Творческая личность. Глава 3. Часть 18

Целеустремленность
Целеустремленность бывает трех типов: деструктивной, стандартной и одухотворенной. Деструктивная целеустремленность проявляется в реализации каких-либо мелочных желаний и устремлений (зависть, ревность, алчность и т.д.). Стандартная целеустремленность проявляется в реализации желаний, порожденных стереотипным мышлением в вопросах мелкой и банальной повседневной суеты житейского характера. Одухотворенная целеустремленность предполагает решение вопросов, прямо или косвенно связанных с элементами иерархии вечных и универсальных классических ценностей Вселенной. Например, проявление чувства психологической эстетики, создание качественного психологического комфорта для другого человека, развитие внутренней силы, любые процессы самовоспитания и самосовершенствования, проявление тактичности и деликатности, альтруистическое проявление качественного душевного тепла, развитие в себе правильной любви к самому себе, проявление добросовестности ума и души и т.д.

Необходимо отметить, что эти три типа целеустремленности, несмотря на значительные расхождения в своих качественных характеристиках, могут иметь похожие количественные параметры. И даже более того: самый большой и неистощимый энергетический потенциал, как правило, бывает у деструктивной целеустремленности. Причем, деструктивность может быть не только прямой, но и косвенной. Не только сознательной, но и подсознательной. Не только простой и элементарной, но и весьма изощренной с интеллектуальной и психологической точки зрения. И деструктивность может быть замаскированной лживостью и лицемерием. Элементом утонченной психологической манипуляции, с высоким уровнем сообразительности и изобретательности. И, чем больше деструктивных качеств задействовано в той или иной ситуации, чем выше их уровень злокачественности, так сказать, радиоактивности с психологической и духовной точки зрения, тем выше может быть энтузиазм, с которым они проявляются и доминируют, разрушают гармонию. И в том, кто проявляет деструктивную целеустремленность, и в том, кто прямо или косвенно, активно или пассивно помогает ему в этом дрянном деле. И в том, кто является прямой или косвенной жертвой этого рода целеустремленности.

Не менее энергичной и фанатичной может быть стандартная целеустремленность, но с отельными элементами деструктивности.Собственно, а что такое стандартная целеустремленность? Это значительно упрощенная (как тригонометрия до уровня арифметики) одухотворенная целеустремленность. Как мы видим из выше приведенной аналогии, при этом в значительной степени меняются не только количественные показатели процесса целеустремленности, но, в первую очередь, качественные. И от утонченности и изящности, конструктивности и гармоничности, эффективной и перспективной созидательности одухотворенной целеустремленности остаются лишь "рожки да ножки". Это, мягко говоря. Ибо, на самом деле, различия столь значительны и драматичны, что можно по этому поводу написать, минимум, сотню больших монографий.

То, что деструктивность – это явная боль человечества, в каких бы видах и формах она не проявлялась – это представляется более или менее ясным даже самому непосвященному человеку. Хотя, и тут не все так просто и однозначно. Ибо, предполагает присутствие нескольких сот иллюзий и заблуждений у основной массы людей. Особенно представителей стандартного менталитета. Для которых стандартная целеустремленность является основной и ведущей, к сожалению, не исключающей участия разнообразных и многочисленных элементов деструктивности. Причем, не обязательно явно, но и скрыто. Иногда не только прямо, но и косвенно. В мире деструктивности, являющимся противоположностью миру гармонии, есть своя иерархия ценностей, своя система расстановки акцентов, свой, достаточно высокий уровень интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической изощренности, свои правила и законы бытия, своя специфическая логика мыслей и чувств, желаний и стремлений.

А вот то, что стандартный менталитет со своей стандартной целеустремленностью, по большому счету, является не меньшей болью человечества, чем деструктивный менталитет со своей целеустремленностью, остается вне поля зрения не только большинства представителей стандартного менталитета, но и для очень многих представителей творческого менталитета с одухотворенной целеустремленностью. И отсюда возникает масса проблем и недоразумений. Конечно, стандартный менталитет требует к себе вполне определенной снисходительности и великодушия. Но, желательно, лишь минимально необходимого уровня, а не безграничного и всепрощающего. Акценты должны быть расставлены должным образом. На осине не родятся апельсины. И доброе дерево узнается по плодам его. Не может на кусте картошки вырасти банан или ананас, как бы сильно и старательно мы не ухаживали за картошкой. Все имеет свои четкие логические рамки. Только не с житейской, а духовной точки зрения.

