Кто он

      
  Весна широким фронтом наступала на поля Западной Сибири. Весь этот простор охвачен солнечными лучами, безжалостно обжигающими остатки снежного покрова. Снег превращался в шумные ручьи, стекающими в реки, ломающие лёд.Уровень воды в реках резко поднимался в дневное время и несколько снижался в ночное время, так как температура окружающей среды опускалась до минус пяти градусов. Мелкие ручейки в ночное время прекращали свой бег.
  В это самое напряжённое время года в небольшом селении под названием Журавли молодая жена Петра Вдовина Жанна объявила мужу:
  - Петя, кажется, начинается. Мне надо в больницу. Ребёнок рвётся наружу.
  - Как же я тебя повезу, если такая большая вода, моста через реку нет. Потерпи денёк-другой и поедем. Лёд пройдёт - на лодке переправлю.
  - Не может он ждать. Пришло время рожать, вот просится наш ребёночек на воздух. Сходи хоть к бабке Иванихе. Сама-то не смогу, Петя.
  - Как она тебе поможет эта семидесятилетняя старушка?
  - А ты сходи и приведи её сюда, а мы тут разберёмся.
Ладно, я пошёл. Ты держись, Жанна. Я буду спешить, да и бабку попрошу поторопиться.
  Пётр вышел на улицу. Свежий воздух наполнил грудь. Весело зашагал Пётр к дому всем известной повитухи бабки Иванихи. Её только и называли в селе Иванихой. "Как-то неловко обращаться к ней по прозвищу, - подумал Пётр. - Надо узнать у кого-нибудь хотя бы её отчество".
  Он зашёл к соседям Головиным, у которых была мать  Ефимия Емельяновна ровесницей Иванихи. Она должна знать всё об Иванихе.
  Да, Ефимия Емельяновна действительно с детства знает Иваниху, и начала об этом рассказывать, как они ещё до войны дружили, а потом их пути разошлись: не поделили парня.
  - Ефимия Емельяновна, у меня жена рожает, мне надо Иваниху пригласить на помощь моей жене, - прервал рассказ пожилой женщины Пётр.- Вы мне скажите, как звать Иваниху и её отчество, а то неловко называть её Иванихой, приглашая на такое ответственное дело.
  А звать её Пелагеей Сергеевной. Ох, и красивая же была девкой-то она! Её и выбрал Иван Фефелов, хотя долго ухаживал за мной. Она у матери научилась кое-чему, вот и помогает бабам. Ты, Петя, иди к Пелагее, а пойду к Жанне. Ей, наверно, страшно одной-то находиться дома, - распространилась Ефимия Емельяновна, и стала надевать своё видавшее виды пальто.
  Во дворе дома Иванихи разгуливала огромная чёрной масти собака. Пётр знал её кличку, и назвал, приближаясь к калитке:
  - Веста, можно войти?
  Веста прибежала к калитке, виляя хвостом.
  Только Пётр взялся за рукоятку калитки, Веста вдруг зарычала. Это значило, что входить во двор не следует. Петру пришлось позвать:
  - Пелагея Сергеевна, выдь во двор. Помощь нужна.
  - Кому понадобилась моя помощь? - отозвалась Иваниха, выходя из сеней на крыльцо.
  - Это я, Пётр Вдовин, жена моя надумала рожать, помогите ей, - попросил Пётр.
  - Молодец, Жанна! Я постараюсь ей помочь. Я сейчас, - Иваниха скрылась за дверью. Не прошло и минуты, она вновь появилась на крыльце с небольшой сумкой в руке. За ней следом вышла девочка лет двенадцати. Пётр знал её - это внучка Иванихи Зина. Она жила у бабки, а родители её работали где-то на Севере уже третий год.
  - Со мной пойдёт моя помощница Зина. В школу-то уже третий день не ходит. Вода в реке поднялась, а моста нет, - объяснила Иваниха. - От кого узнал моё имя? Да, что это я задаю негодный вопрос! Это ведь Фимка рассказала. Сейчас, видимо, находится у вас. Хочет обо всех новостях раньше других знать, чтобы потом посудачить и по селу разнести.
  - Зина, почему бабушка так говорит об Ефимии Емельяновне? - поинтересовлся Пётр, да так, чтобы Пелагея Сергеевна слышала.
  - Я не знаю, - с грустинкой в голое ответила девочка.
  - Ей и знать не надо. Это наше с Фимкой дело. Никак не можем помириться. Видно, обе задерихи. А ведь в детстве были хорошими подружками.
  - Вы обе замечательные бабки, так подружитесь хотя на старости лет. Жизнь одна. С обидой в сердце жить трудно, - Пётр пытал в чём-то убедить пожилую женщину.
  - Ты, Петя, не сыпь мне соль на рану. Я сама всё понимаю, но никак не могу совладать с собой. Видно, гонору много. Помириться надо бы, да вот встретиться никак не удаётся.Вот ваша семья поможет изменить наши отношения друг с другом, если Фимка уже у вас.
  Так за разговором они пришли к дому  Вдовиных. Уже в сенях услышали стон Жанны. Когда вошли в дом, Пелагея Сергеевна, поздоровавшись, тут же спросила:
 - Фимка, ты хоть воды накипятила?
 - Для того и пришла, чтобы воды накипятить, пока ты там собираешься и плетёшься сюда, - ответила Ефимия Емельяновна.
