Взгляд за кулисы

(По следам концерта Светланы Копыловой 7 февраля 2016г. в Красноярске)
 
До начала концерта оставались считанные минуты…  В зале еще было светло и шумно, люди торопливо занимали свои места. Я подумала о том, как всё-таки узнаваемы наши православные братья и сёстры, внешним обликом своим, мягкой и простой манерой общения, славной привычкой встречать друг друга тёплыми объятиями и вместо обычного «Спасибо!», произносить молитвенное воздыхание – «Спаси Бог!» Я так же поймала себя на мысли о том, как хорошо мне быть среди этих людей, чувствовать похожим образом, думать о «главном», которое у нас одно на всех, радоваться и грустить рядом с чуткими сердцами, способными разделить с тобой все перипетии этой жизни. Так уж повелось в России, что простые человеческие чувства и переживания всегда находили своё отражение в песне. Грустил и радовался русский человек всегда, напевая под нос знакомые мотивы, собирая легкие ноты в букеты незамысловатых мелодий. У кого-то, более талантливого, эти букеты были особенно хороши, их песни снискали любовь у не одной тысячи благодарных слушателей. И сегодня, в этот холодный, зимний вечер многие, как и я, пришли согреться в просторный зал городского дома культуры творчеством автора-исполнителя, красивой, русской женщины, православной христианки – Светланы Копыловой.
Её творческий путь начался с профессии киноактрисы в далёких 80-ых годах, в 90-ых годах Светлана была востребована, как поэт и композитор у многих звёзд российской эстрады. Её песни пели Кристина Орбакайте, Вячеслав Малежик, Игорь Саруханов и многие другие. После судьбоносной встречи со своим будущим духовным отцом – протоиереем Артемием Владимировым, у Светланы начался новый этап жизни. И прежде всего он отразился на её творчестве. С 2006 года вышло уже пятнадцать альбомов. Красивые, легкие, родные и близкие мелодии запели в каждом городке России «Не обижайте матерей», «Богоносная Россия», «Близнецы», «Окно», «Про кота» и многие другие песни-притчи, песни-баллады, песни-легенды с улыбкой, а иногда и со слезами на глазах пели и поют во всех уголках нашей необъятной Родины. Концерты Светланы Копыловой проходят в плотном гастрольном графике.
И мне, как и многим прихожанам Введенского храма г.Сосновоборска, посчастливилось попасть на один из таких концертов. Слава Богу! билеты привезли прямо в нашу церковную лавку. Я много раз слышала песни Светланы у кого-то в гостях, у кого-то в машине, иногда по чьей-то просьбе прослушивала что-то из «новенького», дабы разделить с человеком радость. Но никогда не причисляла себя к горячим поклонникам её творчества. И когда концерт начался, я не ждала от себя ни слёз, ни обжигающих ладони аплодисментов.
Прямо из зала выкрикивали названия любимых песен, и они тот час же звучали под аккомпанемент двух гитар. Иногда Светлана делала небольшую паузу, рассказывая нам о трудностях гастрольной жизни, о встречах с интересными людьми, о планах на будущее, о проектах, которые уже случились. С каждой минутой, с каждым словом, с каждой новой песней я раскрывала для себя как будто новый мир. Где слава, талант и успех, так гармонично сочетались с милосердием, добротой и сердечностью. Светлана рассказала нам о своей дружбе и творческом сотрудничестве с известной певицей Валентиной Толкуновой, которая, к сожалению, в 2010 году покинула этот мир. Сейчас, некоторое время спустя после концерта, я сижу, набирая текст этой статьи, и слушаю песню в исполнении Валентины Васильевны:
Взрослые дети заняты вечно – редкие встречи…
Старая мама боль и тревогу делит лишь с Богом:
Вдоль по морщинке катит слезинка
Ангелом эти слезинки сосчитаны,
Важное дело у ней – Бога молить за детей.
И не буду даже подбирать слова, и не буду рассказывать, что происходит со мной… Наверное, такую мелодию, такие слова вкладывает Сам Господь Бог в ум и сердце человека. Так нестерпимо горячо льются слёзы, отогревая сердце. Как обмороженные пальцы в тепле, оттаивая, болят, так же болит и душа, обмороженная суетой этой жизни. Я посмотрела замечательный фильм-воспоминание Светланы Копыловой «Любовь побеждает смерть» о Валентине Толкуновой. И вот снова эта песня…, и я уже вижу глаза Валентины Васильевны, её руки, и как вместе с ней весь зал поёт:
Мама старенькая, мама маленькая…
Стали руки в веснушках с годами…
Мама старенькая, мама маленькая,
Но душою она молодая.
И как бывает часто, не можешь насытиться красотою песни, и каждый день наполняешься ею, снова и снова, кутаясь в кружева уже знакомого мотива, заучивая наизусть слова. Вот и я ловлю себя на том, что уже без труда повторяю знакомые строчки, спетые таким родным, таким тёплым и мягких голосом Валентины Толкуновой. Спасибо, вам Светлана, за эту песню. Теперь одну из моих любимых…
А концерт продолжался…  Полтора часа первого отделения, небольшой перерыв, второе отделение. Подходил к концу третий час. Но, как и прежде, Светлана продолжала радовать своего зрителя долгожданными песнями. Весь концерт рядом с ней виртуозно работал талантливый гитарист – Михаил Оленченко. Его сольный номер вызвал бурю аплодисментов.