Предполагающей совершенно иную систему координат для оценки любых явлений человеческого бытия. Конечно, и картошка является необходимым продуктом питания, но не единственным и не обязательно самым главным. Как мы видим, в магазине сметана стоит гораздо дороже картошки. Так и в духовной системе ценностей есть дешевые продукты, а есть и дорогие. Не просто несколько более ценные, а принципиально более ценные и важные. Когда одна классическая добродетель может по своей реальной ценности превосходить десяток-другой второстепенных достоинств.

Главная проблематичность и драматичность стандартной целеустремленности заключается в том, что она в значительной степени ограничивает проявление одухотворенной целеустремленности. Причем, как в самих обладателях стандартного менталитета, так и в жизни большинства окружающих представителей творческого менталитета. Получается как в ситуации «собака на сене», которая сама сено не ест, но и другим, в силу своего невежества и вредности, не дает.
Вот ведь, представители творческого менталитета стараются относиться достаточно доброжелательно к представителям стандартного менталитета, ибо сознательно или интуитивно ощущают их обделенность в творческом плане.

Действительно умный человек никогда не будет годами преследовать того, кто в интеллектуальном плане значительно уступает ему. А вот представитель стандартного менталитета очень трудно и болезненно воспринимает тот момент, что кто-то существенно умнее его или талантливее. И в порыве раздражения ущемленного самолюбия может годами и даже десятилетиями строить козни творческому человеку с помощью многочисленных и разнообразных, порой весьма изощренных, интриг и авантюр, мощных психологических манипуляций окружающими против него, проявлением откровенно садистских наклонностей. Даже умеренные плоды одухотворенной целеустремленности, как минимум, на голову выше по ценности больших плодов стандартной целеустремленности. И так всегда было и всегда будет. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.

Драматичность людей стандартного менталитета проявляется еще и в том, что они не просто претендуют на равную ценность с людьми творческого менталитета, а - на значительно большую. И с точки зрения житейской логики, вроде как особой проблемы в этом и нет. Но, с точки зрения духовной логики, проблема есть и большая, и очень серьезная. И это уже не индивидуальная личностная особенность того или иного отдельного человека. Так сказать, частичный случай. А проблема глобального характера применительно не только ко всему обществу и государству, но и человечеству в целом.

Все, что не способствует повышению гармонии мира, воспринимается Высшими силами, как минимум, как нечто второстепенное по своей важности и ценности. Не зависимо от мании величия и отдельного человека, и народа, и государства, конкретной политической партии и правительства. И потому не может иметь благоволения и благословения со стороны Высших сил. Это принципиальный момент, относящийся не только к современности, но и к вечности Бытия. А без одобрения Высших сил ничто не может существовать долго, оно обречено на принципиальную относительность своих и количественных, и качественных параметров.

Конечно, каждый человек сам для себя решает – впускать ему в свою душу очередного злого духа или нет. Но, впустив этого злого духа, он, как правило, становится его пожизненным рабом. И в этом драматизм человеческого бытия. Ибо, представители деструктивного менталитета в своей гигантской целеустремленности создают бесконечное множество иллюзий и заблуждений у представителей стандартного менталитета. Для принципиального оправдания смысла своего существования и весьма активной жизнедеятельности.

Имеется даже своего рода закономерность: если мы видим очень активную личность, то в девяти случаях из десяти, это будет личность с элементами деструктивности и безграничным энтузиазмом и фанатизмом. И, чем выше уровень деструктивности, тем выше энергетический потенциал. Ибо, он непрерывно и бесконечно подпитывается темными силами. Да и вдохновляется ими же. И об этом писали еще тысячу лет назад многие философы и мудрецы. Другой вопрос, что часто другими словами и выражениями, под более специфическим ракурсом, в соответствии с принятой в то время системой мнений и представлений. И практически все, что психологи и философы 19 и 20 века открыли наиболее ценного и важного, было известно еще тысячу лет до этого. Другой момент, что некоторые совершенные авторы дают органичный синтез знаний психологии и философии с профессиональных позиций и в одной области знаний, и в другой.

