Тоня и Антошка

АНТОНИНА.
   Каждый вечер, стоя перед зеркалом, я повторяла вслух: - У меня все хорошо. Отлично даже, можно сказать. Я молода, здорова и собой недурна...
- ...пока еще, - добавлял   вдруг скрипучий   голос.
- У   меня   высшее   образование, интересная   работа, книги, - не сдавалась я.
- И этого, конечно, вполне достаточно для полного счастья,- ехидно   продолжал все тот же голос.
- Зато я совершенно свободна и ни от кого не завишу.
- Ну, и носись со своей свободой до седых волос.
- Нет, это   невозможно! Никакой аутотренинг не поможет, когда в тебе такая ехидна сидит.   Пора бы уже привыкнуть. к тому, что семья, любовь- все это не для меня. И хватит думать об этом. Сколько вокруг одиноких женщин и ничего, живут.
   К двадцати пяти годам я свыклась с мыслью, что судьба уготовила мне роль старой девы. Ну, не повезло, не встретила я «своего» человека. Все знакомые парни какие-то ненадежные, несерьезные. Даже странно, что девчонки выходят за них замуж. И мне советуют: «Да не мудрствуй ты, Тонька! Выходи за первого, кто возьмет».
  Хорошо им говорить. Они не знали моего отца. Не видели, как он дарил маме цветы на ее день рождения (и где только доставал их в феврале!», как волновался и шел встречать, если она задерживалась на работе, какие письма писал ей из командировок! А когда мама, проболев несколько месяцев, умерла, отец, вроде бы крепкий с виду, пережил ее всего на полгода. Вот это, я понимаю, любовь!
   После смерти родителей в нашей уютной квартире стало так холодно и одиноко, что по вечерам я просто боялась оставаться дома. Пробовала ходить к подругам, но у них свои семьи, свои проблемы. И тогда я подумала: а почему бы не родить ребенка? Квартира у меня отличная, накопления небольшие есть (от отца достались) - на первое время хватит. А там работать буду, неужто не прокормлю одного малыша?
   Однако осуществить свою мечту оказалось не так уж просто. Городок наш не велик, и все мои знакомые прекрасно знали, что с глупостями ко мне лучше и не лезть. Не объявлять же на весь город. о своих планах!    II вдруг посылают меня на курсы в Приморск. Там я и познакомилась с Дмитрием. По правде говоря, он мне сразу понравился (чего не случалось со мной лет с пятнадцати). Решительный, уверенный в себе человек.    Про таких говорят: «За ним - как за каменной стеной». Но о том, чтобы женить его на себе, у меня и мысли не было.
   Все его ухаживания я с самого начала я принимала иронически. Мол, пой, пой, пташка. Так я тебе и поверила. Если б не мои планы, я бы и слушать тебя не стала. Но об этом, конечно, помалкивала. И внешне наши отношения развивались по всем правилам летучего романчика. Встречи, прогулки, потом кино, ресторан. И, наконец, сакраментальная фраза: «Зайдем ко мне на чашечку кофе».
  Эту «чашечку» мы распивали до конца командировки. На вокзал он пришел с роскошным букетом цветов. Я изо всех сил старалась не подать виду. Улыбалась, махала ему из окошка. А потом ревела всю дорогу. Ведь он даже адреса моего не спросил. Да что там адрес, он и фамилии моей не знает. Ну и правильно! К чему питать ненужные, иллюзии?
   
