Феномен мученичества

Феномен мученичества в исламском мире

В конце прошлого года, по информационным лентам прошла информация об очередном акте террора на территориях охваченных гражданской войной: принадлежащая к числу бойцов курдских сил самообороны женщина подорвала себя на севере Сирии близ осажденного города Кобани, уничтожив при этом несколько боевиков террористической группировки «Исламское государство». Оживив тем самым споры в религиозных кругах, о возможности участии женщины в подобного рода актах насилия.1

По имеющимся на сегодняшний день, по данным статистики за прошлые годы, общее количество терактов с использованием боевиков-смертников в мире сократилось с 525 в 2007 г. до 404 в 2008 г., что в значительной степени было связано, по мнению специалистов, со снижением активности «Аль-Каиды» в Ираке.

При этом, число терактов в мире с участием женщин-смертниц составило 9 %, а в Ираке – 15 % от их общего числа. Пиковыми годами оказались 2005-й и 2007-й – 478 и 442 случая использования «живых бомб» соответственно. В 2009 г. в Ираке было зафиксировано «всего» чуть более 30 акций «шахидов». Всего же с 2003 г. в этой стране было отмечено около 1700 взрывов, осуществленных смертниками. Другой ареал особой активности «шахидов» - Афганистан, где с 2006 г. ежегодно фиксируется в среднем по 140 акций самоподрывов. В последние год-два в этот разряд вошел и Пакистан, где взрывы самоубийц звучат с нарастающей частотой. 2

Этимология термина «шахид» и «шахидизм»

«Шахид» в переводе с арабского означает «свидетель, свидетельствующий». 3
В мусульманской религиозно-политической культуре термином «шахид» обозначают мусульманина, пожертвовавшего собой за веру, соответственно принявшего мученическую смерть. Помимо этого, к шахидам относятся все умершие насильственной смертью, в числе которых - убитые человеком, животным, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т.д.

«…шахид, который не омывается, над которым не совершается похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами, во время боя, одинаково, был ли он убит кафиром, или был нечаянно убит мусульманином, или нечаянно ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после боя и неизвестна причина его смерти, без разницы, есть на нем след крови или нет, и без разницы, сразу он умер или остался жить некоторое время, а потом умер из-за этого ранения, одинаково кушал он, или пил, или делал завещание, или ничего не делал после ранения… ,лучше похоронить шахида в том месте, где он стал шахидом….»

В религиозной литературе шахиды делятся на три категорий: шахиды «этого мира и Судного Дня» – это те, которые погибли по одной из причин в войне с безбожниками до ее окончания; шахиды «загробной жизни» – это умершие от эпидемии или утонувшие и т.д.; и наконец, шахиды «этого мира, но не следующего» – это те убитые в войне с неверными, которые взяли вещь из захваченных трофеев до его распределения, или были убиты при бегстве с поля боя и т.п. 4

Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Бога, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то, его считали «мирским шахидом», в «другой» жизни он будет подвергнут наказанию Господом.  Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д. 

В исламе понятие «шахид» применяется, в смысле - «мученик за веру». Мученичество за веру, так или иначе, характерно для всех монотеистических религий. И ислам, и христианство высоко чтят принявшего смерть за веру. Понятие  «шахид» аналогичен определению «мученика» в христианстве.

Имам Ан-Навави в книге «Китаб аль-Маджму» указал причины того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями):

«Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю; ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души; их смерть на поле боя является явным свидетельством веры; пролитая ими кровь является свидетельством их искренней веры в Аллаха; они из числа тех, что будут свидетельствовать над общинами; их душа будет свидетельствовать о рае».

О шахидах говорится и в аятах Корана, приведем самый известный из них:

«Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа…» («Аль-Имран», 3:169).

Существуют так называемые характерные семь особенностей шахидов: простятся ему грехи с выходом первой капли крови он видит своё место в Раю; украшают его украшением имана; его женят на гуриях; он избегает мучений в могиле; безопасен для него самый Ужасный из дней (т.е. Судный день); его коронуют короной почета, одна его жемчужина лучше дуньи (земной мир) и все что в ней есть; он женится на семидесяти двух гуриях и дается ему заступничество (для достойных) за семьдесят человек из числа своих близких.

