Недоговорки

Известно, что люди могут прожить вместе много лет, думая, что они очень близки друг к другу хотя бы потому, что спят вместе,  делят трапезу и имеют совместное потомство. Но бывает так, что внезапно выясняется, что ничего людей сильно не скрепляло, что многолетняя близость была кажущейся, неглубокой, формальной. Психологи умеют тихой сапой протискиваться в душу человека, и не исключено, что существуют тесты, позволяющие оценить реальную близость человеческих отношений. Прожив первую треть жизни, я понял, что знакомиться с литературой полезно только после того, как ты уже сумел ответить на поставленный тобой вопрос. Поскольку тесты - это не ответы на вопрос, а всего лишь способы ответить на вопрос, я тесты всегда избегал и придумывал им замену. В частности, я давно нащупал один из признаков, позволяющих оценить близость людей. Это - поговорки, смысл которых никому кроме очень ограниченного числа людей не понятен. Я их про себя называю недоговорками.


В нашей семье мы порой разговаривали такими недоговорками, которые никому кроме членов нашей семьи понятны не были. Когда мой папа собирался в магазин за водкой или вином, он неизменно произносил одну и ту же фразу, и все в семье понимали, что к обеду будет выпивка. Папа говорил: "На покупку кораблей отпустили сто рублей." Вторая часть недоговорки звучала так, но, естественно, никогда не произносилась за ненадобностью: "Корабли мы не купили, а те сто рублей пропили." Если кто-то, начиная от конкретных людей и кончая политиками, занимался никчёмной бессмысленной работой, то бабушка моя говорила: "Когда медведю делать нечего..." И все в доме знали, что когда медведю делать нечего, он себе яйца лижет. Про тех, кто страдал метеоризмом, бабушка говорила, что у него душа с телом любит поговорить. И все знали, о чём идёт речь. Еврея, который старался выглядить более русским, чем русский, мама называла "Еврей Фёдорович" и все понимали, кого она под этим именем подразумевает. Я мог бы привести огромный список недоговорок, практиковавшихся в нашей семье. Были у нас грузинские, азербайджанские, еврейские и армянские недоговорки, и обилие недоговорок в нашей семье прекрасно коррелировало с той неразрывной близостью, которая сохранилась в нашей семье даже после смерти наших родителей. Мы с сестрой очень часто общаемся с помощью семейных недоговорок и в этом общении неизменно на равных участвуют наши покойные предки

Мне кажется, что вполне допустим термин "этногенез семьи". Этногенезом (от греч. ;;;;;, «племя, народ» и ;;;;;;;, «происхождение») называется процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Семья, которая формируется в форме будущего племени из поначалу совершенно разных случайно встретившихся людей, и есть не что иное, как новый этнос. Этнос - это, когда всё тщательно перемешано. У эпоса под названием "Молла Насреддин" есть такая байка. Старики, рассевшиеся на деревенской завалинке, решили проверить сообразительность Насреддина и обратились к нему с просьбой:
- Понимаешь, дорогой, у нас ноги перепутались и мы не можем никак разойтись. Ты нам можешь помочь?
- Отчего же не помочь! - воскликнул Насреддин. Схватил лежавшую рядом палку и огрел стариков по ногам. Старики вскочили и убежали.
Этнос, который распадается, когда его сильно огреют в переносном смысле этого слова - не этнос. Тем более семейный этнос. Недоговорки, о которых я говорил, играют немаловажную роль для скрепления семейного этноса, семейного племени.

Часто для того, чтобы недоговорки прочно вошли в жизнь семьи, достаточно одного Богом одарённого члена семьи. Часто такой человек лишь инициирует формирование недоговорок в семьи, в котором в дальнейшем участвуют все члены семьи. Иногда недоговорки возникают на очень простой основе, как упомянутые мною "сто рублей на покупку кораблей".  Иногда недоговорки возникают в качестве несложных по форме элементов, в которых сгущается содержание сложного повествования. Когда в нашей семье кто-то забыл сделать что-то важное или что-то сделал не так, мы обычно говорим: "Эти стари русски люди иборник не ходит!" Естественно, что ни один доктор филологических наук перевести это выражение на нормальный русский язык не сможет, поскольку это - типичная недоговорка. А дело было так.

Мой друг Маис, высокого роста красивый мужчина, познакомился с симпатичной татаркой. Девушка сразу же приступила к проведению сложных манёвров с целью женить Маиса на себе. Она его хотела во что бы то ни стало затащить домой, чтобы познакомить со своим отцом, и это условие выдвигала в качестве единственного фактора, способного сломать преграды на пути к полному интиму. В конце концов Маису это надоело, он согласился встретиться с её отцом. Девушка привела его домой и под каким-то предлогом ушла. Жила она с отцом в одной комнате в коммунальной квартире. Отец-татарин очень плохо говорил по-русски. Маис, как очень деликатный человек, не пытался взять на себя инициативу начать разговор, он сидел, смотрел на папашу и улыбался своей очень интеллигентной улыбкой.

Сидели они довольно долго. Наконец отец девушки не выдержал и так и не нашёл никакой иной темы кроме того, чтобы обругать соседей по комуналке. Он начал свою речь так, показывая рукой на дверь, выходящую в общий коридор: "Эти стари русски люди иборник не ходит. Целый день на раковина сцыт делиит." Так от Маиса эта недоговорка укоренилась в нашей семье. У нас с Маисом было много общих недоговорок и эти недоговорки, как аналоги семейных недоговорок, были лучшим свидетельством нашей крепкой дружбы. 


Рецензии