Послевоенные годы

  Мой отец на фронте был пулемётчиком. В 1943 году получил ранение в правую руку и был комиссован домой. Но когда приехал домой, его отправили пилить лес. Стрелять не мог, а дрова рубить и с простреленной рукой можно. Отпустили домой в 1946 году.
  Брат вернулся домой в апреле 1946 года после пяти госпиталей. Ранен в правую руку, разбит был локтевой сустав, делать ей ничего не мог, просто висела. Отец стал работать пчеловодом, брат на колхозной ферме учётчиком кормов – выдавал дояркам сено, солому, силос. Через год женился. В 1953 году вступил в компартию.
  В 1948 году вернулся мой дядя, мамин брат, с одним глазом, другой был выбит фашистской пулей. Мой дядя Авдюков Иван Кириллович, человек грамотный, обладающий чувством юмора, устроился в Омутинский клуб заведующим. Набрал артистов человек пять. Это были Фоминцев Фёдор Иванович, абсолютно незрячий, но на баяне играл очень хорошо, Кармишина Анна и ещё двое молодых мужчин. Ездили они с концертами по всему району, по всем деревням. Дядя Ваня к тому времени был женат на тёте Томе, и у них рос уже маленький сыночек Валера. Поэтому их семье выделили комнату тут же при клубе маленькую.
  В 1949 году приехали моя сестра с мужем Михаилом Леонтьевичем из Сталинграда, стали обживаться в Омутинке. Сестра устроилась в автохозяйство, было такое в Омутинке, там несколько автомашин. Её работа заключалась в том, чтоб выписывать шоферам путёвки, отмечать рабочие дни. Михаил устроился в бригаду плотников, и стали ездить по деревням, строить скотные дворы и многое другое. После выучился на водителя и работал тоже в автохозяйстве шофёром. Работа была, а вот жилья не было. Тогда мой дядя Ваня приютил их у себя. Так и жили: у противоположных стен стояли кровати, у одной стены одна большая кровать, рядом детская кроватка, у другой стены точно также большая, рядом детская, ибо в конце 49-го года у сестры с Мишей родился сын Витя.
  Весной 1950 года мама мне говорит:
- Рая, надо помочь Анне, придётся тебе с Витей понянчиться лето.
  Я не перечила и стала ходить пешком от Савиново до Омутинки за 16 километров. В воскресенье вечером ухожу из дома. Неделю нянчусь с племянником днём, ночью сплю на раскладушке между большими и маленькими кроватями. В субботу домой пешком. Машин не было ни у дяди, ни у зятя. И так всё лето. Одну ночь ночую дома с субботы на воскресенье, остальное время нахожусь в Омутинке, нянчу племянника. Ходила одна, никого не боялась. Только на половине пути был небольшой холм у дороги. Вот мимо него бежала метров 500 бегом. Называли этот холм крапивным. Он и правда весь был заросший крапивой. Так вот, савиновские старожилы рассказывали. В 1918 году в России шла гражданская война. По нашей местности проходил Колчак со своей армией и набирал мужиков в свою армию, а кто отказался, а отказались многие, всех собрали, увезли. На полдороги между Савиновой и Омутинкой расстреляли и сбросили в яму. Так вот и стали говорить, что возле этого холма привидения ходят. Но я  за всё лето никого не видела, хотя жутко боялась проходить мимо крапивного. Однако птицы над холмом галдели громко, может, это и были души убиенных.
  С мая по сентябрь я пронянчилась с племянником. Поила молочком из бутылочки, меняла ползунки, пелёнки, выносила гулять. В конце августа тётя тома сшила мне чёрную сатиновую юбку в складку и ситцевую красную кофточку в мелкий белый цветочек. Я не знала за всю жизнь счастливей дня, ведь я всё время ходила в холщёвых платьях. А ещё купили мне новенький портфель и новые книги к школе. В те годы не было школьной формы, ходили кто в чём может.
  К осени сестра устроила Витю в ясли. Дядя Ваня уехал в Казахстан. А сестра с семьёй долгие годы скитались по квартирам. Лет через 10 им дали трёхкомнатную рядом с автохозяйством.
  Давно это было. Отец, мама, брат, сестра, дядя ушли в мир иной. Мой муж тоже 4 года назад покинул этот свет. Но я не одинока, у меня четверо замечательных детей, 2 сына и 2 дочери, помогают мне, приезжают из города, копают огород, делают грядки, сажают и сеют овощи. С их помощью можно жить. Спасибо моим детям.


Рецензии