  - Пётр, ты можешь быть свободным. Иди, гуляй, пока Зина не позовёт тебя. А ты, Зина, вникай, как надо оказывать помощь роженицам. Учить тебя буду, моя дорогая внучка, хорошему делу. Помогать мне будет когда-то лучшая моя подруга, Фимка, то есть Ефимия Емельяновна. С Богом! Приступаем, - приказала Пелагея Сергеевна. 
   Пётр вышел из дома. Пошёл в хлев. Дал корове сена. Погладил её . Она тоже скоро должна родить. Чем ещё заняться, Пётр не знал. Почему-то забрался на чердак.Ничего там не найдя, спустился. За Петром следил верный пёс Полкан.
  - Ты прости меня, Полкаша, что не накормил тебя, дружище. Вот появится на свет мой наследник, тогда отметим мы с тобой это дело вкусной пищей. Обязательно дам и хорошую косточку, - с этими словами не заметно для себя Пётр приблизился к входной двери.
  Из дома до его слуха донёсся плач ребёнка. Дверь открыла Зина:
  - Входите, дядя Петя. У вас родился сын. Тётя Жанна чувствует себя хорошо. Ей уже показали сына. Как назовёте, дядя Петя?
  Пётр вошёл в дом, когда Иваниха держала его сына над тазом, а Ефимия Емельяновна поливала его водой из ковша. Пётр схватил сына, стал целовать его. Потом передал его в руки Иванихе, а сам подошёл к Жанне, поцеловал и её.
   Теперь отметим появление на свет нового человека наших Журавлей, - объявил Пётр и стал собирать на стол. - Дорогие мои старушки, спасибо вам за очень хорошо оказанную помощь! Будьте здоровы на долгие годы!
  - Послушай, Фимка, хороший момент  для нашего примирения. Давай помиримся и будем дружить, как прежде!
  - Я согласна, Полька, давай мириться. Новорожденный будет нашим общим внуком. Как назовём парнишку?
  - Я бы назвала Сашей. Вам нравится это имя? - вмешалась в разговор Зина.
  - Мне нравится имя Саша, отозвалась Жанна.
  - Даже здорово - Александр Петрович! - выкрикнул Пётр. - За Александра Петровича!
  Две старушки и Пётр выпили по рюмке водки.
  Почти обнявшись, держа друг друга за руки, Пелагея Сергеевна с Ефимией Емельяновной, сопровождаемые Зиной, вышли из дома Вдовиных.
  Александр Петрович в это время лежал возле матери, посапывая, сосал её грудь...

  Пелагея Сергеевна предложила свозить Александра в ближайшую церковь и окрестить его. Сама же она пожелала стать для младенца крёстной матерью.
  Благо, что Пётр работал в совхозе шофёром, он эту просьбу выполнил быстро. Александра Петровича окрестили в православную веру, и стал он расти, охраняемый ангелом господним под присмотром родителей, крёстной матери и "названной сестры" Зинаиды...

  ...Пришло время, Александр Петрович пошёл в Журавлиновскую семилетнюю школу.
  Вместе с ним разрасталось и село Журавли. Там стала работать средняя школа, полный курс которой Александр Петрович успешно закончил. Родители для него делали всё, чтобы сын ни в чём не нуждался.
  Выдался сын статью в отца. Так же высок ростом. Широкоплеч. Красив лицом. Характером в мать. Вежлив. Скромен. Аккуратен во всём. Обходителен со всеми. За это его уважали все сверстники и учителя. Да и большая половина населения Журавлей относилась к нему с уважением. Это был очень развитый юноша в спортивном отношении. Больше всего Саша увлекался гиревым спортом и боксом.
  Ко времени окончания Сашей школы его "названная сестра" Зинаида вышла замуж и уехала из Журавлей.
  Недолго прожила в одиночестве Пелагея Сергеевна - бабушка Зины. Она скончалась прямо у колодца, набирая чистой воды. Почему-то родители Зины так в Журавлях и не появились.

  - Где будешь работать, сын? - спросил однажды отец.
  - Папа, я хочу учиться дальше, чтобы получить высшее образование, - без всякого размышления ответил Александр Петрович.
  - Славно. Мать, слышишь, сын хочет дальше учиться. Как ты на это смотришь?
  - Положительно. Пусть учится, пока живы, поможем, - с радостью ответила Жанна.
  - Кем же ты, Саша, хочешь стать? - Не унимался отец.
  - Строителем, чтобы строить замечательные здания, которыми увековечить фамилию Вдовиных, - ответил сын.
  - Где такое учебное заведение, в котором готовят инженеров-строителей? - Заинтересовалась мать.
  - Если позволите, поеду в Новощегловск. Попытаю счастье сдать вступительные экзамены на строительный факультет Горного института.
  Сказано - сделано. Поехал. Сдал вступительные экзамены. Стал студентом именно строительного факультета..

  Однажды, после успешно сданной весенней сессии Саша пришёл в спортивный зал института, где на ринге бились два студента старших курсов.
  - Тебя интересует этот вид спорта? - Спросил тренер по боксу. - Ты знаком с боксом?
  - Только в школьные годы. На районных соревнованиях был первым, но никаких спортивных разрядов удостоен не был, - ответил Саша.
  - Давай раздевайся и на ринг. Есть у меня боксёр, который может проверить твои способности, - предложил тренер.
  - Я целый год не надевал перчаток, даже не знаю, что смогу вам показать, - засмущался Саша.
  - Не волнуйся - разберёмся, - заверил тренер.
  Наскоро Саше надели перчатки. В своих трусах он вышел на ринг. Перед ним стоял крепкого телосложения молодой человек, правда, ростом сантиметров на двадцать ниже Саши.
