К вопросу о контрамоции

В 60-х годах прошлого века АБС создали концепцию контрамоции.

Цитата из АБС:
Действительно, если подумать, положение его было ужасно. Во-первых, он являл собою образец гигантского научного бескорыстия, потому что практически был лишён возможности пользоваться плодами своих идей. Далее, у него не было никакого светлого будущего. Мы шли в мир разума и братства, он же с каждым днём уходил навстречу Николаю Кровавому, крепостному праву, расстрелу на Сенатской площади и – кто знает? – может быть, навстречу аракчеевщине, бироновщине, опричнине. И где-то в глубине времён, на вощёном паркете Санкт-Петербургской де Сиянс Академии его встретит в один скверный день коллега в напудренном парике – коллега, который вот уже неделю как-то странно к нему приглядывается – ахнет, всплеснёт руками и с ужасом в глазах пробормочет: «Герр Нефструефф!.. Как ше это? Федь фчера ф „Федомостях“ определённо писали, што фы скончались от удар…» И ему придётся говорить что-то о брате-близнеце или о фальшивых слухах, зная и прекрасно понимая, что означает этот разговор…
– Бросьте, – сказал Корнеев. – Распустили слюни. Зато он знает будущее. Он уже побывал там, куда нам ещё идти и идти. И он, может быть, прекрасно знает, когда мы все помрём.

Мы тоже прекрасно понимаем, что означает разговор о контрамоции для нас.

Прожив часть сознательной жизни при социализме, мы попали в капитализм.

Можно приводить цитаты о том и о сём, но лучшая цитата – это те слова, которые
ты произносишь сам по поводу того и сего, не выбирая особо выражения.

У АБС несчастные контрамоты двигались из светлого Будущего в ужасное Прошлое.
У нас счастливые обормоты движутся в противоположном направлении.

При этом энное количество обормотов считает, что они движутся из ужасного Прошлого в светлое Будущее.

В повестях АБС, если отслеживать хронологию произведений, их герои сначала перемещаются из светлого Прошлого в блистающий Мир Полудня (в Будущее), а затем, погружаются в то, во что погрузились и мы.

Цитата из АБС 60-х годов ХХ века:
Мы изобразили мир, каким мечтаем его видеть, мир, в котором мы хотели бы жить и работать, мир, для которого мы стараемся жить и работать сейчас. Мы попытались изобразить мир, в котором человеку предоставлены неограниченные возможности развития духа и неограниченные возможности творческого труда. Мы населили этот воображаемый мир людьми, которые существуют реально, сейчас, которых мы знаем и любим: таких людей еще не так много, как хотелось бы, но они есть, и с каждым годом их становится все больше. В нашем воображаемом мире их абсолютное большинство: рядовых работников, рядовых творцов, самых обыкновенных тружеников науки, производства, культуры. И именно наиболее характерные черты этих людей — страсть к познанию, нравственная чистота, интеллигентность — определяют всю атмосферу нашего воображаемого мира, атмосферу чистоты, дружбы, высокой радости творческого труда, атмосферу побед и поражений воинствующего разума.

Цитата из АБС 80-х годов ХХ века:
Главная задача романа не сначала, но постепенно сформировалась у нас таким примерно образом: показать, как под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами. Жизненный путь, близкий авторам и представлявшийся им не только драматическим, но и поучительным. Как-никак, а целое поколение прошло этим путем за время с 1940 по 1985 год.

Цитата из КОММЕНТАРИЕВ К ПРОЙДЕННОМУ:
Любопытно сегодня, с высоты последнего десятилетия XX века, смотреть на эти прогностические упражнения авторов, честно пытавшихся в меру сил своих и способностей нарисовать правдоподобную и, по возможности, содержательную картинку российской жизни третьего десятилетия века XXI. Эта картинка рисовалась уже в самый разгар перестройки, когда нам ясно стало, что серьезные изменения неизбежны и надвигаются, но нам тогда и в голову не могло прийти, насколько радикальными они будут. Говоря сегодняшними терминами, АБС предполагали, что Россия (на самом деле, СССР, конечно) пойдет по «китайскому пути»: постепенная, очень медленная либерализация экономики под неусыпным контролем слегка реформированной, но по-прежнему всемогущей КПСС. Более радикальные перемены нетрудно было, разумеется, себе представить – и раскол Партии, и сам распад СССР, и даже новую гражданскую войну, – но почти инстинктивное неверие наше в резкие исторические переломы было слишком сильно. Такие переломы всегда казались нам возможными, но чрезвычайно маловероятными, и уж в особенности маловероятным всегда казался нам практически одномоментный (в историческом масштабе) развал могущественной государственной машины, создававшейся десятилетиями, основательно проржавевшей, конечно, абсолютно бесперспективной и уже начинающей сбоить, но еще вполне и до отвращения жизнеспособной и самодостаточной.

Да, чёрт побери!

А мы-то – им верили!

Верили им, верили доброму дедушке Горбовскому: Из всех возможных решений выбирай самое доброе…

Куда ты завёл нас, дедушка?

Так вопрошали обормоты-контрамоты исчезнувших проводников…

В отечественной литературе имеется ещё одна повесть о контрамотах.

Это - ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С МОЛЧАНИЯ Владимира Михайлова.

В ходе неизвестного научного эксперимента в Будущем (а может в результате Большого Хлопка), Время начинает “течь” из Будущего в Прошлое…

Контрамоцию в жизнь!

Кому-то из живущих в описываемый Автором момент жизни, это состояние нравится.

Кому-то – нет…

Они не захотели быть контрамотами.


Рецензии
Как-то странно у АБС идеализация двадцатых годов как чистого устремления к коммунизму и отрицание последующих десятилетий как террористически-бюрократических.
Или все же видеть верный вектор , хоть и временами извращаемый,
либо не признавать вообще.

Александр Скрыпник   05.03.2018 12:45     Заявить о нарушении
Ну, перечитаем же ещё раз всё написанное ими.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   05.03.2018 21:43   Заявить о нарушении
Знаешь, Фердинанд, не могу заставить себя прочесть позднее, после "Волн", включая сюда и любимый ими "Град" : (

Александр Скрыпник   06.03.2018 06:58   Заявить о нарушении
Идеализация двадцатых годов как чистого устремления к коммунизму имела место быть, поверили все. В Кузбасс приехали даже негры. Строить Коммунизм! Они руки коньяком мыли.(С водой ещё были проблемы). Правда акции Кузбасса лежали в Штатах.

Перевощиков Александр   28.11.2020 21:52   Заявить о нарушении