Бросая жребий

 Сейчас страна Израиль, в каждом городе празднуют замечательный праздник - ПУРИМ.
Со стороны кажется, что участники торжества так радуются, будто только что избежали какой-то большой беды. И это действительно так, только истории этой уже 2500 лет.
 Маски, маскарадные костюмы, разрисованные лица в разных героев сказаний и историй. За всем этим стоит простой и глубокий смысл.

 Можно ещё раз кратко напомнить историю предшествующею празднику-завету, или самостоятельно посмотреть остросюжетный фильм "Эсфирь".

События, предшествующие истории Пурима, начались в 586 г. до н. э. В этот год вавилонский Царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев. Вавилонский плен продолжался 47 лет, после этого по указу царя Кира II евреи получили возможность вернуться в Иерусалим и начать восстановление храма. Однако воспользовались этой возможностью чуть больше 40 тысяч человек.

                *****Идея ЗАВЕТА и избранность****

Завет «вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого...» (Иер. 31:33–34).
 Иеремия связывал заключение нового завета с возвращением изгнанников из северных стран и восстановлением царства Давида и Храма во всем их величии (Иер. 31:8–10).

 Завет (berith) - одно из центральных понятий еврейской библии (Ветхого завета). С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, сынами Израиля при исходе из Египта.
В библейском, а также в современном иврите это слово обозначает `союз`, `договор`. В Библии понятие «завет» обозначается также словом эдут (буквально `свидетельство`) и реже — ала, по смыслу более близким к понятиям `клятва`, `обет`. Словом «завет» Библия обозначает как союз между людьми, так и особого рода отношения между людьми и Богом. Заключение союза между людьми обычно скреплялось клятвой (Быт. 21:22–24; ИбН. 9:15; II Ц. 11:4), совместной трапезой (Быт. 26:28–31; 31:53, 54) или жертвоприношением (Исх. 24:4–5; Пс. 50:5), а союза между людьми и Богом — торжественным обещанием Бога людям (Быт. 9:9–17; Втор. 29:9–14). Заключение завета часто сопровождалось символическими знамениями или предписаниями, призванными служить постоянным напоминанием о заключенном союзе.
 Библия знает три ключевых момента в истории, ознаменованных заключением завета между Богом и людьми: сотворение мира, отказ от повторения потопа и рождение еврейского народа. Каждый из них сопровождается символическим предписанием или знамением: празднованием субботы (Исх. 20:11; 31:16–17); радугой (Быт. 9:11–17), обрезанием (Быт. 17:9–13).
 Завет в Библии не всегда является соглашением двух равноправных сторон: в ряде случаев он представляет собой добровольное принятие сильной стороной покровительства над более слабой при условии, что та будет сохранять лояльность в отношении своего покровителя (например, завет израильтян с гибеонитянами; ИбН. 9:3–27).

 Наряду с заветами (союзами), заключаемыми между отдельными лицами, между мужем и женой, между царями и их подданными, между государствами, в Библии особое место занимает завет еврейского народа с Богом (см. Бог. Бог в Библии. Завет). Он является договором, по которому Бог принимает на себя обязанность покровительствовать Израилю при условии соблюдения последним данного ему Закона (Исх. 34:10–27; Втор. 5:1–3; 28; II Ц. 17:35–38). Верность Богу как основная обязанность израильтян особенно подчеркнута в книге Второзаконие (29,30). Завет, заключенный между Богом и Израилем на Синае, является краеугольным камнем иудаизма (см. Десять заповедей); он лежит в основе таких фундаментальных доктрин, как признание Бога царем Вселенной, откровение, личностный характер отношений между Богом и людьми (любовь, милость, страх и т. п.).
 Сходство формулировки завета и сопровождающих его заключение ритуалов с обнаруженными ближневосточными договорными документами 2–1 тысячелетий до н. э. показывает, что идея Бога как царя народа возникла не в период монархии, как предполагалось раньше, но является ДРЕВНЕЙШИМ атрибутом религии Израиля. В эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга) колена (см. Колена Израилевы) противились установлению царской власти именно потому, что считали Бога ИСТИННЫМ царем Израиля, а провозглашение ЗЕМНОГО царя представлялось им нарушением завета (ср. ответ Гид‘она на предложение народа провозгласить его царем и осуждение Самуилом народного требования о провозглашении царя: Суд. 8:22–23; I Сам. 10:18–19). Когда в Израиле была установлена царская власть, она рассматривалась как дар, пожалованный Богом своему избраннику: и царь, и народ в равной мере были вассалами истинного царя — Бога.
  ... Нарушение завета влечет суровые наказания, вплоть до изгнания народа из его страны. Реформа царя Иошияху (7 в. до н. э.), установившего единство культа в Иерусалимском храме, и деятельность Нехемии и Эзры после возвращения из пленения вавилонского (5 в. до н. э.) вдохновлялись идеей верности завету с Богом и трактовались как его обновление.
  Пророки (см. Пророки и пророчество), особенно Хошеа, Иеремия и Иехезкель, уподобляют отношения Бога и Израиля брачному союзу (ср. Иех. 16:8).