  По команде "Бокс", парни начали сражение. Своими длинными руками Саша держал противника на расстоянии и не давал ему наносить себе удары. Сам же Саша несколько раз ударил противника по туловищу. Прошло всего две минуты боя и противник Саши оказался в нокдауне.
  - Стоп! - Крикнул тренер.- Ты что-то мудришь, парень. Кто тебя тренировал?
  Саша подбежал к стоящему на одном колене своему противнику, подхватил его подмышки и поставил на ноги:
  - Прости, я нечаянно! Прости! - Саша бросился извиняться перед обиженным им парнем.
  - Молодой человек, ты меня не слышишь? Я спрашиваю, кто тебя тренировал в школе? - Повторил вопрос тренер.
   Уходя с ринга, Саша ответил:
  - Меня тренировал наш школьный физрук Иван Петрович Перцев. Кроме бокса я занимался гиревым спортом.
  - При твоих физических данных ты можешь добиться многого. Приходи, будем тренироваться, - предложил тренер.
  - Я хочу быть строителем, а бокс и гиря - моё хобби, - ответил Саша.
  - Очень жаль. Ты бы мог показать себя Миру, - с сожалением сказал тренер...

  На летние каникулы студенты собрались в строительный отряд и поехали на БАМ. Целых два месяца они работал, чтобы получить какие-то деньги, а в результате меньше требовать от родителей.

  В самом начале зимней сессии Саша получил телеграмму: "Саша, срочно приезжай, умер папа. Мама".
  Саша без промедления приехал в Журавли. Оказалось, что Пётр Васильевич скончался прямо за рулём автомашины - сердечный приступ. Убитая горем Жанна Дмитриевна лежала на кровати. Она не могла произнести ни единого слова на приветствия и ласки сына. Трудно рассказывать о состоянии женщины, оставшейся без мужа. У неё не было сил, чтобы ехать на кладбище. С ней в доме осталась Ефимия Емельяновна, которая в силу своей немощности, поехать на кладбище тоже не смогла.
  - Вот видишь, Жанночка, как получается: такой молодой Пётр умер, а я вот всё живу. Небо копчу. Нет порядка в мире. Мне думается, старые должны умирать раньше молодых. Ты не убивайся, у тебя есть хороший сын. Он не бросит тебя, - успокаивала Жанну старушка.
  Ефимия ещё что-то говорила, но Жанна её не слышала, да и не слушала. Молчала.
  - Да, ты не молчи, Жанна. Заплачь, тебе легче станет, - уговаривала Ефимия Жанну...

  Жанна постепенно приходила в себя. Только через неделю она разрешила ехать сыну в институт:
  - Ты поезжай, Саша, а то отстанешь от своих товарищей, трудно будет даваться дальнейшая учёба.
  - А ты, мама, в полном порядке? Ты справишься здесь одна?
  - Я справлюсь, сынок. Ты езжай, Саша, но при случае приезжай домой, да почаще, - просила мать.

   Последующие годы учёбы в институте Саша метался между институтом и Журавлями, где жила и работала его мать Жанна Дмитриевна Вдовина...

   Наконец Саша окончил институт, получил направление на работу в Стройуправление № 1 треста "Новокузнецкпромстрой" пока в качестве мастера. Теперь у него не было такой возможности, как во время учёбы в институте, часто посещать маму, поэтому он решил пригласить её в свою квартиру, полученную в доме №86 на улице М.Тореза. Жанна Дмитриевна нехотя согласилась, приехала в Новокузнецк.
  - Мама, выбери себе комнату. Здесь мы будем жить с тобой, - объявил Александр Петрович, как теперь его называли и соседи, и все подчинённые.
  - Я выбираю вот эту, самую маленькую комнатку. А зачем тебе такая большая квартира о четырёх комнатах? - Поинтересовалась Жанна Дмитриевна.
  - Мама, почему ты задаёшь такой вопрос? Я - молодой человек, у меня есть на примете девушка, которую я люблю. Возможно, скоро мы с ней поженимся. Как у многих молодых семей, у нас появятся дети. Вот на такой случай я получил эту большую квартиру, - вежливо объяснил сын.
  - С уборкой в этом множестве комнат я не справлюсь, Саша, не смогу, - оправдывалась Жанна Дмитриевна.
   Только тут сын заметил, как изменилась и постарела его, когда-то красивая молодая мама, очень сдала, в свои пятьдесят пять лет она выглядела восьмидесятилетней старухой. Стала какой-то сгорбленной. Не нравилась ей жизнь в новой большой квартире. Разговоры между матерью и сыном часто возобновлялись. И каждый раз сын просил мать успокоиться.
  - Успокойся, мама, всё будет нормально. Квартиру ты оставь в покое. Не столько мы с тобой насорим, чтобы каждый день пол мыть. Ты скажи, что у тебя болит? Может, в больнице полежишь. Полечат твою хворь, - предложил сын.
  - Хворь у меня одна, сынок: сильно тоскую по Петру. Рано он оставил меня одну. Вот и ты женишься, я для вас буду только обузой, - вдруг расплакалась Жанна Дмитриевна.-Ты, видно, из-за меня и домой-то порой ночевать не приходишь.
