Пасхалии - Григорий XIII vs Юлий

Католическая пасха, православная – пасха… Мы часто слышим эти слова накануне одного из главных христианских праздников. А многие ли задумываются над историей его происхождения? Что именно отмечают верующие в этот день, и почему он приходится на разные даты в рамках одной конфессии? Между тем, именно он был заложен в основу современного календаря и послужил точкой отсчета для нашей эры, а также для определения дат многих религиозных праздников. И наконец… Почему русская православная церковь с такой настойчивостью отвергает переход с календаря, разработанного и введенного в 45 г. до н. э. язычниками Созигеном Александрийским и Юлием Цезарем, на более совершенный календарь, принятый монотеистом и христианином, папой римским, Григорием XIII?

Чтобы выработать нашу версию, придется совершить путешествие вглубь веков, в древний восточный город.

Итак…

Иерусалим, 3791 год от сотворения мира, 14-е число лунного месяца Нисана по иудейскому календарю. В этот день каждый месяц происходит полнолуние. Незадолго до этого по дороге из Вифании в город верхом на ослике въехал человек лет 30-ти. Так повествуют трое из четырех авторов канонических евангелий. Завороженные колоссальным историческим успехом христианства, они не могли смириться с обыденностью этого события и позднее в своих сочинениях придали ему поистине вселенский размах. Должно быть, все происходило гораздо скромнее, но именно тому человеку на ослице суждено было заложить фундамент новой религии.
 
Вернемся к нашей истории…  Предположим, все так и было. Тогда остается только догадываться, о чем в полнолуние думал истерзанный арестант, глядя сквозь решетку крошечного окна на лунный диск, напоминающий своими очертаниями гигантскую сиракузскую тетрадрахму с ликом Посейдона на аверсе. Важно другое: полнолуние помогло восстановить хронологию тех далеких событий. Дело в том, что происходили они накануне великого праздника иудеев – исхода из Египта.

За 12 веков до этого организатор побега из египетского рабского плена по имени Моисей договорился со своим Богом о содействии. В ответ на приказ фараона бросать еврейских новорожденных в Нил, Всевышний обязался наказать египтян десятью казнями, последняя из которых – умерщвление первенцев – должна была стать наиболее убедительной. Знаки на домах, которые Моисей начертал кровью жертвенного агнца, указывали, где жили евреи. Господь проходил мимо таких домов. «Прохождение мимо» звучит на еврейском, как «песах». Отсюда – пасха. До сих пор этот праздник в Израиле один из самых важных. А старозаветное название «пасха» перекочевало от иудеев к христианам.

Спустя пять веков после событий в Иерусалиме аббат Дионисий Малый по поручению папы Иоанна I разрабатывал пасхалии – переводил даты празднования по лунному календарю в соответствующие даты по юлианскому. Летоисчисление тогда велось от 1-го года правления ненавистного преследователя христиан императора Диоклетиана. Дионисий предложил ввести новое летоисчисление: от Рождества Христова.

Как же монах вычислил дату рождения Иисуса? Евангелист Лука писал, что Христос начал свою проповедническую деятельность в 30 лет. А смерть на распятии принял годом позже накануне иудейской пасхи в годы правления римского императора Тиберия. Путем сопоставления дат солнечного и лунного календарей Дионисий установил, что воскресение Иисуса имело место 25 марта по юлианскому календарю. Этот день, 1-е воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, стал праздником для приверженцев самой многочисленной религии мира. Затем, пользуясь сведениями, почерпнутыми из евангелий, Дионисий установил дату рождения Христа. Но это отдельная тема, и мы не будем здесь на ней останавливаться, т.к. точка отсчета обычно имеет мало общего с календарями. В основе летоисчислений лежат чаще политические, исторические или другие культурологические причины – даты рождения или смерти императоров, день сотворения мира и т. п. Иным образом обстоит дело с календарем. Как ни крути, здесь человек обязан считаться с астрономией, какие бы фантазии его ни посещали.

Здесь мы обязаны совершить небольшой экскурс в… небесную механику. Эта наука позволяет устранить путаницу, существовавшую в календарном деле на протяжении тысячелетий.

