Арагил

- Привет! Как тебя зовут? - Спросила Гаяне сидевшего перед ней мальчика, которого снимал на видеокамеру оператор местного регионального телеканала. Они снимали репортаж в доме одной сельской семьи. Мать этого мальчика написала письмо в редакцию телеканала с просьбой помочь в сборе средств на лечение сына.

Ее сына звали Азат. Он смотрел на девушку репортёра любопытными глазами. Эту тетю он видел впервые, но чувствовал к ней присущее лишь детям доверие, поэтому, хоть и с небольшой паузой, но без волнения ответил:

- Меня зовут Азат.

- Очень приятно, Азат. Твоя мама очень много рассказывала о тебе. Она так сильно любит тебя! А ты ее любишь?

- Да, очень сильно люблю! - Ответил Азат с нескрываемой искренностью, которая наполняла его глаза любовью и светом.

- Ты очень милый мальчик. - Гаяне прошептала эти слова, пытаясь приободрить не только его, но и себя. Ведь к нее тоже есть дети: мальчик и девочка - девочке восемь лет, а мальчику десять.

- Спасибо. - Ответил он скромно опустив глаза. - Мне кажется, вы очень добрая, от вас солнышком пахнет. - Продолжил Азат и опустил от стеснения глаза.

Неожиданно для себя Гаяне поймала себя на мысли, что не так часто, как хотелось бы, говорит своим детям, что любит их всем сердцем и готова ради них на любую жертву. Вместо этого после рабочего, когда она уставшая приезжает с работы, она ругается из-за того, почему они еще не сделали домашнее задание или придирается к каким-то мелочам, о чем потом очень горько сожалеет. А буквально вчера, она сурово смотрела на сына и сверлила его  ледяным взглядом, пока тот стоял перед  ней опустив от стыда голову и не решался ответить матери какую оценку он получил в школе. Он боялся сказать ей что получил двойку, ведь мама рассердится. Он считал, что не оправдывает ее надежд, ведь мама так хочет чтобы они с сестрой хорошо учились. Гаяне сейчас корила себя за то, что довела любимого ребенка до слез. Как вернется домой, прижмет его с младшей сестренкой покрепче к себе и расцелует. Она понимает что в тяжелые времена ей не хватает силы воли, и вся накопившаяся в ней боль за то, что ей одной приходится заботиться о семье, выплескивается на детей. Муж оставил их четыре года назад. С тех пор она работает с утра до поздней ночи, хватаясь то за одну, то другую работу, лишь бы хватило денег прокормить детей и престарелую мать, которая помогает ей по дому. Так и живут они вчетвером в съемной однокомнатной квартире, в который делали ремонт лет двадцать назад. Но на более комфортные условия пока не хватает денег.

- Давай ты пока немного посмотришь мультики, а я поговорю с твоей мамой, хорошо? - Опомнившись от мыслей спросила Гаяне, увидев как Нунэ, мать этого самого мальчика, вошла в гостинную с подносом чая на руках.

Азат одобрительно кивнул. Пока он был увлечен просмотром телевизора, женщины немного поговорили на повседневные темы, о семье, о работе. Наконец Гаяне предложила начать интервью, ради которого она сегодня приехала.

- Нунэ, хочу сказать вам, что, как мать двоих детей, я была тронута до глубины сердца вашей историей. Очень надеюсь, что люди откликнутся и помогут вам в эту минуту вашей семье.

- Спасибо, Гаяне. Я очень сожалею что пришлось вас побеспокоить, но другого выхода для себя, к сожалению, больше не вижу.

- Прошу вас, больше так не говорите. Что может быть важнее жизни детей? Думаете меня волнует международная политика или экономика? У нас в газете все сотрудники прониклись вашей историей и готовы помочь кто чем может.

После недолгого молчания Гаяне продолжила:
- Расскажите пожалуйста подробнее для наших слушателей что у вас произошло.

- Когда началась война, жители нашей деревни одними из первых ощутили ее ужасы: на дорогах разрывались снаряды, те что попадали в дома, заживо сжигали целые семьи. Противник умышленно целился в мирное население. За два месяца кладбище увеличилось вдвое. - Воспоминания приносили боль, Нунэ сделала небольшую паузу и сделала глоток чая. - Мой Азат попал в плен и мы ничего о нем не слышали целый год. Его, вместе с другими молодыми ребятами потом смогли обменять на других пленных солдат. Тогда еще никто из наших не предполагал, что с людьми могут так обращаться. - Нунэ говорила отрывисто, голос дрожал. Она сделала усилие, чтобы не заплакать и не желая вспоминать весь ужас тех сдней, закончила без подробностей. - Он был истощен физически, весь переломленный, на правой руке кость срослась неправильно и теперь навечно искривлена. Волос на голове не было, кожа на черепе была обуглена, видимо те бессердечные звери подожгли сыну голову. А на лбу сделали татуировку с непристойным рисунком, чтобы мой несчастный всю жизнь помнил тот ужас. Когда я впервые его увидела, не могла поверить глазам. Сначала война отняла у меня мужа. Он уехал на фронт добровольцем, не слушал моих уговоров. А через год воевать ушел Азат. Я благодарю Бога за, что не смотря ни на что, мой сын еще со мной.

- Нунэ, а сколько сейчас лет вашему сыну?

- Гаяне задала вопрос с влажными глазами, она очень сопереживала несчастной матери.

