Письмо с фронта

ПИСЬМО С ФРОНТА

На снимке - персонажи настоящей публикации


В Беловодском краеведческом музее хранятся пожелтевшие, а некоторые из них и совсем выцветшие письма с фронта Пройдисвіт Дмитрия Сергеевича и Пройдисвіт Веры Сергеевны. Пусть читатель не посчитает себе за труд вникнуть в эти кажущиеся скучными, старомодными, но такие, и вправду, душевные и проникновенные слова любви к своим родственникам, друзьям, оценить чувства беспримерной преданности молодых людей своей Родине и ненависти к ее врагам.
Вот те строки, которые удалось прочесть.

Письмо Пройдисвіт Дмитрия Сергеевича

1.  «Здравствуйте, дорогие родители!
Передаю Вам, папочка родненький и мамочка родненькая, и сестричка Верочка, свой горячий, пламенный привет и желаю Вам наилучшей жизни. Папа, я вам написал уже два письма, а от вас нет ответа. И я решил еще одно написать. Папа, нам в дальнейшем предстоит важная и опасная для нашей (…). Это говорил нам капитан (начштаба полка) на тактических учениях 16/VI-41 г. Нам уже выдали медальоны (т.е. жетоны) на случай смерти или ранения да чтобы сообщить родителям. Они находятся у нас в карманах, зашиты. Это я вам сообщаю, что у нас есть, а вас прошу никому ничего...                Дмитрий, 17 июня 1941 г.».

Письма Пройдисвіт Веры Сергеевны 

1. «…У меня есть подруга из Беловодска Маруся Профатилова. А всего нас 6 девушек, но эта – ближе всех. Папа, живем мы все разом в одной комнате. С нами есть еще и 7-я девушка.
Пока, до скорого свидания. Ваша родная дочь Вера Сергеевна.
Пишите ответ по адресу: пол. почта 12894-б». 

2. «Здравствуйте, дорогие мои родители! Передаю я Вам свой скучный, любимый привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни. Папа, передайте от меня привет маме, Усти, а также и Женечке – моему любимому племяннику, Вере, Люсе, Пете, т. Дуни, Марфуше и всем остальным сродственникам, а также всем девочкам, которых я знаю. Папа, моя жизнь протекает так себе. Скучно за домом, но нужно привыкать, и мы привыкаем. Погоним того гада, чтобы и уничтожить его с лица земли. Это наш долг и мы его с честью выполним. Папа, я сейчас учусь на телефонистку, специальность, подходящая к Ваниной П. Папа, нам уже выдали некоторое обмундирование, как рубаху, брюки, споднее, по два полотенца и другое. Папа, я буду Вас усердно просить, чтоб выслали адрес моего братика Митечки, а также и Миши Игнатенко. Папа, пишите мне письма на каждое письмо». 

3. «Письмо Веры Сергеевны.
Здравствуйте, дорогие мои родители папа и мама!
Первым делом моего письма хочу Вам сообщить, что я пока жива, здорова, чего и Вам всем желаю. Папа, передайте привет Пете и Жене и всем остальным сродственникам и знакомым. Папа, мне здесь хорошо. Весело. Каждый день почти концерт видим. Пока с девушками нашего р-на стоим у хорошей хозяйки. Молоко пока еще каждый день едим. Дают нам на кухне сахару, чаю, рыбы и прочие хорошие продукты. Папа, пусть мама за меня сильно не беспокоится, ведь мне хорошо. Папа, я жалею, что не взяла туфли, а то во всех девушек есть, а у меня нет. Но теперь ничего не сделаешь. Папа, скоро, скоро разгромим немецкую свору. Сотрем с лица земли, чтоб его, гада, не было на русской земле, да и на всем белом свете. Будем драться не щадя своей жизни. Ведь умирать раз.  06/VII-43 г.».

