560

560 . Странное название? Согласна. Но именно столько,  официально,  ступенек на Чкаловской лестницы в  Нижнем Новгороде. Хотя люди насчитывают  и больше и вроде бы      
цифры все время разные получаются .  Вот об этой лестнице  и пойдёт речь в моем рассказе .Когда- то моего отца перевели по службе в город Горький , руководить военной кафедрой в Горьковском Университете . Он был уже не молод, успел прожить долгую жизнь и даже повоевать  в Первую Мировую войну и на фронт Великой Отечественной пошёл полковником . Так-что служить в действующей армии было ему не трудно , и  военное руководство не хотело с ним расставаться , благо  и здоровье ему позволяло. Единственно , что у него болело  в плохую погоду , рана на шее оставленная шашкой басмача . И не лишился он головы только благодаря фронтовому товарищу , который  ловко перехватил удар своей шашкой .  Назначение в университет он принял с большим энтузиазмом!  Вот мы и приехали в Горький из Киева , о чем очень сильно сожалела моя мама . В Киеве у нас была хорошая квартира, гараж с трофейным автомобилем , а в нём хранилась картошка. Все это пришлось бросить , и особенно , о  чем мама сожалела , так это об оставленной картошке .  Блокадное прошлое не оставляло ее очень долго . А я, когда выросла , очень хотела иметь тот автомобиль, представляла его красным и блестящим, хотя у меня , по малости лет , не осталось никаких воспоминаний , ни о Киеве , ни об этом  трофейном автомобиле . И вот  мы в Горьком . За неимением никакой жилплощади , нам не смогли дать даже общежития , поэтому поселили в гостиничном номере. Гостиница была замечательной и находилось на Верхне- -Волжской набережной . Это прекрасное место было любимым местом гуляния горожан  и мы вечером всей семьёй доходили до памятника Чкалова и немного спускались по лестнице. Слева и ниже открывался вид на башни и стены Кремля и на стрелку - место соединения Волги и Оки . Чудесное было время ! И моей мечтой было хоть разочек спуститься вниз, по лестнице к реке . И вот в выходной день мы отправились в поход, по лестнице вниз к реке , а обратно ,  сказал папа  ,мы поедем с папиным знакомым с работы и зовут его дядя Степа Горбунов . И вот мы подходим к лестнице и начинаем по ней  спускается .  И тут к нам подходит человек в рабочей серой одежде , в смешной кепке и говорит: «Я строил эту лестницу и знаю каждую ступеньку, которых только на главной ее части больше 400» . Человек говорит по-русски, но как- то не совсем хорошо и правильно . Я подхожу к нему и спрашиваю, почему он говорит неправильно и неужели он всю лестницу построил сам. Папа хмурится и дергает меня за руку , чтобы идти дальше, но мне интересен этот  человек и у него такие добрые глаза и он хочет погладить меня по голове . Папа ему не разрешает и говорит мне , что эту лестницу строило много людей , и много пленных немцев и это дядя тоже пленный немец . Я потрясена , такой добрый человек этот немец, он говорит , что у него в Германии тоже есть дочка, такая же маленькая,  как я . Я спрашиваю его, зачем же он пошёл на войну и оставил ее одну? Немец молчит и как- то  повернувшись боком ко мне вытирает слезы на глазах , утираясь рукавом куртки . Мне жалко его , жалко его дочку , но папа говорит , что надо идти, и нас внизу уже ждёт дядя Степа . Мама даёт немцу денежку, папа сердито на неё смотрит и мы идём дальше . Папа мне объясняет, что лестницу строили немцы, которые были строителями в Германии, и может он не хотел воевать , но он все равно враг, та как мог и убивать , и его могли заставить и убивать и сжигать дома вместе с людьми . Я потрясена, ну как же так , он такой добрый и даже плакал, когда вспоминал свою дочку. Мама успокаивает меня и говорит, что самое страшное -это война , и больше такого наша страна не допустит. Я успокаиваюсь и мы уже почти внизу, а вот и папин знакомый дядя Степа . Он смешной , у него совсем нет волос.  Он большой и шумный , громко говорит, начинает меня подбрасывать и ловить , делая вид , что вот- вот меня уронит . Мне радостно, мы одолели эту красивую лестницу , у меня новые знакомые . Я беру его за руку и тут замечаю, что у него нет нескольких пальцев , а есть только их кусочки и из них торчат косточки .  Я спрашиваю, что у него с пальцами , он радостно сообщает мне, что осколок снаряда на войне их срезал к чёртовой матери, что жаль , что на правой руке , а не на левой .  Зато теперь  он все может делать и левой и правой рукой . Мы садимся в машину и я засыпаю от усталости и просыпаюсь уже только в гостинице, оказывается дядя Степа меня донёс так осторожно и бережно , что я даже не проснулась .


Рецензии