- Ему сейчас 25. Но как говорят врачи, его умственное развитие сейчас на уровне восьмилетнего ребёнка.  После возвращения сынок очень мало разговаривал, весь день мог просидеть дома, прячась по углам, боялся что его вновь начнут пытать. Нас отправляли на операцию в Ереване и Москве. Но ничего не помогло. По ночам он практически не  спал, каждый раз просыпался с криками среди ночи и не смыкал глаз до утра. Постепенно, день за днем Азат терял память. Иногда он забывает даже меня, не понимает где находится, а иногда ведет себя как ребенок. Когда Азат только освободился из плена, при первом медицинском обследовании в его крови были найдены запрещенные препараты, которые сжигают в нем жизнь. Остановить их действие невозможно. - Нунэ не выдержала и заплакала. Тихо, стесняясь проявления своих эмоций. Гаяне хотела ее успокоить, обняла, но не выдержав, заплакала вместе с ней. Выплеснув эмоции, Нунэ продолжила, - Сейчас Азату требуется операция, которая поможет унять боли и вернуть подвижность суставов, но я уже давно потратила все сбережения на другие операции и лекарства, родственники и другие добрые люди помогают как могут, но времени уже не остается. Я прошу вас помочь собрать нужную сумму. Я верю, что сын поправится, он же так молод, не успел еще пожить.

Нунэ сидела молча, опустив глаза в пол. Когда она закрывала глаза,  вспоминала счастливую молодость. После свадьбы они с мужем долго не могли забеременеть. Однажды, когда она сушила на улице белье после стирки, в деревню прилетели аисты и одна пара свила гнездо прямо на крыше их дома. Нунэ сразу почувствовала, что это к добру, но загадывать себе ничего не стала. В Армении аист считается священной птицей о которой сложено много мифов и легенд. А гнездо аиста на крыше расценивается как признак удачи. Она постоянно любовалась этой красивой птицей и каждый день подкармливала. А когда в гнезде появились птенцы, Нунэ была уже беременна и вот вот должна была родить. Так и жили там аисты круглый год, принося потомство. А когда началась война, они неожиданно улетели. Птицы покинули гнезда за день до того, как муж Нунэ поехал на фронт. Потом, вскоре, уехал и сын, сбежав рано утром, боясь передумать от слез матери, которая не хотела его отпускать.  Так и прожила она одна. Когда сообщили о смерти мужа она, затаив дыхание, боялась каждого стука в дверь. Если и сына не станет, то как ей дальше жить.

- Мама! - Неожиданно закричал Азат. - Прячься, они идут! - В этот момент по новостям вели репортаж о результатах войны, показывая архивные записи военных действий. Видимо он случайно переключил канал.

- Все хорошо, сынок! Война закончилась, это всего лишь телевизор. - Шептала на ухо сыну Нунэ, обняв его покрепче. Она закрыла глаза и начала петь ему старую народную песню:

Я не бездомный, не скиталец,
У меня есть покой, есть приют.
Свободная родина, счастливая страна,
Счастливая, счастливая страна.
Добрый аист, аист удачи,
Аист в весенней поре, Аист в летнюю пору,
Живи у моего дома, добрый аист,
Сделай свое гнездо на дереве, на верхушке тополя.
Аист, пой счастливо со мной,
На горном пастбище, со стадом в поле.
Поля, сады, красивая страна.
красивая, красивая Страна.

Нунэ сидела на скамейке у веранды дома и молча смотрела на дорогу. Деревня почти опустела, соседи уехали кто в Ереван, а кто за границу - остались лишь старики, которые не хотели покидать могилы своих предков и детей. Сегодня утром, как и каждое воскресенье, Нунэ сходила в церковь на литургию. Позже она посетила мужа и сына на кладбище, рассказывала им последние новости скучной деревенской жизни, старалась не плакать, чтобы не расстраивать родных. Азат погиб не дождавшись очередной операции, которая, скорей всего, ничем бы ему не помогла. Теперь он не мучается от болей. Нунэ просидела на голой земле под холодным мартовским солнцем пару часов, обнимая надгробия сына и мужа. Война отняла у нее все силы и в свои сорок с небольшим она выглядела как пожилая старуха. Сейчас ей уже легче сюда приходить - она чувствует что скоро их семья воссоединится, недолго ей осталось на грешной земле. Да простит нас всех Господь. Наговорившись, она вернулась домой, убралась, постирала, есть ей не хотелось, поэтому решила пока не готовить обед, а заварила чашку кофе и вышла на веранду, посидеть среди распускающейся зелени под весенним солнцем.

Вдруг она заметила в чистом синем небе приближающуюся черную точку. В груди что-то защемило, она не могла поверить глазам. Прошло больше двадцати пяти лет. Аист приземлился прямо перед ней, стоял посреди двора и молча смотрел на Нунэ, будто хотел что-то ей сказать. Эти птицы никогда не боялись людей, но так близко обычно не подходили. А сейчас он даже подошел к ней и подлетел на скамейку, коснувшись крылом несчастной женщины, будто пытался ее обнять. Она медленно подняла руку, боясь спугнуть птицу, но аист казалось только и ждал, когда она его погладит. В приливе нежности женщина заплакала, а аист прильнул головой ей на плечо, пытаясь утешить. Так и просидели они до вечера, пока Нунэ с облегчением не испустила Богу душу.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.