Окна Овертона. Эссе
О чем? О внедрении технологии, изменяющей мир: предсказания, примеры, перспективы, предложения.
Ключевые слова: общественное сознание, техники манипуляции, «окна Овертона», технология уничтожения, план А. Даллеса, ювенальная юстиция, Дж. Кьеза, Священное Писание, И. Босх.
…Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную. Поселившуюся в голове.
из фильма «Начало»
И это правда. Идея, зародившаяся в голове у одного, постепенно становится предметом общественного спроса; дает ответы на духовные запросы мыслящих людей и, вместе с тем, порождает вопросы всё новые и новые. Таким образом, общественное сознание – это совокупность воззрений людей о чем угодно: о политике, экономике, искусстве… Логично было предположить, что общественная мысль самостоятельна в своем развитии, ведь, подчас невозможно заставить даже одного человека поменять мнение, а, значит, заставить целый мир думать определенным, удобным тебе образом, тем более невозможно. Как бы не так! Нам говорят: развитие, генезис, эволюция. Нам настаивают на свободе нашего слова и нашего выбора. Мы получаем, кажется, то, что хотим: признание и уважение, толерантное общество и гуманное законодательство. Мы все крепко заглотили наживку и прочно висим на крючке в руках ловких манипуляторов. Манипуляторов сознанием.
- Сейчас я помещу идею в вашу голову. Я вам говорю: «Не думайте о слонах». О чём вы сейчас думаете?
- О слонах.
- Да. Но это не ваша мысль, потому что вы знаете, что это я вам её навязал. Разум объекта всегда может проследить зарождение идеи. Истинное вдохновение невозможно подделать.
из фильма «Начало»
Но как? Как им удается заставить общество делать их выбор и, вместе с тем, верить в собственную свободу? Как люди, словно ягнята на закланье, безропотно и даже с воодушевлением принимают безмолвные приказы, посланные «откуда-то сверху»? Все просто. Существуют самые разные техники манипуляции общественным сознанием: использование внушения, подача противоречивой, недостоверной, предвзятой информации, использование слухов, методов «страшилок», фраграментации, диссонанса, абсолютной лжи и другие техники управления, регулярно множимые средствами массовой информации при помощи той же инженерной психологии. И ни для кого не представляет секрета концепция под названием «окна Овертона», содержание которой, а именно статья «Технология уничтожения» красуется у каждого третьего в новостной ленте аккаунта социальной сети. Чтобы иметь четкое понятие о данной концепции, обратимся к определениям: «Окно Овертона» - модель в философии, призванная объяснить направление государственной политики, аспекты общественной жизни через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов на уровне государства и общества поддерживаются лишь те, которые попадают в определённый промежуток — «окно Овертона», другие идеи отметаются как слишком радикальные.
Не вижу смысла подробно пересказывать биографию Овертона или его концепцию, выделю главное. Джозеф Овертон (1960 – 2003) - бывший вице-президент Макинского центра публичной политики в середине 1990-х годов; сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, а именно описал, как самые низменные и неприемлемые идеи могут быть внедрены в сознание общества, считаться нормальными, адекватными и, наконец, законодательно закрепленными. Согласно «окнам Овертона» для каждой проблемы есть выход в окно возможностей, которое осторожно и поэтапно открывают политики, поддерживая те или иные идеи, рассчитывая на их продолжение, развитие, удовлетворение потребностей жаждущих пробуждения инстинктов масс и, собственно, переизбрание на последующие сроки. Окно двигается и вместе с ним двигается веер возможностей, от стадии «немыслимого» до стадии «совершенно приемлемого», «нужного» и «законного». Так, автор на примере каннибализма доказывает работоспособность данной теории.
Шаг за шагом (см рис.1), сдвигая окно, каннибализм уже не будет казаться радикальной, тем более, неприемлемой идеей. Неприемлема эта идея только лишь для духовности, - над которой можно работать, двигаясь не только вверх по вертикали, но и, как оказывается, вниз, - а для науки, это будет всего лишь поле исследования. Наука – есть попытка изучить и понять жизнь, она стоит на совершенно другом, нежели, духовность фундаменте. Но зачем задумываться об их синтезе, когда проще пошатнуть фундамент нравственности и под предлогом исторического исследования заглянуть в прошлое полинезийских каннибалов? Зачем стоять на стороне старомодной гуманности, когда ученые трубят об антропофагии и смело тычут в антропофильные наклонности таинства евхаристии? А христиан, между прочим, больше 33% населения, согласно данным за 2014 год . А это значит, что антропофилию мы, в общем-то, разделяем уже несколько сотен лет. Что же делать остальным живущим процентам, не попавшим под влияние ученых и извращенных служителей церкви? На помощь остальным приходит массовая культура; она раскрывает окно возможностей на полную катушку, и тут уже сложно устоять идее человекоедения: по радио поют, а по телевизору говорят как это хорошо «любить до гроба». Слышали эту присказку? Теперь она приведена в рабочее состояние, изменив своему реальному смысловому значению. Меняется все. Искажается. Ложь становится добродетельным орудием манипулирования массами. И, вот, каннибализм уже общепризнан, научно подтвержден, религиозно одобрен, внедрен, словно паразит в законодательства ряда стран и сознание людей.
Но давайте все-таки отдавать себе отчет в том, что каннибализм пока тема неприятная и ужасающая, даже, несмотря на то, что многие маркетологи предлагают провокационные идеи наподобие знаменитого лондонского рынка мяса «Smithfield», где покупателю предлагают купить любую часть человеческой туши: руки, ноги, уши, пальцы, гениталии и даже целые тела. На самом деле, товары этой лавки ужасов представляют собой обычную свинину или говядину, выложенную в форме человеческих частей тела, но мысль о том, что всё это ради продвижения компьютерной игры «Resident Evil», по мотивам которой сняли «Обитель Зла» приводит в некоторое заме
Свидетельство о публикации №215092000852