И даже мертвые (уже по факту ставшие шахидами) продолжают  в поверье являть чудеса. Которые указывали на  работу органов чувств, что в свою очередь подтверждало, что они "живые": «… у некоторых из них увеличилась борода, выросли ногти в могиле, …..и когда пришли его дети со школы и встали возле его головы он заплакал, потекли его слёзы по его лицу».

Шахид перед ликом смерти не чувствует боли: «погибая, он чувствует то же самое, что  чувствуют при щипке». По преданию, существует специальное место в раю, куда они попадают. «Они отправляются в верхние комнаты рая, и смеётся им их Господь, а если Бог смеётся своему рабу в каком-либо месте, то нет у него расчёта (в Судный День). А их души Творцом будут помещены в нутро зелёных птичек, которые будут пить из рек Рая, есть из его плодов и будут возвратятся в свои гнёзда, сделанные из золота, подвешенные под тенью Трона». 5

Религиовед А. Грицанов отмечает, что современные теоретики шиитского течения считают, что «шиитская община живет в состоянии постоянной шахады» и «чтя и поминая шахидов, она готовит новых шахидов и тем самым передает шахаду будущим поколениям». Об интерпретации термина «шахид», одним из  представителей «шиитской школы» - подробно будет описано ниже.

Средневековые основы «шахидизма»

Из истории известно, что тактика «шахидизма» активно применялись в средние века адептами одной из шиитских сект исмаилитов - низаритами (хашишины, ассасины).  Исламовед А.А.Игнатенко описывает следующим образом практиковавшуюся в раннем средневековье подготовку к террористическому акту потенциального исмаилитского (низаритского) шахида:

«Вот какой хитростью пользовался глава исмаилитов. Когда он хотел отправить кого-то для убийства противника, то давал этому человеку выпить вина, смешанного с беленой. Человек становился смертельно пьяным, и его переносили в особый сад, где было все лучшее из того, что создал Аллах. Там прохаживались служанки и юные рабы удивительной красоты, звучали самые мелодичные в мире музыкальные инструменты. Там подавались блюда - такие вкусные и восхитительные, какие только можно вообразить.  Придя в себя после опьянения и видя все это, человек удивлялся и спрашивал: «Где это я?!» Служанки ему отвечали: «Ты в раю. Твой владыка прислал тебя к нам. Мы - гурии, а то - эфебы…».

Потом они обслуживали его наилучшим образом и оказывали ему великие почести.  Он оставался в этом месте целую неделю, пил, наслаждался жизнью в свое удовольствие. Потом служанки поили его вином с беленой, и он впадал в сон. Его переносили домой. Когда он просыпался, то находил рядом свою жену. Тогда он отправлялся к владыке и просил вернуть его в рай. Тот говорил: «Убей такого-то. Если тебя после этого казнят, ты отправишься в место, которое видел. Если вернешься невредимым, я сам тебя туда отправлю».

Современный шахидизм

Современный «шахидизм» - явление, возникшее в недрах Палестинского движения сопротивления. Еще в 70- гг. ХХ в. было совершено несколько терактов-самоподрывов палестинскими организациями, действовавшими в Ливане, но они были крайне редки. Более того, такие теракты нередко исполнялись светскими группировками палестинских и ливанских националистов. Иначе говоря, «шахидизм» тогда не является исключительно приоритетом исламистских структур. В тоже время использование «живой бомбы» в современных условиях характерно, как правило, исключительно для радикальных исламистов.

В 80-х гг. «шахидизм» стал связываться, в основном, с деятельностью шиитов, поскольку его проявления стали фиксироваться практически сразу после победы исламской революции в Иране. Так, во время войны с Ираком иранских подростков посылали на минные поля противника - чем больше мучеников, тем выше моральный дух армии. Если рассматривать атаки шахидов в контексте палестинской интифады (восстание, началась в 1987 г.), то они явились наивысшей фазой применения ими этих средств борьбы. По мнению идеологов «шахидизма», такого рода акты устрашения прославляют роль исламистского движения в этой борьбе.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, согласно исламской ортодоксии, мусульманин, осуществивший по факту осознанное самоубийство, не может считаться «шахидом». Самоубийство, повлекшее за собой гибель мирных людей, в исламе является тяжким грехом, которого Бог никогда не прощает. Однако, часть религиозных деятелей – преимущественно салафитского толка, как правило, пытаются оправдать и обосновать «шахидизм», как необходимое средство борьбы против врага, посягнувшего на «дар аль-ислам». По их мнению, нет более эффективного способа нанести ущерб, напугать врага и посеять страх в их рядах, сорвать их агрессивные планы - и все это при минимальных потерях.