  - Что ты говоришь, мама? Я вступил в союз охотников и рыболовов. Ну, вспомни, сколько раз я приносил домой рыбу. С наступлением осени буду ездить на охоту. Хорошие ребята работают у меня. Всё будет хорошо, и никому ты не будешь мешать. Моя будущая жена хорошая девушка, я тебя как-нибудь познакомлю с ней, - не унимался сын. - Здоровье твоё надо подремонтировать. А самым лечебным препаратом будет мой сын, а твой внук, который не даст тебе спокойно жить.
  - Я ведь малограмотная, окончила всего семь классов нашей Журавлиновской школы и своего внука вряд ли сумею правильно воспитывать, - прослезилась мать.
  - Мама, ты самая хорошая воспитательница. Я тебе очень благодарен за всё, что ты сделала для меня. Я вот с высшим образованием - инженер. Если бы вы с папой не позволили мне учёбу в институте, мы бы с тобой до сих пор жили в Журавлях,- он обнял мать и поцеловал её в щёку.
  - Ладно, сынок, поживём - увидим, но ни в какую больницу я не поеду. Петя там заждался меня. Скорей умру - меньше помех для вас с молодой женой.
  - Всё, мама, прекрати эти разговоры и выкинь плохие мысли из головы. Ты нам будешь нужна в любом случае. Мы будем работать, а ты будешь с внуком гулять. Если в больницу не хочешь, поезжай в санаторий. Есть в Алтайском крае хороший санаторный город Белокуриха. Это совсем недалеко. Сам отвезу тебя туда и привезу оттуда помолодевшую свою самую дорогую мне маму. В санаториях этого города радоновые источники, вода которых помогает от многих недугов. Говорят хорошо побывать в соляной пещере, -сын продолжал убеждать Жанну Дмитриевну.
  - Ни в больницу, ни в санаторий ты меня отвези, а в Журавли, - просила мать.
  - Как ты там будешь одна жить? Да к тому же ты дом свой продала. Ты же мне об этом говорила.
  - Дом я не продала. Живут в нём твои одноклассники Витька Баринов со Светкой Стасовой. У них двое ребятишек, а у родителей того и другого избушки маленькие. Наш-то дом вон, какой большой. Есть где разгуляться. Вот и я там доживать век свой буду.
  - Ещё не хватало, моя мать будет жить с чужими людьми, а с родным сыном не желает жить. Почему? - Уже громко спросил Саша.
  - Сашенька, сынок, там, в Журавлях покоятся мои родители и родители твоего отца, там похоронен и твой отец. Пока жива, буду ухаживать за всеми могилами. Кроме меня они никому не нужны. Никто не принесёт на их могилы ни единого цветочка. Ведь и Журавли не очень далеко от Новокузнецка. Вы с женой будете приезжать ко мне. Появится внук, привезёте внука. Воздух у нас там чистый. Вылечит без всякого санатория. Я буду спокойна, если буду знать, что могилы моих родственников ухожены. Ну, а когда потребуется замена памятников, я тебе сообщу. Пойми меня правильно, сынок, и не осуждай свою старую мать. Дай мне на дорогу денег, а там я получу пенсию, которую ещё на единого раза не получала.
  - Ладно, мама, подожди пару дней, попрошу у начальника управления автомашину и вместе поедем в Журавли. Там окончательно определимся, где и с кем ты будешь жить. Я приглашу на поездку мою будущую жену Валентину Викторовну.
  - Сразу же уговорил. Я подожду, сынок. Это будет просто замечательно, когда мы втроём приедем в Журавли. Все вместе посетим могилки, - мать как-то посветлела, оживилась, даже кое-какие морщины на её лице разгладились. Жанна Дмитриевна заулыбалась.

  - Не пришлось долго ожидать Жанне Дмитриевне обещанной сыном поездки в родные Журавли. В ближайшую пятницу сын домой пришёл не один:
  - Познакомься, мама, это Валентина Викторовна, моя хорошо знакомая девушка. Мы с ней работаем в одном стройуправлении. Валя добровольно согласилась вместе с нами поехать в Журавли. Валя, это моя мама Жанна Дмитриевна.
  - Вот ты какая, Валентина Викторовна. Такая, красивая, не могла не очаровать моего сына. Внешне ты мне понравилась. Дай Бог, чтобы и внутренний твой мир не отличался от внешности,- восхитилась внешностью Валентины Жанна Дмитриевна. - Поедем, посмотришь наше село. Мне оно очень нравится. Там я родилась, там вырастила вот этого красавца. В том селе хочу прожить остаток своей жизни.Если поженитесь, возражать не буду. Только береги и люби его. У меня сын единственный. Я-то его очень люблю, - стала напутствовать Жанна Дмитриевна. - А кто будет управлять автомашиной?
  - Мы поедем на автомашине родителей Вали. Управлять ею будет Валя. Она классный водитель, - поручился Саша.
  В Журавлях, как только Жанна Дмитриевна появилась у калитки своего дома, во дворе показались два мальчика лет девяти-десяти с криком:
  - Папа,мама, приехала тётя Жанна. Встречайте!
  Вышли во двор Виктор со Светланой:
  - Здравствуйте, Жанна Дмитриевна! С приездом вас! У нас всё в порядке.
  - Как Зорька себя чувствует? Светлана, ты не обижала её?
  - Что вы, Жанна Дмитриевна, разве я смогла посметь обидеть такую добрую корову?
  - А она тебя?
  - Мы с ней подружились с первого дня. Только она иногда вечерами мычит так жалобно, - видимо, скучает по вас.
  - Прямо сейчас и пойду к ней. А телок как?
  - Что ему сделается, растёт.
  - Вот и слава Богу. Пойду навещу их, - Жанна Дмитриевна направилась в хлев.
