Кому нужны выборы на Донбассе

          В урегулировании конфликта на юго-востоке Украины заинтересованы Украина, Россия, ДНР/ЛНР, Евросоюз и США. Посмотрим, что хотела бы получить каждая из сторон.
          Начнем с Украины. Ее понуждают к действиям. Подчиняясь давлению, она вынуждена предложить не идеальный для себя сценарий, но такой, который может быть воспринят и Западом и Россией. В случае мирного разрешения конфликта по киевскому сценарию Украина получает контроль над своими границами (за исключением Крыма), прекращает вооруженное сопротивление на Донбассе, укрепляет позиции президента Порошенко, создает условия для прекращения рецессии экономики, устраняет основное препятствие для интегрирования в Европу. Недостатком такого развития событий для Украины явится постоянное противодействие ее политическому курсу со стороны ДНР и ЛНР. Кроме того, особый статус Донбасса станет платформой для дальнейшего расшатывания Украины на юге и востоке со стороны антиукраинских сил.
          В ДНР и ЛНР предложения Киева воспринимается в штыки, поскольку их реализация лишает власти лидеров республик и не позволяет оправдать пролитой ополченцами крови. Киевский сценарий означает поражение для Новороссии, а для самой Украины не является окончательным решением проблемы. В сложившейся ситуации Украина ищет пути уклонения от какого-либо реального варианта возвращения неподконтрольного ей Донбасса.
          В случае урегулирования конфликта на Донбассе по российскому сценарию, Россия приобретет полный политический контроль над территорией Украины получившей особый статус. Она обретет надежный плацдарм для дальнейших действий по разрушению украинской государственности являющейся основным препятствием на пути возрождения российской империи. Россия перестанет финансировать дотационный регион. Эту почетную обязанность возвратят Украине. Изменения в конституции Украины дадут возможность пророссийским силам эффективно блокировать евроинтеграционные устремления Украины и положат конец надеждам Киева на вступление в НАТО. Реальным станет распад Украины. То, чего Россия не решается достичь военным путем, осуществится политическими инструментами. Президент Российской Федерации выступит в роли миротворца. Международные санкции в отношении России будут ослаблены или отменены.
          Приобретение ЛНР/ДНР статуса подобного положению Республики Сербской в федерации Босния и Герцеговина означает полное поражение для Украины, а ответственность за бессмысленное кровопролитие и потерю завоеваний Майдана целиком ляжет на плечи нынешних киевских руководителей. Принятие такого сценария Киевом равнозначно политическому самоубийству.
          Россия хочет получить все или ничего! Она упрямо стоит на своем, тем самым, помогая Украине избежать ответственности за невыполнение Минских договоренностей.
          У ДНР и ЛНР, подчиненных политическому курсу Москвы, есть собственное видение перспектив завершения конфликта отличающееся от российского. После того, как стали очевидными нежелание России военным путем расширить территорию Новороссии, а также ее отказ сделать самопровозглашенные республики субъектами федерации, ДНР/ЛНР стремятся к получению некоего статуса подобного Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии или Нагорно-Карабахской республики. Руководство ДНР/ЛНР ни в коей мере не готово подчиняться действующему или будущему украинскому законодательству. Существующее положение дел их устраивает. Во-первых, они самостоятельно распоряжаются ресурсами на подконтрольных им территориях. Во-вторых, к ним непрерывно поступает помощь из России и от украинских олигархов продолжающих свой бизнес на Донбассе. Эта помощь укрепляет их положение и обогащает их. В-третьих, состояние войны с Украиной оправдывает лишения народа Донбасса, вынужденного мирится с тяжелыми условиями жизни. Позиция самопровозглашенных республик оправдана с точки зрения интересов их лидеров, но имеет один существенный изъян, который и является основной причиной нежелания России присоединить Донбасс: этот регион глубоко убыточен. Денежные поступления от Донбасса в бюджет Украины всегда перекрывались огромными дотациями, субсидиями, субвенциями и прочей финансовой помощью шахтерскому краю. Чтобы избавиться от дотирования, необходимо полностью модернизировать народное хозяйство региона, а это предполагает многомиллиардные инвестиции, которые не поступят на Донбасс в ближайшем будущем даже при самом благоприятном развитии событий. Донбасс это не курортная Абхазия и не сельскохозяйственные Осетия или Нагорный Карабах. Он даже близко не сравним с Приднестровьем по своему промышленному и людскому потенциалу. Донбасс - огромный густонаселенный промышленный регион интегрированный в экономику Украины. Прекращение дотационного финансирования неизбежно приведет к ухудшению уровня жизни местного населения, что, несомненно, отразится на его лояльности к идеям Новороссии.
          Принятие сценария ДНР/ЛНР в большей мере не отвечает российским интересам, нежели украинским. Думается, Украину мог бы устроить такой сценарий. Это не означало бы признание мировым сообществом и Украиной отнятых у нее территорий, но давало бы возможность избавиться от влияния на украинскую политику инакомыслящего электората Донбасса, а также позволило бы Украине отказаться от послевоенного восстановления и финансового обеспечения ДНР и ЛНР.
          Желания самопровозглашенных республик не находят одобрения ни у одной из сторон урегулирования конфликта. В ответ, вооруженные формирования Новороссии ежедневно ведут огонь по всей линии фронта с Украиной, ибо прекращение огня – это первый шаг к нежелательным для ДНР/ЛНР вариантам урегулирования.
          Европа и США заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта на Донбассе. Горячие точки не нужны Европе вблизи ее границ. Украина и Россия интересуют Западный мир в качестве рынков, а не объектов санкций или пылающих полей сражений, тем более, что Россия остается крупнейшей в мире ядерной державой. Европа старается оказать давление в переговорах не только на Россию, но и на Украину для того, чтобы мир на Донбассе был скорее достигнут. То же делают и США. Россия и Украина, каждая по своему, противится этому давлению. Переговорный процесс топчется на месте, а реальные договоренности все еще не достижимы.  Своей неуступчивостью на переговорах по Донбассу Россия невольно играет на руку Украине противящейся любому из предлагаемых ей вариантов.
          Как бы это не представлялось удивительным, но в политическом разрешении военного конфликта в Украине, прежде всего, заинтересованы внешние стороны: Европа, США и Россия, и в последнюю очередь внутренние - Украина, ДНР и ЛНР.
          Очевидно, легитимные выборы на Донбассе состоятся не скоро. Условия для их проведения не созрели.