Радикальный ислам создал свою идеологическую концепцию «смерти мучеников». Внедренные в сознание людей идеи «шахидизма» предоставляют их носителям своего рода сакральную санкцию на осуществление террористической деятельности, которая понимается ими как «священная война за веру» - джихад. 

Религиозные наставники используют сакральные источники мусульманства – Коран и Сунна, в значительной мере свидетельствующие о героизме и славе шахидов, приводят несомненные доказательства их посмертного будущего. Перед лицом неизбежной смерти будущего «шахида» религиозные наставники подчеркивают обыденность реальной жизни (дунья).

Тогда такая жизнь представляется «мгновением ока» по сравнению с потусторонней вечной жизнью после смерти; жизнь важна только как средство выполнения предназначения человека - усилий во имя Бога. Жизнь является только переходом к небесам или аду. Когда мусульмане оказываются под чужеземной оккупацией, каждый из них обязан бороться против врага любым доступным способом. В связи с использованием женщин в качестве шахидов в богословской среде идет спор о «законности» такой практики с точки зрения шариата. Ведь многие знатоки мусульманского права считают, что женщина не имеет права появляться на улице одна, без сопровождения мужчины - мужа или родственника, тем более с «поясом шахида» на теле.

Поэтому с точки зрения большинства из них - запрещается использование женщин в качестве живых бомб. Богословы едины в своем мнении, что роль женщины состоит в именно том, чтобы рожать и воспитывать детей, быть хранительницей очага, и соответственно ей нет места в непосредственно вооруженной борьбе - джихаде. При этом необходимо подчеркнуть, что возможное «участие» женщин в военном джихаде особо регламентируется, и где ими, по сути, могут выполняться, выполняться лишь «тыловые» функции.  В тоже время в Палестине, поощряют использование женщин в качестве «смертниц», как эффективное средство борьбы, так как по понятным причинам противнику значительно труднее обнаружить и нейтрализовать их, чем мужчин.

Шахидизм на Северном Кавказе

«Шахидизм» перестал быть локальным явлением, поскольку приобрел глобальный масштаб, распространился по миру, акции «шахидов» фиксируются во многих странах, в том числе, и в России, в ее северокавказском регионе в частности.

В первую чеченскую кампанию (1994-96 гг.) среди воюющей части чеченцев факты «шахидизма» практически не наблюдались, но во второй войне (1999 г. - н/время) они стали едва ли не обыденным явлением. Молодые мужчины и женщины, вполне осознавая последствия, шли и все еще идут на эти акты «самопожертвования», в ходе которых гибли и продолжают гибнуть в том числе и  невинные люди.

Современный терроризм, является социально-политическим, а не религиозным явлением. Как верно подмечает исламовед А. А.Игнатенко, что «современный «шахидизм» - прежде всего, именно политический феномен». Ведь при совершении ответных силовых действий мусульманин не имеет права применять насилие, выходящее за рамки допускаемого исламом. Важно отметить и то, что ислам призывает мусульман к тому, чтобы они не убивали самих себя, воздерживались от мерзостей и преступлений, что говорит о высоком духовном потенциале, заложенном в текстах Корана и Сунны Пророка Мухаммада. 6

По сути, действия смертников – особая тактическая форма как стратегии подрывной и иррегулярной войны, актуальная и востребованная в современных сообществах. Тактика смертников затронула своим влиянием не менее 29 стран мира на пяти континентах, и был принят на вооружение более чем 30 радикальными группировками и сетевыми организациями. 7

К слову, на Северном Кавказе, в том же Дагестане, эволюция актов насилия прошла несколько этапов, прежде чем «шахиды-смертники» заявили о себе. Уместно напомнить, что на первой стадии (1999–2005 гг.): участники подполья убивали вполне конкретных людей, из-за которых, по их мнению, в обществе творится несправедливость( как правило сотрудники УБЭиУТ, которые имели непосредственное отношение к издевательствам и пыткам задержанных в период антиваххабитской кампании 1999–2002 гг.)

