Юзеф Баран. Письмо, Страх и др

Юзеф Баран (р.1947)  - польский поэт. Дебютировал в 1969 году в еженедельнике "Литературная жизнь». Его стихи открыл польский литературовед  профессор Артур Сандауер, который написал о нем,
что он попадает "своей лирикой прямо в человеческие сердца".
Стихи Ю.Барана включены в программу школьного образования Польши.

***

Письмо

темнота бросила на берег
лучи света
далёкой планеты
засушенные незабудки
потухшего дня
поставленные
в вазу с водой
начинают оживать
и вот пахнет твоим днём
во всей комнате
и ты возникаешь
из раскрывшихся лепестков
чаши  пространства
я поднимаю к губам  тёплую облатку тела

***
Страх

ночью незрячей
в космическое путешествие
отправиться
на ощупь
без билета
без тела
на лазерной снежинке души

***
 
   Сквозь мир идущий зов
 
   полюби же меня
   я откликнусь ответно
   прорастём  мы в себя
   чуть дыша и безмерно
 
   я сокроюсь в тебе
   ты исчезнешь во мне
   смерть разыскивать нас
   будет по миру тщетно


***
вновь меня выбрасывает
рассвет на берег
словно раковину
из клубящегося океана
в голове моей как в раковине
всю  ночь гудело
Вечностью  и  Снами
всё смешалось со всем
и все были всеми
и не было ещё нарочитого разделения
на живых и мёртвых

***
ах сердце
ночная бабочка безумная
покинутая  в тёмных долинах
у подножия разума
трепещешь
опалёнными крыльями
в погоне за тем
что велико и ярко
а всё же
могла бы вспорхнуть выше
чтобы как на ладони увидеть
какое малое
трухой светящееся
это твоё
воображаемое солнце
-----
Прим.:
* -в литературе образ ночной бабочки (мотылька) - метафора роковой любви, фатального и непреодолимого влечения к предмету желания, из-за сходства ситуации с полётом мотылька к открытому пламени свечи, как у Роденберга (1831-1914) в его историческом романе «Кромвель»:  «… влечёт нас безумие невыполненных желаний, как ночную бабочку на огонь зажжённой свечки, который кажется ей огненным морем. Она бросается в него чтобы после минутного наслаждения упасть мёртвой. Счастлив тот, кого постигнет участь ночной бабочки, так как в противном случае его ожидает тяжёлое пробуждение...»
---



***

Потихоньку
раскрылись
ставни сна
и со всех сторон
повеяло грустью
на подоконник
сел белый ворон бессонницы
не ты  ли во сне думаешь обо мне
среди ночи
- - - - -

 Прим. :

Возможно, стихотворение  связано  с  экзистенциальной драмой Анджея Стасюка  "Белый ворон", 1995.



---


Рецензии