  Саша открыл ворота. Виктор со Светланой поздоровались с ним.
  Валентина поставила машину во дворе. Потом вышла к стоящим в ожидании её Виктору, Светлане и Александру.
  Мальчишки стали осматривать автомашину.
  Саша познакомил Валю с Виктором и Светланой.
  Светлана соорудила ужин для приехавших. Випили по чарке вина, бутылку которого поставил на стол Виктор.
  - Что нового в Журавлях, - поинтересовался Саша.
  - У нас в селе построили церковь. Теперь старушки заняты какое-то время посещением этого храма. Мы окрестили своих сыновей. Думаем обвенчаться, - ответила за двоих Светлана.- Всем селом наводили порядок на кладбище. Теперь уход за всеми могилами будет обеспечен. Совсем недавно похоронили Ефимию Емельяновну.
  - Царство ей небесное! Хорошая была женщина, промолвила Жанна Дмитриевна.
  К уху сидящего рядом Саши склонилась Валентина и тихим шёпотом спросила:
  - Где ночевать будем?
  - В мансарде, а короче - на чердаке. Там две кровати. Давно их поставил мой папа. Видно, с мамой планировали второго сына, но почему-то не вышло, - прошептал Саша.
  - О чём шепчетесь? - спросила Жанна Дмитриевна. Сразу же заметила: - Где больше двух, говорят вслух.
  - Валя интересуется, где нас уложат на ночлег, - ответил Саша.
  - Мы можем освободить дом. Мы же квартиранты в вашем доме, - отозвался Виктор.
  - Не выдумывайте. Саша с Валентиной неплохо проведут ночь-другую на чердаке, а я в своей комнате, по которой очень соскучилась, - тут же объяснила Жанна Дмитриевна.
  - Жанна Дмитриевна, вы что, благословляете наш совместный с Сашей ночлег? - Поинтересовалась Валентина.
  - А чего ждать-то? Отныне и навсегда не расставайтесь надолго. Живите дружно, дети мои.- Не могу вас разлучать, поэтому жить буду здесь,в этом доме, построенном отцом Пети, то есть дедом Саши. Виктор и Света, вы не возражаете?
  - Конечно же, не возражаем. Живите Жанна Дмитриевна и как можно дольше, - в один голос ответили Виктор со Светланой.          
  - Что-то мы разговорились. Поря спать Завтра мы сходим на кладбище. Помянем всех усопших, - закончила разговор Жанна Дмитриевна и направилась в свою комнате.
  - Мама, а где взять хотя бы две простыни? - Спросил Саша.
  - Ты совсем забыл, сынок. Ведь там стоит сундук с постельной принадлежностью. Вот из него и возьмите простыни, - объяснила Жанна Дмитриевна.
  Виктор вышел во двор. Светлана стала убирать остатки пищи и посуду со стола. Дети уже давно спали. На чердак поднялись Саша с Валентиной. Саша включил освещение. Вспомнил, где стоит сундук. Вынул оттуда необходимое  количество постельных принадлежностей. Застелил койки. Предложил Валентине выбрать койку на свой вкус.
  - Саша, ты выключи свет, а то мне как-то неловко раздеваться при свете, -попросила Валентина.
  - Не стесняйся, Валя. Здесь мы ничего не будем творить. Ты убедишься в этом, когда будешь ложиться в постель. У нас будет для этого иное время и другое место, например, моя квартира о четырёх комнатах, - предупредил Саша.
  - Всё равно выключай свет,- строго попросила Валя.
  Саша подчинился требованию Вали, и выключил свет.
  В кромешной тьме Валя стала снимать с себя одежду, а куда её положить так и не посмотрела.
  - Куда положить юбку и кофту? - спросила она.
  - Послушай, Валя, я тоже не посмотрел, куда можно положить одежду. Я сейчас включу свет, и посмотрим, - сказал Саша и включил свет.
  От яркого света Валя ойкнула и зажмурилась, прикрываясь кофтой.
  - Я вижу прекрасную фигуру понравившейся мне девушки, а куда она должна положить свою одежду пока не знаю, так как не могу оторвать взгляд от тебя, Валя, - горячо высказался Саша.
  - Зато я нашла место возможного складирования вещей. Можешь и не выключать свой свет, если уже рассмотрел мою фигуру, - с обидой заявила Валя.
  - Прости, Валя, но я действительно тебя люблю. Не сердись, пожалуйста, он подошёл к Вале, обнял её и поцеловал.- Ты очень красивая, спасибо, что ты есть и что ты здесь!
  - Всё, Саша, давай спать, - Валя стала укладываться на койку, которая так заскрипела, что Валя прикрыла глаза и накрылась простынёй с головой. Притихла.
  Саша, выключив свет, тоже лёг на свою кровать. Скрип повторился точь-в-точь, какой раздавался, когда Валя укладывалась на ночлег.   
  - Вот и лежи тихо, не шевелись, а то разбудишь всех домочадцев,- предупредила Валя.   
  Ночь прошла спокойно.
  Когда Валя проснулась и открыла глаза, увидела, что через небольшое окно на чердак пробиваются солнечные лучи. На крыше воркуют голуби. Со двора доносится щебет воробьёв.
  В кухне уже орудовали Светлана с Жанной Дмитриевной.
  Валя как-то неловко повернулась, койка вновь заскрипела, от чего проснулся Саша.
  - Доброе утро, Валя!
  - Доброе утро, Саша! - Ответила Валя. Она поднялась с кровати, скрипящей на все голоса.