 Этическая концепция пророков целиком основана на идее завета, возлагающего на Израиль ответственность и требующего от него не только соблюдения ритуальных предписаний, но и высокой нравственности. Пророки (главным образом поздние) придавали нравственным нормам неизмеримо большее значение, чем требованиям ритуала (см. Ис. 1:12, 15–17). Согласно этой концепции, соблюдение нравственного кодекса должно привести не только к избавлению Израиля, но и к спасению всего человечества (Ис. 2:3–4) и преображению мира (Ис. 66:22).

 ...Христианство отождествляет новый завет, который, согласно Иеремии, Бог заключит «с домом Израиля и с домом Иехуды» (Иер. 31:31), с учением Иисуса, тем самым исключая национальное содержание в пророчестве Иеремии и считая его воплотившимся, хотя Иеремия провидит его совершение лишь во времена всеобщего познания Бога.
                ********МЕСТЬ*******

 История начинается с того, что Ксеркс изгоняет свою жену за отказ танцевать обнаженной в присутствии приближенных царя. Он ищет себе новую супругу. После долгих смотрин Ксеркс выбирает Есфирь, племянницу еврейского мудреца Мардехая, человека, спасшего Ксеркса от заговора.
В это же время вторым лицом Персии, приближенным к царю, становится Аман Амиликитянин. В один из дней он столкнулся с Мардехаем, который отказался поклониться вельможе. Эта «наглость» стала поводом для страшной мести, которую Аман решил приготовить всему еврейскому народу.
 Аман пришел к Ксерксу и рассказал, что в империи живет плененный еврейский народ, который не подчиняется законам Персии и не почитает царя, а чтит только своего бога и свои традиции. Разгневанный правитель приказал написать указ об уничтожении всех евреев, живущих в Персии. Аман решил кинуть жребий, чтобы определить, в какой день он будет истреблять евреев. После этого разослал гонцов по всей империи с сообщением о начале расправы 12 и 13 адара(март).
   Заговор раскрылся. Первое, что повелел грозный царь – повесить Амана на виселице, приготовленной Мардехаю. Так как персидский правитель не мог отменять собственные указы, он разрешил евреям защищать свои жизни и жизни своих детей с оружием в руках от всех, кто поднимет на них руку.
Таким образом, 12 и 13 айдара еврейский народ встретил своих убийц лицом к лицу. Два дня продолжалось сражение по всей Персии, в результате которого все нападавшие были уничтожены или бежали. Всего говорится о 70 тысяч погибших, среди которых 10 сыновей Амана, возглавивших неудавшийся геноцид.
   Мардехай повелел сделать этот день особенным, чтобы он был напоминанием грядущим поколениям о роковых событиях. В книге Эстер праздник назван днями пиршества и веселья.
Свое имя иудейский Пурим получил от слова «пур» (жребий). Таким образом, название символизирует то, что судьбу народа пытались решить, бросая жребий.

                ***Искажённое сознание***

 В период еврейского рассеяния праздник оказал свое негативное влияние на отношение христиан к иудеям. В первую очередь из-за того, что его празднование практически всегда совпадало с Великим Постом. Нередко это провоцировало погромы со стороны христианских общин. Яркое веселье, диссонирующее с днями поста, породило суеверие о том, что праздник несет антихристианский смысл.
 В каждой национальной или религиозной традиции существует праздник, выпадающий на конец зимы, начало весны. Так, в России – это Масленица, в исламской традиции – Новруз и так далее.
                **** 4 ****
 
14 Адара Пурим празднуют в городах, которые не были обнесены стеной во времена Иегошуа бен Нун (Пурим дпразот).
15 Адара Пурим празднуется в городах, которые были обнесены стеной во времена Иегошуа бен Нун (Пурим дмукфим).
Четыре заповеди Пурима - четыре заповеди, выполняемые в Пурим (обратите внимание! Все они на иврите начинаются с буквы “мэм”.): чтение Мегилы, посылка гостинцев, подарки бедным, пир и веселье – праздничное застолье.
   
   Но здесь уже открывается более глубинный смысл буквального слова "свиток" Эстер - молитвы.
    Один из них - это объединение народа. Это не только единение,  нет не только еврейского, который часто становится "козлом отпущения" в кризисные моменты мира, время процветания национализма как сейчас, но единения всего рода ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, чтобы свести на нет  зомбирование людей, сталкивая народы, страны. Всё это привело к созданию ИГил и процветанию терроризма. Опустошению городов и стран.
   Эзотерически Америка- самая нижняя чакра на планете Земля- развитый интеллект и животные характеристики - красный цвет
                Россия - вишудха- горловая чакра Земли-голубой цвет...
Где тоже достаточно провокаций выгодных кому-то, типа "чёрных списков еврейских корней" и т.п. Кому выгодна такая безнравственность, национализм и уничтожение реликвий, целых народов...
  И в этом тоже есть глубинный смысл, к которому меня подвёл знающий Тимур Гуриган (стих.ру). Там где ТЬМА, всегда пробивается СВЕТ. Но сакральный смысл "Пурим" - это отдельная история Имён и Образов.
               
                ****
   А пока важной частью является благотворительность. Хотя надо отметить, что во многих суперах стоят корзины, ежедневно наполняемые горожанами для нуждающихся.
   Праздничная трапеза - обязательная часть Пурима. Она всегда была самой насыщенной и богатой за весь год. Из особых традиций, сложившихся в этот день, как  полюбившаяся выпечка-"Уши Амана".
    


Рецензии