C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Патефон - лебединая песня механики

 (К истории звукозаписи. Статья вторая. Опубликована в сдвоенном, первом и втором, номере журнала "Сельское Ставрополье" за 2015год.)
         Фото авторское "Мои "раритеты""

          У некоторых представителей молодой поросли – славного племени «тинэйджеров» - непроизвольно начинают бегать глаза в смутных поисках какого-нибудь каверзного, и вполне вероятного, подвоха. Ну, или, на худой конец, какого-либо потаённого электрического шнура с вилкой, для подключения к электросети; либо красной кнопки включения автономного питания. Не обнаружив ни того, ни другого, начинают недоумённо-смущённо смотреть на «оператора», теперь уж не сомневаясь: «Значит всё-таки – подвох!..»
          Успокоим молодое поколение:
          — Да нет никакого подвоха!..
          Впрочем, шнура с вилкой и кнопки – тоже нет!
          Вот такая вот незадача.
          Зато в укромном уголке крышки «аппарата», в зажимах, припрятана  заводная рукоятка. Совсем такая же, какими раньше, в ещё недалёком прошлом, укомплектовывались все отечественные автомобили (впрочем, «не отечественные» - тоже) – «заводилка». У тракторов её функции выполняла «шмыргалка». Да и любой самодвижущийся механизм снабжался чем-то подобным, включая детские игрушки с «заводным ключиком».
          Наша, больше всего всё-таки напоминает «заводилку» автомобиля. Только масштабом поменьше и, в стыковой части, вместо крестовины для храповичка коленвала двигателя – треугольная призма под гнездо заводного редуктора.
          Обратили внимание, сколько сразу технических терминов, обозначений механических узлов?!
          Вот-вот!.. Стоит только слегка приоткрыть этот «ящик Пандоры» - технические термины посыпятся, как из рога изобилия. Любая самая интересная тема превращается в «Сопромат» и «Детали машин»! Никакому тинэйджеру эту научно-техническую дисциплину не одолеть. А если одолеть, то – уже не выжить!..
          Поэтому, лучше не надо…
          «Сопромат» - учебная дисциплина «с большой буквы». «Старые» студенты помнят – «сдал Сопромат – можешь жениться!»
          Обычно и то, и другое происходило (если только происходило…) на третьем курсе.

          Ну вот, легонечко так вставляем «заводилку»-«шмыргалку»-«заводной ключик» в гнездо…
          И всё! Ничего больше… Ни розетки, ни микроаккумулятора, ни батарейки!..
          А, ну да!..
          …Начинаем аккуратно вращать рукоятку, по законам эргономики, по часовой стрелке. Натягивая, таким образом, универсальный предшественник, вернее – предшественницу и прародителя, всех систем питания изобретённых человеком. Древнее пружины, только, груз, поднятый над землёй, включая воду, напруженную (обратите внимание на этимологию слова) плотиной. Как в водяных мельницах, например. Не забывая при этом о мельницах ветряных. С которыми, так бесславно сражался славный рыцарь Дон Кихот, уж совсем с механикой не ладивший. И потому не понимавший самого простого, что мельницы ветряные предназначены совсем не для того, чтобы с ними сражаться. А, напротив, – для того, чтобы относиться к ним с благодарностью, уважением и заботой.
          Есть за что!
          Впрочем, рыцарям-бездельникам всегда это было невдомёк. Современным же «практикам-прогматикам» кажется, – тоже! Не до того им. Бегут, торопятся, подобрав подростковые инновационные штанишки, подняв повыше безоглядные юбчонки. Впрочем, к «прекрасным Дульсинеям» - никаких претензий. Не их это дело…
          Куда ж бежите вы так безоглядно?! Мимо вздыбленных плотин водных, вольных ветров дующих, жаркого солнца красного??? Тепла Земли родной… Куда так торопитесь, как на пожар?!
          Бегут не оглянутся в погоне за «углеводородами», за атомной энергией расщепления всего и вся. Поиздырявили Землю-Матушку, повыкачали её недра, понаделали пустоты в недрах, дыр в атмосфере – в природе, пустоты не терпящей.  Повыжгли, позагадили, поисковеркали. В погоне за «энергоресурсами» - мать родную погубить готовые. Так уж и хочется применить к ним лозунг современных анархистов: «Берегите Землю – Мать вашу!»
          Бегут, торопятся, друг друга перегоняя, локтями толкаясь, в «конкурентной борьбе» за «блага цивилизации»…
Перекрёсток «использования естественных источников энергии» - проскочили, не задержались.
          Перекрёсток «механики» - промчались, не оглянулись.
          Перекрёсток «потаённой физико-психической энергии потенциала человеческого совершенствования, по которому, судя по пирамидам, «стоунхенджам», гигантам острова Пасхи, прогуливались десятки тысяч лет назад наши предшественники – проскочили, не заметили, только полы «деловых» пиджаков заворачивались!
         (Ох, разошёлся я – самому страшно!)
         Куда ж несётесь вы? (Как у Николая Васильевича Гоголя). Дайте ответ! Не дают ответа… Только пыль столбом схватывается за ними.
         К погибели своей, не иначе (это от себя уже).
         Скажете, – «музыка слова»?..
         Пожалуй, есть маленько. Но не будем отвлекаться.