Автор надеется, что он принадлежит к их числу. Но его дополнительная особенность заключается в том, что проделан определённый анализ связи того или иного вида личности с особенностями и закономерностями ее бытия у более, чем пятидесяти тысяч человек. Что автоматически предполагает достаточно высокий уровень достоверности полученной информации. Не говоря уже о проведении тридцатилетнего анализа психологии и философии бытия.

Честность
Честность – это одна из классических добродетелей человечества. Но для творческой личности она актуальна в два–три раза больше, чем для большинства обычных людей. И, в первую очередь, в отношениях с самим собой. Честность предполагает достаточно высокий уровень строгости к своим слабостям и недостаткам, ошибкам и неудачам, проблемам и неприятностям. Как, впрочем, и вполне определенную самокритичность к своим победам и достижениям, достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Даже самая минимальная ложь в отношениях с самим собой может иметь очень серьезные и грустные последствия и осложнения. Это, во–первых, может запустить многочисленные и разнообразные процессы психологической и духовной деградации личности, не говоря уже о резком торможении в ее развитии в целом. А также вносить множество элементов деструктивного и дисгармоничного характера в структуру личности, в ее характер, мировоззрение, правила и законы, принципы и убеждения, привычки и традиции. Тем самым, очень существенно снижая качество жизни в целом, не говоря уже о ведущих качественных параметрах творчества, уменьшая не только его реальную продуктивность, но и полноценность. В плане соответствия классическим канонам гармонии и совершенства в рамках системы вечных духовных ценностей.

Честность предполагает, мягко говоря, минимальное количество компромиссов со своей совестью. И по жизни вообще и в творчестве, в частности. Без честности трудно себе представить порядочность и благородство, интеллигентность, зрелость, мудрость, гармонию личности, одухотворенность. Честность исключает лживость и лицемерие, эгоизм и стервозность, ревность и зависть к чужим успехам и удачам, достоинствам и добродетелям, способностям и талантам.

Честность не позволяет быть человеку легкомысленным и безответственным, ленивым и небрежным, поверхностным и двойственным. Она предполагает вполне конкретную добросовестность ума и души. В оптимальном варианте еще и духа, и тела. Однако, честность не исключает проявления психологической гибкости и дипломатичности. И даже разумной и органичной артистичности (не путать с лицемерием). Честность предполагает и принципиальность, но не формализм или фанатизм, слепой и чисто механический, прямолинейность и категоричность, максимализм. Особенно во второстепенных и третьестепенных вопросах. Честность вовсе не означает возможности предъявления окружающим более высокого уровня требований, чем к самому себе. Честность не входит в противоречие с тактичностью и деликатностью, великодушием и снисходительностью, терпимостью к инакомыслию и чужим слабостям и недостаткам интеллектуального и психологического (но не духовного) характера. С добротой и вежливостью, интеллигентностью, воспитанностью, фоновой доброжелательностью. Честность не означает наличие стремления всех уличать и обличать, постоянно критиковать и наставлять на путь истинный.

Истинная честность, как правило, тесно связана с мудростью, психологической и интеллектуальной адекватностью. Она не предполагает демонстративности и экзальтированности, работы на публику, самоутверждения за чужой счет. Особенно за счет унижения и оскорбления кого бы то ни было. Честность не исключает хорошей осмысленности всего, что делает человек. Честный человек совершенно не обязательно вступает в бесконечные дискуссии по любому удобному для него поводу. Честность предполагает адекватность человека перед Высшими силами, в первую очередь. А уже потом перед своим окружением.

Чувство внутреннего удовлетворения
Важный момент для любого человека. Только, к нему, к сожалению, многие люди не особенно стремятся. Ибо, это чувство означает то, что конкретный человек в значительной степени доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. В том числе, в своем внутреннем мире. Мнение большинства окружающих, при этом, его волнует в весьма относительной степени. Ибо, он выбрал для себя достаточно достойную цель, а также средства и способы ее достижения вполне приличные. Исключающие, например, стандартную интригу.Достижение определенного положительного результата позволяет возникнуть чувству удовлетворения самим собой, проникнуться к себе определенным дополнительным уважением и симпатией.