4. «Привет с фронта Великой Отечественной войны!
Здравствуйте, мои дорогие родители папа и мама!
Первым делом моего письма сообщаю, что я пока еще жива, здорова, чего и Вам желаю в Вашей скучной, одинокой жизни. Еще передаю всем по низкому и скучному привету подругам и сродственникам, как-то Усти, Жене и всем остальным, кого я знаю. Папа, мне здесь хорошо в далекой, скучной стороне. Нету родных у меня, но и здесь не скучно для меня, всегда работу здесь найдешь и выполнишь хорошо. Но все же скучно без родных в чужой, далекой стороне. Скажите Женечке моему, пусть он вспомнит обо мне, о родной тетушке своей. Папа, здесь нас годуют хорошо. Харчи всегда прекрасные и одевание для нас всегда в полном порядке. И в скором, скором времени разобьем врага. И пусть ему не будет жизни никогда. И это мы сделаем, уничтожим его коварного…
Папочка, опишите мне за братичка моего, где он находится и как он бьет врага. Папа, я буду мстить ему кровью своей. 16/VII-43 г.».

5. «Привет с фронта Великой Отечественной войны!
Здравствуйте, папа и мама!
Первым долгом моего письма хочу сообщить, что я пока жива, здорова, чего и Вам желаю в Вашей скучной, давновиданной жизни. Папа, передайте от меня привет всем моим сродственникам и знакомым по скучному, давновиданному привету и пожелайте наилучших успехов в их скучной, давновиданной жизни, а особенно Усти, Женечке и всем остальным. Папа, я уже была в боях. Крепко дрались за Родину в борьбе с немецкими захватчиками. Но не удастся этому гаду пролезть далеко вглубь советской Родины. Папа, у меня уже есть и черная юбка, и домашняя гимнастерка, и прочее обмундирование. Папа, и живу я неплохо. Учусь на телефонистку. Но, сами знаете, что скучно по дому своему и плохо, что вы не даете мне ответа. Или вы по мне не соскучились, или уже забыли меня? Папочка, я вас прошу, чтоб описали мне за Митечку. Опишите о Жене. Папа, за месяц пребывания в РККА Вы мне снились всего два раза, Женя – раз. 30/VII-43 г.».

6. «Письмо от известной вашей дочери Веры Сергеевны.
Привет с фронта Великой Отечественной войны!
Добрый день, дорогие мои родные папочка, мамочка, сестра Устя, мой любимый племянник Женя.
(…) и желаю Вам наилучших успехов в вашей скучной жизни. (…) на передовой (…). Папочка, нам вынесли похвалу. (…) наша дивизия (…).

7. «Здравствуйте, папа!
Передаю я вам свой скучный, давновиданный, любимый сердцем привет и желаю я вам наилучших успехов в вашей жизни. Передавайте привет от меня Усти, Жене и всем остальным, кого я знаю. Папа, мы виделись с Марусей Резниковой. Ее часть 24ІІ (…). Мы с ней в одной дивизии. Она работает санитаркой. (…) не знаю где (…). Папа, мне здесь хорошо. Живем веселой военной жизнью. Папа, что паразит тот проклятый наделал! Все села поистреблял, гад. Но мы ему за все отомстим.
С тем до свидания. Ваша родная дочь Вера Пройдисвіт».

8. «Папа, никогда не быть фашистскому гаду на нашей родной земле!
В скором времени мы остаточно разгромим его.
Профатилова Мария сильно ранена. (…) дивизия действовала на Белгородском направлении.
Папочка, а теперь усердно прошу, чтобы почаще писали. А то от вас еще не было ни одного письма.
Опишите обстановку, где работают мои подруги: Вера, Катя Скляр. Папочка усердно прошу, чтоб почаще писали мне письма. Есть ли письма от Гриши, Мити, Вани. Пети, Миши и других? Где работают мои подруги?
Крепко целую ручку. (…) воздушный поцелуй (…).
С тем до свидания. Ваша родная дочь Вера Пройдисвіт».   

9. «Здравствуйте, мои дорогие родители папочка и мамочка! Передаю Вам свой скучный, любимый привет и желаю наилучших успехов в вашей скучной, одинокой жизни. Папочка, передайте от меня скучный, любимый привет Усти, Жене, Вере, т. Дуни, Люсе, Лене и сыночку Пете, Марфуше, а также всем остальным моим сродственникам и знакомым, а также и подругам. Папа, жизнь моя протекает, как и впереди. Громим беспощадно врага. Уже освободили город Харьков. Папа, никогда не бывать ему на русской земле! Папа, жить мне хорошо, я награждаюсь. Когда будет у меня орден, я вам напишу. Папа, мы успешно участвуем в боях за освобождение нашей Родины. Папочка, теперь я вас буду одно просить, чтобы вы описали мне за Митю, и писали мне письма, а то без писем скучно. Поцелуйте за меня Женечку в губки крепко. Привет Устине и другим.
С тем до свидания, ваша родная дочь Вера Сергеевна.
Крепко целую Вас.               
15/VIII – 43 г.».

