К вопросу о Белой Субмарине

К вопросу о Белой Субмарине или “Танки в береговой обороне”.

Прочитав повесть АБС “Обитаемый остров”, читатель понимает, что у него появилось слишком много вопросов, ответами на которые уважаемые Авторы не озаботились по тем, или иным причинам, впрочем, одинаково нам не ведомым.

Одним из таких вопросов является вопрос о Белых Субмаринах, точнее, вопросы о Белых Субмаринах.

Попробуем найти приемлемые ответы на эти вопросы, изучая историю войн и вооружений обеих планет, а именно - Саракша и Земли.

Первое упоминание о Белой Субмарине проходит практически незаметным для читателя, оно не явное, завуалированное…

Ротмистр Боевого Легиона Чачу, после проведения операции по выявлению городских выродков, конфискует картину, нарисованную неизвестным художником ещё до войны.

Ниже приведен отрывок повести:

“… Затем он снова повернулся к Максиму: – Как ты ее находишь? – спросил он.

Максим посмотрел. На картине был морской берег, высокая водная даль без горизонта, сумерки и женщина, выходящая из моря. Ветер. Свежо. Женщине холодно.

– Хорошая картина, господин ротмистр, – сказал Максим.

– Узнаешь места?

– Никак нет. Этого моря я никогда не видел.

– А какое видел?

– Совсем другое, господин ротмистр. Но это ложная память.

– Вздор. Это же самое. Только ты смотрел не с берега, а с мостика, и под тобой была белая палуба, а позади, на корме, был еще один мостик, только пониже. А на берегу была не эта баба, а танк, и ты наводил под башню… Знаешь ты, щенок, что это такое, когда болванка попадает под башню? Массаракш… – прошипел он и раздавил окурок об стол …”

Из всего сказанного ротмистром Чачу для нас важны несколько деталей...

На некоем мостике, скорее всего это мостик на военном корабле с палубой выкрашенной в белый цвет, установлено артиллерийское орудие из которого вёлся огонь по танкам на берегу моря.

Ещё через несколько глав Авторы дают более конкретное описание Белой Субмарины:

“… За дюнами открывалась небольшая мелководная бухта, и субмарина возвышалась над водой в сотне метров от берега. Собственно, она совсем не была похожа на субмарину, и тем более на белую. Гай решил сначала, что это – не то туша какого-то исполинского двугорбого животного, не то причудливой формы скала, невесть откуда вставшая из песков. Но Максим сразу понял, что это. Он даже предположил, что субмарина заброшена, что стоит она здесь уже несколько лет и что ее засосало. Так оно и оказалось. Когда они добрались до бухты и спустились к воде, Гай увидел, что длинный корпус и обе надстройки покрыты ржавыми пятнами, белая краска облупилась, артиллерийская площадка свернута набок и пушка смотрит в воду. В обшивке зияли черные дыры с закопченными краями – ничего живого там, конечно, остаться не могло.

– А это точно белая субмарина? – спросил Максим. – Ты видел их раньше?

– По-моему, она, – ответил Гай. – На побережье я никогда не служил, но нам показывали фотографии, ментограммы… описывали… Даже ментофильм был – «Танки в береговой обороне»… Это она. Надо понимать, ее вынесло штормом в бухту, села она на мель, а тут подоспел патруль… Видишь, как ее расковыряли? Просто не обшивка, а решето…

Палуба была пуста, на дырчатом железе налипли сухие водоросли, словно обросло железо свалявшимися волосами. Носовая надстройка огромным пятнистым грибом нависала над головой, сбоку в броне зиял широкий рваный шрам…”

И, ещё дальше по тексту повести:

“… Следующая страница. У Гая захватило дух: горящий «дракон» со свернутой набок башней, из открытого люка свисает тело легионера-танкиста, и еще два тела, одно на другом, в сторонке, а над ними, расставив ноги, все тот же тип – с пистолетом в опущенной руке, в шапке, похожей на остроконечный колпак. Дым от «дракона» густой, черный, но места знакомые – этот самый берег, песчаный пляж и дюны позади…
… панорамный снимок: линия пляжа, на дюнах – четыре танка, все горят, на переднем плане две черные фигурки с поднятыми руками …”

Мы привели эти отрывки в настоящем исследовании дабы составить примерное представление о Белой Субмарине.