Вторая стадия (2005–2008 гг.): террористы включают в число своих мишеней и «оккупантов» – бойцов ВВ, Минобороны, а также командированных в Дагестан сотрудников ДПС.

Третья стадия характеризовалась тем, что боевики стали убивать и местных сотрудников милиции – участковых, сотрудников ППС и ДПС, просто людей в форме, и также применять смертников (что раньше никогда не делалось). 8

В Дагестане «шахидизм» как элемент иррациональной войны, получило в полнее ожидаемое развитие, речь идет о так называемых «шахидских операциях», где «смертниками», по сути, являются все участники «шахидской группы». Как правило, такие вылазки совершаются в группе состоящей из трех-пяти человек, и которые, судя по планируемыми ими целями атак - не планировали оставаться в живых (по факту). И которые можно классифицировать условно как «коллективный шахидизм».

Фундаментальным отличием боевиков-участников «шахидских операций» от  «шахидов-смертников», является тот то, что первые не убивают себя (не подрывают), в отличие от последних, это не смотря на то, что и те и другие обрекают себя на вожделенную погибель.
 
О любви к мученичеству

Термин «martyr» (с латинского «свидетель») - человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа (в исламской литературе - Пророк Иса). «Мученик» - это существительное, репрезентирующее «того, кто погибает за Бога и веру». В любом случае, мученик - это «тот, кто умер за Бога и веру». Единственное отличие его смерти от смерти другого человека может быть усмотрено в «причине». Он умирает за Бога, в то время как причиной смерти другого может быть рак. Иначе говоря, сущность явления, в данном случае смерти, в обоих случаях одинакова. Поскольку дело касается смерти, нет никакой разницы между тем, кто был убит за Бога, и теми, кто погиб от какой-либо страсти или в результате несчастного случая. В этом смысле Христос и те, кого умертвили за их приверженность христианству, являются «мучениками». Иными словами, они были «смертниками», потому что в христианской религии понятие «мученик» относится к человеку, который умер.

Значительный вклад в интерпретации термина «шахид» внес иранский революционер, один из наиболее известных и влиятельных социологов религии Али Шариати (1933-1977).

«Однако шахид всегда жив и находится среди нас. Он — не отсутствующий. Таким образом, эти два понятия — «шахид» и «мученик» — являются антонимами», - заключает один из идеологов исламской революции в Иране Али Шариати (умер за два года до известных событий).

С термином «шахид» (мн. ч. «шахада»), будь то шахид национальный или религиозный, в восточных религиях или в каких-либо других, сопряжено понятие святости. Вне всяких сомнений, в любой религии, школе мысли, в национальном или религиозном отношении, шахид сакрален. Данное утверждение справедливо даже в том случае, когда речь идет не о религиозном, а о материалистическом мировоззрении. Отношение и чувства, испытываемые к шахиду, отражают его метафизическую святость.

По мнению А. Шариати, в тех религиях и философских школах, в которых отсутствует вера в святость и в святых, тем не менее, существует убежденность в том, что шахид сакрален. Один его статус, дает начало непременной соотнесенности шахида с собственной идеологией. Другими словами, он сам порождает свой ореол ценности и святости, поскольку, во всяком случае, взаимоотношения между человеком и его воззрениями сакральны. Такая же связь устанавливается между шахидом и его верой. Подобным образом, правда неявно, возникает отношение между последователем какой-либо веры и ее шахидами. Так, источником представления о святости шахида является то чувство священного, которое все люди испытывают к своим убеждениям, народу и религии.

«Шахид — это тот, кто отрицает все свое существование во имя сакрального идеала, в который мы все верим. Это естественно, что вся святость данного идеала и той цели переносится на его существование. Правда, его существование внезапно обернулось несуществованием, однако он вобрал в себя всю ценность той идеи, за которую он отдал жизнь. Поэтому неудивительно, что в глазах людей он сам обрел святость. Таким образом, человек становится абсолютным человеком, поскольку он больше не личность, не индивид. Он — идея. Он был индивидом, который пожертвовал собой ради идеи. Теперь же он сам стал идеей».

Человек, который становится шахидом ради блага народа и вследствие этого считается святым, приобретает данный статус. По мнению тех, кто понимает народ не как сумму индивидов, а как целое, характеризующееся наличием коллективного духа, шахид является кристаллизацией этого духа, который называют нацией. Подобным же образом человек, принесший себя в жертву во имя знания, также больше не индивид. Он сам становится знанием, шахидом знания.

