Академик

(из цикла Стационар)


     Как-то мой давний приятель, ещё по институту, уезжая на пару дней, попросил меня присмотреть на даче за его престарелым отцом.
     – Он хороший старик, только с причудами... – сказал приятель. –  Ну, сам понимаешь, академик, всю жизнь в науке, сначала студенты издевались, потом – аспиранты, из года в год одно и то же – у кого мозги ни поедут? Тем более, увлечённый человек – весь в себе, от жизни всегда был оторван... Весь дом держался на маме. Он порой даже не мог понять, зачем на рубашке так много пуговиц? А когда мамы не стало, вся эта академическая никчёмность и проявилась...
     Я, конечно, согласился. Со всех сторон дело доброе. Мы с женой Ириной приехали рано утром, сразу после завтрака. Познакомились, проводили приятеля. На прощанье он сказал, что старик уже в детство впадать начал, на ребёнка походить стал, ребяческие игры может нам предлагать, прятаться от нас, загадки детские задавать... Я улыбнулся.
     Время приближалось к обеду. Академик осторожно взял меня под локоть.
     – Владимир, – обратился он ко мне, – вы не могли бы выполнить для меня одно важное поручение?
     – С удовольствием! – обрадовал я старика, не ожидая ничего серьёзного.
     Мы спустились с террасы и отправились в сад к пруду на скамейку.
     – Я хотел бы, чтобы вы поехали в Академию наук к самому президенту. Скажите, что вы от меня, и он вас тут же примет. Только я не могу пока правильно сформулировать вопрос... Понимаете?
     – Что вам приготовить на обед? – перебила его моя жена, догоняя нас на тропинке.
     Старик с удивлением посмотрел на неё, словно никогда её раньше не видел, ничего не ответил, снова взял меня под локоть и решительно отвёл в сторону.
     – Вы же юрист, поэтому, может быть, поможете мне правильно сформулировать этот нелёгкий вопрос? К тому же, вы свежий человек...
     – Так что же вам хотелось бы на обед? – снова перебила его Ирина.
     Старик как будто её не слышал, не обращая на неё внимания, развернул меня в сторону и ускорил шаг.
     – Понимаете, – продолжал он, – создаётся институт с огромным штатным расписанием, и всё вроде бы решено, но вдруг у меня возникли сомнения. Понимаете, я всю жизнь пытаюсь найти то, чего, может быть, и не существует в природе. А вот мой сын, адвокат, он намного нужнее людям, чем любой учёный... Вот я и подумал, зачем так много научных работников, пусть лучше будет больше адвокатов, а как правильно сформулировать это, ума не приложу. В первую очередь надо думать о людях? Им внимание так необходимо...
     – Ответьте же мне, в конце концов! Что вам приготовить на обед? – догнала нас Ирина.
     – Ира, – не выдержал я, – давай это обсудим чуть позже...
     – Мне заранее надо знать, что вам готовить к обеду?
     – Ира! – вновь попытался я остановить жену, и заметил, как старик будто испугался. Резко развернулся на месте, посмотрел на мою жену, потом на меня и попятился назад, как от опасности.
     Я сделал шаг, два, приближаясь к старику, но он с перепуганным видом сорвался с места и бросился убегать от меня. Я заметил, что он пытается навязать мне игру, похожую на догонялки. Академик оказался спортивным. Я с трудом поспевал за ним. А когда у меня соскочил ботинок, и старик это заметил, он стал ещё резвее. Я бежал за ним и думал, что старик должен вот-вот устать, но он всё прибавлял и прибавлял бег.
     В какой-то момент я споткнулся ещё раз и понял, что мне не догнать академика. Вспомнилось предупреждение друга, что старик впадает в детство, и в этот момент он спрятался за деревом. Я потерял его из виду.
     Через полчаса безрезультатных поисков старика, я вернулся в дом.
     – Кто-нибудь мне скажет, наконец, что вам готовить к обеду?
     «Достала, просто достала! Какие же они липучие, эти жёны... – подумал я и, ничего не ответив, выскочил из дома».
     Направился в сад и у пруда увидел мирно сидящего на скамейке академика.
     Чувствовал я себя неловко, хотелось подойти, извиниться за жену... Думал, ведь этот старик возлагал на меня какие-то надежды, а я обидел его, не смог даже дать ему возможность высказаться...
     Через какое-то время, когда часы пробили полдень, на террасе, как будто ничего не произошло, появился академик.
     – Так-так... – послышался спокойный, добрый старческий голос – и что же у нас сегодня на обед?

                Москва
                1999 г.


Рецензии