Весть

– Проиграли! Царя-батюшку проиграли! В картишки! В дурочка подкидного! На ярмарке! – кричал гонец.

– Тише, тише. Рассказывай все по порядку, – сказал царский советник.

– На ярмарке, что у дощатой площади, бондарь с наперсточником в дурочка резались. Бондарь ставил бочку, а наперсточник индюка, и бондарь выиграл. Потом наперсточник поставил сапоги с подбитыми подошвами, и бондарь снова выиграл.

– И?

– Право государь, зуб даю, наперсточник жулил все это время, ой жулил! Заманивал он бондаря в сети свои паучьи! Голову боченочному мастеру задурил.

– Дальше-то что было?

– Наперсточник поставил самовар. Говорит: «Дай отыграться», а сам лыбу давит.

– И что, отыгрался?

– Ага, еще как! Сначала сапоги с подбитыми подошвами отыграл, потом индюка, а потом и бочечку бондарскую в собственность заимел.

– Так, а бондарь что?

– В азарт впал старый дурень! Поставил еще одну бочку, а потом еще одну, и еще! Так одну за другой все бочки и проиграл!

– Остановился?

– Куда там! Потом инструменты проиграл и мастерскую, дом, чулан, сарай и кладовую!

– Жену с детьми тоже проиграл?

– К счастью жены и детей – у него их нет! Но к горю нашему этот дурила поставил на кон Царя! И проиграл!

– Как это так? Где ж это видано в карты на Царя ставить? И можно ль его проиграть? Законом нашим это недопустимо.

– Скакал как мог, пуще ветра, коня загнал, только чтоб Вам наперед сию весть сообщить! Наперсточник уж сюда идет, выигрыш забирать. Прячьте Царя! Прячьте Государя, говорю я Вам!

– Не стоит так беспокоиться… – продолжал советник.

– Что здесь происходит? – спросил Царь. Он только что вошел в тронную залу, на нем был белоснежный мундир с золотыми погонами, красные и синие ордена свисали с груди, на лице росла черная подстриженная борода, а на голове красовалась корона, инкрустированная алмазами.

Гонец упал в поклон до земли, а советник откланялся в пояс.

Государь поднял гонца с колен:

– Сударь мой дорогой, хватит Вам чело о ступени марать. Говорите с чем пришли, с просьбой ли, с сетованием?

– С вестью горемычной явился я! – ответил гонец.

– Государь, не слушайте его, сущий пустяк, а не проблема, – вставил слово советник, но Государь его перебил поднятиям руки, что означало «помолчи, пожалуйста, дай выслушать». Советник понимал царские знаки с пол-оборота, а потому замолчал.

– Продолжайте, – сказал Царь гонцу.

– Ох, Царь-батюшка, уж не знаю как Вам и сказать, но и томить не стану… Проиграли Вас в карты на ярмарке.

– Меня? В карты? – засмеялся Царь, – А на что играли-то хоть?

– На самовар.

Царь стал очень серьезен:

– На самовар? Ты уверен?

– Да, Царь-батюшка, уверен! Сам с него настойки чабреца испил!

– Что такое, Государь? Все в порядке? – спросил советник.

– Нет, не в порядке, – ответил Царь, сел на ступени, ведущие к трону, снял корону и схватился за голову.

– В чем же дело? – сказал советник.

– Дело минувших дней, – сказал Царь, – …был один парень молодой, бочки делал, бондарь местный. И когда революционеры замок взяли, мне деваться было некуда, помнишь?

– Да, Вы сбежали.

– Не просто сбежал, мне бондарь тот помог. Вывез меня из крепости в бочке с пшеном. Выкатил на дощатую площадь и возле литейной кузницы поставил. И сидел я там в бочке два месяца. Пшено быстро кончилось, да и непригодным оно было для еды, ибо испражнялся я в него день и ночь, и зарывал все это поглубже, чтобы не пахло, но пахло все равно скверно.

– Вы об этом не рассказывали, Государь! Я думал, Вы все это время собирали полк для наступления на революционное ополчение, – сказал советник.

– Нет, я соврал, чтобы меня не засмеяли. Полк мой брат Григорий собрал, а сам я в бочке у кузни под себя ходил, да в пшено закапывал.

– Как же Вы выжили, Государь?! – спросил гонец.

– Молил бондаря о еде и питье. Он мне и помог. Дал мне самовар, а в самоваре была каша перловая. Вот так я целых два месяца из самовара перловую кашу и сосал, под себя ходил, в пшено зарывал. А когда брат мой Григорий с первым гусарским полком столицу отбил – я и вылез.

– Вот-вот, Царь-батюшка! Этот самый бондарь Вас сегодня и проиграл. Против самовара ставил! – крикнул гонец.

– Да, я это сразу понял, когда Вы, сударь, про самовар упомянули. Дело в том, что когда я в бочке сидел – самовар весь погнул, а когда вылез, бондарь новый затребовал. У меня при себе самовара не было, и тогда бондарь мне сказал: «Коли самовар я на твою жизнь обменял, то теперь твоя жизнь мне принадлежит, купил я её, и цена ей красная – самовар, кому захочу, тому продам. Клянись, что так оно и есть, а иначе прокляну, на чем свет стоит!»… я и поклялся.

– Батюшки! – вскричал гонец.

