Воздушный корабль над Севильей

Неужели это было? Было!!!

Мы, живущие в эпоху, когда трансконтинентальные перелеты стали повседневной рутиной, наверняка склонны сильно недооценивать возможности техники начала 30-х годов. Дирижабли того времени могут показаться нам примитивными монстрами, заранее обреченными на вымирание в конкуренции с самолетами. На самом деле, эти «летающие динозавры» были не так уж примитивны.

Всего лишь несколько примеров.

1930 год. Севилья. Авиакомпания «Колон» открывает линию Севилья – Буэнос-Айрес. На поле, где в настоящее время располагается аэропорт Сан Пабло, приземляется дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин». Посмотреть на чудо германского авиастроения съезжается буквально весь город. По свидетельству участника перелета, мадридского журналиста Корпус Барга, «аэропорт напоминал Ферию, тысячи людей собрались здесь буквально в поклонении техническому чуду, а «Цеппелин» в эту ночь стал соперником Макарены». 16 апреля дирижабль отправился в свой первый рейс на новой линии. Множество людей заполнило плоские крыши севильских домов, наблюдая пролет гигантской сигары.

Пройдя над устьем Гвадалкивира и Чипионой, дирижабль продолжил свой маршрут над Атлантикой по направления к Канарским островам и Америке.

Немного о самом дирижабле: длина «Графа Цеппелина» составляла 236,6 метра (втрое больше, чем у Боинга 747), ширина — 30,5 метра и высота — 35,5 метра. Пять двигателей дирижабля типа «Майбах», общей мощностью в 2500 л.с., позволяли доставлять 40 тонн груза (либо 20 пассажиров и 15 тонн почты или иных грузов) на расстояние в 14 тысяч километров с крейсерской скоростью 117 километров в час. Так, что расстояние в 9500 км. от Севильи до Буэнос-Айреса, дирижабль вполне мог преодолеть без промежуточных посадок и дозаправки.

На борту дирижабля пассажирам был обеспечен комфорт, немыслимый даже для современных самолетов. Скорее это напоминало океанский лайнер в миниатюре. В гондоле, сразу за ходовой рубкой, располагалась столовая площадью в 20 кв.м., с шикарным убранством и столами, покрытыми белыми скатертями. Еда подавалась в фарфоровой посуде, а не пластиковой, как сейчас. Через огромные иллюминаторы путешественники могли любоваться восходом и закатом солнца над океаном.

По свидетельству журналиста Корпус Барга, в кают-компании рядом с картой, на которой отмечался маршрут дирижабля, висел эстамп с изображением Девы Эсперансы Макаренской, подаренный членами одноименного братства. Пассажиры, обычно, сначала настороженно смотрели на карту, а потом – на Макарену. И это было неудивительно: людям, привыкшим к извозчикам на улицах и наблюдавшим при своей жизни появление первых автомобилей, даже мысль о полете на «воздушном корабле» еще совсем недавно казалась безумной фантазией.

20 пассажиров располагались в 10 двухместных каютах, засыпая и просыпаясь в облаках над океаном, в то время как экипаж
(в общей сложности – 40 человек) вел дирижабль к цели и боролся с ветрами над Атлантикой.

На четвертые сутки полета, преодолев около 6000 километров, дирижабль благополучно пересек океан и прибыл в Пернамбуко (Бразилия). На этом первый полет завершился, и до столицы Аргентины пассажиры добирались уже на самолетах. Полет на дирижабле оказался дорогим удовольствием: например, за полет своего корреспондента газета «Ла Насьон» заплатила 3000 долларов (большую по тем временам сумму).

Более или менее регулярные рейсы в Буэнос-Айрес стали выполняться только спустя 3 года. На рассвете холодного дня 30 июня 1934 года «Граф Цеппелин», пролетев над высотками аргентинской столицы, приземлился на аэродроме в Кампо де Майо, где был встречен огромным скоплением людей.

Позднее дирижабль еще много раз пересекал экватор и Южную Атлантику. Последний рейс состоялся 10 июля 1936 года. Буднично, преодолев за 98 часов путь из Севильи до Буэнос-Айреса, германский LZ-127 приземлился в Кампо де Майо. Авиакомпания «Колон» уже печатала расписание предстоящих полетов, но … через 8 дней в Испании началась Гражданская война.

Кстати, на счету этого дирижабля есть достижения, куда более значительные.

15 мая 1929 года начался самый длинный, кругосветный, маршрут «Графа Цеппелина». Вылетев из порта базирования в Фридрихсгафене (Германия), с 41 членом экипажа и 20 пассажирами на борту, дирижабль прошел над территорией Советского Союза по маршруту: Вологда, Пермь, Тобольск, Якутск, Николаевск. От запланированного пролета над Москвой пришлось отказаться из-за плохой погоды. Не понадобилась и промежуточная посадка в Хабаровске.

Весь полет от Фридрихсгафена до Токио прошел за рекордные 100 часов, без единой посадки! А, это – 11200 километров! Более того, может показаться невероятным, но руководитель полета, доктор Хуго Эккенер, заявил, что при невозможности посадки в Токио, готов продолжать полет до Сан-Франциско или Лос Анджелеса. Запасов горючего газа и бензина на борту должно было хватить и на это. Но все-таки посадка в Токио состоялась. Тысячи японцев приветствовали дирижабль.

После Токио «Цеппелин» без приключений пересек за 67 часов Тихий океан и достиг Сан Франциско. Весь полет вокруг земного шара занял 21 день, было пройдено 34 200 километров. В Фридрихсгафене экипаж ждало всеобщее ликование.

Доктор Эккенер уже готовил планы новых авиалиний: в частности – «Берлин–Ленинград – Хабаровск – Йокогама» и амбициозный проект: «Лондон – Индия –Австралия».

В 1931 году LZ-127 «Граф Цеппелин» совершил полет из Ленинграда к Земле Франца Иосифа. В составе экипажа радистом был наш выдающийся полярник Эрнст Теодорович Кренкель. В своей книге «RAEM – мои позывные» он оставил подробное описание этого полета.

Славу «Графа Цеппелина» вскоре затмил другой немецкий гигант – «Гинденбург». Впрочем, его трагическая история хорошо известна.

Трудяга «Цеппелин» за девять лет эксплуатации провёл в воздухе (без серьезных аварий) около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн. км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий. Чем не опровержение мифа о примитивности и нежизнеспособности дирижаблей!

С началом Второй мировой войны использование дирижаблей утратило смысл. В 1940 г. «Граф Цеппелин» и его брат-близнец LZ 130 были разобраны, а их части были использованы в военной промышленности.


Рецензии
С удовольствием прочел Вашу статью. Узнал немало нового. Я вспомнил, что лет 50 назад в журналах типа "Наука и жизнь" писали о возрождении интереса к дирижаблям. Потом перестали. Вероятно военных это не заинтересовало, воздухоплавание пошло по другому пути. Хотя небольшой дирижабль с рекламой я видел в США над Мексиканским заливом.
С уважением,

Владимир Кожин 3   26.08.2018 11:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.