Однако, несколько отстраненное отношение к оценке многих других окружающих отнюдь не означает полного пренебрежения абсолютно ко всем людям. Просто выбирается достаточно узкий круг людей, мнение которых для конкретного человека особенно важно и ценно. При этом, желательно, чтобы в их числе были наиболее умные и достойные, способные и талантливые, способные должным образом оценить личность и творчество, жизнь любого человека. Это очень важный момент – подбор личных экспертов по наиболее значимым жизненным моментам и явлениям. На предварительном этапе в этом человеку может помочь чтение биографий великих людей, трудов классиков психологии и философии, художественной литературы. Не говоря уже о работах признанных мудрецов из самых разных исторических эпох.

Следует отметить, что чувство внутреннего удовлетворения бывает двух видов: житейское обычное, распространенное, стереотипное, когда главное – это то, чтобы ты выглядел не хуже других. Хотя бы чисто внешне. И творческое, свойственное, в первую очередь, представителям творческого менталитета, когда в качестве ориентира выбирается жизнь и творчество истинных аристократов ума и души, получивших большое общественное признание (если не у современников, то у своих далеких потомков). Творческий тип удовлетворения предполагает то, что человек предъявляет к себе уровень требований существенно выше, чем большинство окружающих. И не только количественно, но и качественно. Ибо, порой даже самые незначительные достижения творческого человека могут вызвать большое восхищение у многих окружающих, лишенных того или иного конкретного таланта (или способности). Но для творческого человека это не повод для безграничной эйфории. Это всего лишь дополнительный мотив для дальнейшей работы над собой, своими способностями, своим творчеством. В ряде случаев, и над своей жизнью. Мнение выбранного эксперта значит значительно больше для творческого человека, нежели даже мнение самых родных и близких. Которые, чаще всего, не являются специалистами в выбранной сфере деятельности.

Известно, к сожалению, много случаев, когда ближние были предельно субъективны в оценке способностей и достижений того или иного конкретного человека. Они или идеализировали самые минимальные способности или демонстративно не замечали явные таланты. Не говоря уже о том, что во многих случаях принципиальная оценка личности и творчества их ближайшего напрямую зависела от того, как они к нему относились: с симпатией или антипатией. В первом случае, они предпочитали не замечать даже явные недостатки и недоработки. Во втором случае, игнорировали явные достоинства и достижения.
По большому счету, внутреннее удовлетворение творческого человека зависит от степени развития его способностей и новых, пусть даже весьма небольших, но вполне конкретных, достижений в творчестве.

Оптимальным вариантом для любого человека, а творческого, в особенности, является правильная система координат для оценки и своей личности, и творчества, и жизни. У большинства обычных людей, представителей стандартного менталитета логической точкой опоры служит обычная житейская логика, основанная на распространенных стереотипах. И лишь духовная система координат дает человеку возможность испытывать истинное чувство внутреннего удовлетворения. Прочное и стабильное, перспективное и качественное. Но это при условии, что человек действительно много знает и понимает, осознает и учитывает в своих практических выводах. А это приходит лишь при повышенной любознательности в течение многих лет к философским вопросам человеческого бытия.

Внутреннее удовлетворение – важный фактор в процессе самовоспитания и самосовершенствования, в эволюции личности. Оно не дает человеку возможности почивать на старых лаврах. Заставляет его двигаться вперед в своем развитии, в творческой деятельности. Удовлетворение может быть и отдельным прожитым днем, неделей, месяцем, годом. Особенно приятным оно бывает при переходе от одного этапа творчества к другому, при выполнении промежуточного этапа многоэтапной задачи, при получении определенного общественного признания того или иного результата творчества. Как, собственно, и от большой похвалы личных экспертов.

Чувство долга и ответственности
Хорошо, когда оно есть и достаточно хорошо развито. Для творческой личности этот момент особенно актуален: и для жизни вообще и для творчества, в частности. Конечно, вести особый разговор на эту тему применительно к творчеству, по большому счету, имеет смысл вести в том случае, когда человек, посвящает ему достаточно значительное время и силы. Если это простое хобби, то все зависит от индивидуальных особенностей психологического и интеллектуального плана. Хотя, и применительно к хобби легкомысленность и безответственность, хаотичность и импульсивность – это не самые замечательные свойства личности. Как, собственно, и по жизни вообще. Творческая личность, в отличие от человека с некоторыми творческими задатками, как правило, имеет достаточно развитое чувство долга и ответственности перед самим собой, перед обществом, перед Высшими силами.

