Хроники Сестер. Страх Праха

Хроники Сестёр

«у нас был выбор: отдать им наш мир добровольно или... превратиться в новый мир. без памяти, без продолжения рода, с одной способностью - убивать. или сохранять жизнь. и никто не знал тогда, что это - одно и то же.
и так было.»
Хроника Сестры Последней.
Запись 22.

«книги – это единственный наш источник знания. самый бессмысленный источник. ибо мы можем читать, но не имеем понимания о прочитанном. и только Словарь… (неразборчиво) описание происходящего, а не прошлого.»
Хроника Сестры Третьей.
Запись последняя.

«каждой Сестре после любого Написанного надобно составлять Словарь, ибо мы не в силах сохранить и передать слово. только смысл. да пребудет он с нами.»
Правило № 8 Сестры первой









Хроника Вторая
Часть I
Страх Праха
несмотря на то, что Его сильно ждали, встав всем оселением у кривого края степи, только завидев размытое облако пыли, бредущее к ним, все разбежались по своим урытиям. последние метры Он преодолевал долго, потому как устал и был измучен голодом, однако сел, как всегда, у края оселения, спиной – чтобы увидели, что Он пришёл без вреда. пришлось подождать, пока существа осмелеют и стекутся гурьбой на безопасном расстоянии от Него – за большой валун над покинутым урытием. мы молчали – он по привычке, а я по необходимости – надо всегда успеть приготовить бумагу для записей ещё Ненаписанного. после некоторых переговоров внутри гурьбы, выдвинулся один и задал мне вопрос с холодной учтивостью:
- как нам Его называть?
- Прах.
существо немного поёжилось от услышанного слова, но обратилось уже к Нему:
- Прах, мы знаем, что ты…
- подожди!…
мне пришлось его перебить – я знала, что Прах не любит когда с ним пытаются говорить и хотела объясниться, однако даже не успела открыть рот, как тут же пожалела об этом, увидев как резко Прах глянул на меня сквозь пелену пыли – даже сквозь неё слепанул меня синий огонь. да, Он опасался объяснений, а я всё время это забывала, хотя и сама не знала причин. пришлось произнести заученную фразу:
- Он будет говорить с вами, но не оборачиваясь. и постарайтесь излагать свои вопросы максимально коротко.
- да, госпожа…
тут уже я не сдержалась, резко развернула свою инвалидную коляску, подтащила себя к нему, и почти в упор прошипела:
- Сестра. просто Сестра.
меня он не боялся, но, видимо, был достаточно умён, чтобы понимать возможные последствия своей учтивости.
- хорошо, Сестра, простите нас.
Зритель – а это был Зритель, так как вблизи я заметила глаза без зрачков - отодвинулся от меня, сделал шаг к Праху и немного нервно, но так же отвратительно учтиво повёл речь:
- Прах… позволь обратиться к тебе, несмотря на завидную твою усталость, с просьбой, или, как бы это точнее сказать, предложением, ввиду которого мы хотели бы…
- да Йорр тебя побери! – не выдержала я, наслаждаясь возможностью выплеснуть злость на отвратительное существо, к тому же не поимевшему – опять же! – учтивости хотя бы сообщить, что он – Зритель:
- короче!
- простите ещё раз, гос… Сестра… сейчас я соберусь и…
он собрался. почему-то это слово всегда звучит как страдательный залог.
- у нас есть проблема…
- Едок? – тут уже перебил сам Прах. устало.
- нет, - ответил, казалось бы обрадовавшийся ответу Зритель, - нет. проблема как раз в том, что мы не знаем, что это за Несущий.
Прах насторожился – я научилась уже это различать. он не любит неизвестных Сущих и ещё более – Несущих. что это означает для Него, мне ещё пока не совсем ясно, но для меня это означало, что мы вероятнее всего опять останемся без пищи и воды. а учитывая, что мы находились на почти неизвестной территории, и даже не знали, как она называется и куда дальше идти, если вообще есть куда, – это была несколько грустная информация. но… мне надо всё записывать. тем временем Зритель продолжил, уже более уверенно:
- Едока мы не боимся, я ведь…
- Зритель – перебив, ответила я за него.
-…  Зритель, как угодно… и мы всегда успеваем урыться.
он повернулся ко мне и, уставившись страшными беззрачковыми глазами в упор на меня, процедил:
- я знал, что вы идёте сюда, знаю откуда, вот только куда – не знаю. и там, откуда вы пришли, вы наделали много неприятностей…
улыбнувшись, он повернулся к Праху, и уже не учтиво сказал:
- и нам это на руку. потому что вам нужна еда, а нам нужны ваши… неприятности.