  Саша смотрел на Валю немигающими глазами и с чуть приоткрытым ртом.
  - Какая же ты красивая, Валя! Неужели ты будешь моей женой? Скажи прямо и откровенно,- умолял Саша.
  - Ты почему сомневаешься? Мне ты тоже нравишься, и я тебя очень люблю, - призналась Валя.
  Саша вскочил с кровати, подбежал к Вале, взял её на руки и стал кружиться.
  - Саша, тихо. Поставь меня на пол. Пошли умываться. Сегодня мы с тобой, вернее ты мне  покажешь все достопримечательности Журавлей. А вечером поедем домой. Надо думать, что Жанна Дмитриевна вчера пошутила, что останется здесь жить.
  - Нет, Валя, мама не шутит. Пусть поживёт здесь. Как только ей захочется жить в моей квартире, мы с тобой привезём её в Новокузнецк. Она отказалась от курорта только потому, что хочет жить в Журавлях. Постоянно общаться со своей коровой, с телёнком, со всеми жителями села, с которыми она росла, вышла замуж, произвела на свет меня. Ей всё здесь родное. Даже удобства на улице, к которым она привыкла с детства.         
  - Видно, ей так удобно. Пусть живёт, - согласилась Валя.
  После завтрака Саша с Валей решили пройтись по Журавлям. Сначала они вышли к реке, разделяющей Журавли на две половины. Первое, что Саша увидел, был мост через реку.
  - Вот про этот мост Светлана вчера умолчала. Выходит для них построенный мост уже не новость. Я же хорошо помню, что в половодье дети не ходили в школу, располагающуюся на противоположном берегу. Папа ругал начальство, затягивающее время со строительством моста.
  Прошлись по берегу. Вышли к центру села. Зашли в магазин, разделённый на две половины. В одной половине - продукты, во второй - промтовары. Ничего подходящего найти не удалось.
  Храм оказался на противоположной стороне реки. Молодые люди по мосту перешли на вторую половину Журавлей. В субботний день храм был открыт. Саша с Валей вошли в храм. Это было небольшое строение, но потребности селян удовлетворяло.
  - А что, мы можем здесь обвенчаться. Давай спросим у служителя,- предложила Валя.
  Саша выяснил возникший вопрос. Оказалось, что венчание в этом храме возможно даже не жителям села Журавли.
  Домой Саша с Валей пришли очень уставшие и голодные.
  За обедом Саша ещё раз обратился к маме с вопросом:
  - Мама, ты возвращаешься с нами в Новокузнецк, или на самом деле остаёшься жить в Журавлях?
  - Я вам сказала всё. Больше мне добавить нечего. Я остаюсь в родном доме. Виктор и Света со своими детьми будут жить со мной.
  - А на свадьбу к нам приедете, Жанна Дмитриевна? - спросила Валя.
  - Если не приеду, я вас уже благословила на совместное жительство, но постараюсь приехать. Будет лучше, если Валя, приедешь за мной. В такой весьма важный для вас день мне быть с вами вместе необходимо. А теперь езжайте в свой Новокузнецк. Какой же он загазованный этот город!
  - Мама, мы не побывали на кладбище. Пойдём вместе с нами, посетим все могилы наших родственников, - предложил Саша.
  На кладбище вместе с ними пошла Светлана. На каждую могилу возложили по паре цветов, купленных у входа на кладбище.
  Жанна Дмитриевна прослезилась на могиле мужа. Саша кое-как уговорил мать возвращаться домой...

  По возвращению с кладбища Валя проверила уровень масла в картере, наличие бензина в бачке, включила двигатель для прогрева перед выездом.
  Попрощались со всеми и поехали в Новокузнецк.
  В пути следования Валя высказала своё непонятное предчувствие:
  - Что-то с папой случилось. Чует моё сердце. Очень неспокойно на душе. Это я почувствовала, как только проснулась утром.
  - Жаль, что не умею управлять автомашиной и не могу тебя освободить от этой работы, - сожалел Саша.- Не жми на газ, Валя. Выбери такую скорость, при которой в любой момент можно остановить движение автомашины.
  Чтобы как-то развеять мысли Вали об отце, Саша стал задавать ей различные вопросы относительно устройства автомашины. Расспрашивал о работе, хотя сам прекрасно знал о ней почти всё.
  Так они доехали до Новокузнецка.
  - Я с тобой поеду а гараж. Поставим машину на место, потом пойдём к тебе домой, - предложил Саша.
   Валя согласилась. Когда они поставили машину в гараж и пришли к Вале домой, узнали неприятную новость:  папу Вали увезли в больницу с инфарктом миокарда.
  - Мама, почему папу увезли с таким жестоким диагнозом?
  - Валя, он очень переживал за тебя, очень сожалел, что разрешил тебе ехать в дальний путь. Ничего бы не случилось, если бы он сам управлял машиной в этой поездке.
  - Мама, это Саша. Мы с ним любим друг друга. Съездили благополучно,- сказала Валя. И Саше: - Ты помнишь, я тебе говорила о моём предчувствии? Ты хорошо делал, задавая мне различные вопросы, отвлекая от неприятного предчувствия, поэтому мы благополучно доехали до нашего города и поставили машину в гараж. А сейчас бежим в больницу, - попросила Валя.
  - Да,да, ступайте сейчас же. При виде тебя, Валя, папа успокоится и возможно быстрее пойдёт на поправку, - подсказала Зинаида Ивановна - мама Вали.