Когда вера в положения определенной религиозной школы постепенно разрушается, когда в новом поколении она почти исчезает, будучи преданна забвению в результате сговора, внезапно индивид восстанавливает ее путем самоотрицания. Иными словами, он призывает ее вернуться на сцену жизни. Жертвуя собственным существованием, он утверждает исчезающее существование того идеала. По этой причине он является шахидом (присутствующим свидетелем) и машхадом (видимым). Он всегда находится впереди нас. Идея также достигает присутствия здесь и вечности с помощью шахида. Она возрождается и вновь обретает душу.

По Шариати существует два вида шахидов, один из них символизирует Хамза, «повелитель мучеников», другой персонифицирован Хусейном. Между Хамзой и Хусейном существует большая разница. Хамза — это моджахед и герой, который идет в бой с целью одержать победу и поразить врага. Вместо этого он сам повержен, убит и таким образом становится шахидом (в его классификации шахада индивида).

Хусейн, с другой стороны, - утверждает Шариати, представляет собой иной тип шахида. Он не вступает в сражение с намерением убить врага и вернуться победителем, равно как и не погибает в результате террористического акта. Хусейн, который мог бы сидеть дома и просто жить, восстает и сознательно приглашает смерть. Именно в этот момент он выбирает самоотрицание.

«Он избирает этот опасный путь, становясь в центре битвы и выступая против созерцания мира и против времени, так, чтобы его действие получило широкую огласку и чтобы та идея, за которую он отдает свою жизнь, была бы понята в ближайшее время».

В случае с Хамзой, напротив, шахадат выбирает его и других моджахедов, которые отправляются в бой за победой. В шахадате Хусейна его целью является самоотрицание во имя освящения того идеала, который отвергается и постепенно исчезает. С этой точки зрения, джихад и шахадат — совершенно разные вещи. Джихад — это действие, философия которого отличается от философии шахадата. Безусловно, в джихаде может присутствовать шахадат, но он олицетворен Хамзой, а не Хусейном.

Али Шариати также считал, что шахадат, являющийся одной из основ ислама, следует рассматривать в качестве отдельного столпа веры, такого же, как молитва, пост и джихад, и что слово «шахид» имеет дополнительное значение: «пример, прототип, образец», на который человек равняется.

Шариати рассматривает Хамзу и Хусейна в качестве идеальных типов шахадата (свидетельствующих).

Хамза — это великий герой ислама, шахид одного из наиболее памятных сражений под Ухудом (в 627 году). В битве под Ухудом Хамза стал шахидом в результате бесчеловечного заговора, который был задуман Хинд (женой Абу Суфиана и матерью Муавии) и осуществлен ее рабом Вахши - «….глаза последнего были выколоты, а нос и уши — отрезаны».

По меньшей мере, первое время в истории ислама Хамзе был присвоен титул Сайид аль-шахада (повелителя шахидов). Впоследствии данный титул стал относиться, прежде всего к Хусейну. Оба они — повелители шахидов, но между их «шахадатом» есть фундаментальная разница. Они относятся к двум различным типам, которые едва ли можно сопоставить. Хамза является моджахедом, который погибает в разгар джихада, а Хусейн — это шахид, достигающий шахадата до того, как он был убит. Он остается шахидом не только на месте собственного шахадата, но у себя дома.

С того самого момента, как Валид, правитель Медины, попросил Хусейна присягнуть ему на верность, на что тот ответил: «нет!» — и за этот отказ он был предан смерти. Хусейн становится шахидом, поскольку слово «шахид» в данном случае не обязательно обозначает кого-либо, кто был убит, а относится именно к свидетельствующему, нацеленному на неприятие осуществленных перемен. Шахид — это человек, который с момента принятия подобного решения выбирает для себя шахадат, даже, несмотря на то, что между его решением и смертью могут пройти месяцы и даже годы. Если мы хотим объяснить фундаментальное различие между этими двумя видами шахадата, то должны постановить, что в случае с Хамзой именно смерть выбирает его. Иными словами, шахадат избирает шахида. Случай же с Хусейном — прямо противоположный. Шахид выбирает собственный шахадат. 9

Самоубийство или акты «мученичества?

