Что это было?

-Зачем это всё?
-Вы у меня спрашиваете?
-У Вас, у Вас!
-А, зачем это у АБС?

Выше приведен мысленный диалог с потенциальным читателем.

Нам же давно хотелось обратить внимание на расчёты, приведенные в повести ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ.

Помните?

Цитата:
--  Сколько с меня?
Старуха подняла глаза к потолку. 
-- Рубль положим за помещение... Полтинничек за постельное белье -- мое оно, не казенное. За две ночи выходит три рубли... А сколько от щедрот накинешь --  за  беспокойство, значит, -- я уж и не знаю...
Я протянул ей пятерку.
-- От щедрот пока рубль, -- сказал я. -- А там видно будет.
Старуха живо схватила деньги и удалилась, бормоча что-то про сдачу.
Не  было ее довольно долго, и я уже хотел махнуть рукой и на сдачу и на белье, но она вернулась и выложила на стол пригоршню грязных медяков.
-- Вот тебе исдача, батюшка, -- сказала она. -- Ровно рублик, можешь не пересчитывать.

Странные расценки, непривычные для реалий 2017 года.

Такими же непривычными они должны были быть и в 1963 году для Саши Привалова.

И будь повесть написана на несколько лет раньше, до денежной реформы в СССР в 1961 году, цифры были бы совсем иными.

Для тех, кто застал ту эпоху, мы пересчитаем старухины медяки.

Грязными медяками АБС назвали монеты достоинством 1, 2, 3 и 5 копеек, изготовленные из медно-цинкового сплава.

В те далёкие легендарные годы на эти грязные медяки можно было кое-что купить.

На 1 копейку можно было купить один коробок спичек или 2 конверта без марок.
 
Хочешь выпить стакан газировки без сиропа? Гони 1 копейку.

Перья для ручки (тогда ещё писали перьевыми ручками-вставками и фиолетовыми чернилами, которые наливали в чернильницы) стоили 1 копейку.
 
За 1 копейку можно было купить и ластик-стёрку для удаления упомянутых чернил со страниц школьного дневника, из графы оценок, где учитель вывел пером наглую цифру "2".

Медиатор для гитары стоил 1 копейку.

2 копейки стоила школьная тетрадка на 12 листов или простой карандаш.
 
Позвонить по телефону-автомату можно было за 2 копейки.

Проезд в трамвае в Москве в 1960-е стоил 3 копейки.
 
На 3 копейки можно было попить в столовой чай с сахаром или в уличном автомате газировку с сиропом.

На 5 копеек можно было взять горячий пончик в кафе или на рынке петушок на палочке. Или проехаться на автобусе — с билетом за 5 копеек.

Итак, в кармане у Привалова – мелочи на один рубль.

Куда же он их потратил до того, как началась история с неразменным пятаком?

Цитата:

Я нырнул в ближайший магазин, оказавшийся гастрономом, походил вдоль прилавков, убедился в том, что сахар есть, выбор колбас и конфет не богат, но зато выбор так называемых рыбных изделий превосходит все ожидания. Там была такая семга и такой лосось!.. Я выпил стакан газированной воды и выглянул на улицу.

У АБС нет ничего случайного.

Так и в этом эпизоде – с чего бы вдруг Привалов стал убеждаться в том, что в магазине есть сахар?

Логичнее было бы такое построение фразы: … убедился в том, что сахар и дрожжи есть…

Возможно, это была внутренняя авторская цензура?

Но сейчас наша задача не сбиться со счёта – стакан газированной воды (вероятно без сиропа) обошёлся Саше в 1 копейку.

Последуем за нашим героем дальше.

Цитата:
Рядом с трехэтажной громадой Солрыбснабпромпотребсоюза ФЦУ я наконец нашел маленькую опрятную чайную N 16/27. Я взял себе полную тарелку жареной рыбы, три стакана чаю и три бутерброда с балыком, расплатился кучей старухиных медяков ("На паперти стоял..." -- проворчала буфетчица),

И вовсе эти медяки были не грязными – всего два года прошло, как их отчеканили на одном из Монетных дворов, а может и на обоих сразу.

Вероятно, АБС хотели подчеркнуть нетрудовой способ получения денег Наиной Киевной?

Саша Привалов продолжает тратить мелочь.

Цитата:
Я купил позавчерашнюю "Правду", выпил газированной воды и устроился на скамье в садике, в тени Доски Почета.
Я вышел на площадь и остановился перед киоском с газированной водой. Я точно помнил, что мелочи у меня нет, и знал, что придется разменивать бумажку, и уже готовил заискивающую улыбку, потому что продавщицы газированной воды терпеть не могут менять бумажные деньги, как вдруг обнаружил в кармане джинсов пятак. Я удивился и обрадовался, но обрадовался больше. Я выпил газированной воды с сиропом, получил мокрую копейку сдачи и поговорил с продавщицей о погоде. Копейку я сунул в карман и остановился, обнаружив, что в том же кармане имеется еще один пятак.

Вот момент, когда мы можем предположить, что куча бабкиных медяков был потрачена полностью, за исключением неразменного пятака.

Считаем:

- стакан воды без сиропа до захода в чайную – 1 копейка,
-три стакана чая – 3 копейки х 3 = 9 копеек,
-тарелка жареной рыбы - ? копеек х 1 = ? копеек,
-три бутерброда с балыком - ? копеек х 3 = ? копеек,
-газета “Правда” – 3 копейки х 1 = 3 копейки,
-стакан газировки (без сиропа?) – 1 копейка х 1 = 1 копейка.

Из вышеперечисленного видно, что достоверно нам известна стоимость газеты, воды и чая.

На них потрачено 14 копеек, остальное – на рыбу и на бутерброды.

То есть, рыба и бутерброды стоили 86 копеек.

Ах, вспоминая 70-е годы…
Жареный в масле пирожок с мясом стоил 10 копеек.
Стакан томатного сока, налитый продавщицей из стеклянного конуса стоил тоже 10 копеек.
А соль была восхитительно бесплатна – бери сколько хочешь алюминиевой чайной ложечкой из гранёного стакана, что стоит на прилавке.
Три пирожка + стакан сока = 40 копеек.
Пачка болгарских сигарет с фильтром = 35 копеек.
Проезд туда-сюда на городском общественном транспорте = 25 копеек.
Итого – 1 рубль расходов в день.

Нет, в Соловце можно было жить даже на Сашину зарплату инженера-программиста, на 120 рублей, обещанных ему Романом Ойра-Ойра если Привалов согласится работать в НИИЧаВо.

Но это – так, лирическое отступление от основной цели.

Продолжим…

Привалов начинает серию научных экспериментов с неразменным пятаком.

Далее смотри

ОПЯТЬ НЕРАЗМЕННЫЙ ПЯТАК.


Рецензии
Как-то подсознательно и я не доверял Привалову, Фердинанд!

Александр Скрыпник   09.02.2018 12:30     Заявить о нарушении
Всё хорошо.

Несколько дней назад на ОЗОНе был продан экземпляр ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ издания 1965 года (первое издание с иллюстрациями Е.Мигунова) за 8 840 рублей.

Оно того стоит.

Я бы купил, но денег не хватит.

Краузе Фердинанд Терентьевич   09.02.2018 13:17   Заявить о нарушении