Творческая личность осознает себя посланником Высших сил на Земле с персональной миссией по повышению уровня гармонии в себе, в обществе, в человечестве в целом. Это обязывает постоянно проявлять хороший уровень трудолюбия и добросовестности ума и души, духа и тела. А также высокий уровень самокритичности и самоконтроля. И предполагает серьёзное отношение к себе, к своей жизни, к творчеству. Даже заполнение свободного времени должно идти не хаотично и произвольно, а по возможности, максимально осмысленно.

Вообще образ жизни творческой личности должен быть вполне достойным. Многочисленные и разнообразные небрежности и глупости должны быть в наибольшей степени отсеяны и отсечены. Ответственность предполагает хороший уровень внутренней и высшей организованности и дисциплины. Не говоря уже о сознательном стремлении повысить свой уровень одухотворенности, зрелости, мудрости, гармоничности. Ибо, все это достаточно мощно влияет на основные качественные показатели творческого процесса. И не только в тот или иной отдельный конкретный момент времени, а на протяжении всей жизни. Если, конечно, есть основательное желание добиться чего–либо существенного в своем творчестве и получить определенное общественное признание.

Творческая личность четко осознает то, что все ее способности и таланты – это всего лишь аванс от Высших сил, который необходимо пожизненно отрабатывать самым добросовестным образом. И, в первую очередь, этот момент определяет необходимость присутствия в жизни творческой личности развитого чувства долга и ответственности. Творческая личность, по большому счету, не принадлежит себе. И поэтому не имеет права делать, что попало и как попало. Уровень требовательности к себе должен быть в два–три раза выше, чем у большинства окружающих. А правила и законы жизни психологического и духовного характера, в первую очередь, для своего внутреннего использования, должны быть гораздо строже, чем у окружающих обычных людей. Это среди интеллектуальной элиты общества творческая личность может чувствовать себя на равных с другими. Но это большое и очень редкое исключение из правил. Хотя и здесь могут быть достаточно многочисленные и существенные нюансы.

Статус творческой личности предполагает, в первую очередь, большие дополнительные обязанности по сравнению с окружающими. А уже потом некоторые небольшие льготы и привилегии, права на определенное особенное отношение к самой себе.

Чувство обратной связи
Чувство обратной связи – это способность человека ощущать своим внутренним «я» основные особенности и фонового эмоционального состояния своего собеседника, и его конкретные реакции на ту или иную отдельную ситуацию.

Иначе говоря, по большому счету, нравится ему мысль, которая была, высказана ему, или нет. В оптимальном варианте, при этом, хорошо бы еще и понимать степень выраженности этой реакции (слабая, средняя, выраженная), для того, чтобы более адекватно строить свое общение и в конкретный момент времени, и вообще. Ибо, по серии реакций, проявляемых собеседником, можно в общих чертах представить себе менталитет человека в целом, уровень зрелости и гармоничности его личности, уровень интеллекта, степень психологической многогранности и изощренности, уровень одухотворенности и еще многие другие основные параметры личности. Другой вопрос, что, в ряде случаев, человек ведет себя неестественно, лицемерно. В силу чего может возникнуть несколько искаженная картина восприятия его личности. Особенно, если исследователь начинает делать основной акцент на чисто внешних параметрах поведения собеседника, а не на своем внутреннем ощущении от его биополя вообще, и в конкретный момент времени, в частности.

Точная диагностика ситуации требует от исследователя особенной внимательности и бдительности, сосредоточенности и сконцентрированности, внутренней организованности и определенной сознательной отстраненности от большинства дополнительных второстепенных факторов, присутствующих, как правило, в большом количестве почти в любой ситуации. Не стоит при этом использовать в качестве ведущего фактора свои предварительные впечатления о личности своего собеседника при его более глубоком анализе.