***
нам дали место в покинутом урытии под бывшим валуном. я долго не могла туда въехать своей коляской, Прах, по понятным причинам помочь мне не мог, а существа просто стояли и смотрели. без страха, насмешки, без чувств вообще. не в первый раз мне захотелось, чтобы они все умерли, прямо сейчас. несмотря на то, что пища и вода, которые они нам дали, были у меня на коленях. желание смерти – это единственное, что меня спасает всё это время. ободрав затылок, я всё-таки вкатилась задним ходом в сырую нору и только тут осознала, что выбраться назад будет почти невозможно. но от усталости мне было все равно – к тому же надо было поесть и накормить Праха. разложив наши вещи на камнях, я записала последний диалог.
- что вам нужно? – спросил Он.
- наши существа пропадают.
- многие пропадают. смерть.
- это не смерть. я ведь Зритель. я чувствую, когда существо уходит и когда не возвращается. неподалёку есть Несущий, очень сильный Несущий. и это не Едок. это то, что ещё Ненаписано. так ведь, Сестра?
- да. то, что не имеет слов, Ненаписано. но у вас нет всех слов, чтобы знать, Написано это или нет. – сдерживая злость, ответила я.
- потому вы нам и нужны.
мне показалось, что Зритель всё больше теряет страх – от его учтивости не осталось и следа, осталась только плотоядная уверенность, что он получит желаемое. глубоко вздохнув, Прах задал вопрос тоном, исключающим возможность положительного ответа:
- ты хочешь уничтожить Несущего?
- мне всё равно. мы хотим, чтобы перестали пропадать наши существа. к тому же информация о новом…
я его опять перебила, опять под недовольным взглядом Праха:
- ты не получишь информацию!!!
от моего крика возникло замешательство. существа немного попятились, но смотрели не на меня, а на Праха. Зритель смотрел на меня. так смотрят в пустоту. Прах произнёс глухо, тоже смотря на меня, но уже с тёплой грустью:
- ваши существа перестанут пропадать. нам нужна пища и вода. и что-то, что скроет меня и Сестру от ваших и других глаз на ночь. информация – удел Сестры. решайте вопрос с ней. но если вы её обидите…
Он не стал договаривать. Он не любит говорить. Он привстал, дотянулся рукой до валуна размером с маленький холм, и каменный гигант с шипением развеялся в прах, тут же окутавший седым туманом всех смотрящих на это Существ. пища и вода появились у меня на коленях сразу, как будто были у них в руках всё это время. без «как будто».
***
судя по темнеющей дыре входа в наше урытие, начинался вечер. Прах зашёл внутрь не сразу – я не знала, что Он там делал, но мне кажется, Он ждал, когда я освоюсь и понимал, что мне тоже нужно закрытое пространство и одиночество для разных целей. Он всегда всё знает. я всегда всё записываю… Он вошёл как всегда, не заботясь об узком входе – вход тут же стал не только более просторным, но и объясняющим мне, как я выкачусь со своей коляской наружу впоследствии. кормила я Его как всегда с ложки – Он запрокидывал голову, а я вливала содержимое котелка в открытый рот.
- ты помнишь ту книгу, в которой было изображено существо, закрывающее свой рот, глаза и уши?
- да. хорошо, что Йорр успел съесть её…
всегда, когда я Его кормила, я расспрашивала. помощь это насилие. всегда. насилие, которым можно - и лучше всего - не пользоваться. а я пользовалась, потому что Написанное – прежде всего.
- разговаривая с существами, ты оборачиваешься спиной, чтобы твои уязвимые места были закрыты – так?
- когда-то давно – да. теперь – нет.
- если ты не боишься смерти, тогда что может быть страшнее?
Он отодвинулся. посмотрел на меня очень пристально и, кажется, с тоской, отвернулся и лёг. мне захотелось выехать из этой норы – и от смущения, и от сгустившегося праха ввиду его передвижений, и от невозможности отсюда выехать. я взяла своё Написанное с камня и начала ожесточённо его перебирать. кажется, Он понял. как всегда. повернулся.
- знаешь, почему ты ничего не боишься?
- знаю! потому что я калека!
- нет. потому что ты считаешь, что тебе нечего терять.
эти невыносимо синие глаза сквозь пелену праха. как же я их ненавижу.