СОФЬЯ ПЕТРОВНА
«Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - воскликнул грибоедовский Фамусов. И в этом я ему вполне сочувствую. Добавлю только: быть матерью взрослых сыновей тоже дело нелегкое. Хотя мои дети вроде бы не доставляли особых хлопот. Росли здоровыми, дружными. Хорошо учились, в меру шалили. А главное - были честными н добрыми мальчиками.
  Они еще учились в школе, когда погиб в автомобильной катастрофе муж. Парни мои просто на глазах повзрослели. Не помню, чтоб мне пришлось им потом делать замечания по поводу невыученного урока или невымытой чашки. Если б не горе, это были бы самые счастливые годы моей жизни.
   А после школы началось. Митя поступил в мореходку. Восемь лет я только и делала, что провожала его в море и ждала возвращения. Ночами заснуть не могла. Потом вдруг у него начался ревматизм. Списали на берег. Опять переживала. А Костя не прошел по конкурсу в институт. Год отработал на стройке, потом в армию призвали. Там же, в Лесогорске, женился и остался жить. А я-то надеялась, что сыновья всегда рядом будут. Ну, чем плох наш Приморск?
   Правда, невестка мне понравилась. Хорошая девочка. И Костю любит. Ну и пусть будут счастливы! Через два года, когда родилась у них дочь, я пару месяцев в Лесогорске провела. У Светочки мама молодая, еще работает. А ей одной трудно, конечно, с малышкой управляться. Ну, я и помогла немного.
   Возвращаюсь домой, а старший сын ходит, как в воду опущенный. Что случилось, может, не здоров? Нет. все в порядке, говорит. Но я-то вижу: что-то не так. Потом собрался, к брату уехал. А вернулся еще грустнее. Парию уже 26 лет жениться пора бы. а он и не смотрит ни на кого. Так прошли осень, зима и весна. А в начале лета Костя написал, что Светлана выходит на работу, а Олечку устраивают в детский сад. Ну, нет, мои дорогие! Этого я вам не позволю. Через неделю я уже была в Лесогорске.
...Эту молодую женщину я заметила в первый же день, когда мы с внучкой вышли гулять в скверик. Красивая такая, одета со вкусом, и малыш у нее ухоженный. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что она не замужем. Не то, чтобы я осуждала ее. Но жаль: такая славная девчонка. И мальчик у нее просто прелесть, чем-то на Оленьку нашу похож: крепенький, со светлым колечком на лбу. И что за мужчины нынче пошли: такими женщинами бросаются. Однако несчастной Тоня вовсе не выглядела. Наоборот, казалось, она совершенно довольна своим положением.
  За три недели мы почти подружились. Как вдруг произошел такой случай. Погода стояла жаркая, дети гуляли в легких маечках. Антошка поднял ручку к игрушке, и я вдруг с ужасом увидела у него возле локтя родинку в виде восклицательного знака - продолговатая капелька и точка. Сомнений быть не могло: это фамильная родинка семьи Артемьевых. Такая была у моего мужа и кому-то из сыновей досталась. Значит, этот чужой мальчик - мой внук.  Не зря же я сразу уловила его сходство с Олечкой. И, стало быть, эта женщина - любовница Константина.
   Несколько дней я не находила себе места. Как мог мой сын так подло предать жену, обмануть эту милую женщину, оставить на произвол судьбы своего ребенка! На Свету просто смотреть не могла. Если сын подлец, в этом есть и материнская вина. Хотела поговорить с Костей, да все случая не представлялось. В конце концов мне подумалось: а может, эта Тоня вовсе не такая уж милая, а наоборот - - подлая разлучница. Влезла в чужую семью и ждет, что Костя бросит жену и к ней уйдет. Не зря же целыми днями в этом скверике гуляет. Караулит Константина. И со мной, наверно, не случайно познакомилась. Узнала, что я его мать! Ну. милочка, ничего у тебя не выйдет. Только малыша жалко, он-то ни в чем не виноват.
   Случай поговорить с сыном представился через несколько дней. Костя почему-то пораньше пришел с работы. Мы еще гуляли, и эта Антонина тоже. Вдруг смотрю: он идет. Приветливо кивнул Тоне, чмокнул меня в щеку. «Не пора ли нам домой?'» - спросил. И подхватил дочь на руки. Я гляжу на обоих - ни тени смущения, вроде и не знакомы. Ну и притворщики! А Константин-то хорош: на сына даже и не глянул.
   Вечером не выдержала. Улучила момент, когда Светлана ушла на кухню, и подступила к Косте.
- Ты видел женщину, что с нами в скверике сидела?
- Да. - говорит, - симпатичная.
- Ты с ней знаком?
- Я ее не знаю, по лицо вроде бы знакомое. Да здесь, в Лесогорске, все лица знакомые. К тому же, она, видимо, где-то рядом живет.
- И это все, что ты можешь сказать?
- А что еще? - удивился он. И так искренне.
- Откуда же, скажи на милость, у нее твой ребенок?
- Мой?!  Да ты что, ма?!
- А то, что он на Олечку как две капли воды похож. И родника наша фамильная у него на локотке.
- Что ты говоришь?  - ахнул   Костя. - Да это же наверно...  Светка!  Ты слышишь, что мама говорит. Эта женщина, которая с ней в скверике гуляет - Митькина пассия. И у нее, оказывается, Митькин пацан растет. Он-то прошлой осенью искал ее по всему городу. А она в соседнем доме живет!

 ДМИТРИЙ
 Телеграмма была короткой и лаконичной: «Приезжай. Она нашлась. Константин». Я сразу понял, о ком идет речь. Конечно, о Тоне. До знакомства с нею я был такой же, как все: встречался с женщинами, порою даже влюблялся. Но ничего серьезного. А после ее отъезда я ни о ком другом и думать не мог. И как же это случилось, что я не только адреса, но и фамилии ее не узнал! Даже не подозревал, что это короткое знакомство так перевернет мою жизнь.
...Дом Константина расположен как бы в глубине скверика. Еще издали я увидел на одной из скамеек маму с Костиной дочуркой на руках. А рядом... этого не может быть! Рядом с мамой сидела Тоня и покачивала малыша в коляске. Вот они обе заметили меня. Тоня побледнела и растерялась. А мама обернулась к коляске и сказала: «Ну вот, Антошка, наконец-то твой папа приехал!».


Рецензии