Чувство обратной связи – это вполне определенный талант, данный, к сожалению, далеко не всем. Он основан, как правило, на хорошем интеллекте, психологической многогранности, утонченности, изощренности, интуиции и проницательности, умении четко и однозначно интерпретировать свои внутренние субъективные ощущения, иерархии духовных и психологических ценностей классического типа, творческом мышлении с хорошей скоростью и глубиной, развитым абстрактным и ассоциативным мышлением, умением настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, умением улавливать многие второстепенные и третьестепенные элементы в выражении глаз и лица, мимике, жестах, интонациях голоса, тембровой окраске, стилистике речи, лексике, общей манере поведения, паузах в речи, отдельных междометиях, возгласах и т.д.

Благоприятно влияет на развитие чувства обратной связи умение мыслить категориями, как минимум, средней степени сложности (две трети людей не умеет), элемент духовной мудрости, развитая интеллектуальная и психологическая любознательность, способность к длительным, интенсивным и изощренным наблюдениям и исследованиям с последующим глубоким анализом и систематизацией полученной информации, психологическая и духовная эрудиция, серьезные и интенсивные, продолжительные и добросовестные процессы самовоспитания и самосовершенствования, трудолюбие и добросовестность ума и души, развитый многогранный самоконтроль всех интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессов в своем внутреннем мире, умение быть приятным и достойным, адекватным партнером по общению, способность выявлять основные особенности и закономерности в наиболее важных жизненных явлениях (желательно еще и с элементами скрытой подоплеки), умение тонко и дифференцированно воспринимать явления жизни средней и высокой степени сложности в их многогранности и изощренности по всем четырем основным параметрам, перечисленными выше; способность различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического характера в поведении другого человека, в его мыслях и чувствах, проявленных любым образом, способность выстраивать конструктивные и созидательные отношения с самим собой, наличие адекватной любви к себе, способность адекватно воспринимать более развитых, более талантливых, более одухотворенных, более умных, более мудрых (причем, не только несколько более, но и принципиально более), способность строить прочные и перспективные отношения с наиболее умными и достойными (не более десяти процентов людей), умение строить свою жизнь в конструктивном ключе, стремление избегать чрезмерно упрощенных и чрезмерно прозаичных элементов в своей жизни, исключение из своего менталитета банального рационализма, способность самостоятельно моделировать явления жизни среднего и высокого уровня сложности; наличие собственных критериев оценки других людей, достоверность которых подтверждена многими годами исследований и наблюдений; систематизированность информации о жизни, стройность мировоззрения, богатая фантазия и воображение, сообразительность и изобретательность, психологическая аккуратность, самостоятельность и независимость, самодостаточность, фоновая доброжелательность.

Чувство обратной связи дает возможность его обладателю получать большие объемы достоверной информации о собеседнике в короткие интервалы времени. Проводя тем самым своего рода профилактику многих недоразумений и проблем, деструктивного и дисгармоничного варианта развития и конкретной ситуации, и отношений с этим человеком в целом.

В ряде случаев, чувство обратной связи помогает эффективно режиссировать конкретную ситуацию в желаемом направлении. Чем активно пользуются многие авантюристы и интриганы в своих эгоистических целях. Как и просто прохвосты и прохиндеи, подлецы и сволочи, махровые эгоисты и отдельные стервы. Другой вопрос, что за использование своих способностей и талантов в дрянных целях жизнь таких людей обязательно и весьма строго наказывает. Ибо, человек использует свою личную возможность подключения к банку космической информации в своих корыстных целях, одновременно нанося большой ущерб интересам других людей, снижая тем самым уровень гармонии человечества и Вселенной в целом. А подобные вещи никому и никогда не сходили с рук и не будут сходить.

Чувство обратной связи, как и любая другая способность человеческой личности, имеет разные степени развития: слабую, среднюю и выраженную. И от этого напрямую зависят его возможности в ситуациях различной степени сложности. В ряде случаев, человеку удается установить своего рода духовный контакт с жизнью, правильно интерпретируя ее знаки.

Изящное чувство юмора
Творческий человек с вполне определенной симпатией относится к тонкости и изящности мыслей и чувств, которые проявили другие люди. В том числе, он способен по достоинству оценить изящное чувство юмора. И именно изящное, а не злословие и желчность, саркастичность и язвительность, выраженную скептичность и изощренную ироничность посредственной личности (как правило) в адрес творческого человека. Для творческого человека особую ценность имеет сама изящность мысли, как таковая, без жесткой привязки к его собственной личности. Ибо, ему нравится быть изящным. Это приносит дополнительное и особенное чувство внутреннего удовлетворения самим собой и своей жизнью. Это, так сказать, принципиальная особенность стиля его жизни, насущная потребность его ума и души, естественная и закономерная.

