Дело чести. Глава 2

Глава 1 - http://www.proza.ru/2015/08/02/946

- Коль, надо бы забор новый поставить, - сказала Лида своему мужу, - а то старый завалится скоро, посмотри, столбы уж сгнили почти.
- Ну, ещё же не сгнили, - намывая свой внедорожник из шланга, ответил Николай.
- Когда сгниют, уже поздно будет, перед соседями стыдно, - ворчала Лида.
- Перед какими соседями, Пашкой, что ли? – ухмыльнулся муж.
- Да хоть бы и перед Пашкой, - обиженно ответила Лида. – Он вон один живёт, а как у него всё аккуратно и красиво сделано, загляденье! – глядя на соседний участок, ответила Лида.- А про новых и говорить нечего, - с завистью разглядывая красивый деревянный дом, который с весны, словно по волшебству, вырос на другом соседнем участке, вздохнула она.
- А что нам на этих буржуев равняться? – продолжая заниматься машиной, сказал Николай. – Да я тебе какой хочешь дворец построю, покруче этого! – самодовольно сказал муж.
- А вот и построй! – в сердцах крикнула Лида и ушла в дом, который теперь уже и домом нельзя было назвать. Так… сараюшка…
     Их дачное строение было обыкновенным типовым дачным домиком, состоящим из маленькой веранды и почти такой же по размерам комнатки, которые лет двадцать-тридцать назад ставили на своих участках все желающие, раскрашивая их красками разных цветов, обихаживая внутри, высаживая перед входом цветы, выкладывая к ним дорожки из битых кирпичей или засыпая гравием. И приезжая по пятницам в такие дачные уголки, казалось, что попадаешь в сказочную страну, где в таких домиках живут гномы и эльфы.
     Теперь же домик постарел, покосился, старая краска вздулась, потрескалась и чтобы покрыть новой, прежнюю надо было аккуратно всю счистить.  Приезжая на дачу, Лида постоянно возилась на земле, выращивая овощи и зелень, ягоды и цветы.  Строительные, плотницкие, технические и электрические заботы, она оставляла мужу, а он, ссылаясь на занятость, не торопился исполнять.
     Чтобы как-то успокоиться, Лида принялась готовить борщ, который так любил Николай. Здесь, на свежем воздухе, из овощей, выращенных собственными руками, борщ получался ещё вкуснее, чем в городской кухне.
     Выросшая в деревне, Лида была с детства приучена к работе на земле, поэтому, когда мужу, проходившему в те годы службу в милиции, предложили участок в садово-огородном товариществе, она с радостью убедила его, что огород будет являться хорошим подспорьем в выполнении продовольственной программы отдельно взятой их семьи. Николай, городской житель, согласился с её окончательными доводами в том, что их сыновьям - погодкам лучше будет проводить лето на даче, чем в пыльном и душном городе. С энтузиазмом взявшись за разработку земельного надела, они, так же, как и все соседи поставили на участке домик и стали гордо называть свой загородный уголок дачей.
     Со временем, дачный пыл супруга угас, и пропадавший почти всё время на службе, Николай редко наведывался на дачу. А вот Лида, не могла дождаться выходных, а затем и отпуска, чтобы с сыновьями уехать из города на природу.