- ты можешь умереть без коляски, с коляской, со мной или без меня, с меньшей болью или с невероятной болью – разницы нет. так?
- и умру!
- тогда почему не сейчас?
- я тебе нужна…
я всхлипнула. Он отвернулся опять. надо было что-то сказать, чтобы не разреветься.
- почему ты согласился убить Несущего для Зрителя?
- я не соглашался.
кажется, Он услышал, как я дышу, повернулся и тепло сказал:
- завтра с утра мы сходим к Несущему и всё узнаем. эти существа не показались мне испуганными. разве что только нами. но не им. и это всё немного странно.
я Его быстро перебила:
- и Зритель не представился! они же обычно всегда так делают!
- да, и это. к тому же он мог знать только то, что мы идём к ним. и откуда. но про «неприятности», как он выразился, знать не мог точно…
- ох…
***
утро не наступило.
я очнулась от пота, стекающего со лба прямо в глаза, и сквозь пелену дыма увидела страшное – всё наше урытие было окрыто огнём. Прах метался в пламени, но тут он заметил мои глаза и рванулся ко мне. Он пролетел мимо, кубарем, развеяв почти что пещеру позади меня, затем подскочил и захрипел около уха:
- катись! назад! книги! я вернусь!
огонь полыхнул сильнее – кажется, добрался до мешка с едой – я схватила котомку и непослушными руками попятила коляску назад, с ужасом смотря на догоняющий меня огонь. Прах обернулся, посмотрел пристально на меня, подождал, когда я докачусь до тупика и… обрушил свод. тьма и гарь.
Он был прав. я ничего не боюсь, потому что мне нечего терять. но с Ним – появился смысл. мы ищем книги, Слова, читаем, отвечаем на вопросы и я всё записываю. а без Него это невозможно. слишком много желающих обладать Смыслом. кому-то он даёт власть, кому-то страдание. Прах говорит, что власть – это всегда страдание. и что страдание может привести к власти. мне это пока ещё непонятно. я знаю, что была Сестра до меня – Первая Сестра. её Записи я перечитываю каждый день, там много Смысла. и мало. Первая Сестра умерла. не по вине Праха. но Он думает иначе.
а сейчас я боялась. в темноте, под землёй, почти без воздуха - ни за себя, ни за Него. только за Написанное. уже погребённое Написанное. именно поэтому я достала бумагу и попробовала написать хоть что-то – не видя, дрожа и плача:
- я не знаю, что происходит. эта фраза у меня голове постоянно. иногда кажется, что это и называется жизнь. если знаешь, что происходит, это вероятнее всего смерть. как сейчас. потому что я чувствую, как сверху земля давит все больше и больше. тогда зачем мы с Прахом стремимся к знанию и Смыслу, если это будет означать смерть?
меня накрыла тяжёлая тьма, дышать стало нечем, захотелось что-то вспомнить, но ничего не вспоминалось, только Слова, как искры в памяти – больница, дом, страх…
кто-то резко рванул меня вместе с коляской наверх, сквозь землю и пепел. я упала – меня подняли и посадили. начинающийся рассвет разлепил глаза – вокруг меня были существа, чуть вдалеке со страхом переминался Зритель, а под собой я увидела дыру в земле, - в наше урытие. они меня вытащили через раскоп, поэтому на меня и увалилась земля – сообразила я. все чего-то ждали и я тоже – где Прах? я начала отряхиваться, поправлять котомку с Книгами и краем глаз осматриваться – без Него мне тут не выжить. нигде не выжить.
- ВСЁ.
от резкого, злого – но такого знакомого! - голоса за спиной я сложилась пополам от смешанных чувств – и страха, и облегчения, и запаха гари и земли. меня вырвало.
- никаких договоров.
подскочил Зритель, взялся за мою коляску и потянул меня куда-то в сторону, подальше от существ и урытий, шепча Праху:
- пожалуйста, выслушайте меня, я не при чём, я не знаю, что произошло…
Прах перебил:
- был уговор, вы его нарушили, попытавшись нас сжечь. я заставил вас вытащить Сестру и за это оставил всех в живых. мы вам ничего больше не должны.
- подождите…
Зритель все ещё тащил куда-то мою коляску – он обернулся, я тоже оглянулась – он оттаскивал меня от существ все дальше и дальше, и все время оборачивался. Прах шёл за ним настолько рядом, чтобы сразу быть наготове.
- подождите – он наконец остановился – я вам все расскажу…
я не удержалась. как всегда.