Вот что у нас получилось...

По определению, мы имеем дело с подводной лодкой, корпус которой окрашен в белый цвет.

Лодка имеет две надстройки, одна из которых, предположительно, боевая рубка, тогда как вторая надстройка, более низкая и расположенная на корме, это – усиленная платформа, на котором установлено артиллерийское орудие.

Причём это орудие, судя по авторскому описанию, эффективно используется в артиллерийской дуэли с танками, находящимися на берегу.

Кроме имеющегося авторского описания Белой Субмарины мы располагаем несколькими рисунками художников, профессионалов и любителей, изобразивших Белую Субмарину.

И если некоторые из них не педалируют орудийную тему, то прочие изображают на палубе Белой Субмарины даже орудийную башню с установленными в ней несколькими (sic!) артиллерийскими орудиями большого калибра.

Тип силовой установки Белой Субмарины Авторами не упоминается.

Попробуем во всём этом отделить, как говорят в народе, княжество Ондол от острова Хаззалг, то есть кнедли от соуса или косточки от вишен.

В истории вооружений планеты Земля широко известны случаи вооружения подводных лодок (ПЛ) артиллерийскими орудиями.

Подводные лодки имели различное водоизмещение, предназначались для выполнения различных боевых задач и использовались в акватории морей и океанов.

Основным вооружением подводных лодок считались торпеды, которые предполагалось использовать против вооружённых боевых кораблей флота противника.

Артиллерийские орудия на подводных лодках начали устанавливать для препятствования торговому судоходству, как самое дешёвое средство.

На обычных подводных лодках устанавливали орудия калибром до 10,5 см впереди или (и) позади боевой рубки на открытых орудийных площадках.

На подводных крейсерах большого водоизмещения устанавливали орудия калибром до 20,3 см впереди боевой рубки в закрытой орудийной башне. Причём в башне могло находиться два орудия.

Следует заметить, что по мере развития тактики подводной войны, средств обнаружения подводных лодок (в том числе с помощью авиации) и противолодочной обороны, артиллерийские орудия с подводных лодок демонтировались.

Подводные лодки довооружались автоматическими зенитными установками, для борьбы с авиацией противника.

Артиллерийские орудия создавали дополнительное лобовое сопротивление воды и шум при движении лодок в подводном положении.

Во время Первой Мировой войны (ПМВ) роль авиации в ведении противолодочной борьбы являлась незначительной.

Подводные лодки имели возможность даже пуски торпед осуществлять, находясь не в подводном, а в надводном положении.

Потому артиллерийские орудия довольно широко использовались при обстреле торговых кораблей и слабо вооружённых целей на берегу.

Однако, даже при среднем тоннаже торгового корабля, расход снарядов, для потопления последнего, оказывался достаточно велик.

То есть обстреливаемое судно не желало тонуть, а на звуки артиллерийской канонады могли в любой момент подойти вражеские боевые корабли.

Собственно, в то время для компенсации этих недостатков и устанавливались на крейсерах орудия большого калибра.

Применение артиллерийского орудия подводной лодкой против хорошо вооружённого военного корабля являлось самоубийством.

Во время Второй Мировой войны (ВМВ) появились эффективные и многочисленные средства противолодочной обороны, устанавливаемые на кораблях и самолётах.

Произошли значительные изменения в тактике противолодочной борьбы.

Ведение боевых действий для подлодок в надводном положении стало практически невозможным, что и привело к исчезновению артиллерийских орудий с подводных лодок.

Что касается цвета корпусов подводных лодок на планете Земля, то краска подбиралась всегда такая, чтобы сделать максимально незаметным корпус подводной лодки как в надводном, так и в подводном положении.

Силовые установки боевых подводных лодок во время ПМВ и ВМВ представляли из себя комбинацию из дизелей и аккумуляторов.

При движении в надводном положении на ПЛ включались дизели, одновременно подзаряжающие аккумуляторы.

При движении под водой гребные винты вращались электромоторами, работающими от аккумуляторов.

Авторы повести, будучи жителями планета Земля, не могли не знать этих фактов из собственной истории.

