Почему люди целуют иконы?

                Вопрос Владимира

Здравствуйте ! Нормально ли когда мать учит целовать иконки ребенка которому нет и 2х лет. Сам я крещен но сомневающийся, скорее всего отношу себя к старообрядцам, либо к язычникам, как можно ей объяснить что это не правильно, я считаю что ребенок должен сам прийти к этому и не раньше определенного возраста, в котором он будет осознавать, для чего ему нужна вера и в кого? Может я не прав поправьте пожалуйста?

                Ответ протоиерея Сергия

Это более, чем нормально! И в данном случае я вовсе не стою на стороне Православия.
Родители должны воспитывать своих детей.
А воспитание может касаться самых разнообразных сфер: музыка, религия, наука, философия, физическая культура, и.д.
Ну тогда объясните мне, почему право выбора ребенка должно касаться только религии?
А если ребенок не хочет ходить в школу, то вы учтете это его право?
А если ребенок хулиганит, то он тоже имеет возможность на эту свободу???
Почему дети гуляют на улице ровно столько, сколько позволят им их родители?

Я уверен, что мы, родители, обязаны воспитывать детей в тех традиция, в которых воспитаны сами ( ну или в тех, которые подсказывает нам наша совесть). Ибо в любом случае за воспитание ребенка мы будем нести ответственность перед Богом . А соответственно именно нам решать, кого из него воспитывать.
Ну а когда ребенок повзрослеет, то пусть сам решает свою судьбу.

                Ответ Александра

Уважаемый Владимир на большинство вопросов в мире людей однозначных ответов нет.
На ваш вопрос люди могут дать два ответа. Многие люди, так же как и отец Сергий, ответят - Учить целовать иконки двух летнего ребёнка это нормально. Другие многие люди ответят - нет, это не нормально.
Эти ответы - да и нет однозначны и противоречивы. Кто прав те кто говорит да это нормально или те кто говорит нет это не нормально? Не правы не первые и не вторые в одном случае и правы первые и вторые в другом случае. Правота и не правота зависит от аргументов и фактов, которые отвечающие приводят в пользу своего мнения. Нельзя доказать свою правоту, в своей правоте можно лишь убедить. Аргументов и фактов в подтверждения мнения, убеждения " нормально и не нормально" может быть великое множество.

Аргументацию и факты в пользу мнения - это нормально, от отца Сергия вы выслушали.
Теперь выслушайте противоположное мнение.

Заставлять двух летнего ребёнка целовать икону, это не нормально.
В подтверждение этого мнения может быть выдвинуто тысячи аргументов и фактов.
Рассмотрю лишь малую толику.

1) С позиции атеиста, светского человека ответ может выглядеть так - В каждом обществе, светском обществе есть общепринятые нормы. Например соблюдение гигиены. Верующие в христианских церквях выстраиваются в очереди для целования икон, костей умерших... Эта религиозная традиция, является нарушением светской нормы гигиены. В этой толпе верующих могут находится носители инфекционных заболеваний, которые способны передаваться через слюну, через телесное прикосновение...
2) С позиции профессионального педагога ответ может выглядеть примерно так - Мать заставляющая целовать икону не учит не чему, она принуждает ребёнка поступать, так как и она. Основной и предпочтительный метод в обучении, это не принуждение, а убеждение.
3) С позиции верующего придерживающегося исламских традиций ответ будет выглядеть примерно так - Коран запрещает изображать Бога. Поклонение, целование идолов, икон это кощунство.
Свою любовь к Богу надо выражать напрямую без посредников через его творенья, а не через творенья человека.
4) С позиции...
Этих позиций у людей может быть великое множество, но я остановлюсь на том, что сказал.

Практический пример. Уходя с кладбища, моя жена целует изображения своих родителей на мраморных памятниках. Через поцелуй она выражает свою любовь к умершим родителям. Она их любит и помнит, не смотря на то, что их давно нет с ней. Это не нужно умершим родителям, это нужно ей, она просто не может иначе.
Присутствующая при этом дочь и её внук, глядя на неё не поступают так. Надо ли их принуждать целовать лики предков изображённых на мраморной плите, фотографиях, картинах?
Мой ответ, мнение - нет, но найдутся люди которые скажут - да.

Ещё один практический пример. Когда моему внуку было три года, он придя из садика начал крестится. В нашей семье все крещённые и он в том числе, но мы не заставляли его крестится. Данное его действие меня не обрадовало, не огорчило, не удивило ибо детям свойственно копировать действия других людей. Я начал задавать ему вопросы. Что ты делаешь? Он ответил - Я молюсь Богу. Я ему задал следующий вопрос - А, кто такой Бог? Он не смог ответить на этот вопрос, ибо в данном вопросе никто не зазомбировал его сознание мнениями типа - Это любовь, это слово, это солнце... Далее я у него спросил - А, зачем ты молишься тому кого не знаешь, не понимаешь, не видишь? Он опять промолчал не найдя ответа.
Лично я не буду никогда принуждать своего внука целовать иконы, крестится...
Лично я никогда не буду возражать, запрещать внуку целовать иконы, крестится, молиться...
Если, он это будет делать, я просто буду задавать ему вопросы, ибо целование икон и т.п. это действие, а каждое действие должно быть осмысленным.

Лично я верю в Бога. К своей вере я пришёл в зрелом возрасте, но я никогда свою веру не буду навязывать детям, внукам или другим людям. Это вера моя и я считаю, что у каждого человека должен быть свой путь к Богу и вера своя. Бог не унитаз в общественном туалете, который доступен каждому. Я считаю, что Бог индивидуален для каждого человека. Я считаю, что во стаде к Богу не ходят. Путь к Богу это индивидуальный путь.
Вначале Бог должен родится в сознании человека, на сколько этот рождённый образ будет чист и светел, на столько будет чист и светел ваш путь жизни. Оборву свою мысль на этой фразе, ибо это моё мнение, мои убеждения, а у других людей может быть всё иначе.


Рецензии