          г.Киев
          11.03.2016


Рецензии
Сергей Викторович, у Вас в рассуждениях точно такой же недостаток, что и наших монархиствующих "патриотов". Избирательность в источниках. Как Вы просчитывали дотационность тех или иных регионов? Сами киевские экономисты мнутся и путаются, объясняя свои цифры. Иногда доходит до... Ну, вот, например ( http://news.finance.ua/ru/news/-/286738/kto-kogo-kormit-sredi-ukrainskih-regionov ) фраза:
"Конечно, западные регионы имеют примерно в два раза меньшую долю в ВВП, чем они получают в рамках межбюджетных трансфертов. Однако в абсолютных величинах их доля и там, и там относительно небольшая, просто в силу того, что эти регионы менее развиты экономически и менее населенные, чем другие части страны".
Буду очень благодарен за перевод этой фразы на понятный логике язык. Возможно, это я дурак.
А вот иной взгляд ( http://www.politforums.net/ukraine/1409742292.html ).
К сожалению, очень показательные таблицы этой ссылки вбиты рисунком и в рецензию не копируются. Но вот ( http://sokura.livejournal.com/1298676.html ).
"В пересчете на одного жителя, Закарпатская область получила в 2009-2011 годах межбюджетных трансфертов на сумму 2243 гривны, Волынская - 2310 гривен, Тернопольская - 2143 гривны, Ивано-Франковская - 2122 гривны, Ровенская - 2214 гривен, Хмельницкая - 2044 гривны, Черновицкая - 2096 гривен.
Доли межбюджетных трансфертов в ВРП этих областей в 2010 году составляли, соответственно, 19,57%, 17,79%, 19,31%, 15,46%, 17,36%, 15,75% и 20,15%. Меньше получила Львовская область - 1742 гривны на одного жителя в 2009-2011 годах, или 11,52% ВРП в 2010 году.
В то же время, наиболее дотационная из восточных и южных областей - Херсонская - получила 1919 гривен на одного жителя в 2009-2011 годах и 14,05% ВРП в 2010 году. Вторая по объему дотаций - Николаевская - соответственно, 1690 гривен и 8,74%, то есть уже меньше, чем Львовская".

И эти дотации дают реальную картину "справедливого" перераспределения доходов регионов. Ведь обе области - крупнейшие морские ворота Украины, платят бешеные налоги и дают огромные поступления в бюджет. Ничем подобным Галиция похвастать не может. Не работает и ссылка на дотации из бюджета промпредприятиям. Наиболее часто упоминают угольную отрасль. Забывая при этом, что дотации идут отнюдь не жителям области и не рабочим. Мало того, уголь успешно и дорого продает государство. А дотациями оно лишь возвращает часть отобранных средств.
Иное дело, что только Советская власть была настолько дурной, что постоянно следила за модернизацией угольной отрасли. Более умные власти - что на Украине, что в России - на подобные мелочи внимания не обращают.
А махинации с экономическими показателями позволяет шибко вумным и продвинутым интеллектуям (вроде "нашей" Ю.Латыниной) лепить донбассцам ярлык невежественных совков и вообще неполноценных и лишних людей. Отсюда один шаг до "необходимости" тотальной очистки областей от населения - такие призывы звучали и в Раде. Особенно впечатляют рассуждения о генетической ущербности людей Донбасса.
И таких оскорблений восток Украины за время "незалежности" наслушался выше крыши. В 2004 г. едва не полыхнул - местные олигархи сумели удержать народ от восстания. А в 2014 после "небесной сотни", расстрелянной организаторами майдана, Донбасс открыто начал уходить из Украины. Если бы не провокатор Стрелков, так ловко подыгравший Турчинову, к осени русскоязычные регионы уже были бы независимы и от Киева, и от захребетной Галичины.
Самой нынешней РФ Донбасс был бы излишен - как конкурент ростовским и кузбасским шахтам. Увы, олигархи и в Москве олигархи.
Но в целом, при тщательном изучении Донбасса, выявляется, что регион самодостаточен. Более того, есть основания предполагать наличие очень серьёзных месторождений золота - куда-то же оно, срытое с высоких некогда гор Украинского щита должно было деться.
Это только национал-капиталисты способны называть регион убыточным.

Бабушка 2   18.11.2017 16:55     Заявить о нарушении
Прошу прощения.Мой гость Георгий Томберг забыл что он на моём компьютере и забыл выйти из моего кабинета.Данная рецензия автора Георгий Томберг

Бабушка 2   18.11.2017 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.