Время пролетело незаметно, где-то поплакали, где-то посмеялись, где-то погрустили, задумались о чем-то важном. И вот заключительное выступление, последние овации…
***
Я в гримёрке Светланы Копыловой терпеливо жду своей «минуты-славы», жду последний автограф, последнее фото на память, которые просят улыбчивые поклонники, жду, что бы задать несколько вопросов. Меня предупредили, что их должно быть не больше пяти. В голове пролетают мысли о том, какие это пять самых главных вопросов. Всё кажется важным…
Несмотря на то, что нас со Светланой разделяют несколько метров, мне кажется, что она так далеко… Сдержанная, закрытая, она сидит, выпрямив спину, и, наверное, уже через силу отвечает на вопросы и раздаёт автографы. «Устала», - подумала я. К Светлане подходит мальчик, он болен, почти ничего не видит, у него большой вес.  И вроде бы ничего не меняется внешне, тот же её спокойный, тихий голос, та же сдержанная улыбка, но мальчик как будто светится изнутри. Она предлагает ему сфотографироваться на память, дарит флешку со всеми альбомами, отвечает на вопросы, терпеливо ждёт, пока он разберется с камерой на своём телефоне. И он, согретый её таким вот вниманием, радуется. Радуется, так, что это чувство становится общим. Я вижу, как улыбаются все вокруг. И вот наступает моя очередь.
С легким чувством вины, торопливо, я задаю пять своих вопросов:
- Светлана, бывают ли в вашей жизни моменты, когда вдохновение покидает вас?
- Если бы моё вдохновение было неиссякаемым, я бы написала миллионы песен, а не 180. Когда нет желания писать песни, я занимаюсь записью, придумываю обложку, концертный костюм. На самом деле это нормальный процесс жизни. Человек иногда хочет есть, иногда нет, через какое-то время наступает опять чувство голода. Так и вдохновение не может быть постоянным.
- На что похожа ваша жизнь? Это дорога, наполненная преодолениями и скорбями, или это безоблачный путь нескончаемой радости?
- Моя жизнь, как зебра полосатая. Очень разная. Впрочем, как и у любого из нас. Есть и минуты скорби, есть и преодоления, безусловно, есть и радость. Я в этом смысле обычный человек.
- Много ли в вашей жизни настоящих друзей?
- Своего мужа я считаю настоящим другом. Есть еще подруга детства, с которой мы дружим с двенадцати лет. Она сейчас живёт в Германии и мы мало видимся, но достаточно часто общаемся в скайпе. Друзей у меня не много. Вообще, я человек замкнутый и люблю одиночество.
- Каким вы видите своего слушателя? Чем он живёт, чем дышит?
- Это человек, который бежит, бежит, бежит…. И вот он здесь, на этом концерте, на какой- то момент остановился, задумался, что-то переосмыслил в своей жизни. Такая пауза очень важна для человека. Остановится, зайти в клеть своего сердца. Увидеть и понять, в чём оно более всего нуждается.
- Может быть, вы что-то пожелаете своим зрителям и слушателям? Может быть, дадите напутственное слово?
- Ну, кто я такая, что бы наставлять? Я могу лишь пожелать мира вашему дому, взаимопонимания  с близкими, умения снисходить до них, жалеть, не обижаться, не раздрожаться. Сохранять мир. Если будет мир в душе у каждого, то будет мир и в семьях.
***
Спустя почти месяц после концерта, я досматривала фильм Копыловой С. «Любовь побеждает смерть» и, как перед тем недолгим интервью, у меня вновь возникло легкое чувство вины. Тогда после концерта, в резкой, свойственной мне манере, я сделала выводы о том, какой холодный и закрытый человек Светлана. Как мало мне дали времени на общение с ней, как кратко отвечала она мне на вопросы. Недовольная, я пыхтела, как старый паровоз, который несётся в одном лишь, чётко заданном направлении, по своим, единственно верным рельсам. А теперь, я в полном раскаянии, роняла слёзы на чёрные квадратики клавиатуры, слушая последнюю песню в фильме, песню Светланы в исполнении Валентины Толкуновой:
Я ещё не стала лучше, я ещё не стала чище,
Хоть надежды тонкий лучик тронул сердца пепелище.
И, хоть мой побег зелёный развернул свои листочки,
Зацветёт ли пышно крона и какие даст плодочки?
Каким может быть человек поверхностным, каким невнимательным, каким надменным… Кажется, что мир крутится вокруг тебя, и твоё восприятие единственно верное. Но оказывается, что вокруг тебя тысячи и тысячи таких каруселей. А где же истина?...
Я ещё не стала лучше, но к тому уже есть повод,
И мой ангел вопиющий за меня замолвит слово…
Верю, что коснётся радость сердца моего больного!
Видит Бог, как я стараюсь лучше стать, хотя б немного…
Всегда очень важно, что находится у человека за кулисами, как выразилась Светлана, отвечая на мой вопрос, «в клети сердца». И даже, если человек не раскрывает для вас свой мир, нужно просто понимать, что он у него есть. Понимать и трепетно относиться к нему. Находить доброе в человеке и радоваться, этой частичке любви в нём.


Рецензии