Смерть мистера К. 2

М.В.Чел

Реве;рсия (от лат. reversio — возврат, обращение) — психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта.

Смерть мистера К.  (новелла 1)
Было около двух часов ночи когда двое человек встретились в небольшом кабинете, в офисе мистера К., на втором этаже, в конце коридора.
Данный офис, ул. Комсомольская, дом 3, в течение последних 15 лет служил своему хозяину  полноценной штаб-квартирой и, отчасти, и домом.  К. выкупил небольшое двухэтажное здание сталинской застройки в прилегающей к центру зоне. Здание располагалось в глухом тупике недалеко по соседству с территорией политехнического университета. Когда то, тут были большие советские квартиры, с высокими потолками и лепниной, предназначенные для руководства университета, а теперь, - офис К. Переоборудование здания происходило под контролем К., он нанял проектировщиков и периодически стоял у них за плечами критикуя либо одобряя выбранные решения, способствовал согласованию проектной документации в различных надзорных органах и периодически появлялся на стройке, возглавляемой дальним родственником К. Поговаривали, однако, что дальний родственник К. - Геннадий Ключевской - владелец небольшой строительной фирмы - был при строительстве лицом чисто номинальным, в то время как его собственными финансами и рабочими заправляли консультанты нанятые лично К. По ходу строительства мистер К. старался оставить многие привлекательные по его мнению детали, относящиеся к истории дома, в неизменном состоянии. Скрипящая деревянная  лестница ведущая на второй этаж, например, осталась в своем первоначальном виде, только была покрыта новыми слоями лака под цвет старого. Скрип, гул лестницы от звука шагов намеренно устранять не стали так как  К. хотел чтобы посетителей, как он говорил, было слышно. Сальва заметил, что К. не стал делать какой то навороченной внутренней отделки стен, потолков, которые в настоящий момент, как и более 60 лет назад, были покрыты штукатуркой, побелкой, обновленной, качественной, разных, преимущественно мягких цветов. Каменная, благородная фактура стен, признаться, очень нравилась Сальве, особенно сейчас - осенним вечером, нравился сохраненный дух советского времени с учетом его дополнения и оттенки, новыми декорациями, современной офисной техникой, пластиком, стеклом, современными светильниками с мягким рассеянным серебристым светом. Проходя по коридору, в кабинет К., Сальва еще раз поймал себя на мысли, что от полной картины офиса видел едва какие то крохи. Большинство комнат вдоль коридоров первого и второго этажей, ведущие в бывшие квартиры профессоров и управленцев университета были перекрыты дверьми и перегородками. Ответ на вопрос о том, что находиться в многочисленных помещениях был загадкой не только для него но и для многих других. Кабинет К., как и весь офис, был относительно мал по своей площади, но многие бы не поверили насколько он велик в пространстве решения различных вопросов переходящих в данном кабинете в разряд определенных, решаемых а потом, как правило, и решенных.
На столе светила довольно массивная, но современная, настольная лампа. Мистер К сидел за столом в кресле с клетчатой матерчатой обшивкой, перед ним стояла пустая пепельница, рядом лежала полуоткрытая пачка сигарет с оранжевыми фильтрами. Сальва сел за стол напротив К. в обычный офисный вращающийся стул.
Взяли по сигарете из пачки К.
