Похождения вялого комбинатора

Субъективные заметки о фильме Ульяны Шилкиной «Золотой телёнок».



Наслушавшись разнообразных отзывов, решился-таки посмотреть нового «Золотого телёнка»  - дабы составить собственное мнение.

Самой известной экранизацией знаменитого романа Ильфа и Петрова(растащенного на афоризмы) является фильм Швейцера 1968 г. с Юрским в главной роли.
Несмотря на великолепный актёрский ансамбль(Балаганов-Куравлёв, Паниковский-Гердт), высокий уровень режиссуры Швейцера, фильм по сравнению с романом лично мне показался грустным. Как сказала кинокритика тех лет, что ж, посмеёмся в другой раз.

Хотелось формата комедии. Сбылось. В 1971 году вдоволь посмеялись при просмотре гайдаевских «12 стульев» - тот же великолепный Филиппов в роли Кисы многого стоил.
 
Оба романа об авантюрных  похождениях великого комбинатора являются классикой советского юмора. Поэтому и новая экранизация «Телёнка» ожидалась комедийной. Ну  разумеется, с поправкой на то, что в «Телёнке» уже другой Бендер,  недорезанный одичавшим компаньоном Кисой Воробьяниновым, и в силу этого помудревший.

Маловразумительную вольную экранизацию  1993 года под названием «Мечты идиота» даже не хочется упоминать. Крылову с его фактурой надобно было играть Берлагу, но никак не Остапа.

Впрочем, я отвлёкся.

Полную, без купюр, экранизацию романа(с Васисуалием Лоханкиным, Птибурдуковым, Варварой, художниками-авангардистами, другими яркими персонажами, не вошедшими в фильм Швейцера) в восьми сериях явила режиссёр-дебютант Ульяна Шилкина.

На главную роль был приглашён действительно хороший, звёздный актёр Олег Меньшиков. Чего стоят такие блестящие роли как Костик из «Покровских ворот», обаятельнейший прапор из «Кавказского пленника», интеллектуально-аристократичный Эраст Фандорин из «Статского советника».

У звезды были все шансы блеснуть .Увы, в этой роли Муза господина Меньшикова не посетила, что прямо отразилось на качестве картины.
Став театральным функционером, некогда яркий мастер сцены  в значительной степени утратил  дух актёрства.

Как говорил в «Статском советнике» один из персонажей герою Меньшикова , «слишком нежно себя несёте, расплескать боитесь».
Исполнитель главной роли явил манекенное обаяние, непроницаемое лицо-маску. Напоминает уставшего от навязчивой публики сонного пресыщенного мэтра.

 Остап Юрского был физически и творчески голоден, источал оптимизм, напор, бешеную энергетику, блеск в глазах – рисунок роли, максимально близкий к образу романа.

В противовес Юрскому, по силе темперамента новый Бендер, перефразируя классика, равен мёртвому кавказцу. Редкие вспышки энергии Командора можно охарактеризовать фразой одного из героев романа  Ухудшанского: "Падаете? Ну-ну..."

 Меньшиков играет не О. Бендера, а самого себя. «Звездит». Этакий Актёр актёрыч. 50-летний Ромео. Либо Гумберт, вяло волочащийся за  юной Зосей Синицкой. Нет энергетики борца: такой не то что миллион – полтинника не отнимет . Блестящий, афористичный текст проговаривает чисто механически. Но впридачу много самолюбования, что очень напомнило одного из известных ведущих-шоуменов первого канала. Энергетика откровенно  натужная .  Остап с душком. И дело тут, наверное, не только в возрасте, хотя роль возрастная(Звезда старше своего литературного прообраза лет этак на 15).
Как сказал один из персонажей романа, "не выдержал очной ставки, подкачал". В данном случае, очной ставки со зрителем.

В восьми сериях, хоть и без купюр, явлено нечто тягомотное.  И совершенно недопустимая отсебятина в финале, которой в романе и в помине нет(всё-таки, режиссёр-дебютант  Шилкина – не Муратова и не Лиознова, чтобы так вольно править классиков).

 Трудно определить жанр. Какая-то мыльная опера. Совершенно неинформативные и неуместные мультипликационные вставки на протяжении всего сериала. Убрать их – хуже не станет.

Впрочем, есть и неплохие находки. Органичен Девотченко(светлая память) в роли подпольного миллионера  Корейко.

 Об экипаже «Антилопы». Шура Балаганов искренен, но до Куравлёва явно не дотягивает. Новый Паниковский с Гердтом несопоставим. Сомнителен фактурно затмевающий Командора амбал в роли Козлевича.

Неплохи второстепенные персонажи: Семчев(бухгалтер Берлага) и Светин(зиц-председатель Фунт).

В то же время, Полыхаев и Скумбриевич невнятны.

Явно переигрывающий в роли Лоханкина Михаил Ефремов интересен лишь потому, что из старого фильма вырезан Лоханкин-Папанов.

Уж делать новую экранизацию – так помнить о высокой планке, заданной старой. Все деятели новой режиссёрской волны, берясь за ремейки  либо новые экранизации, повторяют одни и те же ошибки.

Фильм не плох и не хорош. Он выхолощен. Формат неудачного театра одного актёра(очевидно, на него и делались ставки).
 
Блестящие афоризмы в устах героев этой актёрской команды «не стреляют», не работают.

Можно охарактеризовать сие творение, как разросшийся дипломный фильм дебютанта – задел на будущее. Ну так и надо было показывать его узкому кругу киноспециалистов, не тренируясь на массовом зрителе.

Как сказано в бессмертном романе, долой рутину с оперных подмостков!

С надеждой будем ждать новой экранизации.
 


Рецензии
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.