Каждый знает, что день сменяется ночью, зима – весной, а лето – осенью благодаря движению небесных тел. Это движение упрямо гнет свою линию и не подчиняется мифам и легендам. Значит, чтобы планировать свою деятельность – неважно, что это, сельхозработы или время любовного свидания – перед человеком стояла задача определить параметры этого движения. Но задача оказалась не из простых – один оборот вокруг солнца совершается Землей в среднем за 365 дней 5 час. 49 мин. 30 сек.  – время между весенними равноденствиями – т. н., тропический год. А Луна оббегает Землю за 29,5 суток – синодический месяц. Все соотношения какие-то дробные! Более того, не всегда эти цифры были такими же, как сегодня. Четыре млрд. лет назад сутки продолжались всего 6 часов. После формирования океанов приливное трение не прекращает «тормозить» вращение нашей планеты. Оно удаляет от нас Луну на 3,5 см каждый год и замедляет ее бег по орбите. Что бы ни случилось с нами, землянами, настанет день, когда Луна зависнет над одной точкой поверхности Земли. Но произойдет это не скоро.

Про то, что продолжительность года не равна целому числу суток, люди знали давно. Согласно реформе Юлия Цезаря, каждый четвертый год стал состоять из 366 суток. Этот «лишний» день должен был компенсировать те самые почти 6 часов в год. Казалось, все стало на свои места. Но постепенно день весеннего равноденствия, по которому рассчитывались пасхалии, все же смещался, достигнув к концу XVI столетия разницы с астрономическим временем в 10 дней. К тому же из-за предательского «почти», этих 10,5 мин. в год, каждый век набегало еще более 18 часов, причем со знаком «минус». Опять незадача! Почему не 24? Тогда можно было бы нулевой год каждого столетия делать не високосным. Но выход нашелся – каждые 100 лет високосный год можно считать обычным, а раз в 400 лет его «не отменять». На нашей памяти таким был 2000-й. Григорианский календарь очень точен – разница в 1 день с астрономическим временем накопится за 10000 лет. Сравните: по юлианскому – сутки прибавляются почти каждое столетие!

В 1582 г. по указанию понтифика иезуит Христофор Клавий и астроном Луиджи Лилио подготовили соответствующую реформу. В результате жители нескольких европейских стран, заснув в четверг 4 октября, проснулись в пятницу 15 октября.  За ними последовали другие страны. В России григорианский календарь был введен в 1918 г. государственным декретом Совнаркома, по которому за 31 января следовало 14 февраля. К тому времени накопилось еще 3 дня разницы. Забавно! Если кто-то будет утверждать, что какое-то событие произошло в нашей стране с 1 по 13 февраля 1918 г. – не верьте, таких дат в нашей истории не было.

А что же мешает РПЦ перейти на григорианский календарь? Ведь если продолжать придерживаться юлианского, то Рождество в 14-м тысячелетии будет в разгар летней жары. Однако преданность старому стилю не имеет ничего общего с наукой. Она основана на возведении в абсолют канонов веры. Но ведь «повелись» на науку другие конфессии! А православные клирики объявили Григория XIII еретиком. Многие из них осуждают также и 11 автокефальных православных церквей, перешедших на т. н., новоюлианский календарь. Кроме РПЦ, верными старому стилю остались лишь Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные поместные церкви.

Доводов против перехода много. Среди них: медленный темп отставания, а из отведенных господом для мирского бытия осталось максимум 3 тыс. лет; простота вычисления религиозных дат; и др. Но главные причины кроются в многовековом использовании юлианского календаря, освященного Церковью, и в риске неизбежных серьезных нарушений богослужебного устава. Например, сильное сокращение Петрова поста.  Литургическая путаница для институтов веры гораздо более серьезный грех, чем игнорирование научных фактов.  Расхождения здесь мировоззренческие. Одни свято верят, что мир возник практически мгновенно около 6 тыс. лет назад путем заклинания: «…да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Бытие 1:14)». Другие считают, что солнце земля и планеты сформировались 4 – 5 млрд. лет назад из газопылевого облака, а человек есть продукт эволюции и родственник мелких грызунов, выживших после столкновения с астероидом 64 млн. лет назад. Наивно полагать, что те и другие когда-либо придут к общему мнению в этом вопросе.