Привет Сальва - сказал К. -  «Только у тебя были такие коньки - «сальвы», как мы их называли. Теперь то я знаю, что это название фирмы - эстонская фирма «Salvo»,  но в детстве я думал, что это, в принципе, тип хоккейных коньков как таковой. Сальва - конек. Катались мы немного, да, наверное, один год только и катались а потом бросили. На наших вечерне-ночных катаниях, когда лед был свободен, когда все молодые хоккеисты, дилетанты, орущие, даже беснующиеся любители хоккея уходили по домам - спать в своих постельках, выходили мы. Катание успокаивало, запомнилось на всю жизнь: звук когда коньки скользят, «режут» лед, иней на лезвиях, холодные отблески на стали и на льду.
- Я позвал тебя сюда с определенной целью - сказал К -- мне все надоело Сальва и я решил покончить со всем, сегодня и здесь.
Сальва курил и молчал.
- Для этого я и пригласил тебя. Я решил покончить c собой и пригласил тебя для компании. Нет, не то что ты подумал, вообще не для каких либо, как это сейчас говорят, конструктивных действий. Ты будешь просто зрителем, вот и все.
- Сказать по чести сам не знаю зачем тебя позвал, наверное чтобы заинтересовать тебя. Так вот: я решил это сделать как можно более хладнокровно, если не сказать цинично. Может моя смерть разрушит стереотипы. Ты пока не понял, сейчас я объясню тебе. Наверное практически никто не может похвастаться тем что видел сцены самоубийств, это личное, люди в такой момент хотят побыть наедине с собой. Думаю что ты будешь одним из немногих. А как общество относится к убийствам такого рода? – мол - жертва обстоятельств, чаще - неудачник, слабак.
«Пойми Сальва у меня есть практически все. Я обеспечен, как и все люди, которых я считаю своими людьми. Я немало достиг в жизни,  да я своего рода нигилист, отрицательно отношусь ко многому из современного мира, надоело, но я не неудачник и мой поступок  – просто решение. Я по жизни не позволял своим мыслям, своим мечтам погибнуть, претворял их,  и сегодняшняя идея - не исключение».
«Видел как это происходит на экране, я имею ввиду художественные фильмы? Да, там все снято, смонтировано, но давай попробуем разобраться как снято, на основе каких принципов? Так, как видят это режиссер, съемочная группа, актеры, в общем - люди и кстати люди с достаточно богатым, развитым воображением. Не самый закостенелый и закомплексованный тип людей - творческие люди. Так вот, как в большинстве своем ЭТО происходит? Я сейчас не говорю об убийствах, с ними то у «киношников» проблем нет. Оставим пока что в стороне общую постановку, сюжет, мотивы, героев, предшествующие события, но будем держать в уме, что самоубийство происходит ввиду конфликта внутреннего мира в человеке. В конечном итоге, показывается как какой-нибудь субъект, достает пистолет приставляет к свой голове и - БАХ!, причем обычно это происходит судорожно и нервно, особенно, если герой второстепенный, или актер средний. На их лицах, актеров, кстати, независимо от их уровня и способностей, преимущественно одно и тоже - такое страдательное выражение, что кажется будто они либо спешат куда то либо уже опаздывают, наверное в очередь в раю. Незачем это. Да, я сейчас не говорю о вариантах самопожертвований, там выражения лиц людей другие, более собранные, никто особенно никуда не торопиться. Ты, сегодня, надеюсь, увидишь, что я, в переносном смысле, не потеряю лицо, в прямом - возможно, потому что, мы с тобой поговорим, а потом я не колеблясь пущу себе пулю в голову. Это не шутка, но ты только из-за этого не вздумай переживать, хорошо? Расслабься»

