Неизвестный Сталин А нужны ли нам двое Жуковых?

Инициалы Жукова изменены

Директором нашего серьёзного оборонного института в течение многих лет, вплоть до начала злополучной перестройки, был крупный учёный и талантливый организатор науки академик Н.Н.Жуков, который много сделал, чтобы обычный НИИ превратился в организацию мирового уровня.

Предприятие относилось к ведомству, которым руководил министр оборонной промышленности Д.Ф.Устинов, возглавивший министерство в тридцатитрёхлетнем возрасте за год до  начала Великой Отечественной войны. Будучи жёстким по характеру и профессионалом по делу, он умело организовывал производство вооружений на протяжении почти всей войны, заслужил доверие Сталина в эти непростые годы.

Так получилось, что в основном по независящим от нашего Н.Н.Жукова причинам, один из важных для обороны проектов, за которое отвечало наше предприятие, оказался не выполненным в заданные сроки. Для разбора причин и мер по исправлению в числе других он был приглашён к вождю. Конечно, ничего хорошего это не предвещало. Наоборот, предполагаемые виновники срыва задания были в большой тревоге.

Иосиф Виссарионович принял их в своём кабинете, сообщил тему обсуждения, предоставил слово и стал заслушивать выступающих. Основное сообщение делал какой-то генерал. Всё было так, как показывают в кинофильмах: Сталин ходил вдоль кабинета, куря трубку, задавал по ходу обсуждения короткие вопросы. Как и следовало ожидать, основная вина среди присутствующих руководителей ложилась на будущего академика Жукова.

Выслушав всех выступавших, в том числе и Жукова, вождь задал вопрос Д.Ф.Устинову, который при всей своей ироничности заставил всех вздрогнуть:

- А как Вы думаете, Дмитрий Фёдорович, не много ли для нас иметь двоих Жюковых? (Здесь автор учёл акцент вождя).

Естественно, имелись в виду маршал Г.К.Жуков и наш директор. Повисла гробовая тишина. Можно представить, в каком состоянии в тот момент находился второй Жуков Это грозило ему серьёзными последствиями.

Д.Ф.Устинов ценил Н.Н.Жукова, считал его перспективным руководителем. Впоследствии, после смерти Сталина он назначил его одним из своих заместителей. А тогда он решил спасти его от гнева вождя, выступил в его защиту, утверждая, что не Жуков является основным виновником срыва сроков исполнения задания и предложил меры по скорейшему устранению отставания. Сталин внимательно выслушал Устинова и согласился с его предложениями. Только высокий авторитет Устинова и предложенные им меры по завершению проекта спасли нашего директора от неминуемого наказания.

Послесловие: Эпизод, связанный с этой разборкой у вождя, был мне рассказан знакомым, который, по его словам, присутствовал на мероприятии, когда Николай Николаевич рассказал в узком кругу об этом драматическом событии в его жизни. Но поскольку я сам лично не присутствовал при этом разговоре, я не могу гарантировать полную достоверность описанного.


Рецензии
В Вашем тексте академик Жуков то Н.Н. (наверное, это вымышленные инициалы), то Б.П. Я думаю, речь идет об известном химике академике Борисе Петровиче Жукове. Его биография есть в Википедии. Может быть, пора открыть настоящее имя ученого? Настоящих Жуковых у нас всегда мало. Спасибо за поучительную историю.

Александр Бармин   18.12.2017 12:40     Заявить о нарушении
Александр, Вы безусловно правы, это одна и та же личность. Борис Петрович Жуков, выдающийся учёный и организатор науки в области ракетных порохов и зарядов, в течение 35 лет был генеральным директором нашего известного предприятия. В своих других публикациях, где упоминается его фамилия, я указываю его настоящие имя и отчество. Однако в данной публикации я посчитал не вполне уместным это делать в связи с тем, что я не полностью уверен в том, что событие на самом деле происходило так, как описано, а документальной версией я не располагаю. С уважением,

Александр Смирнов 83   18.12.2017 13:00   Заявить о нарушении
Вот... Правильно.

Юрий Казаков   24.03.2018 20:31   Заявить о нарушении
Уважаемый автор, я, как и рецензент, тоже заметил, что Вы (предварительно пояснив, что Вами изменены инициалы академика Жукова) по ходу рассказа дважды проставили инициалы Н.Н. и четырежды Б.П. (в том числе и полное имя-отчество). Но, что меня удивило, так это то, что Вы вместо того, чтобы исправить свой промах, снова прибегаете пояснениям.
Или я чего-то не понимаю? Может это такой юмор?

Олег Ярошенко   07.04.2018 22:07   Заявить о нарушении
Александр, я прошу извинения за допущенную оплошность и благодарен Вам за их выявление. Сейчас я внёс поправки. С уважением,

Александр Смирнов 83   07.04.2018 22:53   Заявить о нарушении
Извините, это не я написал замечание. Это не известный мне Олег Ярошенко. Я и так все понял. Но все равно, спасибо, что внесли ясность. С уважением.

Александр Бармин   08.04.2018 02:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, но сначала Вы в замечании от 18.12.17г. обратили внимание на оплошность и отметили, о ком идёт речь, а затем уже к Вам присоединился Олег, поэтому я и указал Вас.

Александр Смирнов 83   08.04.2018 08:52   Заявить о нарушении
Олег, я приношу извинения и Вам и благодарю за внимание, С уважением,

Александр Смирнов 83   08.04.2018 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.