Конечно, творческому человеку бывает приятно, когда его чувство юмора получает адекватную оценку окружающих. Особенно те или иные наиболее утонченные и изящные оттенки его мысли и чувства. Было бы странно, если бы это было иначе. Все, что служит удовлетворению чувства потребности в собственной значимости, вызывает у любого человека положительные эмоции. И это нормально. Другой вопрос, что творческий человек без особой на то необходимости не прибегает сам к язвительности и саркастичности и тормозит сознательно и целенаправленно в себе периодически возникающее, помимо его воли и желания, намерение уколоть чье-либо самолюбие, унизить чье-либо достоинство, исходящее из подсознания чувство психологического садизма.

Одновременно он понимает, что вполне определенная мощь интеллекта, а также многочисленные и разнообразные способности и таланты ему даны для созидательной деятельности, в первую очередь. И он не имеет никакого права использовать их во зло. Если только вопрос не касается каких-либо фундаментальных духовных ценностей. Которым, при пассивном поведении, может быть нанесен существенный ущерб.

Творческий человек старается не самоутверждаться в глазах окружающих за счет кого-либо другого. С одной стороны, он прекрасно осознает свое существенное и несомненное преимущество перед большинством окружающих. А с другой стороны, хотя бы интуитивно чувствует то, что способности и таланты, особенно редкие, даны ему как аванс Высшими силами. Который необходимо отрабатывать всю оставшуюся жизнь максимально добросовестным образом. В противном случае, Высшие силы могут и отобрать у человека его наиболее ценные способности и таланты. Так стоит ли овчинка выделки в таком случае? Собственно, многие годы своей жизни творческий человек ждет проявления творческих способностей и от всех других окружающих. Чего, собственно, быть не может, потому что не может быть вообще. Только со временем, осознав хотя бы отчасти степень реальной ценности своих способностей, а также степень их редкости, творческий человек перестает их ожидать от каждого встречного в таком количестве и в таком качестве, какие имеют место быть у него самого. Хотя, быть может, и не перестает удивляться той особенной умственной и душевной лени, которые всегда были свойственны большинству людей. А также их принципиальному и фундаментальному нежеланию работать над собой, над хотя бы отдельными задатками своих способностей и талантов. А также нежеланию стать существенно совершеннее и гармоничнее, ощущать совершенно особенную радость вдохновения и озарения, радость повышения гармонии окружающего мира в результате сознательных и целенаправленных, интенсивных и продолжительных усилий ума и души, духа и тела.

Творческому человеку доставляет особенное удовольствие сам процесс создания нового смыслового узора, в ряде случаев раскрывающего привычные явления под новым несколько неожиданным ракурсом. Возможность придать новые оттенки и полутона чему-либо, чтобы более ярко высветить определенные грани жизненных явлений в их многочисленности и разнообразии.
 
Стандартный человек стремится использовать юмор, как дополнительную возможность продемонстрировать особенное «совершенство» своей личности. При этом, особой тактичности и деликатности по отношению к самолюбию других людей он может и не ощущать. Чьи-либо интересы, особенно его не волнуют. Ибо, он не видит в этом особого смысла и личной пользы непосредственного практического плана для себя. С точки зрения банального рационализма, так сильно распространенного в современном мире. Юмор, как таковой, представителя стандартного менталитета не волнует вообще никак. Не говоря уже об утонченности и изящности юмора. Главное, чтобы хотя бы некоторые окружающие громко смеялись над его шуткой. А то, что эти некоторые не отличаются особым умом или добродетельностью, такого юмориста не волнует вообще никак. В основе юмора такого человека лежит цель максимального обличения (а иногда и унижения) чего-либо или кого-либо. Чаще всего, это какие-либо второстепенные недостатки и слабости, ошибок и неудачи, иллюзии и заблуждения. Желание блеснуть умом для поддержания кого-либо (особенно, если этого не собираются делать все остальные) в чем-либо хорошем и ценном, добром и светлом, особенном и оригинальном, необычном и творческом возникает (если еще возникает!) в тысячи раз реже в голове такого юмориста.