Мистер К. встал достал из ящика пистолет Токарева ТТ-33 и положил на стол.
 
Рисунок 1. Пистолет Токарева ТТ-33.

« Так, для напоминания, зачем мы сегодня собрались. Или лучше убрать, а то опять попаду в серую массу? Знаешь что? Давай я просто положу его вот здесь»
Мистер К встал, открыл, расположенный по его правую руку, офисный шкаф со стеклянной дверцей и небрежно положил пистолет на кучу бумаг.
«Вот так. То что нужно. Это было бы слишком патетично если бы я выложил его на стол. Пусть просто валяется в моем офисе. Тут офисная техника стоит, тут – документы, сейф, тут - «Токарев». Почему бы и нет? Все в порядке»
«Я хотел чтобы ты расслабился  - и не случайно - я позаботился о том, чтобы у тебя не было после всего никаких проблем. Для этого я даже изучал соответствующие законодательные основы, уголовные статьи, разве что не консультировался. Представь удивление юриста. Может лучше было бы позвонить по телефону психологической линии доверия, но там, уверен, законов не знают. А что там, что там, мой номер - зафиксировали бы, а я, потратил много времени, чтобы научиться делать анонимные, стопроцентно анонимные звонки, но до сих пор на не уверен получилось это или нет. Возвращаясь к теме - вот что мне удалось узнать. Для начала поговорим об убийстве, ты ведь сейчас здесь, со мной, потенциальный убийца и почём люди будут знать, что это не ты убил меня? Да, отпечатки пальцев на пистолете будут мои, но почему бы тебе пристрелив меня, не вложить его в мою умирающую руку, да, будут различные экспертизы, оценки - я это прекрасно понимаю и думаю, что в конечном счете от тебя отвернутся и признают случившееся - тем чем оно является - самоубийством ....,но сказать откровенно, я, учитывая эффекты непредсказуемости судебной системы, - в этом не до конца уверен. Так вот, чтобы избежать сомнений, все что сейчас происходит в кабинете и офисе записывается. Все всё увидят и оценят, надеюсь, - по достоинству. Фиксация на пленке также выявит, кстати, отсутствие преступлений по другим статьям, в частности - доведение до самоубийства, статья 110.»
«Далее. Оказывается, есть такое преступление - преступное бездействие, между прочим, составляет 5% уголовных дел. Грубо говоря, не вдаваясь в детали, данная статья относится к тому, что человек не совершил каких либо возможных для него, доступных, действий, для пресечения нарушений уголовного права, например, врач не принял пациента, либо штамповщик положил под пресс любовника своей жены и ушел. Но, здесь важно то, что самоубийство в нашей стране не является преступлением и таким образом - ты не при делах. Это второе. Третье, и наиболее опасное по моему мнению, существует ответственность за неоказание помощи - то есть, например, если я буду ранен, а ты не окажешь мне никакой, вообще никакой, помощи, даже не позвонишь в скорую, (а ведь ты не можешь быть уверен, что я точно вышел покурить), то, с большой вероятностью попадешь под статью 124. Знаешь какой выход я придумал? Выход при котором тебе не придется никуда звонить и вообще суетиться? Решение этой проблемы, плод двухнедельных размышлений, - пусть, пока что, - останется в секрете»
«Я налью. Я купил сегодня бутылку водки. Чем обусловлен мой выбор? Водка, проверенная, не дешевая, но и не из самых дорогих. Конечно я мог бы купить и что то поинтереснее, а только  не хочу, я же решил без пафоса. Поэтому незадолго до твоего прихода я пошел в магазин и купил бутылку просто хорошей водки (сначала вообще хотел пива взять)»
Мистер К. разлил по рюмкам. Выпили без тостов. Сальва закурил еще одну сигарету из пачки К. Сальва сидел слегка повернувшись в офисном стуле, задумчиво. Глаза его смотрели больше в столешницу.  Редко поднимал он взгляд на К, в то время как К. смотрел на Сальву ясно, слегка улыбаясь.
«Весь мир вокруг, - такой яркий,  такой странный.  Тебя никогда не посещало чувство что все вокруг нереально, а ты глядишь на мир, как из окна, через абсолютно прозрачное, чистое стекло. Вот смотрю я в это окно и не вижу, где что. Ты об этом задумывался?»
- Нет - сказал Сальва
«А я задумался, но думаю, что я был счастлив когда не задумывался, когда мы дружили, катались на коньках, когда я женился на своей девушке, вырастил детей, когда был успех. Я далек от того чтобы говорить, что мир разрушается, но и лучшего в нем не вижу. Может лучшее и враг хорошего, но мне кажется смысл этой пословицы неоднозначен. Можно перефразировать ее, с инверсией, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Хорошее - враг лучшего. Люди, вокруг, занимаются много чем, и далеко не лучшим. Гоняются за поражениями не понимая своих побед. Не ценят время, хотя думают, что используют его рационально, и как будто экономят его, а сами тем временем могут заниматься просто ничем. Но не это самое главное для меня, что надоело так это пафос кругом, мусор - на прозрачном стекле окна бытия, бывшем некогда кристальным, хорошо передающем, отражающем, фокусирующим, линии, формы, цвета и их оттенки,  появились жирные пятна, жирных рук, они, пока что, не особенно велики, но, распространяются и размазываются. Особенно, все плохо рядом с рамой, то есть там где есть, что то вещественное, предметы, - там в первую очередь скапливается пыль, налетают мухи. И когда ты смотришь на мир через эту пелену то видишь - муть. Под рамой я понимаю вещи, - бесполезные вещи,  ненужную информацию, ненужные атрибуты, непонятные традиции, далекие от  искусства творения, одним словом - мусор».
- К., а ты не думал, что все, что ты сегодня устроил, это и есть самый большой пафос? - спросил Сальва.
- Нет - сказал Мистер К., взял бутылку, но мгновение подумав поставил её снова на стол, сел, потом достал из шкафа пистолет и выстрелил себе в голову.
Сальва покинул офис взяв бутылку К. со стола, но, спускаясь по гулкой деревянной лестнице почувствовал, что выпить желания нет и оставил ее у двери офиса на столике. Он не стал звонить куда либо, хотя на мгновение задумался о том, как же все таки К. предусмотрел вызов скорой,  потом откинул от себя эти мысли, сомнений, что К. все предусмотрел не было, он доверял ему с детства, да и вообще думать о деталях не хотелось. Хотелось думать и вспоминать о К., прогуляться, дышать мокрым осенним воздухом, а потом лечь в постель и уснуть.