         …Крутим дальше рукоятку. Аккуратно, чтоб не лопнула изъеденная ржавчиной времени и усталостью металла пружина. Пружина – это практически вечный источник энергии и даже, в некотором смысле – «вечный двигатель», если с ней обращаться бережно и не перетягивать.
         Всё… Пока точка, – завели!
         Дальше уже известно всякому, кто хоть раз видел в кинотеатре, или по телевизору фильм «Покровские Ворота»:
         Шар «крушильной» машины со всего маха тросо-стреловой подвески бьёт в обветшалую стену коммуналки 50-х годов постройки…
         От аппокалиптического сотрясения головка звукоснимателя срывается с фиксатора нерабочего положения, игла «случайно» попадает в начало звуковой дорожки угольной пластинки, уже раскручивающегося диска, после «чудесного» срабатывания рычага пуска вращения, и…
                «Затихает Москва, стали синими дали,
                Ярче блещут Кремлёвских рубинов лучи…
                День прошёл, скоро ночь, вы, наверно, устали,
                Дорогие мои москвичи!..»
         Наивно, немного смешно и грустно.
         Старые добрые песни…
         Ностальгия о чьей-то давно минувшей «загубленной» молодости.
         Ну, такое бывает только в кино.
         Нам такого потрясающего, в буквальном смысле, «пуска» «и даром не нать!» Мы с раритетом обращаемся бережно, действуем по инструкции:
Завели пружину, включаем рычаг пуска вращения диска; осторожно поворачивая в муфте звукоснимающую головку вокруг оси звукопроводящей трубки, опускаем иглой в начало звуковой дорожки вращающегося угольного диска.
         Получаем то, что выбрали из имеющегося репертуара среди ассортимента угольных пластинок. От Шульженко – до Трошина, от менуэта – до танго и фокстрота.
         Впрочем, у счастливых обладателей граммофонов (это тот, который с огромной трубой-рупором) – предшественников рассматриваемого аппарата – никаких сложностей с патефоном не возникало.
         …Та же, по сути, конструкция и тот же способ звукоизвлечения. Только труба-рупор граммофона, – огромная такая «бандура» – в патефоне исполнена более компактной и спрятана в крышке патефонного чемоданчика.
         Таким образом, граммофон оказывается упакованным в небольшой по габаритам, очень удобный для переноски-транспортировки чемоданчик, который от обычного, непосвящённому, отличить трудно. Это и есть именно – патефон, очень коммуникабельная вещь!
         Перед использованием по прямому назначению, крышка аппарата поднимается и фиксируется относительно плоскости установки, а заодно и диска с угольной пластинкой, под углом в 45 градусов, в сторону слушателей или танцующих. Звук, воспроизводимый патефоном достаточно сильный (при использовании не истёртой патефонной иглы, вставляемой в звукоснимающую головку), как раз, благодаря этим особенностям конструкции. Можно и танцевать, и подпевать, даже хором, а можно просто слушать, вспоминая, умиляясь; плакать и, даже, рыдать над безвозвратно утерянной молодостью и красотой.
         В общем – «грезить», как говорит одна из моих знакомых.
         Но в наш век сумасшедших скоростей…  кто ж будет сидеть без дела и, тем более, – грезить…
         Хотя, учитывая то, что эволюция идёт по спирали…
         Позавчера на остановке общественного транспорта в своём селе увидел объявление: «Куплю стереофонический проигрыватель для пластинок». И нарезка лепестков с номером телефона.
         Так что, вполне можно ожидать бума, ажиотажа, погони за старой звуковоспроизводящей техникой. Причём, в самом ближайшем времени. Раз уж такие объявления стали появляться в нашем селе.
         Так глядишь, через виниловые и угольные пластинки, дело дойдёт до свинцовых валиков аппарата Эдисона. Это вообще раритет, совместивший в себе весь процесс и явившийся прародителем всех аппаратов звукозаписи и звуковоспроизведения.
         На этих валиках можно услышать «живой» голос Льва Николаевича Толстого, Коррузо, Шаляпина, Сергея Есенина. Ну и конечно, таких деятелей, как Ленин, Троцкий и «иже с ними».
                «Всё в этой музыке! Ты только улови…»
         Но это, как говорится, совсем другой разговор. И, что замечательно, - совсем другой аппарат. Поскольку патефон далеко ушёл от аппарата Эдисона по пути эволюции механического звуковоспроизведения и стал вершиной этого процесса. Выше патефона – только «небо со звезда;ми». Ну и, конечно, аппараты следующего шага звуковоспроизведения – пьезоэлектрические. Но уже, что принципиально, – не механические. Хотя принцип самой звукозаписи-воспроизведения пока, на этом этапе, всё-таки сохраняется. И в основе его – всё та же «механика».
         Потом только, пойдут аппараты с электронной записью. Которые и станут причиной «невежества» сегодняшнего поколения меломанов. Смотрящих на граммофон и патефон с «мистическим ужасом», восторгом и интересом, который «говорящим хомячкам» и не снился… Ведь эти, поющие, играющие, говорящие, аппараты, в современном понимании, ;  пустые ящики! Шкатулки… Нет ни ламп, ни полупроводников, ни микросхем – ничего нет! Безо всякого «макро», «микро» и «нано». И из этой электронной пустоты, «издевательски»…, вдруг льётся:
                «Вдоль деревни, от избы и до избы,
                За-а-ашага-а-али то-о-оропливые столбы;
                Загудели, заиграли провода, –
                Мы такого не видали никогда…»
         При том, смогут ли сегодняшние электронные аппараты занять то место, приобрести то значение, которое занимали в своё время граммофоны и патефоны в личной жизни поколения наших отцов, дедов и прадедов. Вот вопрос. Подчеркну – именно в личной жизни!
        (Сразу отвечу на вопрос безапелляционно – НЕСОМНЕННО,  ДА!)
Сколько радости и горя, счастья и слёз; сколько надежд и ожиданий; сколько разочарований; сколько коварных замыслов, светлых чувств; сколько отчаяния и восторга… Сколько судеб «граждан» загублено и сколько освящено под кружение дисков угольных пластинок!
         Столько!!! Что я могу по этому поводу разрешить себе святотатство – сравнить эти редкие, уцелевшие до наших дней уникальные аппараты (естественно с пластинками для них) со старыми  намоленными иконами. Они (те и другие) всё помнят, всё знают и ВСЁ могут.
         Всё могут исправить, и даже, – воскресить!
Полагаю, что не «просто так» за уникальные раритетные вещи, документы эпохи, а тем более, произведения искусства люди отдают иногда целые состояния, в надежде приобрести сокровища нетленные. Вернее, - знаки, следы, свидетельства этих сокровищ. Сокровищ человеческих чувств – единственного «космического», вселенского «продукта» человеческой земной деятельности. И по знакам, зарубкам и следам – всё вернуть обратно. (Не удивляйтесь). Времени вспять!
         В связи с этим замечу, что время, а тем более «ход времени», – так сказать, его «направление» – категория весьма интересная и, кажется, совершенно неизученная. Попробуй, докажи, что оно идёт от прошлого через настоящее в будущее. «Да ничего подобного, – скажу я. – Это только наш, частный случай. С таким же успехом оно может идти из будущего через нас в прошлое. Как песочные часы, – как перевернуть… Вопрос – где поставить точку отсчёта, какое задать направление». Труднее всего доказать очевидное, поскольку оно очевидно только для нас.
         Впрочем, это уже философские джунгли, дебри, тайга не тронутая. А, как теперь уже всем (наконец-то!) стало известно, в тайге есть медведь, который «свою тайгу не отдаст никому!»
         Поэтому, давайте – не будем…

