Ювенильная трагедия

Субъективные заметки о повести  Юлии Соломоновой «У одуванчика белая кровь».



Прочёл единственное прозаическое произведение самой популярной поэтессы рунета.
Если честно, впечатление двойственное. И это при том, что являюсь поклонником поэтического творчества Юлии(ни черта не смысля, впрочем, в поэзии).
Итак, сюжет(как минимум с запросом на неординарность). Эпоха обозначена как конец 80-х. В этом временнОм пласте живут две 13-летних подружки детства. Необычно не только время, но и место – расположенный на берегу моря дальневосточный посёлок при зоне строгого режима.
 В далёком детстве, собирая экзотических моллюсков на  морском мелководье, девочки познакомились, подружились, поклялись, что отныне они – единое «братское сердце».
Чахленькая домашняя девочка Маша и местная оторва рыжая Маринка очень не похожи друг на друга. И не только внешне. Маша из приличной семьи. Более того, её  бабушка – «красная»(как окрестила её Маринка), то есть  «ментовка» , и работает врачом-офицером в том самом лагере строгого режима. Рыжая Маринка из семьи  местных маргиналов( тех самых,  довлатовских,  что  пьют беспробудно, и "ненавидят конвойные войска").

Зона – довлеющее над посёлком архетипическое пространство, от которого исходят опасность и угроза: зэки в серых робах и с серыми лицами, забор по периметру, колючка, вышки, солдаты. И пугающие Машу рассказы бабушки о лагерных поножовщинах, порезанных венах, разборках отвратительных зэков. Впрочем, не все они в зазаборье. Есть расконвоированные – выпущенные за хорошее поведение жить рядом с зоной и работать на неё(водителями, работягами, и прочая). Общение таких с местными неизбежно – как ни  пытается бабушка оградить свою Машеньку от тлетворного контингента, и от Маринки, закрутившей роман с одним из расконвойников. Рыжая нимфетка с головой погрузилась в любовь со взрослым мужиком, отягощённым пятилетним сроком и семьёй с тремя детьми. Девушка созрела. Детские клятвы, конфетки, куклы, секретики забыты. Пубертатный период сносит башню. Маринка теперь не слышит и презирает мягкотелую, субтильную домашнюю Машу, которая застряла в детстве. И с присущей долей подросткового  эгоизма использует безотказную подружку, вписывает во все свои опасные блудняки.

Разумеется, запретный и наказуемый адюльтер раскрывается, расконвоированного  треножат и закрывают.  Попорченную нимфетку, зверски избитую алкашом-папашей, волокут на гинекологическую экспертизу дабы завести дело о совращении.
 
Крайней оказывается ни в чём не повинная Маша – «ментовская внучка». Таковой её назначает недалёкая, эгоистичная Маринка. Жертвуя собой ради уголовника(а по мнению машиной бабушки, любой зэк готов броситься на любую дырку), маленький монстр Марина одновременно втаптывает в грязь  подружку, которая столько раз подставлялась, выручая её, спасая от родительской агрессии и жестокости.

"Попорченная" Маринка избирает самый жуткий способ сделать бывшей подружке, страдающей астмой, больно: отнимает Машину любимую куклу, вырывает ей волосы, отрывает руки-ноги, голову, втаптывает в грязь, как и саму Машу. Показательно казнит без вины виноватую «ментовскую внучку». Расставание с  детством сопровождается такой вот чудовищной психотравмой.

Теперь о том, что понравилось. Очень точно передан эмоциональный мир девочки-подростка в период, когда начинаются те самые гормональные бури и взрывы, сносящие голову напрочь. Безусловно, почёрпнуто  писательницей из детского опыта. Очень образный язык и средства его выразительности. Перед глазами живая картинка происходящего, начиная от образов моря, яркой галереи персонажей  и заканчивая  лагерными тяжёлыми запахами пота, гари и тревоги.

