Темна вода во облацех - 2

ТЕМНА ВОДА ВО ОБЛАЦЕХ или Второй сон Сидорова.

У Сидорова пересохло в горле, и он замолк, ожидая реакции присутствующих на его эмоциональное выступление.

Реакция не заставила себя ждать.

Колгуёв дописал абзац своим “Паркером” и со стуком поставив точку в конце предложения, затем обвёл вопрошающим взглядом комнату, фиксируя поворот головы только когда его взгляд падал на лица Фра Доминос и Лидии Сергеевны.

Сидоров его взгляда не удостоился.

Колгуёв озабоченно посмотрел на часы-ходики, громко тикающие на стене, оклеенной грязно-зелёными бумажными с крупным рисунком золотом “шаляпинскими” обоями и спросил у Лидии Сергеевны: -Возможно ли продолжить, досточтимая Твэл Пэни Блак?

Лидия Сергеевна прищёлкнула пальцами, милостливо улыбнулась и продолжила:

“До наших дней сохранилась лишь малая часть построек монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».”(с)

"Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.”(c)

Фра Доминос выбил трубку в ловко свёрнутый в кулёк газетный обрывок (на боку кулька Сидоров с изумлением увидел косо повернутую поблекшую фотографию Вячеслава Молотова, пожимающего руку Иоахиму фон Риббентропу) и добавил:

“Архитектурные достоинства монастыря не уступали его славе. Разрушенный в 1930 году примерно на 3/5, он сохранил феноменальные постройки XVII века – трапезную церковь с царскими «чертогами», легендарную башню Дуло, еще две башни со стенами, Казначейский и Келейный корпуса и знаменитое Сушило – четырехэтажное хозяйственное здание, небоскреб своего времени.”(с)

“Примерно во второй половине ХVII века в монастыре возвели пятиэтажное хозяйственное здание. Солодёжня или "сушило" использовалось для хранения монастырских продовольственных запасов и для сушки солода и зерна. Сейчас самая древняя пятиэтажка Москвы находится на реконструкции вместе с другими постройками монастыря.
По некоторым данным, солодёжню построил тот же зодчий, что и трапезные палаты - Парфён Потапов. К солодёжне были пристроены галереи на столбах, а торцевая сторона здания была украшена фигурным фронтоном и к ней поднималась вторая лестница, которая вела сразу на третий этаж. На первом этаже находились сушила (давшие второе название старейшей пятиэтажке), второй и третий этажи являлись залами, которые были залиты дневным светом благодаря удачному использованию оконных проёмов. Пятый этаж был высоким чердаком.”(с)

Колгуёв покосился на Сидорова, не переставая писать уже на втором газетном листе.

Первый же лист, исписанный поперёк печатного текста неровными буковками синего цвета он, почему-то, бросил на пол.

Из открытой двери в другую комнату (в ней стояли деревянные столярные верстаки, заваленные завитками стружки и опилками) беззвучно вышел небольшой чёрный кот в белой треугольной манишке и в аккуратных, белых же, перчатках на всех четырёх лапах и принялся заинтересованно обнюхивать синие паркеровские строчки на упавшей газете.

Колгуёв, не переставая писать, скривился и прошипел: -А ну, брысь отсюда, Черныш!

Для вескости он притопнул подошвой сапога по половицам.

Глянув, почему-то на меня, жёлтыми глазами, Черныш брезгливо потряс кончиком хвоста и, потряхивая им, направился Фра Доминос.

Фра Доминос извлёк из бокового кармана плейбойской куртки пакетик кошачьего корма (из серии про кота Бориса).

Черныш подбежал и принялся тереться от его ноги и тёрся до поры, пока Фра Доминос не разорвал пакетик с кормом пошире и не положил его на пол рядом со своим полукреслом.

Черныш принялся за еду, присутствующие с пониманием смотрели на него.

Колгуёв перестал писать, его щёки пришли в движение, иногда он облизывал толстые свои губы, непроизвольно повторяя мимику Черныша.

Лидия Сергеевна кивала головой и улыбалась.

Фра Доминос, вытирая пальцы оторвал от газетного листа очередной клочок бумаги.

В комнате воцарилась тишина и умиротворение.