   В справочном бюро больницы молодые люди узнали, что Градов Виктор Иванович находится на втором этаже в кардиологическом отделении. Поднявшись на второй этаж, они увидели стоящую в коридоре каталку, на которой лежал пожилой человек. Валя узнала в нём своего папу и бросилась к нему:
  - Папа, что с тобой? Почему ты здесь?
  - Дочка, красавица моя, как ты могла уехать куда-то на целые сутки, не предупредив меня? Вероятно, с чужими людьми! - Возмутился Виктор Иванович.
  - Папа, дорогой мой, родной, я ездила не с чужими людьми, а с Александром Петровичем Вдовиным, которого я очень люблю, и за которого я выйду замуж, - целуя отца и не умолкая, тараторила Валя, пытаясь убедить отца в справедливости своей поездки.
  Саша тем временем выяснял, почему человек с таким тяжёлым диагнозом лежит в коридоре.
  Дежурная медсестра ответила:
  - Нет свободных мест в палатах, вот и вся хитрость. Мы не хитрим, мы лечим.
  - Сколько он может здесь лежать без какой-либо помощи? - Не унимался Саша.
  - А вы спросите у главного врача.
  - Где его могу увидеть?
  - В ординаторской, он сегодня на дежурстве.
  Саша прошёл в ординаторскую. Выяснил без шума и гама, куда можно положить больного Градова ветерана труда, Заслуженного металлурга Советского Союза.
  - У нас имеется палата, но она платная. Кто за неё будет платить? - спросил врач.
  - Покажите мне эту палату, а больного я сам туда унесу.
  - Хорошо, только не нервничайте, стал уговаривать Сашу врач.
  - Мне не понятны ваши действия. Как же клятва Гиппократа?
  - Я вам лично покажу палату, и мы вместе с вами поместим туда больного.
  - Идите, и показывайте, я без вас справлюсь.
  Вышли из ординаторской, врач пошёл впереди, Саша за ним. Когда поравнялись с каталкой, на которой лежал больной, Саша попросил Валю отойти от отца, сам взял его на руки и последовал за врачом. 
  - Саша, ты куда его? - Спросила Валя, следуя за Сашей.
  - Туда, где он должен был находиться, примерно, пять часов назад, где ему должны были оказать самую необходимую медицинскую помощь, - скороговоркой ответил Саша.
  Следом в палату прибежала дежурная медсестра.
  Саша тут же заявил врачу:
  - Если сиюминутно больному не будет оказана помощь, облегчающая ему его существование, если с ним случится что-то, имейте в виду, я приму все меры, чтобы вы не занимали должность главного врача.
  Медсестра выбежала из палаты и скрылась за дверью. Буквально через минуту она возвратилась, но уже с капельницей. Обратилась к врачу:
  - Василий Игнатьевич, вот рецепт, выписанный вами на имя Градова. Мне выполнять это?- трясущейся рукой она подала врачу какую-то бумажку.
  - Ангелина Ивановна, конечно же, и немедленно, приказал врач и вышел из палаты, даже не попрощавшись ни с пациентом, ни с его знакомыми. Видимо, не с тем вопросом обратилась к нему медсестра.
  - Ну, всё, меня уволят, - сказала медсестра и заплакала.
  - Не бойся, Ангелина Ивановна, мы постоим за тебя. Сейчас делай своё дело и оказывай помощь больному.
  - Спасибо, Александр Петрович, и за дочь и за то, что ты сделал для меня. За Ангелину мы будем сражаться вместе, если над ней надвинется угроза. Мне здесь шептали некоторые больные, проходя мимо моей каталки, что врач-то он хороший, добрый и человек, только не может принимать на исполнение собственного решения. Ждёт порой указаний сверху.
  - Хорошо, я зайду к нему, извинюсь за слишком резкое заявление. Но ведь как-то нужно активизировать его деятельность. Он  дал клятву Гиппократа. Он же лечит людей. Ангелина Ивановна, вы давно с ним работаете?
  - Восьмой год я в его подчинении. Такого никогда не было. Никто из больных никаких претензий к нам не имели.Это случилось впервые. Может, у него что-либо дома не в порядке. Я не знаю, но сегодня он какой-то невнимательный, отстранённый ото всего, - защищала действия главного врача медсестра.
  - Я иду к нему. Валя, оставайся здесь. За тобой я зайду после беседы с врачом, - сказал Саша и вышел из палаты.
  - Видишь, папа, встретились два хороших человека, и теперь будут ломать голову, утруждать свои мозги над тем, как и что им делать дальше, - обратилась к отцу Валя.
  - Они мужчины. Они разберутся. А твой мне понравился. Нет, не только потому, что он на руках принёс меня в палату. И за это тоже. Он красивый, сильный и очень добрый. На кой ляд ему бы заниматься мной? Он любит тебя, Валя. Ради тебя, он готов на многое. Жаль, что ты вчера меня не предупредила о поездке именно с этим человеком. Я бы здесь не лежал. Я был бы уверен, что с тобой ничего не случится.
  - Прости, папа. Какая я дурная. Но я влюбилась в него. Пойми меня правильно, папа, - Валя поцеловала отца в щёку.
  - Я прощаю, но свадьбу без меня не вздумайте сыграть. Если что, не прощу, -больной заулыбался, пожимая руки дочери.