Письмо Пойдисвіт Дмитрия Сергеевича

2. «Дорогие родители!!!
Передаю Вам с фронта Великой Отечественной войны горячий, сердечный красноармейский привет!
Желаю Вам больших успехов в жизни и работе.
Теперь я опишу, почему я долгое время не писал Вам письма. Потому что я долгое время был в окружении врага гитлеровцев (...). Видел издевательства над русским народом.
Долгое время я был в окружении, все шел к своим, к фронту, и 1 декабря я попал опять к своим. Опять еще дужче бил и буду бить фрицев, гитлеровских гадов, изменников, издевателей над советским народом.
Пока до свидания. Пишите письма.                25 января 1942 г.».
    
Такие письма вряд ли могут кого-то оставить равнодушным. И автор решил попробовать установить, кто же они такие – Пройдисвіт Дмитрий и Пройдисвіт Вера. Как сложились их фронтовые судьбы? Вернулись ли с войны?
В Беловодском краеведческом музее ответили, что никакими сведениями о судьбах Дмитрия и Веры Пройдисвітов не располагают. Надо было самому ехать в Новоспасовку. Ехать и надеяться, что из тех немногих оставшихся там жителей вдруг найдется человек, который прольет свет на эту историю. 
Но как же это трудно – дожить до Победы…
В Книге Памяти по Беловодскому району указано два человека по фамилии Пройдисвіт. Об одном из них говорится: «Пройдисвіт Дмитрий Сергеевич, 1920 года рождения, село Мусиевка Меловского р-на. Призван в 1940 году. Погиб в апреле 1943 года». Первое письмо Дмитрия писалось в предвоенные дни 1941 года. Значит, призван он был еще до войны. Что ж, исходя из этого, приходилось признать, что Дмитрий погиб. В его письме упоминается сестра Вера. В письмах Веры все время повторяется просьба к папе «описать о Мите». Что это ее брат, сомнений тоже не возникало. Дмитрий мог родиться в Мусиевке, а потом переехать в Новоспасовку. Через гору там недалеко. Теперь волновало другое: вернулась ли с войны сама Вера? В Книге Памяти она не указана. А вдруг…
Может, чтобы на дольше продлилась надежда, было принято решение начать поиски из Мусиевки. На Мемориале погибших в годы Великой Отечественной войны односельчан села оказались вписаны четыре человека по фамилии Пройдисвіт. Среди них В.С.Пройдисвит. Разное написание в последнем слоге гласной буквы, по всей видимости, роли не играло. Важнее было другое: фамилия и инициалы совпадали. Могла быть Вера. А могла и нет… Ведь инициалы ее брата на плите отсутствовали. История еще больше запутывалась. Книги Памяти по Меловском району при себе не имелось, поэтому надо было искать родственников. Вскоре выяснилось, живет в селе такой человек – Пройдисвіт Александр Васильевич. При встрече он сообщил, что его отец Пройдисвіт Василий Семенович не вернулся с войны и указан в списке земляков. О Прйдисвіте Сергее или его детях он ничего не знал. Другой семьи с такой фамилией, сказал, у них нет.
На хуторе Новоспасовка местные жители подсказали: да, проживает в близлежащем селе Плугатарь семья Пройдисвітов, выходцев из Новоспасовки. А еще припомнили, что дедушку, обитавшего ранее в Новоспасовке, звали Сергей.
И вот Плугатарь. Знакомимся с Пройдисвітом Алексеем Ивановичем.
– У моего деда Ивана Степановича был родной брат Сергей. В тридцатых годах дедушку отправили на Соловки, и он больше не вернулся. А Сергей Степанович оставался работать на конезаводе «Новоспасовский». Имел жену и двоих детей – Дмитрия и Веру. Оба они погибли на войне. Дед и бабка доживали здесь. Дед умер давно, а баба Оксана жила долго. Мой дядя Евгений, двоюродный брат Дмитрия и Веры, как-то пытался установить место гибели Веры. Даже, кажется, выяснил, что ее застрелил немецкий снайпер и что похоронена она в Харьковской области.
Никаких документов на погибших у Алексея Ивановича не оказалось. А вот фотография Веры, заснятой вместе с братом и отцом, сохранилась, так же, как и фотография маленького Пети, упоминаемого в письме Веры. Оказывается, он родной брат Алексея Ивановича и крестник Веры.
Еще Алексей Иванович очень удивился письмам и тому, как они попали в Беловодский краеведческий музей; попросил оставить ему пару экземпляров газеты «Коммунист Беловодщины» с текстом одного из писем для себя и дяди. Также пообещал, что обязательно свяжется с ним и сестрой Люсей, которая после смерти деда Сергея и бабы Оксаны длительное время проживала в их доме. После смерти бабки она будто бы собрала все имеющиеся документы, завернула их во что-то и закопала на кладбище рядом с могилками умерших. Сейчас она проживала в другом городе. В заключение собеседник заверил, когда у него появятся какие-нибудь новости, обязательно сообщит.
