Предзимний натюрморт

    Уже который день «шуршит» Енисей от  с неотвратимостью рока, навалившегося на него откуда-то с верховьев, льда.

    Енисей сейчас не тот, бурный и стремительный, каким мы привыкли видеть его в течение почти всего года: обнажились каменистые прибрежные косы, спокойные и полноводные места обозначились рябью перекатов и шумящими быстряками…

    А в самых неожиданных местах реки - словно призадумавшиеся над превратностями судьбы сгорбленные фигурки фрагментов «каменных деревенек».

    Забреги сковал бодрящий морозец,  и вода, то подымаясь, то опускаясь, расчерчивает прозрачный ледок скрежетом стремительных трещин…

     И нескончаемый поток пока ещё мелких, колышущихся от богатырских вздохов реки, льдинок. Они, эти льдинки, так ещё беспомощны и легки, что шаловливые струи, дурачась, заставляют их гоняться друг за дружкой, сталкивая и переворачивая, или ненадолго останавливая плавный и размеренный их бег…

     …Первой на берегу появилась вездесущая сорока. Расшумелась, растрещалась  длиннохвостая. «Я же говорила!.. Я же говорила!.. Все сюда!».
     На шум откуда-то прилетела ворона и опустилась у самого края хрупкого берегового припоя. Многое повидала старая за долгую жизнь, но весёлая игра льдинок привела её в отличное настроение. «Интер-ресно!» - громко прокричала она, и, потоптавшись, унеслась по своим делам.

    А на берегу собирались всё новые и новые любопытные. Вот стайка серых воробьёв с громким чириканьем рассыпалась среди прибрежных камешков. А за ними примчались шустрые синицы, и зацвинькали, запорхали по низкорослым кустикам понадбрега. И, казалось, сами лучики скупого ноябрьского солнца вдруг заиграли, зарезвились у засыпающей реки…

    А с крутой прибрежной осыпи впервые и, быть может, в самые затаённые уголки памяти откладывали частичку красоты родной природы малыши-первоклашки.

   «Дети! Перед вами наш красавец Енисей… Видите – какой он большой… А по нему плывут белые льдинки…»
   «Кривенко! Ты совсем меня не слушаешь!» - воспитательница строго посмотрела на насупившегося малыша и с хитринкой добавила: «Придётся тебя, видно, вызвать к доске!..»
  «А плывущие льдинки, которые вы видите, называются шуга. Повторим все вместе – шуга!»
  «Нина Васильевна! А я знаю почему мало воды в Енисее…» - малыш от волненья чуть не задохнулся и докончил: «Потому что  – шу-га».
  «Правильно, Вова! Ручейки замёрзли, покрылись льдом и стало мало воды…
   А теперь я разрешаю побросать камешки! Только смотрите – осторожно!»


   И от звонкоголосого щебетанья детворы закачались и раздвинулись утёсы заснеженных берегов!

   ...А по реке нескончаемой лентой свершалось одно из таинств  природы: который день по Енисею-Батюшке шуга, шуга…


Рецензии
Неплохо получилось... Спасибо автору за такую зарисовку.

Виктор Ковальчук   01.01.2015 15:27     Заявить о нарушении