«Пророк (да благословит и приветствует его Бог!) сказал: «Кто бросится с горы и убьет себя, навсегда останется в огне геенны. Кто выпьет яд и убьет себя, навсегда останется в огне геенны с ядом в руке, вечно прихлебывая его. Кто умертвит себя клинком, навсегда останется в огне геенны с клинком в руке, пронзая им свой живот»» (хадис имеет многочисленные параллели).

Самоубийство, таким образом, классифицируется как «великий грех», за который следует адское наказание. И как справедливо отмечает философ А. Гусейнов «характерен трижды повторенный рефрен - навсегда останется в огне геенны», поскольку в Сунне вопрос о вечности адских мук не решен однозначно даже в отношении неверующих, для верующих же обещан переход из ада в рай. Подчеркиваемая вечность мук геенны высвечивает на этом фоне крайнюю степень осуждения самоубийства. 10

Между тем стремление к мученичеству и жажда к этому является одной из величайших причин, толкающих верующего выступить в сражение. И отсюда, мученичество в исламе «является билетом к победе в этой жизни, так как она является гарантией входа в рай в будущем».

Здесь, мы должны отметить, что любовь к мученичеству исламскими богословами рассматривается как часть политики сдерживания, являющейся основой из наиболее важных основ военного джихада у мусульман. В тоже время, согласно исламской доктрине военного джихада, к мученичеству не следует стремиться только ради него самого. 11

Арабо-мусульманский теолог Ибн Теймийя (1263- 1328), после упоминания о том, что самоубийство запрещено Кораном, Сунной и единым мнением исламских ученых (иджма), сказал следующее:

«Следует различать между запрещенным Аллахом умышленным самоубийством или подготовкой к этому и между предписанной Аллахом торговлей душами и имуществом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай».

Касательно выше упомянутого хадиса, где прямо указывается о недозволенности самоубийства, то этот хадис адресован всем, кто умышленно совершил самоубийство, без какого-либо исключения и принятия в расчет мотивов и целей. Он распространяется на всех, кто убил себя, осознанно сделав такой выбор, а не по ошибке или принуждению. Арабское слово «ман» (кто), использованное в данном хадисе, придает ему значение всеобщности, т.е. хадис охватывает любого человека, совершившего самоубийство. Кроме того, содержащаяся в хадисе угроза связана с самим поступком, а не с его мотивами и целями. Таким образом, каждый человек, убивший себя по собственной воле, оказывается совершившим грех и преступившим границы дозволенного. В исламе благочестивое намерение и вероятная польза не делают дозволенным запрещенное и не оправдывают религиозные нововведения (бида).

Однако  храброму человеку дозволено бросаться на ряды врага при соблюдении им необходимого условия (либо условий). Небольшая группа мусульман или один из них, может во время сражения углубляться в ряды воюющего врага, понимая, что вероятнее всего это приведет к их гибели. Между учеными нет разногласий в том, что такие действия законны с точки зрения Шариата. О законности подобных подвигов свидетельствуют многочисленные примеры из жизни сподвижников и их последователей, а также праведных мусульман, живших позднее.

Подобные действия не относятся к тем деяниям, относительно которых среди ученых существуют разногласия и тем более к тем, которые запрещаются ими. Напротив, такого рода подвиг является одним из лучших деяний, приближающих человека к довольству Всевышнего. Однако проблема здесь заключается в другом: дозволенность таких подвигов используется как главный довод теми, кто разрешает организацию так называемых «актов мученичества».

Абу Хамид аль-Газали сказал: «Нет никаких разногласий в том, что мусульманин может бросаться в одиночку на ряды врагов и сражаться с ними, даже если знает, что, скорее всего, он погибнет. Также мусульманину дозволяется сражаться с врагами до тех пор, пока он не будет убит. Но если человек знает, что его нападение на врагов никак не повредит им (например, когда на врагов бросается слепой или калека), то совершение подобного запрещено. В таком случае нападение на врага подпадает под общий смысл аятов, запрещающего подвергать себя смертельной опасности. Тем не менее, человек может бросаться навстречу врагу, если знает, что не будет убит, пока сам не убьет, что его «смелость вселит страх в сердца врагов, заставит их убедиться в отважности мусульман и их любви к смерти на пути Аллаха, в результате чего силы противника будут сломлены».