- и расскажешь, откуда ты знаешь про «неприятности», в результате которых мы оказались здесь?!!
Зритель не смутился. ещё раз обернулся на существ – они стояли не двигаясь, в застывшем напряжении глядя на нас. и произнёс. не мне:
- этот Несущий может мной манипулировать. существами тоже, но их - это устраивает. меня – нет.
- как?! – чуть не крикнула я.
- он может сообщать информацию.
я не поняла, но видела, что Прах очень сильно задумался, и не стала продолжать с вопросами. Зритель глядел на него снизу вверх, хотя сам был выше.
- даже если я тебе поверю… все равно остаётся вопрос - это существа нас решили сжечь или Несущий?
- или может быть ты?! – опять не сдержалась я. опять. на этот раз Зритель обратился ко мне. с печалью:
- я не могу уйти от них. не могу. но вы - можете. найдите его…
Прах опять помолчал. мне то нравится, то бесит эта Его манера – отвечать не сразу. и произнёс. устало. как будто знал ответ:
- зачем нам это?
Зритель как будто опустился всем телом на землю, стал ниже, сломаннее и тише:
- я не знаю… я прошу… страшно не знать – где ты, а где уже не ты…
***
- огонь не причиняет Тебе вреда?
мы двигались медленно, как наступающий рассвет. двигались в сторону от степи, к болотистой местности, где, как считал Зритель, мог быть Несущий.
- огонь – нет. он сжигает то, чего вокруг меня и так нет. только температура…
- значит Ты и огонь – это почти одно и то же? - я попыталась улыбнуться голосом, но Он только неопределённо мотнул головой. и выдавил:
- бойся сравнений. кажется, что они умножают Смысл. на самом деле наоборот.
я разозлилась. как всегда.
- да, Ты прав. Ты холодный!
двигались молча и невыносимо. коляска застревала в мокрой земле все больше и это все больше раздражало. Прах это заметил и пошёл впереди меня, стараясь идти так, чтобы я ехала по колее из развеянного вещества. я только сейчас подумала, что нас всегда могут найти по его следам – серым, пыльным отпечаткам на припечатанной поверхности. двигаться за спиной кого бы то ни было всегда как-то повторно и я, несмотря на то, что все ещё злилась, заговорила первой:
- почему Зритель сказал, что Несущий манипулирует ими, если он только сообщает им информацию?
- найди в Словаре Слово «закон»…
чем отличается злость от обиды? температурой…
- мне не надо его искать! я и так все помню!
- хорошо. тогда представь, что любое произнесённое или написанное Слово – это закон. и тогда ты все поймёшь.
- а я не понимаю!
- почему ты называешь Зрителя – Зрителем?
- так записано в Хрониках!
- почему не по-другому? не так, как хочешь ты сама? почему мы называем голубое – голубым, а не другим словом? почему, в конце концов, когда я задаю тебе вопрос, ты… отвечаешь?
я остановилась. мне не хотелось отвечать. я вдруг поняла Зрителя. я поняла о чем говорил Прах. злость исчезла, осталось недоумение. и боль в голове.
- значит, когда я говорю, я устанавливаю правила? как закон?
- ты хочешь назвать Несущего, которого мы скоро встретим, как это делала другая Сестра?
я долго думала, как ответить так, чтобы не отвечать на вопрос. не следовать его манипуляции. и смогла только угрюмо прошептать:
- нет…
и тут я осознала, что установить правила в ответ на манипуляцию можно только вопросом. и выпалила:
- мы ищем Смысл, книги, читаем их и пишем Хроники, называем Несущих, пытаясь понять, что произошло, кто мы и куда мы идём, но все эти Слова – это манипуляция? что тогда – знание?  набор Слов, как средств для управления существами? чем тогда мы отличаемся от того, к кому мы идём?!
а Он ответил так, как должна была я. то есть не ответил.
- пойдём, я чувствую его, он говорит со мной и ждёт нашего прихода.
***
я остановилась на небольшом пригорке – дальше было почти болото и ехать было бессмысленно. да и не нужно – Прах повернулся ко мне и указал рукой немного в сторону в какую-то гущу посреди земли, глины, воды и каких-то толстых кустов. сначала мне показалось, что это был пень. очень большой и облезлый пень в болоте. но когда он пошевелился, я схватилась руками за колеса и инстинктивно покатила себя назад мгновенно помокревшими от пота ладонями.
у него были мелкие глаза с какими-то огромными складчатыми многослойными веками, рта не было вообще. а и из его тела сочились черви.