– Дак неужели Вы жизнь свою выкупить не пытались у бондаря? За все эти годы-то? – спросил советник.

– Пытался, – ответил Царь, – целый обоз самоваров ему отправил – он ни в какую! Трюм корабля самоварами из Белого Устюга набил и ему предлагал, уже в порту разгружали, а он нос все воротил, да приговаривал: «Грех с таким козырем расставаться раньше времени, жизнь твоя – моя, и стоит она один вшивый самовар, захочу – на лапти обменяю».

Тут двери зала открылись, и вошел веселый наперсточник с понурым бондарем под ручку.

Говорит: «Где тут Ваш Государь? Подавайте-ка его сюда, пущай в мешок полезает!»

Советник с гонцом оглядываются – Царя нет.

Вдруг слышат тихий голос из-за трона:

– Пссс… пссс… эй, псссс…

Поворачиваются – Царь из-за подлокотника выглядывает и шепчет:

– Скажите что меня нет, я уехал на вотчину, в Оренбургскую губернию, налоги собирать, лично. Хорошо?

Советник с гонцом кивнули и повернулись к незваным гостям. Стоят, бледные, как лунный лик. Гонец шапку руками мнет, а советник тесьму на манжете мизинцем теребит.

– Кому это Вы там киваете, а?! – крикнул наперсточник, еле сдерживая смех, – неужто Государь за троном спрятался?!

– Не-нет Царя-ба-батюшки на месте, уехал в гу-губернию налоги собирать, в Оренбургскую, лично, – ответил гонец, ему было трудно скрывать волнение.

Советник моргнул два раза.

– Значит, нет Царя? А кто это такой там бородатый из-за трона выглядывает? Небось Царь ему и корону свою дал поносить, пока сам в разъездах?

Наперсточник подошел к трону и начал обходить его по круговой, а Царь стал ползти от него на карачках, чтобы не быть замеченным. Бондарь правда его приметил, но Царь поднес палец к губам и показал ему «Тсс, молчи».

Так они намотали три круга вокруг царского кресла.

– Кто это тут у нас такой ползает? В белом мундире, в пагонах! Смотри-ка, а! – продолжал наперсточник, потом резко пошел в другую сторону и Царь уткнулся ему в сапоги.

Царь поднял взгляд. Глаза наперсточника мерцали радостью.

– Ну-с, Государь, как Вам Оренбургская губерния? Все налоги собрали?

– Да, все, – ответил Царь.

– Вот и славно, – сказал наперсточник и накинул на Царя холщевый мешок.

Прошло трое суток. Двое из них Царь брыкался в мешке на плече наперсточника, но на третьи смирился.

Наперсточник нес его по полям и лесам, вдоль рек и озер, по горам и долам и наконец-то принес.

Вывалил Царя – прямо на трон.

Шокированный Царь не мог понять, что с ним происходит.

И тогда наперсточник сказал:

«Я не мошенник и в наперстки я не играю. Тысячу лет я жил в горной долине и спал под деревом Ним. Там я постиг мудрость жизни, и спустившись с гор, услышал в городе сказ про Царя стоимостью в самовар.

Тогда я решил найти того бондаря, которому ты продал свою жизнь. Выкупить тебя у него было нельзя, а потому я прикинулся ярморочным разводилой и выиграл тебя в подкидного дурака.

Бондарь был жадным, но на жадности его я и сыграл. Тот еще лопух, я тебе скажу.

А когда я тебя унес, он понял, что все закончилось, и ушел дальше катать свои бочки.

Но вот я принес тебя назад, и раз уж ты теперь принадлежишь мне, то я приказываю тебе править царством.

Будь хорошим и справедливым царем, милосердным к подданным и строгим к нарушителям порядка. Защищай законы религии и не давай в обиду тех, кто от тебя зависит.

Не жалей живота своего в битвах и всегда выступай в авангарде в первых рядах.

Будь примером праведности для других и молись Богу, чтобы дал тебе сил править государством, чтобы жизнь в нем процветала, а люди были счастливы.

Будь внутри смирен и скромен, как подобает правителю, но внешне оставайся не примерим в соблюдении закона Божьего в твоем царстве.

Коли ты мой, то и царство твое мое, а я Бога слуга и все что есть у меня – Ему принадлежит.

И приказываю я тебе править царством в соответствии с законами, что даны нам в священных писаниях.

Ибо власть любая, большая и малая – от Бога, и в служении Ему должна быть занята, а не для собственного наслаждения и прихотей.

Главная твоя забота – это духовное развитие и самоосознание твоего народа, а не потакание его деградации.

Запомни это и правь с этим мотивом».

Упал царь тогда в поклон перед мудрецом, замарал чело о ступени, и сказал, задыхаясь от слез:

«О, святой мудрец, все что ты мне сказал я принимаю как Высшую Волю и следовать буду ей до конца дней, как своему вечному долгу!»

С тех пор царство процветало и революций больше не свершалось, потому что мир и покой царил в повседневной жизни людей и в их сердцах.

Бондарь, правда, в Персию переехал и стал торговать рисом на местном базаре. Через два года он украл верблюда у шаха и уехал на дальний восток континента. Спустя пять лет он основал поселение у Охотского моря, ныне известное как Магадан.


Рецензии