В словах аль-Газали речь идет о самопожертвовании на поле боя. Что же касается истории об Умейре бин аль-Хуммаме, который достал из рожка финики и начал их есть, а затем сказал:

«Если я останусь жить до того, как съем эти финики, то это будет долгая жизнь», – после чего, бросив финики, кинулся в бой и погиб, то по ее поводу имам ан-Навави сказал: «Эта история указывает на дозволенность проникновения в ряды врагов во время боя и стремления к смерти мученика за веру. Подобное является разрешенным, и подавляющее большинство ученых не считают это предосудительным». При этом внедрение вглубь вражеского войска является дозволенным при наличии хотя бы одного из нижеследующих условий: если проникающий в ряды врага имеет желание спастись; такого рода деяния должны привести к поражению врага; такой поступок должен принести пользу мусульманам; либо же такой поступок воодушевит мусульман на борьбу с врагом.

Нет единой правовой (шариатской) позиции и  в  сложившихся религиозно-богословский школах –мазхабах.  По мнению улемов из числа ханифитов, если у мусульманина нет надежды на спасение или разгром врага, то порицается совершение им подобного, «ибо он обрекает себя на гибель, которая не принесет мусульманам пользы». Однако есть и оговорка, если же у шахида нет шанса остаться в живых, но своим поступком он воодушевляет мусульман на совершение аналогичных подвигов, «то в таком случае его поступок также не является предосудительным».

По мнению маликитов, в частности приводятся слова Халила и ад-Дардира: «Мусульманину дозволяется набрасываться на многочисленных врагов при условии, что он ставит целью не демонстрацию собственной храбрости, первое условие обеспечивает совершенство и полноту действия, ибо проявлять гордость при войне разрешено. То есть несоблюдение этого условия следует понимать только как нечто нежелательное (макрух)».  По мнение шафиитов, устами Аль-Изз бин Абд ас-Салама: «Подвергать жизнь риску можно только тогда, когда в этом есть польза».


Среди ханбалитских улемов также  есть разногласия по поводу нападения одним человеком на на большое число врагов. По их мнению, те, кто совершают такое нападение, находятся в одной из трех нижеприведенных ситуаций:

1. При вынужденной необходимости и малочисленности, когда человек окружен врагами и боится, что они одолеют его и возьмут в плен. Ученые единодушно считают, что в таком случае нападение на многочисленных врагов дозволено.

2. Когда человек находится в окружении других мусульман и совершает нападение на многочисленного врага с целью прославиться и прослыть храбрецом. Ученые единодушно считают это запрещенным.

3. Когда человек находится в рядах мусульман и совершает нападение на врагов, побуждаемый праведным гневом ради Аллаха и надеясь на Его награду. В отношении такой ситуации мнения ученых расходятся. Одни порицают нападение в одиночку, считая, что это относится к запрещенному Аллахом обречению себя на гибель. Другие считают такой поступок дозволенным и одобряют его, но при условии, что человек располагает силой и приносит своим поступком пользу, нанеся урон врагу, или воодушевляя других мусульман на совершение аналогичных подвигов, или устрашая врагов стойкостью мусульман».  В тоже время, те, кто считают акты «мученичества» дозволенными, аргументируют свою позицию тем, что любой боец, вступая в сражение, обрекает себя на гибель.  Обусловливать же смерть и становиться причиной убийства равнозначно непосредственному убийству.

В ответ на этот аргумент противниками данной позиции приводятся следующие доводы: «проводить аналогию между ситуацией, когда убийство обусловливается умышленно, и ситуацией, когда причина смерти вызывается непреднамеренно, ошибочно. Тот, кто преднамеренно становится причиной убийства кого-либо, является убийцей. Если человек сам целенаправленно вызывает причину собственной смерти, то справедливо считать его самоубийцей. Однако неправильно считать, что боец, погибший на поле битвы, преднамеренно убил себя. Точно так же неверно говорить, что он преждевременно лишил себя жизни, поскольку боец, хотя и стремится к тому, что предполагает гибель, и жаждет смерти мученика на пути Господнем, все же ждет этого как милости и великодушного дара от Всевышнего Аллаха».

Мусульманину не дозволено совершать самоубийство, даже если он вынужден пойти на это, например, если он – крупный военачальник, попавший в плен и опасающийся разглашения военной тайны. Ученые запрещают убивать себя в любом случае, даже если это может привести к спасению армии. Одним словом, совершение описанных выше военных подвигов допускается при определенных условиях. Эти условия формулируются учеными по-разному, однако все формулировки близки по содержанию.