  В палату возвратился Саша:
  - Все вопросы исчерпаны и решены. За двое суток я внёс в кассу больницы, но на счёт кардиологии. Вы, Ангелина Ивановна, работайте, как работали. Для вас ничего не произошло, ничего не случилось. Всё будет нормально. Виктор Иванович, к вам огромная просьба, - не сердитесь на Валю. Она вас любит. Вы поправляйтесь. Мы с Валей будем приходить к вам, но не очень надолго. Вас здесь долго держать не будут. Кардиограмма обнадёживает на скорую выписку вас из больницы. От силы дней пять будут ухаживать за вами, а потом сами будете поддерживать режим, рекомендованный Василием Игнатьевичем. Он отнёсся ко мне с большим пониманием. Буду прощаться. До свидания, Виктор Иванович и Ангелина Ивановна. Валя, тебя я жду у входа в больницу, - Саша покинул палату.
  - Вот это субботний день! Ты посмотри, Саша, что произошло, и всё в один день! Мы с тобой побывали в Журовлях, оттуда кое-как я довела машину. Папа в больнице. Врач, как чем-то пришибленный. Может и правда у него в семье что-то надломлено? Как хочется помочь этому человеку, - выговорилась Валя, выйдя на улицу, где у входа стоял Саша.
  Вдовин быстро направился в регистратуру и спросил о месте жительства доктора Самсонова Василия Игнатьевича.
  - Мы посторонним не сообщаем адреса своих сотрудников, - ответила регистраторша.
  - Очень жаль, - возмутился Александр Петрович и большими шагами пошёл в кардиологическое отделение.
  Василия Игнатьевича он нашёл в той же ординаторской сидящим за тем же столом в каком-то отрешённом состоянии.
  - Скажите, Василий Игнатьевич, что случилось? Почему вы сегодня такой невнимательный? Ваше состояние сказывается на состоянии ваших пациентов и ваших подчинённых. Расскажите мне, мы с Валентиной Викторовной чем-нибудь вправе вам помочь?
  - Да, моя жена в тяжёлом состоянии находится в реанимации Первой горбольницы. К тому же она беременная, а семилетний сын Егор уже несколько часов находится один дома.
  - Назовите адрес, мы его возьмём в совою семью на время вашего отсутствия. За ним присмотрит мама Валентины Викторовны Градовой, отец которой в вашем отделении. Всё будет хорошо. Всё должно быть хорошо, - убеждал Саша врача, когда тот подавал ему листок с адресом.
  Выхватив листок, коротко пожав руку доктору, Вдовин выбежал из ординаторской. На улице он обратился к Вале:
  - Идём вот по этому адресу, возьмём мальчика, доставим его к твоей мама, а дорогой я объясню создавшуюся ситуацию.
  В пути Саша рассказал Вале о том, что жена доктора Самсонова находится в реанимационном отделении, что дома один семилетний сын.
  Благо, квартира доктора недалеко от больницы. На звонок из квартиры донёсся вопрос:
  - Кто звонит?
  - Моя фамилия Вдовин Александр Петрович. Мы с Валентиной Викторовной только что от твоего папы. Открывай, собирайся и пойдёшь с нами. Нечего тебе сидеть одному и ждать погоды у моря. Открывай, Серёжа, - настаивал Вдовин.
  - Я только папе позвоню, - отозвался Серёжа.
  - Нет, ты только посмотри, какой бдительный мальчик. Хорошо его учили родители, - восторгались поведением мальчика Саша с Валей.
  В это время щёлкнул замок и дверь открылась.
  - Входите, - пригласил Серёжа.
  - Папа одобрил наше решение? - Спросила Валя.
  - Да, - ответил Серёжа.
  - Почему ты не ходишь в детский сад? - Поинтересовался Саша.
  - Мама находится в декретном отпуске. Месяц назад она забрала меня из детского сада, а этой ночью её увезли в больницу. Папа, как вы знаете, на дежурстве. Вот и сижу дома один, - прямо, как взрослый человек, объяснил Серёжа.
  - Пока твоя мама будет находиться в больнице, ты будешь под присмотром моей мамы Людмилы Фёдоровны Градовой. Собирайся, позвони папе, и пойдём с нами, - приказала Валентина Викторовна.
  В основном все события завершились благополучно. Врачи Первой городской больницы вернули к жизни жену доктора Самсонова Ирину Павловну. Однако ребёнка она потеряла. Важно, что она жива, а ребёнок у них есть - Серёжа, хороший мальчик.
  Доктор Самсонов с медсестрой Ангелиной Ивановной выходили Градова Виктора Ивановича и многих других пациентов кардиологического отделения.
  Александр Петрович Вдовин женился на Градовой Валентине Викторовне. Свадьбу провели в ресторане "Дружба", что стоит на улице Мориса Тореза.
  Жанна Дмитриевна три дня находилась в квартире сына, но потом вынудила Валю отвезти её в Журавли. Она выглядела очень молодо. Никакой речи о том, что ей необходимо переехать к сыну в Новокузнецк, не должно иметь места. Жанна Дмитриевна по-прежнему молода, красива и жизнерадостна.
  Валентина Викторовна приняла фамилию мужа и стала Вдовиной. Они живут в большой квартире, как говорила Жанна Дмитриевна, о четырёх комнатах. Но менять они её не собираются, поскольку в проекте они хотят иметь не менее трёх детей: двух мальчиков и одну девочку...
  Как вы думаете, кто он, этот Вдовин Александр Петрович? Добрый, внимательный, отзывчивый человек, любящий сын и любящий муж, хороший зять, с высшим образованием, или бездушный эгоист, не имеющий собственного мнения, позволивший родной матери, рано овдовевшей, жить в одиночестве?
 


Рецензии