Сидоров этим воспользовался и начал говорить:

-Мне лично, эта чехарда в первоисточниках с этажностью “Сушила” не нравится. Вот как надо поступать,  In My Horrible Opinion, ИМХО конечно:

“… при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.”(с)

Но вот, назначение здания, господа-товарищи спецы…

Лидия Сергеевна, продолжая улыбаться:

“А это самое замечательное здание, которое в 18-м и 19-м веках иногда называлось дворец СУШИЛО.
Почему-то считали, что он может быть, как-бы, построен для обслуживания каких-то приёмов.
На самом деле, во всех документах, подлинных документах и 17-го и 18-го веков, он обозначается как СУШИЛО или СОЛОДЁЖНЯ.
На нижнем этаже там, соответственно, располагались две палаты, посередине - сени.
Там располагалась солодёжня, а на верхних ярусах, соответственно, которые загружались через большие дверные проёмы и прекрасно всё проветривалось, хранились запасы.
Потому, что в "Сушиле" хранилось ведь не только зерно, но там хранили всевозможные запасы самого разного толка.”(с)

Фра Доминос, ёршиком увлечённо прочищая мундштук данхилловской трубки:

“В 1680 году монастырь заключил договор с Парфёном Петровым на строительство многочисленных сооружений, включая новую трапезную и "Сушила".
Представительность этого утилитарного складского помещения такова, что старые исследователи и писатели предполагали в нём царские палаты.
Отдельно поражает этажность "Сушила."
Его верхний этаж возносится над крепостной стеной.
"Сушило" кажется четырёхэтажным.
В действительности оно трёхэтажное, но средний этаж обладает окнами второго света.
На этот этаж попадали по наружной галерее.
Она не сохранилась, но соединяла когда-то все периметральные постройки монастыря.
А в палату третьего этажа и на чердак попадали через лестничную башню, стоявшую отдельно с торца "Сушила" и давно исчезнувшую.
Вот эти дверные проёмы в торце соединялись с башней висячими переходами.
Палаты второго и третьего этажей - это единые пространства в габаритах внешних стен.”(с)

Колгуёв, предварительно смущённо крякнув:

А как же подпись на старой открытке: “ВИДЪ ДВОРЦА, СООРУЖЕННАГО ЦАРЕМЪ (Ф)ЕОДОРОМЪ АЛЕКС(Е)ЕВИЧЕМЪ … и т.д.”?

Сидоров, вскочив на ноги, жестикулируя и двигаясь по комнате вокруг стола:

-Вот! И дворец, и склад, и сушилка! Так, всё же, каково назначение здания под названием “Cушило”, оно же “Солодёжня”, оно же “Дворец, сооружённый царём Фёдором Алексеевичем”, как явствует из подписи к старой фотографии?

Что на ней изображено?

На фотографии здание, именуемое дворец.

Здание выглядит четырёхэтажным, с чердаком под высокой двускатной кровлей.

На самом деле здание трёхэтажное, с чердаком.

Третий этаж – двухсветный, имеет по 16 окон с каждого фасада.

На торцах здания над кровлей возвышаются некие шпили, выполненные, вероятно, из кирпича.

Шпили, похоже, имеют квадратное сечение в плане.

Над ними имеются более тонкие выступающие элементы.

Вероятнее всего, эти шпили не могут быть дымовыми трубами, а являются архитектурным элементом здания.

Кровля состоит из полос какого-то кровельного материала.

Верхний ряд окон состоит из восьми окон с архитектурными элементами.
Окна, вероятно, зарешечены.

Нижний ряд - состоит из восьми окон простой прямоугольной формы.

Похоже, что изнутри окна закрыты какими-то плоскими светлыми экранами (шторами?).

На уровне второго этажа вдоль фасада здания проходит крытая галерея на колоннах и с фронтоном на уровне первого этажа.

Здание кирпичное.

На момент съёмки фасады здания не оштукатурены.

Некоторые архитектурные элементы на фасаде здания окрашены краской светлых тонов.

Странное здание, но ведь написано – ДВОРЕЦ, а говорят сушилка. продсклад....

Зачем в складе продовольствия такие окна в таком количестве?

Продовольствие хранят в тёмном, прохладном месте.

Вот, опять умные люди пишут:

“Издревле важнейшим способом хранения считалось охлаждение: было замечено, что во тьме и холоде пещер, продовольственные запасы хранились немного дольше, чем на открытом пространстве. Так за многие тысячи лет существования человечества, было изобретено немало способов заморозки: походные холодильные ямы, перенос и хранение еды в таре со льдом и наконец домашние погреба и ледовики.

