был первым адмиралом, совершившим кругосветное плавание и вернувшимся из него живым. Он был первым из приватиров-пиратов, который грабил корабли и поселения испанцев по обе стороны открытых Колумбом Америк. За свои набеги он получил от испанцев прозвище «Дракон». Он был бесстрашным моряком и отчаянным авантюристом, наверное еще и потому, что был настоящим англичанином. Только люди морской стихии и могли совершать открытия, уходя в неизведанные моря и решаться на то, что иным казалось безумием. Ему везло. Госпожа Удача всегда благосклонна к безумцам.


В 1562 году три небольших корабля под командованием капитана Джона Хоукинса с грузом рабов из Африки отправились на остров Эспаньола, что в Карибском море. Тамошние плантаторы, истребив всех индейцев, нуждались в рабочей силе. Хоукинс успешно продал всю партию невольников, став первым работорговцем в Новом Свете. Спустя два года, уже в звании адмирала, Хоукинс снова отправился к берегам Африки. Королева Елизавета была инвестором в его экспедиции, предоставив адмиралу военный корабль.
   
Рабство в Африке было делом обычным; в обмен на оружие, деньги и побрякушки вожди продавали своих пленников и даже собственных детей от многочисленных жен. В тот раз корабли адмирала Хоукинса отправились к побережью Венесуэлы и Колумбии. На отказ жителей испанских поселений покупать черных рабов, адмирал грозил разбомбить их жилища из корабельных пушек. В агрессивной торговле прошло еще несколько лет, но в сентябре 1568 года флот Хоукинса был атакован испанцами в районе мексиканского порта Веракрус. Англичане потеряли 5 кораблей и 300 человек убитыми. Военный корабль, подарок королевы, пришлось бросить и адмирал спасался на борту небольшого корабля, которым командовал его младший кузен Френсис Дрейк. Они вернулись в Англию, потеряв почти всех своих моряков. После той экспедиции Френсис Дрейк обьявил личную войну испанцам и жаждал реванша.

Ранней весной 1573 года два небольших корабля под командованием Френсиса Дрейка с двумя десятками оставшихся в живых моряков кружили в поисках добычи в водах у Панамского перешейка. До этого были неудачные налеты, многие погибли в стычках, иные умерли от тропических болезней. Сам Дрейк был ранен и едва оправился от раны. Здесь им повстречались французские корсары под командованием капитана Гильема Ле Тесту, приватира из Гавра. Француз сообщал важную новость – караван мулов, груженых сокровищами, направлялся из Панамы в Номбре де Диос. Моряки Дрейка воспряли духом. Их капитан задумал план.
 
В те времена все серебро и золото награбленное в Лиме испанцы свозили в Панаму.  Оттуда караваны мулов перевозили добычу через перешеек, в порт на атлантическом побережье, для дальнейшей транспортировки сокровищ морем на Кубу и дальше, в Испанию. Этим портом был Номбре де Диос.
 
Пираты напали на след каравана. Их разведчики донесли что в нем было 190 мулов, где каждое животное тащило на себе 300 фунтов серебра. За такую добычу пираты готовы были драться насмерть. Разгромив военный эскорт испанцев они захватили караван. Добыча составила 25 тонн серебра, драгоценных камней и пол-тонны золота. Потери у пиратов были минимальными, не повезло лишь капитану Ле Тесту. Раненый, он был схвачен испанцами и казнен.

Груз был тяжелым для изношенных кораблей и Дрейк закопал часть сокровищ на берегу, решив вернуться за ними позже. Разделив добычу с французами, он вернулся в Плимут, доставив ценностей на сумму в 25 тысяч дукатов (около 7 миллионов долларов по нынешнему курсу). Инвесторы были настолько восхищены прибылью, что немедленно изьявили желание финансировать новую экспедицию Дрейка в Вест-Индию. На этот раз среди них была сама королева Англии, Елизавета.

В декабре 1577 года, пять кораблей вышли из Плимута и через два месяца Дрейк привел свой флот в знакомые воды, к порту Номбре де Диос. Там он узнал, что после утраты «серебряного каравана» испанцы оставили этот порт и передислоцировались западнее, основав новый, который назвали Портобелло. Гавань нового порта была с узким проходом, ведущим в удобную для кораблей бухту. По обеим берегам испанцы выстроили укрепленные форты. С моря Портобелло был неприступен.
Дрейк также получил сообщение о том, что испанцы схватили одного из его бывших проводников, который под пытками выдал место, где были зарыты награбленные сокровища. Пропала припрятанная добыча!
 
Дрейк решил взять реванш. Он задумал авантюру – обогнуть Южную Америку и напасть на испанцев с тыла, в водах Тихого океана, где те нападения не ждали. Его корабли пошли на юг и в штормовых широтах Атлантики погибли три из них, еще один повернул назад.

«Золотая Лань», фрегат безумца Дрейка прошел Магеллановым проливом и оставив за кормой штормовые широты, побежал к экватору, в теплые воды.
В пути они грабили все испанские поселения. Однажды Дрейку удалось напасть на след галеона «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон», осуществлявшего перевозки сокровищ из Лимы в Панаму. Этот 120-тонный галеон был загружен сокровищами, оснащен пушками и набит порохом под самую верхнюю палубу. Находиться на борту такого корабля было все равно что сидеть на пороховой бочке с дымящейся трубкой в зубах. Сами испанские моряки называли галеон «какафуэго», что можно перевести как «огнеопасное дерьмо».
 