Первое, тот, кто совершает подвиг, должен знать, что не будет убит, пока сам не убьет. При этом совершение таких подвигов дозволено, если человек знает, что своим нападением он может нанести врагу ощутимый урон. Это дозволено, при условии, если человек тем самым нанесет врагу сокрушительный удар или его подвиг принесет мусульманам пользу. Это разрешено, когда человек знает, что сломит моральный дух врагов, демонстрируя им смелость мусульман. Это дозволено, если результат не приводит к общему ослаблению мусульман.

Что же касается операций, в ходе которых человек убивает самого себя, опоясавшись взрывным устройством или начинив взрывчаткой автомобиль, сделав  вид, что сдается врагу, или, войдя к нему в доверие, после чего убивает его, то между этими акциями и дозволенными подвигами в исламе есть ряд тонких различий. Эти различия сводятся к следующему:

В подвигах, описанных в исторических сообщениях, смерть приходила со стороны противника, и у героев была, хоть и слабая, но возможность спастись. Что же касается современных актов «мученичества», то их исполнители гибнут от собственных рук, и к тому же их смерть неминуема.

В основе таких актов лежит убиение человеком себя, а затем уже других. Вполне может случиться так, что вследствие тех или иных причин человеку не удастся убить никого, кроме себя. При таких обстоятельствах изначально устремляться к гибели не позволительно. Однако, один из современных идеологов движения «Братья-мусульмане», доктор Юсуф аль-Кардави считает такие акты «мученичества» дозволенными, по крайней мере, в Палестине.  12

Относительно запретности самоубийства с целью нанесения урона врагу высказывалось множества учёных, в том числе такие богословы, как имам Абдуль-Азиз бин Баз, имам Мухаммад аль-Усаймин, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Абдуль-Азиз Аль аш-Шейх и другие, запретили подобное. В свою очередь Высший Совет ученых Саудовской Аравии (сессия в г. Таиф,– 26.07.1998г.), за подписями двадцати улемов вынес аналогичное осуждающее решение. 13

Аль аш-Шейх уверен, что многие «шахиды» до самого последнего момента хранят свои паспорта - документ, удостоверяющий гражданство человека. Где гражданство по определению в современном обществе - это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Иными словами, это договор, а договора в исламе необходимо выполнять, «на основе этого договора люди доверяют человеку, и тот, кто предаёт договор, является предателем».

Если же кто-то из числа мусульман считает, что договор со стороны государства был нарушен, то он может не придерживаться его условий, открыто должен заявит, что он отказывается от договора, от гражданства и от паспорта, так «чтобы людям было ясно и понятно». 


Автор: Али АЛБАНВИ


Примечание*: Верховный суд России признал деятельность организации «Исламское государство» террористической и запретил ее деятельность на территории России.



Литература

1)«Курдская женщина ценой собственной жизни уничтожила несколько исламистов», от 5.10.2014 г."Вести.ру".

2) «Современный терроризм в мире и на Северном Кавказе», И.П. Добаев, Ростов-на-Дону.

 
3) «Анатомия джихада (комментарий в свете веры)», С. Путилов

4)«Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия», И.П. Добаев, В.И.Немчина. (Ростов н/Д., 2005)

5) «Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама, С.И. Чудинов. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 312 с.

6) «Горячая точка: взгляд сверху и снизу», Р. Магомедов. Газета «Черновик» (Махачкала) от 11.05.2012 г.

7) «Джихад и шахадат», А. Шариати

8) «История этических учений», А.А.Гусейнов,  Учебник М. Гардарики 2003

9)»Последствия актов самоубийства и взрывов», составил: Абу Умар аль-Газзи, перевод: Д. Хайрутдин.

10) «Маджалля аль-бухус аль-исламийя» № 55, стр. 357-362; см. официальный сайт Постоянного Комитета – www.alifta.net. «Суждение ислама о смертниках».



На фото- дербентское кладбище Kырхляр ("сорок" на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников. Саркофаги над могилами высечены из цельных каменных блоков. Легенда гласит, что Kырхляр является местом последнего упокоения 40 арабских полководцев, которые погибли во время борьбы за усиление влияния ислама на Северном Кавказе.
 


Рецензии