в голове раздался голос:
- наконец-то, друзья мои.
Несущий двигался к нам медленно и ритмично, размахивая ветвистыми культями и выползающими из отверстий в теле червями. я двигалась от него. Прах стоял. видя, что Несущий не останавливается, Он вытянул руку вперёд. молча. остановилась даже я, зная, что в таких ситуациях останавливаются все, кто знает Его. этот не остановился. тогда я впервые увидела, как Прах сдвинулся с места, - я не видела его лица, но было ощущение, что он испугался. заметил это и Несущий, и, видимо, оказался удовлетворённым, потому как остановился. и снова - голос:
- ты знаешь, зачем ты здесь?
- я пришёл узнать ответы на вопросы.
- конечно. конечно… это цель. но в чем причина твоего – он глянул на меня, его жирное тело забултыхалось, выплёскивая червей, - вашего прихода?
я не сдержалась. опять:
- мы пришли, чтобы тебя убить!
Несущий издал в голове звук, похожий на смешок. слегка пододвинулся к нам. и произнёс очень тихо:
- это ещё одна цель. конечно… но разве вы не знаете причину?
Прах повернулся и посмотрел на меня – без эмоций, просто взгляд. ненавижу когда Он так смотрит. потом Он сказал:
- причина – это недостаток моих знаний и твоё настойчивое желание меня уничтожить…
- уничтожить?! зачем?! – он хохотал. мерзко хохотал. без рта.
- значит, у тебя тоже есть свои причины на это…
Несущий, кажется, обиделся – он придвинулся ещё немного к нам, ещё, и опять прошептал:
- я мог бы тебя уничтожить давно… и через Зрителей – я ведь могу ими управлять и ты это уже знаешь, и этой ночью. и сейчас могу.
он приблизился ещё чуть ближе. Прах отодвинулся, но не назад, а в сторону, прикрывая меня. голос продолжил:
- я ведь знаю, чего ты боишься… «не вижу, не слышу, не говорю» - ты же знаешь эту фразу?... да, вся поверхность твоего тела – смертельна для внешней среды. но только поверхность. поэтому ты предпочитаешь молчать и сидеть к существам спиной… ох уж эти отверстия…
Прах молчал. Режиссёр – я нашла ему название – Режиссёр подполз уже почти вплотную к нам и остановился. от него отвратительно пахло испорченным мясом.
- ты знаешь, что это за черви в моем теле? это – личины, паразиты. отверстия, в которых они живут, нужны для того, чтобы они дышали. но ещё им нужно питаться. мной. впрочем, им подойдут, скажем так, и естественные отверстия… и, скажем так, я могу им помочь их отыскать. просто хорошенько встряхнувшись…
Прах вздохнул. мне показалось, что облегчённо, но что бы тогда это значило? и произнёс:
- делай, что хочешь. но не трожь её. я не погибну сразу. а ты – да.
Режиссёр выглянул из-за Праха и внимательно меня оглядел. после паузы, уже задумчиво, сказал:
- это интересно. это немного упрощает дело... впрочем, на чем это я остановился? ах да. личинам нужно питаться мной, а мне нужно поставлять себя личинам в, скажем так, достаточных объёмах. поэтому питаться нужно и мне…
я не выдержала всего этого отвратительного и непонятного разговора и раскричалась:
- поэтому существа и начали пропадать! и это значит, что ты сюда явился - недавно! а ещё это значит, что ты поедатель существ!!!
возникла пауза, ещё более долгая и отвратительная, чем предыдущий разговор. потом Режиссёр медленно выдавил, уже, кажется со злостью:
- вы не понимаете, друзья… существа сами приходят ко мне. по одному. но прежде чем наш прекрасный диалог подойдёт к финалу, я объясню вам, зачем вы сюда пришли. а затем кто-то из нас умрёт.
с этими словами он посмотрел на меня…
***
Прах нашёл меня в каком-то здании, которое он называл «больница». я очнулась там в своей коляске задолго до нашей встречи и, спустя какое-то время, поняла, что самостоятельно выбраться не смогу – я была полностью завалена какими то предметами и такими же колясками. с трупами. в первое время я обдирала ладони о колеса, а голос – о спёртый воздух. потом я устала и начала таять от голода. к счастью, вокруг оказались какие-то остатки еды, выпавшие из чьей-то сумки, до которых я могла дотянуться, но через несколько дней или недель их не стало. потом я попыталась грызть и глотать куски от своего платья. потом я грызла свои руки и пила почти сухую кровь. а потом пришёл Он. развеяв завалы вокруг меня, он подозвал существо и попросил как можно скорее меня вытащить наружу. я думала, чтобы меня спасти.