Оставалось поискать старожилов – благо октябрь выдался теплым. Группа женщин, собравшихся на скамеечке обсудить политическую ситуацию в стране, с интересом выслушала и вопрос на историческую тему. Да, ответили, они помнят супругов Пройдисвіт. Знают, что у них с фронта не вернулись сын и дочь. А Гребенюк Тамара Савельевна даже добавила, что однажды в их клубе проходил «Огонек» на тему войны и на нем присутствовали Пройдисвіти.
– Как же это было тяжело переносить, – сокрушалась рассказчица. – На том «Огоньке» баба Оксана от горя оглохла. О Вере они долго ничего не знали. Пытались ее разыскать, но безуспешно... Возможно, тогда и попали ее письма в Беловодский музей.
…Тяжело это переносить всегда… Еще женщины подсказали, что проживает на хуторе Новоспасовка бабушка, а возможно, и дедушка, которые должны помнить Веру.
Рассказывает Гнатенко Полина Ивановна:
– Родилась я в 1930 году. В Новоспасовку семья переехала в 1937-ом. Муж мой – Гнатенко Петр Афанасьевич – участник войны. Уже умер. Дмитрия и Веру Пройдисвітов помню хорошо. Хотя и была я меньше нее, но Вера со мной дружила. Жили мы друг от друга не далеко: я на этом месте, она чуть выше. Там сейчас никаких строений нет, разрослись садки. Хата их была маленькая, крытая соломой, стены – из очерета, обмазанного глиной. Их отец работал бригадиром на коровнике. Мать звали Оксаной Савельевной. Помню, Вера училась в седьмом классе, а я в четвертом, и мы с ней вдвоем ходили в Мусиевку к ее родственникам за книжками. Родственников у нее было много, и везде ее хорошо принимали.
Далее женщина описала внешность и характер Веры. Сказала, что была она скромная, «не з насмішкуватых», не заносчивая, не балованная. Разговаривала мало, но в работе была «завзятая». Роста невысокого, круглолицая, чуть «кирпатая», но симпатичная. Волосы имела русые, заплетенные в косу; глаза – светлые. «Ви знаете, я її, як зараз бачу». Гулять не ходила. Чтоб о ней что-то там говорили – «ні, ні». Состояла в комсомоле. Семилетку заканчивала в Плугатаре. Была умная и училась хорошо. После окончания школы работала здесь же, на конезаводе.
– Так мне ее жалко, – говорила, смахивая слезу со своих почти ослепших глаз,  старушка.
По ее рассказам получалось, что Вера окончила школу в 1940 году.
Еще ей запомнилось, как уходил в армию старший брат Веры, Дмитрий. Был он высокого роста, телосложения крепкого, на тот момент работал на конезаводе. Мобилизовали его еще до начала войны.
– Подъехала линейка. Из дому вышел он с сумкой, за ним – мать и отец. Попрощались… Дмитрий сел… Кучер тронул лошадей…
Домой Дмитрий больше не вернулся. Полина Ивановна помнит, как позже родители получили на него похоронку, как шла по улице мать и рыдала.
А вот когда ушла на войну Вера, она как-то запамятовала. Возможно, говорит, в 43-ем.
Никаких сведений о дочери после окончания войны родители не получали. В Плугатарь они переехали в 1948 году. Оксана Савельевна все время плакала за детьми. Ее супруг работал на стройцехе. В более поздние времена Полина Ивановна с мужем им иногда помогали: подвозили сено, солому и пр.
Упомянутый в письме Веры (№ 2) Гнатенко Михаил Афанасьевич погиб. Он был родным братом мужа Полины Ивановны, который также упоминается в письме Веры, участвовал в боях, умер в преклонном возрасте.
Из памяти рассказчицы никогда не уйдет еще одна трагедия тех времен. И хотя прямого отношения к семье Пройдисвіт она не имеет, не написать об этом невозможно.
Женщина поведала о зверском убийстве в 1947 году ни в чем не повинной девушки, пастушки Паши Личко. Говорит, какой-то бандит… отрезал ей голову. Она, бедная, защищалась, пыталась освободиться, хватала его руками… Ее руки все были в крови. И похожа чем-то была эта девушка на Веру Пройдисвіт. Год ее рождения то ли в 1927-й, то ли 1928-й.
Рассказывая о Вере, Полина Ивановна несколько раз сбивалась, называя ее Пашей. У Паши тоже был брат, и он тоже погиб на войне. Звали его Лычко Дмитрий Иванович (1923 г.). Не вернулся с войны и их отец – Лычко Иван Павлович.
Преступник, убивший девушку, найден не был.
Октябрь 2008 г.