***
     После окончания школы она приехала в город и легко поступила в пединститут, мечтая, через пять лет, с дипломом, вернуться в родную деревню. 
     Общежитие их института было расположено по соседству со школой милиции и раз в месяц, по субботам, в актовом зале проводились дискотеки, где будущие педагоги встречали гостей, курсантов, будущих сотрудников органов внутренних дел.
     На одном из таких танцевальных вечеров, Лида и познакомилась с Николаем Нестеровым и его другом Павлом Пахомовым. Она, приземистая, круглолицая, с огромными серыми глазами, пухлыми нежно-розовыми губами, ямочками на румяных щеках и светло-русой косой, сразу же влюбилась в высокого стройного голубоглазого брюнета Николая, который в форме курсанта, сидевшей на нём, как влитая, выглядел сногсшибательно, в отличие от своего друга. Павел был ещё выше Николая, но настолько худым, что о таких, как он, говорят «тощий». Казалось, что под его формой, мышцы совсем отсутствовали, но когда над его худобой девчонки-студентки подшучивали и говорили, что «Пашка мало каши ест», он, обидевшись, отвечал: «Зато я жилистый и выносливый!» Павел всегда с грустью замечал, как рядом с Николаем у Лиды загорается взгляд, и как он гаснет, если тот уходит танцевать с кем-то из подруг, а Павел приглашает на танец её. Она еле-еле доставала ему до груди, и казалась Павлу такой беззащитной. Он мечтал взять её на руки и унести далеко-далеко, туда, где они могли остаться наедине.  Он был уверен, что его друг, любимец женского пола, не обращает внимания на деревенскую простушку Лиду, но когда признался ему в своих чувствах к этой девушке, Николай ухмыльнулся и предложил ему представить право выбора самой Лиде.
     В очередное увольнение они пришли к ней в гости оба не с пустыми руками и, смеясь, крикнули: «Выбирай!». Она растерялась, и выбрала букет цветов, которые были в руках у Николая, на бутылку вина, которую принёс Павел, она даже и не взглянула. Ей было неловко признаться самой себе, что, прежде всего она выбрала Николая, и ей не важно было в тот момент, с каким гостинцем он к ней пришёл. 
     Она не обратила внимания, что расстроенный Павел вышел из комнаты, и не знала, что ему в тот момент хотелось самому выпить всё вино прямо из горлышка, и только соблюдение дисциплины не позволило сделать этого. Подойдя к столу вахтёрши, он поставил на него бутылку и выбежал из общежития.   
     Вскоре Лида забеременела, и когда её сокурсницы переживали о распределении, и мечтали так же «выскочить» замуж, чтобы не уезжать на работу в далёкие посёлки и деревни, Николай познакомил её со своими родителями. Они сами из рабочих семей, всю жизнь проработавшие на заводе, приветливо встретили девушку, которая глаз не сводила с их единственного сына, родившегося тогда, когда они уже совсем уверовали в то, что так и останутся бездетной парой. Свадьбу отпраздновали в столовой того же завода, где и трудились родители Николая. Вскоре молодые супруги подарили родителям первого внука.
     Лида была хозяйственной, покладистой и вошла в их семью, как дочь. Молодой муж всё время пропадал на работе, а все заботы по дому легли на плечи  молодой жены. Она, в ожидании Николая со службы, с радостью ухаживала и за ребёнком и за родителями, которые к тому времени уже вышли на пенсию. Когда родился  второй внук, Лида с родителями и детьми чаще всего жили на даче, где она снова встретилась с Павлом.
- Здравствуй, Лида! – подойдя однажды к ней в то время, когда она развешивала на верёвке выстиранное бельё, сказал он.
- Здравствуй, Павлик! – весело ответила Лида. - А ты какими судьбами здесь?
- А я ваш сосед! - указывая на соседний участок, ответил Павел.
- Ой, как здорово! – воскликнула она.- Будем дружить семьями!
- А у меня Лида, нет семьи, я всё ещё холостой, - с сожалением ответил Павел.
- Какие твои годы, Паш, женишься ещё! – бодро ответила она.
- Может и женюсь когда, но я однолюб, Лида, - любуясь молодой женщиной, которая родив двух детей, раздобрела, похорошела и стала ещё желаннее.
     После того разговора прошло много лет. Лида с Николаем похоронили родителей, вырастили своих сыновей, которых прошедшей осенью призвали на срочную службу в Вооружённые силы, а Павел, так и не женился. Всё своё свободное от работы время он проводил на даче, благоустраивая и обихаживая и без того образцовый участок.