Когда Сальва отошел от офиса К. и был уже на расстоянии метров двухсот, он увидел, что сюда едут все: машины обгоняя друг друга, сверкая сиренами, отблески которых ложились на вечерний мокрый асфальт, устремились по Комсомольской, полицейские машины, скорая помощь и машины реанимации с желтыми полосками на боку, радио и телевидение.
- Почти получилось - горько подумал Сальва.

...По ночному городу он пересек два квартала. Раньше в детстве о котором вспоминал К. ему нравилась ночь, атмосфера ночи, сверкающие огни, мрачная ночная тишина. Потом, по взрослению, как бывает со многими людьми, темнота потеряла очарование и подчас становилась даже тревожной, нежелательной. После смерти К. Сальва снова как и в детстве ощутил притягательность ночи. До дому было не так далеко, через город, в кармане лежала пачка сигарет К. а в голове множество мыслей. Настроение менялось от торжественно-радостного до меланхоличного. Проходя мимо очередного закрытого магазина он увидел рядом с крыльцом какую то фигуру, сидящую в уровне земли. Сальва присмотрелся и не смог понять кто это, то ли человек, то ли обезьяна, скрюченная фигура радом с крыльцом магазина одежды “Джент”. Он вспомнил что уже видел что то подобное однажды когда он возвращался из командировки по области в своей первой машине. Он тогда еще только устроился на работу и был наивно ответственен и пунктуален до мелочей и вот почему он вынужден был ехать по ночной трассе к своему дому в усмерть уставшим. Тогда, когда глаза уже начали закрываться, ему начали мерещиться вдоль обочины какие то тени. Обочина была рядом с лесом и в черноте деревьев и веток мерещилось, что что-то шевелиться то ли человек то ли зверь. И несмотря на усталость тогда он как то сразу взбодрился и довел машину до парковки у дома. Сальва потом много раз думал что было бы если бы он остановился вздремнуть на обочине.
Взглянув еще раз на фигуру он почему то сразу понял что это смерть, возможно смерть мистера К. Сальва не хотел умирать тогда на дороге, не хотел и сейчас, и к тому же теперь после смерти К. он ее больше не боялся.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.