Основоположники христианства, апостолы и его первые адепты жили и творили по юлианскому календарю. Литургический год был построен на Александрийской Пасхалии. Даты событий и их последовательность считаются освященными свыше и не могут быть изменены. Особенно большое значение эти вещи имеют для консервативных конфессий, к которым относится и православие. В других странах его так и называют – ортодоксальным христианством. Есть еще ортодоксальный иудаизм, ислам. В переводе с греческого ортодоксия – прямое учение. То есть, в отличие от католических ересей, православное направление идет непосредственно от апостолов.

С тех давних времен утекло много воды. В 325 году на I Вселенском соборе в Никее провозглашается окончательное отделение от иудаизма, определяются 20 канонов христианства, включая правила расчета дат пасхи. В этом вопросе святые отцы исходили из евангельской последовательности смерти и воскрешения Христа. Для согласования лунного и солнечного календарей был принят, т. н., метонов цикл – по нему каждые 19 тропических лет лунный цикл, содержащий 235 лунных месяцев, завершается в один и тот же день солнечного года.

Время шло, пантеон святых пополнялся, возникали новые памятные даты, которые датировались по юлианскому календарю. Не мудрено, что религия, считающая себя прямой наследницей веры святых апостолов, твердо стояла на соблюдении канонов –  главный из них: по юлианскому календарю христианская пасха никогда (!) не должна предшествовать еврейской или совпадать с ней. А по григорианскому это случалось в истории 9 раз.

Сын неизвестного Иосифа Обручника из Назарета, провозглашенный богом среди смертных, вошел в священный город Ершалаим перед 14-м Нисана, но ни в коем случае не после. Надо быть истинным православным, чтобы понять насколько сие важно…







 


Рецензии
Спасибо за статью, всё интересно, но. Пасхалия, по которой живёт РПЦ и католики... составлена на период в 532г., является календарной,т.е.не зависит от астрономических понятий Полнолуние и Равноденствие, в этом заслуга Григория -13.С первых дней письменный календарь всегда, в году ровно: 365с. или 366с.(високосный).Продолжительность года (365с.) равна 19 летнему Лунному циклу, а средняя продолжительность~ 365,25с., равна восьмилетнему Лунному циклу. Это азбука или первый класс начальной школы.Письменный календарь начали с Первого весеннего Полнолуния на дате 1 апреля, начальная постоянная(календарная) дата 1 марта и равноденствие: 15 марта. Поэтому, после изъятия ~ 10 "Никейских суток"в 1582г./561г., равноденствие переместили на постоянную дату 21 марта(10м.+10с.=21м.) и (15м.+10с.=25м.)В Новой Календарной Пасхалии выбрали и назначали 12 дат 25 марта(Кириопасха) и,соответственно,зимнее Солнцестояние было, в Начальном году,по расчётам, на дате 25 декабря, которое Католики стали считать датой Католического Рождества в 1582г.Автором письменного календаря является русский князь, Ярослав Мудрый и письменность появилась на планете Земля в 1г./1021г.н.э./6529г., т.е.~ 1000 лет тому назад. С уважением, В.Шепелин.

Владимир Шепелин   16.02.2022 18:05     Заявить о нарушении
Мне трудно разобраться в предлагаемом вами календаре, но всё равно - большое спасибо! В конце концов, календарей - куча, не меньше сотни... ну еще один, ну да... Вот по поводу письменности - вы меня удивили. Я-то, по простоте душевной, считал, что письменность на планете Земля во всю процветала у греков и римлян, египтян и у многих других уже за пару-тройку тысяч лет до указанного вами срока. Не говоря уж о шумерах, придумавших клинопись в Месопотамии аж 5 с лишним тысяч лет назад. Но, как говорится, век живи - век учись. Придется принять к сведению.

Юрий Григ   21.02.2022 11:57   Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Но,письменный календарь с первых дней не менялся, всегда три года считали люди по 365 суток, четвёртый год - ровно 366с. Других нет и не было.К 532г.(Прусские астрономические Таблицы) люди научились считать в минус, поэтому составили Календарную Таблицу назад, в минус, до "ДАТЫ"? Сотворения Мира.Эту пустоту от Адама до 532г., это ~ шесть с половиной тыс. лет заполнили сказками, легендами и пр. ерундой.C уважением, В.Шепелин.

Владимир Шепелин   22.02.2022 12:56   Заявить о нарушении
Календарей куча, но благодатный огонь нисходит только в Великую субботу перед Православной Пасхой, вот и все дела.... ☺️🤔

Надя Бирру   07.04.2023 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.