Ибо, требует от него действительно серьезных и напряженных усилий ума и души, к которым он или не имел привычки вообще когда-либо, или же успел отвыкнуть в силу фундаментальной праздности своего бытия вообще (с духовной точки зрения). И принципиальной зацикленности на мелкой повседневной житейской суете. При существенном ущербе качеству жизни с точки зрения вечных и универсальных классических ценностей. Когда мелкие сиюминутные интересы мощно и основательно отодвигают в сознании человека весь смысл жизни, как таковой, по большому счету.

Интеллектуальные и психологические узоры, как таковые, не говоря уже об их утонченности и изящности, представителя стандартного менталитета не волнуют в принципе. В них он не видит особого смысла и пользы для себя.  С одной стороны. А с другой стороны, такой человек прекрасно отдает себе отчет в том, что именно он на такие виражи принципиально не способен. Сознаваться же в своей фундаментальной несостоятельности не хватает мужества и самокритичности. А потому не лучше ли использовать лишь то, что привычно и понятно, ясно и доступно, многократно проверено жизнью. Пусть в самой небольшой, но все же эффективности практического плана. И что там думать о каких-то дополнительных и «второстепенных сентиментальных» нюансах? Кому они нужны? Дусе или Фросе? Они и без этого живут прекрасно. Да и не оценят они этого по достоинству, потому как принципиально не способны этого делать, в силу глобальной упрощенности своего личностного менталитета. Так чего, спрашивается, городить огород.

Сморозил что-нибудь жесткое и яркое, а всем весело. Все видят то, какой я остроумный. А то, что среди толпы есть пару человек, которым такой юмор не нравится, то это меня особенно не волнует. Ибо, на всех не угодишь. А то, что эти два человека в этой толпе являются наиболее умными и достойными, остается вне поля зрения такого «юмориста». Для него главное, чтобы он сам был доволен собой. В своей системе координат, в своей иерархии ценностей. То, что эта иерархия есть большое искажение и извращение иерархии классических ценностей бытия, никогда такого деятеля не волновало и никогда волновать не будет. Главное - это ему в ней удобно и комфортно, а все остальное – это мелочи жизни, которыми можно, по большому счету, пренебречь.


Рецензии
" Творческий человек имеет главную цель-повышение гармонии в себе и окружающем мире" С этой цитаты из книги "Творческая личность," хочется  начать свои размышления.  Нельзя сказать,что слог написания этого произведения прост. Читать по диагонали-не получится. Ибо логическую цепочку автора прерывать не стоит. А.И. Алтунин даёт нам щедро энциклопедические знания по духовному развитию личности,как творческой,так и обыкновенной. Автор подробно рассказывает каким  комплектом  достоинств и добродетелей должна обладать душа творческого человека. Сразу же,  рассказывает каким комплектом "достоинств" обладает душа обывателя. Предостерегает , что злые духи(их около 400) всегда в действии,ждут удобного случая для внедрения в человека. Читая,видишь  свои недостатки,Возникает желание, что то исправить в своём характере.  Видишь , как работать над собой ,чтобы приобрести какую либо добродетель. Да,этот процесс длительный,предполагает не один десяток (если не сотни)воплощений И об этом говорит автор. И как бы нам не хотелось получить всё и сразу, чувствуешь отсутствие страха  на длительном пути гармонии личности. Ибо , автор постоянно ,на протяжении всей третьей главы,говорит,что тот, кто ступил на этот путь, постоянно будет ощущать помощь  Высших сил. Творческая личность,помощь  и благословение Высших сил ощущает постоянно. Для творческой личности Высшие силы открывают космический банк информации. Автор поясняет нам ,что" задатки любых достоинств и добродетелей,как и способностей и талантов даны нам не для самолюбования,а для их развития....." Для этого нужно отбросить лень души и ума. А это тоже большая работа над собой. Эта книга,для тех,кто хочет узнать себя,познать своё истинное "я", идти по пути самосовершенствования. Огромное спасибо,Александр Иванович ,за уроки ,за Вашу душевную щедрость! Всем нам  желаю -усвоения этих мудрых уроков! Автору- вдохновения в  творчестве!

Надежда Полищук   17.08.2018 14:26     Заявить о нарушении