17 февраля 2009 года автору позвонили из Беловодского краеведческого музея и сообщили, что у них находится родственница семьи Пройдисвіт, приехавшая из Донецкой области и желающая встретиться с человеком, который расследовал историю семьи Пройдисвіт.
Оказалось, это сестра Пройдисвіт Алексея Ивановича – Прис (Пройдисвіт) Людмила Ивановна, 1938 года рождения. Гостья была взволнована, выражала искреннюю благодарность за то, что беловодчане не забыли о не вернувшихся с войны ее родственниках. Говорила, у них никого больше не было и ей самой очень их жаль, особенно Веру.
Также сообщила, что на Веру была получена похоронка, хранившаяся у ее родителей. Документы на кладбище она не закапывала, они оставались в доме. А еще ей как-то приходилось видеть книгу (зеленого цвета) с именами погибших земляков, где была вписана Вера Пройдисвіт и где говорилось, что она похоронена в Харьковской области. Указывалось там и название села, похожее на название одного из сел Беловодского района. Сведения о Дмитрии в той книге отсутствовали.
Прощаясь, автор вручил Людмиле Ивановне копию фото семьи Пройдисвіт, а также собранный о них материал.

Продолжение истории о семье Пройдисвіт последовало после того, как удалось с помощью Интернета добыть сведения о месте гибели Веры. В донесении о безвозвратных потерях штаба 305-й Белгородской стрелковой дивизии от 17 сентября 1943 года сообщалось, что Пройдисвіт Вера Сергеевна была убита в бою 21 августа 1943 года и похоронена в Братской Могиле у дома лесника западнее села Лозовая Харьковской области. По местам захоронений погибших ранее воинов боевого соединения можно было определить, что дивизия двигалась со стороны Белгорода, о чем в письмах Веры также имеется подтверждение. 69-я Армия Степного фронта, в состав которой входила 305-я дивизия, дралась за освобождения Харькова с севера. 17 августа бои разгорелись на околице города. В воспоминаниях Г.К.Жукова об этих днях говорится: «Армії Степового фронту підійшли впритул до Харкова, зав'язавши бої на його околицях. Енергійно діяли… та 305-а стрілецька дивізія під командуванням полковника А.Ф.Васильєва». (Г.К.Жуков «Спогади і роздуми» с. 591). Вера погибла 21 августа. Харьков был освобожден к утру 23 августа. Вечером того дня Москва салютовала доблестным войскам, освободившим город, 20-ю артиллерийскими залпами из 224-х орудий. А еще раньше, 5 июля 1943 года, столица впервые салютовала артиллерийскими залпами освободителям Орла и Белгорода. Тогда 305-я стрелковая дивизия, в которой служила Вера, получила наименование Белгородской. Войскам был зачитан Приказ Сталина о вынесении благодарности. 
По получении таких интересных данных, захотелось весь собранный материал передать Новоспасовской общеобразовательной школе. Но там ожидал еще один сюрприз. В сельсовете села сообщили, что у них проживает бабушка, Клейменова Мария Ивановна, которая могла бы что-то поведать о Вере Пройдисвіт.
Мария Ивановна оказалась отлично выглядевшей доброжелательной женщиной. Трудно было поверить, что ей восемьдесят пять лет. Беседу вела спокойно, не жаловалась, что прошло столько времени. Глядя на нее, казалось, и Вера могла дожить до таких годов. К тому же, как выяснилось, они – ОДНОКЛАССНИЦЫ.
Рассказывает Мария Ивановна:
– Родилась я в 1924 году в селе Курячевка Марковского района. Но вскоре родители переехали на территорию 87-го конезавода, в село Плугатарь. Занималась я с Верой до пятого класса. Нас, учеников, было сорок семь человек. Но ее я помню хорошо. Как сейчас вижу, как она выводит пером с нажимом буквы. Вера была очень старательной, училась «на отлично». Волосы имела русые, подстриженные. Роста была невысокого и выглядела немного полноватой. По характеру – тихая, малоразговорчивая, спокойная. Немного повзрослев, мы с подругами по вечерам стали заглядывать в клуб. Вера жила в Новоспасовке, там клуб тоже был, но она туда не ходила. Сидела у себя под хатой. Не знаю, может, больше любила читать. Существовала у нас в конезаводе маленькая библиотека, шкафчик с книгами. В какой-то период я даже была за него ответственная. Но когда в 1941 году меня забрали на окопы, возвратившись оттуда, обнаружила, что книг там нет совсем. Школу я и некоторые мои подруги оставили после пятого класса в 1938 году. Вера заканчивала семь. Вместе с ней доучивался и мой брат. Их, выпускников, было человек семь. У брата даже хранилась фотография их класса. Сам он был военным, сейчас проживает в Смоленске, болеет. Директором школы на ту пору работал Воронько Давид Иванович, 1919 года рождения, из села Бондаровка Марковского района. Он имел высшее образование. Кроме одной женщины, Евгении Алимовны, остальные учителя были мужчины. Среди них – Верескун Петр Митрофанович.
В 1941 году, осенью, нас, двенадцать девчат и троих парней, заставили учиться на трактористов. Учеба проходила здесь, в селе. Из тракторов были ХТЗ, «Натик» и еще один, тяжелый, ЧТЗ, заводить который надо было ломиком. Но на тот девчат «не садили». Вера отвечать на вопросы на уроках отказалась. Преподаватель Гавриил Тихонович спрашивает: «Вера, ты же в школе училась хорошо, почему здесь не отвечаешь?» А она ему: «Я в тракторах не разбираюсь и учиться на трактористку не хочу». Она бросила, и экзамены не сдавала. Вскоре мы начали работать на тракторах, а Вера на разных работах. Возможно, поэтому ее и мобилизовали в армию. Случилось это летом 1943 года, как раз косили сено. Вместе с ней на фронт тогда ушли Сырова Мария, Сергеенко Варя, Гребенюк Наташа, Резник Мария. Всего человек восемь девушек. Все они с войны вернулись. Вера погибла. Кажется, от нее приходило письмо, что она ранена и находится в госпитале, где-то под Харьковом. Брат ее Дмитрий тоже заканчивал семь классов. Он в школу поступил поздно; и хотя был 1919 года рождения, но я училась в пятом, а он только заканчивал седьмой. Затем работал на конезаводе. Парень был хороший, степенный, не курил. Замечательным человеком был и их отец Сергей Степанович. Вера звала его «папаша». Я на протяжении одиннадцати лет работала на конезаводе трактористкой, а он в это время был бригадиром полеводческой бригады. Очень спокойный и добрый человек... Люди его очень уважали. Из тех девчат, с кем Вера ушла на войну, в живых никого уж нет. Резник Мария умерла лет пять-шесть тому назад. Одна наша одноклассница поселилась в Луганске.
Попрощавшись с Марией Ивановной и пожелав ей доброго здоровья, автор встретился с учительницей Новоспасовской школы председателем совета ветеранов села Мычкой Ириной Юрьевной, передал ей все имеющиеся документы о семье Пройдисвіт. Читая письма с фронта Веры, Ирина Юрьевна не могла сдержать слез. «Какая же молодчинка», – говорила. Обещала непременно почитать их школьникам и своим женщинам-ветеранам. 
                Апрель 2009 г.

 

               


Рецензии