нет. почти не соображающую, меня подтащили к трупу какой-то женщины, существо вытащило из-под её живота липкие от кишок книги и письмена, положило на колени и я умерла от сухой рвоты.
очнулась я в темноте, даже с какой-то радостью, что наконец умерла. но было очень много боли – и в руках и в голове, а если ты чувствуешь боль, значит ты живёшь. потом я заметила слабое свечение Его голубых глаз. очень грустных. я дёрнулась было назад, но Он остановил меня голосом. мягким, таким, которому хочется верить.
- постой. меня не надо бояться. я тебе всё расскажу… это недолго. потому что я сам мало что знаю.
- где существо, которое меня вытащило?!
- они все умерли. я не знаю почему. почти не знаю. оно успело тебя выходить, но не оно за тобой пришло, а я.
- зачем?! кто ты?!!
тогда я боялась. не смерти. я боялась, что ужас того заточения с поеданием собственной плоти может повториться. только и всего. просто потому, что кроме этого ужаса я ничего больше не помнила. а Он мне рассказал. рассказал, что никто в этом мире больше ничего не помнит. и главная ценность – это Слово, Написанное и Сказанное. и об этом Ему рассказала та мёртвая уже женщина, которую убили. Первая Сестра. она попросила Его найти правду. и шла с ним, как с защитой, искать эту правду. и у неё было множество книг в старой котомке, которую теперь таскаю я.
но именно после их встречи случилось нечто странное.
ночью, в пещере, где спали существа, которые приютили  Праха и Первую Сестру, случилось странное. Ему приснился сон… про меня… что есть девушка в коляске, запертая какими-то предметами и другими колясками, и умирающая, несмотря на то, что поедает самое себя. и эту девушку нужно спасти во что бы то ни стало. и во сне Прах начал метаться, спасая… меня. и Существа вокруг Него начали умирать от его метаний… а когда они начали умирать, проснувшиеся начали бояться. и значит ненавидеть. и убили Первую Сестру.
вот и всё.
убить Праха они не могли, а он их – мог. поэтому один из них пошёл вместе с Ним за мной. а когда мы все оказались в пещере и я начала выздоравливать – все существа умерли. одновременно. и тогда я проснулась. тогда Он мне все и рассказал, в этой темной пещере. стыд окрашен синим цветом. лично для меня. навсегда.
вот о каких «неприятностях» говорил Зритель. и после них мы шли долго… встретили Йорра и Праху пришлось его развеять, но это я пока не могу записать в Хронику – Прах так попросил… и Он рассказывал мне всё то, что рассказывала ему Первая Сестра. что есть молчащие Сущие и говорящие Несущие, что нужно собирать Смысл воедино, чтобы понять, что произошло и начать новый мир. и что память – это старый дом. что есть места, где есть очень много Книг, и за них ведётся война. но это не нужно, потому что если Он сохранит меня – я буду самым сильным орудием…  новым домом.
***
Режиссёр, кажется, присел – нижняя часть его туловища грузно осела на землю и расплылась. и его личины - тоже.
- итак, друзья мои, причина вашего прихода сюда – я… нет-нет! не в вашем смысле, что вы пришли убить меня или получить ответы. нет, вы получите, пожалуй, и то, и другое. но пришли вы сюда потому, что я так хотел. и уже достаточно давно.
он опять взглянул на меня из-под своих занавесных век и, не сводя взгляда, обратился к Праху:
- ты помнишь, друг мой, свой сон про эту девочку?
я впервые услышала, как голос Праха задрожал. это была не ярость. и не страх. нечто среднее – страх праха. Он сказал тихо:
- откуда ты знаешь?..
- расположитесь поудобнее, я расскажу вам историю, которая немного прольёт свет на вашу историю…
все ещё глядя на меня, он ненадолго прервался и я заметила, что его личины стали понемногу расползаться от него. в нашу сторону. и тут он спросил уже меня:
- скажи Сестра, как ты решила назвать меня? ведь ты уже придумала мне имя и место в Словаре?
бессильно буравя спину Праха взглядом, надеясь, что Он обернётся, что поможет, подскажет, я молчала. затем крикнула:
- не твоё дело, Режиссёр!!!