1 марта 1579 года, заметив на горизонте парус, Дрейк приказал закрыть пушечные порты и спустить за кормой на канатах матрасы, камбузные котлы – все, что замедляло ход корабля. Для наблюдавших с галеона, ползущий под всеми парусами корабль Дрейка казался мирным тихоходным торгашом. Согласно морской традиции, корабли, завидев друг-друга, сближались для отдачи приветствия, передачи почты, дележа запасами провианта. Испанцы не ожидали увидеть в своих водах англичан. Капитан галеона Сан Хуан де Антон был одурачен.
 
Когда корабли сблизились, Дрейк отдал приказ обрубить канаты с балластом, открыть пушечные порты и палить из всех пушек. Ядра первого же залпа переломили кормовую мачту галеона, изорвали паруса и такелаж. Меткими выстрелами из своих мушкетов пираты свалили рулевого, не подпуская никого к штурвалу. 
- Наши пушки смотрят в ваш пороховой погреб, - перекрикивал грохот мушкетов Дрейк, - сдавайтесь или отправляйтесь к рыбам на дно!

Испанцы сдались. Галеон был отведен в укромную бухту на побережье, где сокровища перегружали на борт «Золотой Лани» Дрейка и это заняло четыре дня и четыре ночи.
Но 26 тонн серебра, десятки сундуков с золотыми слитками и драгоценными камнями увезти на своем 30-тонном корабле было нереально. Дрейк снова решил закопать часть добычи. На этот раз он учел печальный опыт «серебряного каравана» и прятал сундуки в разных местах под покровом ночи, втайне от глаз испанских лазутчиков.

Официальный груз сокровищ, имевший клеймо чиновников испанской королевской казны оценивался в 362 тысячи песо. Сверявшего грузовой манифест галеона с фактическим наличием сокровищ на борту, Дрейка ждал сюрприз. Он обнаружил что найденные сокровища на борту галеона оценивались с добавкой ещё в 400 тысяч песо! То есть контрабанда превышала офипциально заявленные сокровища вдвое! Общая стоимость добычи составляла 762 тысячи песо! Закон испанской инквизиции определял меру наказания за контрабанду для капитана и его офицеров - 10 лет на галерах.
Очевидно, здесь Дрейк достиг компромисса с испанцами, пообещав что не выдаст испанской короне их шалостей в обмен на молчание. Он поступил с пленниками по-джентльменски, отпустил и наградил их золотом.
 
Но пленники не молчали и рейд пирата всполошил все колонии тихоокеанского побережья. Военные корабли испанцев вышли на охоту за наглецом. Дрейк понимал, что возвращаться сквозь сороковые безумные широты на тяжело груженом корабле означало стать добычей если не испанцев, то океанских волн. И он принял безумное решение, на которое не отваживался до него ни один мореплаватель. Он взял курс в неизвестное, повел свой корабль на запад. Как он прошел Тихий океан без карт и лоций, без знания течений и ветров, как он не погиб на коварных рифах индонезийского архипелага, не стал добычей людоедов  – остается лишь гадать. Госпожа Удача хранила смельчака! Можно лишь предположить что он раздобыл записки отважного Магеллана, корабли которого прошли тем путем более полувека тому назад.

В конце сентября 1580 года, пройдя Тихий и Индийский океаны, обогнув африканский Мыс Доброй Надежды, Дрейк привел свой корабль в Плимут, закончив кругосветное плавание, длившееся два года и девять месяцев. Доставленные сокровища оценивались по нынешнему курсу примерно в 70 миллионов британских фунтов и это было самым крупным призом для Англии тех времен. Королевой Елизаветой капитан Дрейк на палубе своего корабля был посвящен в рыцари. Отныне королева называла его не иначе как «мой пират».

Сэр Френсис Дрейк возглавил еще несколько морских экспедиций в земли Вест-Индии. Он жаждал добраться к зарытым им сокровищам на тихоокеанском побережье, но вспыхнула очередная война Англии с Испанией и адмирал был призван на войну.

МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ

Возвращаясь в Англию из того рейда Дрейк спрятал серебро и на одном из островков в Тихом океане. Он передал карту с помеченными местами спрятанных сокровищ своему помощнику. Но помощник погиб, карта утонула вместе с кораблем и зарытые богатства остались тайной для потомков. Сундуки Дрейка, с тоннами серебра, спрятанные на островке в Тихом океане и зарытые в песчаных холмах укромной бухты к югу от Панамы, все еще ждут счастливчика.

Между приморскими городишками Vista Allegro и La Chorrera прячется  укромная бухта. Если идти к ней с моря курсом норд-ост, два горных пика складываются в створ. Там река впадает в океан. Я знаю то местечко. Но не скажу о нем никому...


© Copyright: Вальтер Мария, 2014
Свидетельство о публикации №214033100245 31.03.2014 02:04


   


Рецензии