         Недавно друг детства и «безвозвратно утраченной юности», с которым мы сидели в школе с первого класса за одной партой, сам фотохудожник (его работа на титульном листе моей страницы на Проза.ру), сделал мне драгоценный подарок, большую редкость по нашим временам. Преподнёс маленький металлический коробочек (меньше спичечной коробки) – футлярчик с граммофонными иголками. Моему восторгу не было предела! Этих иголок для моего, пусть не уникального, а серийного, широко распространённого в своё время, патефона, изготовленного на ордена Ленина заводе «МОЛОТ», теперь хватит надолго. И без переточки. (Фото прилагаю).
         Ну, вот и всё пока.
         До скорой, надеюсь, встречи на страницах, посвящённых другим этапам истории звукозаписи.
         Всегда Ваш, автор.               

                19.11.2014г.
* В статье использованы отрывки из песенных стихотворных строк М. Исаковского, К. Никольского, В. Масса и М. Червинского,


Рецензии
Наш хорошо сохранившийся патефон с пластинками моя жена отнесла в возрождённый ею ведомственный региональный музей СЦБ и связи жд. транспорта,больше являющимся фактически политехническим с историческим комментариями.Украсила им интерьер зала. Вся техническая старина -это живая история техники, истории страны и народа. Так вот к этому экспонату (не подходящему по тематике музея) бросается в глаза удивительно живейший интерес, особенно молодых, хотя там множество уникальных более старинных технических приборов и приспособлений.

Очень интересная и ностальгическая тема рассказа. Удачного продолжения!
С уважением!,Юрий.

Юрий Смирнов 3   25.12.2014 20:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за интерес к теме.
Продолжение, кажется, будет. Шеф-редактор журнала, опубликовавшего эту статью, посчитал интересной тему катушечных магнитофонов. А вот мой интерес к фонографу не поддержал, заявив, что это чересчур далеко от нашего читателя.
В любом случае, что-то ещё, наверное, будет.

Василий Беленников   26.12.2014 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.