- прекрасно! – прослюнявил он – прекрасно! почему же, Сестра, ваши Хроники не хотят отрываться от пуповины Словарей старого мира? мне это определённо нравится! и как точно ты меня назвала, в соответствии с определением. впрочем, мы не об этом. прежде чем я продолжу, вы, друзья, и правда бы – присели – рассказ длинный.
личины расползались все дальше. и ближе. Прах сел на землю, сразу ставшую прахом. я и так сидела.
- мы, как вы нас называете, Несущие, всего лишь хотели поселиться рядом с вами, в вашем старом мире. только вы оказались очень не гостеприимными. и тогда мы лишили вас памяти. и воспроизводства. только для того, чтобы вы страстно начали искать – и память, и воспроизводство. забыв обо всем. и умирать в этих поисках. так и произошло. и мы стали спокойно, уже почти без существ, как вы называете простых людей, обживать наш общий новый мир.
- это не правда! я читала в Хрониках, что это мы вас создали!!!
- в каком-то смысле. дело в том, что в процессе процедуры, которую я не могу называть, произошёл сбой – по вашей вине. и в результате некоторые из нас получили ваши свойства – например, я получил свойство вашей памяти, а некоторые из вас – наши.
теперь он уже взглянул на Праха:
- друг мой, твоё свойство развеивать вещество посредством его контакта с эпидермисом – заимствованное свойство. и в самом скором времени тебе придётся с ним расстаться.
потом он опять взглянул на меня, но я его перебила. криком. как всегда:
- что за чушь! Ты сочиняешь какую-то чушь только для того, чтобы, пока мы её слушаем, твои личины доползли до нас!!!
- не совсем так. это предисловие было нужно для того, чтобы объяснить, почему ты, девочка…
- я Сестра!!!
- почему ты, девочка, оказалась тут со своим Прахом.
я задыхалась от ярости, а Прах сидел, согнувшись, и молчал. личины ползали вокруг нас как живой ковёр. а он ничего не делал. его я ненавидела больше всех тогда. и Он произнёс:
- ты не хочешь нас убивать… ты хочешь, чтобы я убил тебя. но я все ещё не понимаю зачем. и зачем тебе для этого Сестра…
***
Прах всегда – не злился, нет – расстраивался, когда я давала Сущим или Несущим имена из старых Словарей. Он всегда говорил, что памяти не вернуть и если даже вернуть, это будет обеднение. я до сих пор не понимаю этого. Ему не нравятся сравнения – Он тоже называет это обеднением Смысла. Он все время повторяет, что старые Книги это только средство для понимания, знания, но это не Смысл. Смысл – это всегда что-то новое, то, чего ещё никогда не было… ещё Прах любит произносить фразу «с чистого листа», - «начни с чистого листа». это Он имеет ввиду, что все надо делать так, как будто ты делаешь это впервые. это странно. ведь мы так и живём, без памяти, с чистого листа, да и я все пишу с чистого листа… наверное ему не нравится, что я все время цепляюсь за Словари, но ведь надо же за что-то цепляться? как жить в пустоте и наощупь без хоть какой-то опоры? и ведь Хроники Сестёр – это ведь тоже Словари, только нового мира? только один раз Он показался мне удовлетворённым, если это можно так назвать, - когда мы встретили Несущего, пожирающего Смысл. я случайно и инстинктивно назвала его «Йорр». но там было… Прах запретил мне заносить это в Хроники. пока. но там было…
***
- я вёл вас сюда начиная с тех событий в пещере, когда погибли все Существа. знаете почему они погибли? впрочем, на этот вопрос я не буду отвечать, это только помешает делу. этот сон, друг мой, приснил тебе такой же как я – как ты назвала меня, девочка? Режиссёр? – Режиссёр. вообще-то меня зовут Цхунг. но дело не в этом. дело в том, что того Режиссёра в тот момент пытали, ведь он, как и я, - единственный Несущий, обладающий информацией о старом мире.
Прах слушал как мёртвый, я ничего не понимала, но видела, как личины начинают подниматься по колёсам ко мне. но страшно было больше от непонятности. я сосредоточилась на вопросах, только бы не думать и не ощущать липкие прикосновения:
- кто его пытал?
- это хороший вопрос. я не знаю. кто-то, кому очень нужна информация о… Режиссёрах. и о старом мире. но это точно не Несущие – мы единокровных, то есть своих, не убиваем. для чего – не имею представления. но я точно знаю, что они идут за мной, потому что узнали моё расположение от моего… замученного, так сказать, друга.
- зачем он отправил сон Праху про меня?
на этом вопросе он, кажется, осёкся.
- тебя нужно было спасти, Сестра.