О том, что не понравилось. Лично мне  поэзия Соломоновой показалась гораздо сильнее, чем её проза. Никогда не любил читать стихи. Но поэтическое творчество Юлии столь сильно цепляет и завораживает, что оторваться невозможно. Чего, к сожалению, не скажешь о прозе.
Вероятнее всего, эта повесть – задел, заявка на будущее. Означил бы данный жанр как драму взросления(очевидно, с вкраплениями ярких воспоминаний из детства). На мой взгляд, повесть, несмотря на интересный сюжет, несколько вторична и не доработана.
Напоминает стиль нелюбимой мною Гай-Германики: Безнадёга. Точка. Ру. Тут тебе и коварные зэки, и совращённые девочки-малолетки, и всякие физиологические подробности(вопль врачихи-бабушки «к зэкам бегала? тебя попортили? а ну сними  штаны, раздвинь ноги!») – до чего интересная жизнь у людей. Но как-то пресытились этим ещё в девяностые. Да и нынче такие темы вызывают скорее отторжение. Ясно, что повесть эта не «про зону». Но всё же не удалось избежать штампов «тюремного романа». Впрочем, это мало кому удаётся из тех, кто пытается  копнуть сей  специфический пласт.

 Упаси бог самоутверждаться за счёт даровитой однофамилицы, критикуя её. Многочисленные поклонники творчества писательницы, наверное, будут правы, высказав «чем кумушек считать трудиться…». Юлия, безусловно, талантливее.  Именно поэтому считаю, что в таком жанре, как проза, столь яркий автор способна на гораздо большее.


Рецензии
Вот удаются Вам такие статьи, Сергей! Что есть то есть!))
Написано спокойно и убедительно, отчего проникаешься доверием к автору. И создаётся полное ощущение, что всё по делу (хотя сам ты разбираемого произведения не читал)).
Я встречал какие-то стихи Солы Моновой (случайно попадались в интернете, или кто-то мне присылал) - очень понравились, помню. Тонкие, ироничные, классные, одним словом (не удивляюсь, что она самая читаемая).
А проза, значит, такова? Ну, возможно, это и правда пока ещё проба пера. А может, проходящий момент, кто знает.

Сюжет рассказан очень интересно. Конечно, сразу возникают ассоциации и с Гай Германикой, и даже с фильмом "Чучело". Да, здесь всё гораздо страшнее (так кажется), но, в принципе, тема жестокости "деток", детского предательства и т.д. совсем не нова.
Не уверен, что захочу обязательно прочесть эту повесть, но вот такие субъективные мнения о том или ином произведении мне интересны. И, уверен, не только мне)).

Так что, спасибо!
Не забрасывайте этот жанр, Сергей!))

Александр Тебеньков   04.04.2019 12:56     Заявить о нарушении
Рад вам, Александр.
Критик из меня доморощенный, но всё равно приятен такой отзыв.
А до уровня Солы мне карябать и карябать. Стихи её и в самом деле сильны, хоть и конъюнктурны. Не любитель поэзии, но её стихи читаю.
Да, проза Соломоновой откровенно на любителя. Если честно, эту повесть не рекомендовал бы к прочтению. Стихи сильнее. Если интересно, пришлю ссылку.
Моё рукопожатие.

Сергей Соломонов   04.04.2019 13:31   Заявить о нарушении
Да, Сергей, буду благодарен за ссылку!

Александр Тебеньков   04.04.2019 15:50   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/avtor/sola_monova
Вот интересная страничка, Александр.
Хоть я и нечастый гость на Стихире.
Почитайте стихо Мудакомер, вам точно понравится))

Сергей Соломонов   04.04.2019 19:52   Заявить о нарушении
Александр, кстати, на страничке Солы появились и прозаические экспромты. Средненько, как и следовало ожидать. Поэтически куда более одарена.

Сергей Соломонов   05.04.2019 15:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.