***
   «Молодец Пашка! Хозяин! – подумала Лида про соседа. – А что ему? Он сам для себя, не то, что мы. Дети взрослые, придут из армии, одень, обуй, накорми, пока ещё сами на работу устроятся. Тут уж не до дворцов. И правда, куда нам до этих буржуев, - глянув на соседний дом, вздохнула Лида. – Хотя соседка, молодая женщина с двумя детьми, иногда приезжающая на участок, совсем не похожа на жену олигарха» - подумала она.
- Привет, Лидок! – отодвинув тюль, висевший в проёме двери от назойливых мух, сказал вошедший мужчина.
- Ой, Паш, привет! - вздрогнув от неожиданности, ответила Лида. – Напугал!
- Извини, если так, не хотел, - сказал сосед, продолжая стоять в проёме двери.
- А Николай за домом, машину моет, - сказала Лида, отключая под кастрюлей с готовым борщом газ.
- Да уехал он недавно, - ответил сосед.
- Как уехал? Даже не сказал ничего, и не пообедал, - растерянно произнесла она.
- У тебя действительно, вкусно пахнет, - сказал Павел.
- Присаживайся, пообедаем вместе, - предложила она гостю.
- С удовольствием, Лидок, - ласково ответил он.
- А Николай меня никогда так не называл, - вздохнула Лида, выставляя перед Павлом тарелку с дымящимся борщом.
- А я тебя, наверное, больше, чем он люблю, - глядя на раскрасневшуюся у плиты Лиду, сказал сосед.
- Скажешь тоже, - смущаясь, ответила женщина.
- Мы ведь с ним в одном дворе выросли, - сказал сосед.
- Да знаю я, - отмахнулась Лида.
- Да ничего ты не знаешь, Лидок, - вскинулся Павел.- Ведь Колька у меня всю жизнь поперёк дороги вставал! – в сердцах сказал сосед.
- Да с чего бы это? – удивилась Лида.
- А с того, что соперничество у нас с ним ещё со школы началось. Понравится мне какая девчонка, он заметит, и в тот же вечер её в кино пригласит. На физкультуре я прыгну дальше всех, так он к физруку подойдёт и просится ещё раз прыгнуть, чтобы мой прыжок перекрыть. Нас ведь и в армию вместе призвали, так он уговорил «покупателя» чтобы мы в одну часть отправились, а затем и в милицию уговорил меня снова вдвоём пойти! А вот участок садовый я специально взял, чтобы по соседству с вами быть!   
- Ну что вы за мужики! Вам уже пятый десяток, а вы, как пацаны, делите чего-то! – ответила Лида.
- Не чего-то, а тебя, Лида! – серьёзно глядя в глаза женщины, сказал Павел.
- Паш, да что ты такое говоришь?
- А то ты не знаешь? – отложив ложку в сторону, спросил Павел. - Лидок, выходи за меня! Я для тебя горы сверну! Ты что думаешь, я просто так на даче вожусь? Всё для тебя, что бы ни делал, всё ты перед глазами, дом ставил, думаю, пусть Лида похвалит, баню строил и думал, вот Лида придёт, попарю её веничком, а после на веранде чай пить будем с травами душистыми, а потом…
- А что потом? – не дав ему договорить, спросила Лида.
- Эх, да ладно, - махнув рукой, ответил Павел, - что-то разговорился я сегодня.- Услышал, как вы в очередной раз ругаетесь, и меня вспоминаете, вот и подумал, развелись бы, а ты бы за меня вышла.
- Паша, прекрати эти разговоры, и сделаем вид, что ты мне ничего не говорил, а я ничего не слышала! - строго сказала Лида.
- Как ты сейчас на училку похожа, - с грустной улыбкой сказал сосед.
- А я училка и есть!
- А я, как сейчас помню, как мы с Колькой к тебе в общагу пришли. Николай с букетом цветов, которые на клумбе в парке нарвал, а я с бутылкой вина «Лидия», и сказали: «Выбирай!»
- И я помню, Паш, - грустно улыбнувшись, ответила Лида.- Конечно, я выбрала цветы, я ведь тогда даже обиделась, что ты мне вино на выбор предложил. 
- А я ведь тогда это вино искал, с ног  сбился, и всё же нашёл, на базе, у кладовщицы за корзину грибов выменял, которые на рынке у одного старика купил!
- Ой, Паш, я и так вся расстроенная, а ты меня ещё больше расстроил! – сказала Лида. – Давай чай попьём и за дела. Мне ещё огурцы собрать надо и законсервировать.
-Так давай, я тебе помогу, - предложил сосед.
-Нет, Паша, ты к себе иди, и так засиделся без мужа, - с грустью, но твёрдо, ответила Лида.
- Ну, тогда пошёл я, спасибо тебе за борщ, - встав из-за стола, сказал сосед.
- А чай? – спросила Лида.
- Чай я и у себя попью, - ответил он и, не прощаясь, вышел на улицу.

Продолжение – http://www.proza.ru/2015/08/02/1581

Иллюстрация из интернета. Спасибо автору.


Рецензии
Здравствуйте Татьяна!
Не понимаю я таких мужчин ... нет семьи... одноклассник у него другое менял женщин в молодости а сейчас живёт с женщиной у неё уже внуки а ему не нравиться ... может таких и называют бобыль не зря.
Всего доброго Вам.
С уважением Владимир

Владимир Деменин   16.01.2023 17:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Как говорится, сердцу не прикажешь, а жениться без любви не каждый сможет...А чем старше, тем сложнее, думаю, найти пару...
Спасибо за Ваши рассуждения!
С теплом и добрыми пожеланиями,

Татьяна Микулич   17.01.2023 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.