- я не имею ценности, как и Первая Сестра, которая была до меня. ценность только в Написанном.
личины начали ползти по моим волосам. мне казалось, я вся была в них. Прах не двигался.
- имеешь... от нас ты получила дар, гораздо более ценный, чем получил Прах при… процедуре, о которой я не могу говорить. он об этом может быть даже догадывается, да, друг мой? и он должен был получить ответ здесь и сейчас, именно в этих обстоятельствах. чтобы у него не было выбора, видя тебя, полностью укутанную в смерть…
личины. на глазах, на руках, одни личины. и уже Прах, надрывно:
- какой дар?!!
- не торопись друг мой. все в своё время…
- зачем тебя убивать?!!
- причина в том, что я не могу позволить этим неизвестным так же бездарно, посредством истязаний надо мной, получить информацию об ещё одном Режиссёре. память о старом мире, доставшаяся нам, это тоже дар. память это всегда то, чем и для чего можно манипулировать. а когда ты убьёшь меня, - а ты это сделаешь, - тогда они переключаться уже на тебя…
личины начали пытаться пролезть в рот и уши, я замычала и кажется разрыдалась или это был пот, ручьями льющий от ужаса. Прах вскочил.
- остановись!!! я убью их!
- нееет, друг мой, ты слишком, что называется, сентиментален. ты опять замучаешься совестью или стыдом или…
глаза все ещё были открыты и я увидела, как вдруг сзади Праха появилось нечто – это был Зритель! – он секунду помедлил, глянул на меня, и изо всех сил ринулся вперёд. Прах не устоял от волны – уже праха! - повалился немного вперёд, но этого хватило, чтобы Он коснулся ужасного дырчатого тела прямо перед ним… личины спали.
***
мы возвращались к урытиям в тишине. не хотелось ни говорить, ни спрашивать, даже молчать – не хотелось. все ещё ощущение личин на лице заставляло не думать. вечерело и степь покрывалась красным туманом. первым заговорил Прах. не как всегда.
- давай занесём в Хронику его как «Цхунг». не надо этих словарных режиссёров и зрителей. давай…
- с чистого листа?
- да.
он улыбнулся. глазами. так редко и так не по голубому. чарно. он улыбнулся – чарно. а я заплакала. вдруг стало легко и захотелось уткнуться в плечо. я никогда так не радовалась коляске. у неё было плечо.
всхлипывая и улыбаясь, я спросила:
- а зрителя тоже назовём по-новому?
- конечно. если хочешь.
- хочу! пусть он будет… Всок!
- потому что высокий?..
- это не сравнение! но мы ведь не можем совсем без истории? совсем без Словарей?
- можем. не плачь. с чистого листа – всегда больно.
последние его слова подтвердились буквально и сразу. вокруг урытий оселения все было усеяно трупами существ. как тогда, давно, когда я только очнулась в пещере, спасённая Прахом.
- кто это мог сделать?! те самые, о которых говорил Ре… Цхунг?
- не думаю…
- тогда как же…
- мне кажется, существа, которыми управляет Цхунг каким-то образом становятся зависимы от его собственного существования. и там, тогда, и здесь, сейчас – как только умер Цхунг – погибли все существа.
- может быть поэтому они нас хотели поджечь, когда узнали, что мы пойдём, возможно, убивать их покровителя?
- возможно. возможно поэтому существа и ходили к нему по одному в качестве… частной жертвы за их общую жизнь… сложно теперь сказать.
- что мы будем делать дальше?
- ляжем спать.
- здесь, среди трупов?
- да. может быть они нас чему-нибудь научат…
- чему могут научить трупы?
- они для того и существуют, чтобы чему-нибудь нас учить.

Словарь
Цхунг – Несущий, способный получать информацию от Всоков, других Цхунгов, а также управлять Всоками и другими Сущими посредством удалённой передачи информации. обладает какой-то связью с существами и личинами – паразитами, обитающими на его теле. после процедуры получил способность обладать памятью о старом мире существ.
Всок – Сущий, обладающий способностью чувствовать в определённом радиусе расположение и передвижение Сущих, Несущих и существ.
Процедура – некий процесс, который лишил памяти и воспроизводства существ, а также в случайном порядке под воздействием неизвестной силы обменял свойства некоторых существ и некоторых несуществ между собой. понятие требует уточнения.

от автора: продолжение Хроники можно найти в интернет под названием "Хроники Сестёр. Часть первая" и "Хроники Сестёр. Часть вторая"


Рецензии