Анна Осадко. Медуза Горгона
Все сказки и легенды начинаются с кульминации.
Вот – свирепое чудовище, вот – рыцарь (с конем или без),
вот – принцесса.
Роли расписаны заранее, все очевидно и просто:
«наши», «немцы», пиф-паф, хендехох, по-любому капут,
зло – потому что зло, так уж повелось, что зло – в лютых муках погибает
от руки победителя (красавца!) –
и бац – хеппи-энд!
...
...всем безразлично, что было раньше, какова причина
и что будет потом, когда стихнет этот саундтрек,
и все титры проплывут, как когда-то – корабли к Трое...
...а она – ну, Медуза – давно, с самого начала –
была жрицей храма Афины. Невинная, юная,
невероятно красивая и чистая. А ещё волосы –
длинные-предлинные роскошные волосы, густые и чёрные,
точно зависть женская (богиня – она тоже женщина).
Думаю, с волос всё и началось.
Бог морей Посейдон однажды с неба на землю глянул,
видит – девушка красивая, да ещё и жрица, да ещё и чистая телом
и душой, и косы по ветру летят, как птицы...
Почему бы и нет? – мелькнуло в уме невзначай –
и шасть наземь,
орлом обернулся – будто туча закрыла солнце,
догоняет несчастную, оставляет кровавые полосы
острых когтей на загорелых икрах...
Она летит
и взывает к небу, умоляет свою богиню:
«Справедливая Афина, спаси, сохрани, спаси!»
Забегает в храм, венценосный орел – следом,
валит жрицу на камень жертвенный – и глумится над нею,
распинает тело девичье, насилует душу.
Косы спутанные душат – как душит бессильный гнев:
«Да за что?!»...
А вещая богиня ку-ку с неба,
видит храм свой и жрицу поруганную, которая рыдает,
завернувшись в косы, словно в молитве, и
говорит мудрая Афина, скривив узенькие губы,
говорит грозная Афина, увидев кровавые пятна,
говорит жертве на кафеле храма своего в ярости:
«Проститутка! Сама виновата! Вон отсюда!»
...
...Чёрные косы в тот же миг ожили, поползли по шее,
зашипели гадюками, и кожа покрылась струпом,
а самое страшное – это взгляд... чтобы знала, маленькая шлюха!
Кто глянет в глаза – тот окаменеет моментально...
...
Всё, что дальше, – общеизвестно. Горгона свирепая –
негативный (это мягко говоря) художественный образ,
что живет неистовая-де в пещере, волосы-змеи,
бравый парень Персей, медный щит (что дала Афина же!),
острый меч – слава добрым богам! – голова от тела
отлетела, скатилась к ногам победителя!
Аве!
...а вы знаете, кого родила она после смерти?
Через шею тоненькую, девичью, по сути, шейку
вышли дети медузы Горгоны и бога моря
(Изнасилование богами всегда невероятно плодоносно) –
Хрисаор огромный с мечом золотым, блестящим
и Пегас. То есть конь. Поэтический, кстати, символ,
белокрылый, как папа.
А мертвую голову мамы
прицепили на щит, чтобы убивала она и после смерти,
(ведь зло, так уж повелось, зовётся злом).
А прошли века –
Стала дома Версаче
Она логотипом модным...
***
Ганна Осадко. Медуза Горгона
Всі казки та легенди розпочинаються з кульмінації.
Ось – чудовисько люте, ось – лицар (з конем чи без),
ось – принцеса.
Ролі розписані заздалегідь, все очевидно та просто:
«наші», «німці», піф-паф, хендехох, полюбе капут,
зло – бо зло, так сі стало, шо зло – в лютих муках гине
від руки переможця (красава!) –
і бац – хеппі-енд!
…
…всім байдуже, що було раніше, яка причина,
та що буде опісля, як стихне оцей саундтрек,
і всі титри спливуть, як колись – кораблі до Трої…
… а вона – ну, Медуза – давно, із самого початку –
була жрицею храму Афіни. Цнотлива, юна,
неймовірно красива і чиста. А ще волосся –
довге-довге розкішне волосся, густе і чорне,
буцім заздрість жіноча (богиня – це теж кобіта).
Думаю, із волосся усе й почалося.
Бог морів Посейдон якось з неба на землю глянув,
бачить – дівчина гарна, ще й жриця, ще й чиста тілом
і душею, і коси за вітром летять, як птиці…
Чом би й ні? – він подумав знічев’я –
і шусь додолу,
на орла обернувся – аж хмара закрила сонце,
здоганяє нещасну, лишає криваві смуги
гострих кігтів на литках засмаглих…
Вона летить,
і голосить до неба, благає свою богиню:
«Справедлива Афіно, врятуй, збережи, спаси!»
Забігає до храму, орел вінценосний – слідом,
валить жрицю на камінь жертовний – і чинить глум,
розпанахує тіло дівчаче, ґвалтує душу.
Коси сплутані душать – як душить безсилий гнів:
«Ну за віщо?»…
А віща богиня ку-ку із неба,
бачить храм свій, і жрицю знеславлену, що ридає,
загорнувшись у коси, немов у молитви, і
каже мудра Афіна, скрививши вузенькі губи,
каже люта Афіна, узрівши криваві плями,
каже жертві на кахелях храму свойого люто:
«Прастітутка! Сама вінаватая! Вон атсюда!»
…
….Чорні коси ту ж мить ожили, поповзли по шиї,
зашипіли гадючо, і шкіра укрилась струпом,
а найгірше – то погляд… щоб знала, мала курвеґа!
Хто погляне у очі – той каменем стане вмить…
…
Все, що далі – загальновідоме. Горгона люта –
негативний (це кажучи м’яко) художній образ,
що живе грімзна-де у печері, волосся-змії,
бравий хлопець Персей, мідний щит (що дала Афіна ж!),
гострий меч – слава добрим богам! – голова від тіла
відлетіла, скотилась до ніг переможцю!
Аве!
…а ви знали, кого народила вона по смерті?
Через шию тоненьку, дівчачу, по суті, шийку
вийшли діти медузи Горгони і бога моря
(Зґвалтування богами завжди неймовірно плідне) –
Хрисаор велетенський з мечем золотим, блискучим
і Пегас. Тобто кінь. Поетичний, до речі, символ,
білокрилий, як татко.
А голову мертву мами
причепили на щит, щоб вбивала вона й по смерті,
(адже зло, так сі стало, шо зло).
А пройшли століття –
Стала дому Версаче
Вона логотипом модним…
Свидетельство о публикации №218011201466
Очень поэтичное, интересное и оригинальное изложение легенды. Отличный перевод.
Муса Галимов 26.03.2023 22:29 Заявить о нарушении
Анна Дудка 27.03.2023 07:55 Заявить о нарушении