Авторы повести, не удосуживаясь ознакомиться с истинной историей Саракша, принялись увеличивать сущность сверх необходимости.

Так, придав в своей повести корпусам субмарин белый цвет, Авторы, вероятно, пытались нагнать на читателя иррациональной жути.

Металлический корпус отражает солнечные лучи, тем самым несколько снижая температуру внутри надводного корабля, тогда как в повести речь идёт о субмаринах.

К тому же, на Саракше чудовищная рефракция атмосферы, и случаи наблюдения Мирового Света являются единичными.

Заметим, что, как в подводном, так и в надводном положении белый цвет корпуса демаскирует подводную лодку.

Предложенные читателю результаты артиллерийской дуэли между Белой Субмариной и танковым патрулём являются плодом фантазии Авторов.

Невозможно подбить четыре танка, стреляя из артиллерийского орудия установленного на палубе субмарины, испытывающей постоянную бортовую и килевую качку из-за волнения морской поверхности и из-за необходимости постоянно маневрировать, дабы сбить прицел наводчиков танковых орудий.

Субмарина, перестающая маневрировать, либо маневрирующая не эффективно, становится лёгкой мишенью для танков, находящихся на суше и чувствующих себя уверенно под защитой брони.

На субмаринах же вовсе отсутствует бронирование лёгкого и прочного корпусов, так что попадание даже одного снаряда после выстрела танковой пушки может стать фатальным.

Авторы предлагают читателям маловразумительную концепцию организации военно-морских сил и тактики ведения боевых действий на море воюющих на Саракше держав.

Сама Островная Империя, вероятно, представлялась Авторам подобной Императорской Японии на Земле.

Флот Островной Империи в повести представлен только Белыми Субмаринами, которые, как мы с вами убедились, являются скорее плодом воображения Авторов, нежели реальными боевыми кораблями.

Флот бывшей Континентальной Империи, а в описываемый в повести исторический момент - флот Страны Огненосных Творцов, в изложении Авторов состоит из сторожевых катеров, способных оперировать лишь у побережья.

Таким образом, сама идея Белых Субмарин не выдерживает столкновения с Реальностью.

Зачем нужны именно такие субмарины, если у них не существует реальной необходимости скрываться от противника?

Зачем красить их в белый цвет?

Зачем вооружать артиллерийскими орудиями, если они практически не в состоянии нанести вред танкам?

Судя по Авторской версии, даже небольшие по размерам подвижные ракетные комплексы Континентальной Империи имеют привод от атомного реактора.

Вероятно, Авторы по умолчанию подразумевали наличие у Белых Субмарин энергетической установки на базе атомных реакторов.

Но зачем тогда атомный реактор подводной лодке, если у неё нет необходимости уходить под воду ввиду отсутствия угрозы с поверхности моря и с воздуха?

Вы, мальчики и девочки, сидящие перед учебными стереовизорами в школах Островной Империи, должны знать настоящую правду о героическом прошлом своей Великой Родины!

Всё было совсем не так!

Тай Са (капитан первого ранга) штаба Группы Флотов Ц 

Карабу.


Рецензии
Вечер добрый.
Согласен - "зачем тогда атомный реактор подводной лодке, если у неё нет необходимости уходить под воду ввиду отсутствия угрозы с поверхности моря и с воздуха?" Только зачем вообще подводная лодка? Для такой войны и канонерки бы хватило... И что это за война такая? И какой же канонир нужен, чтоб залепить с палубы танку под башню, а то и раскатать бронелобых на 4-0? Хоть ядерные реакторы там чуть ли не на тракторах стояли, а вот про системы управления огнем и стабилизации вооружения даже и не упоминается. Много у меня "зачем" в свое время было. По первом прочтении.
А потом как то даже затянула эта вся "иррациональность"...
Не, а что? Нормально так. Белая, как самурайский истребитель субмарина перестреливается с танками. А в "Преисподней" по огнедышащим бронеходам лупят прямой наводкой из примитивных ракетометов. Надо просто "проникнуться моментом" )))
Но вот с методом Каспаро-Карпова в "Полдне" - это они круто угадали...

Михаил Ливанов   14.11.2017 22:34     Заявить о нарушении
Конечно.
Всё нормально.
Они лучшие.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   14.11.2017 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.