Даже за счет естественно-низких температур под землей в холодное время года, припасы могли храниться существенно дольше. Но в теплый период, (или же в регионах с жарким климатом), низкую температуру в подземных хранилищах нужно было поддерживать искусственно. Самым простым решением стал лед, помещенный под землю. Но если в северных широтах лед можно было просто запасать впрок, вырезая его из ледяной корки, покрывавшей замерзшие реки, то добыть лед в теплых регионах было практически негде: за ним поднимались на ледники гор, что было весьма опасным и длительным процессом. И все-таки, выбирая место для остановки или длительного поселения, предпочтения отдавалось именно горным районам. С другой стороны, если такой возможности не было, для охлаждения продуктов всегда можно было вырыть глубокую яму или погреб.”(с)

В нашем “дворце” хранить съестные припасы просто невозможно.

А как насчёт сушки, обработки и хранения зерновых культур?

В Прошлом времени вероятно использовался сноповой способ уборки зерновых.

“Он предусматривал скашивание стеблей, формирование цилиндрических кип (снопов), обвязку снопов стеблями растений, транспортировку снопов на пункты обмолота, обмолот массы, доставку продуктов обмолота к местам складирования или переработки.”(с)

Как предки хранили зерно?

 “В старину всякий зерновой хлеб называли часто «житом». Поэтому и строения, предназначенные для хранения зерна всех родов, и вообще запасы зернового хлеба именовали «житницей» или «житней».
Повсеместно зерно держали в хлебных амбарах, которые случалось строили в два, а то и в три этажа. Амбары сооружали из камня, бревен, глины, самана и даже соломы. Амбарное зерно хранилось в сусеках (засеках, закромах). Это могли быть деревянные чаны, кади, ящики, выдолбленные из стволов кадовбы и дупляники, «кошели» — сплетенные из ивовых прутьев и обмазанные внутри глиной большие короба, «соломенники» — высокие цилиндрические или бочкообразные сосуды, выплетавшиеся спиралеобразно из бесконечно наращиваемого тонкого пучка соломы и обмазанные изнутри глиной.”(с)

Но наше здание упорно именуется не житницей, а дворцом или сушилом, в нём “хранили всевозможные запасы самого разного толка” …”

Сидоров прижал левую руку к сердцу и слегка поклонился в сторону Лидии Сергеевны, напоминая всем присутствующим авторство выражения.

-Запасы иного толка! Правильно, иногда здание именуется “солодёжней”!

Можно, конечно, предположить, что солод монахи использовали для выпечки хлеба.

Но стоит ли искать чёрную кошку в тёмной комнате?

Из всех возможных ответов ищи самый естественный!

Утром брейте голову “бритвой Оккама”!

 “Изначально производили солодовый виски, используя в качестве сырья ячмень.
Для получение сусла применяется соложеный ячмень. Для зерна «имитируют приход весны» и оно начинает пpорастать. Если зерно вовремя не просушить, оно начнет давать корни и побеги, формируя новые растения ячменя. Процесс соложения нужно вовремя остановить путём сушки.
Собранный солод просушивается горячим сухим воздухом (иногда это делается с использованием дыма, для которого берётся болотный торф), смешивается с водой для получения сусла, сбраживается и перегоняется. Получившийся спирт выдерживается в дубовых бочках из-под других алкогольных напитков; на вкус виски влияет состав торфа, вода, напиток, ранее содержавшийся в бочке, а также расположение винокурни (например, на берегу моря или около болота) — бочки хранятся негерметично.”(с)

В нашем случае – рядом протекает река.

“Первое письменное упоминание о виски датируется 1405 годом и происходит из Ирландии, где виски производили монахи. Оно также упоминается в Шотландии: в реестре шотландского казначейства есть запись, датированная 1 июня 1494 года о выдаче «солода брату Джону Кору для изготовления aqua vitae». Считается, что виски уже было известно по крайней мере за несколько столетий перед этими упоминаниями. Когда и где виски было дистиллированно впервые, неизвестно, а местный и недокументированный характер производства спиртных напитков в тот период затрудняет установление происхождения этого напитка. Кроме того, вполне возможно, что открытие процесса дистилляции состоялось в разных местностях независимо друг от друга.

В 1505 году монополию на производство виски получила Гильдия хирургов и цирюльников Эдинбурга. Виски начали продавать в аптеках как чудодейственный препарат. В 1579 году парламент Шотландии запретил производство виски крестьянам и лицам незнатного происхождения. Однако это привело к развитию «подпольных» маленьких винокурен.

Некоторые авторы считают, что производство спиртов методом дистилляции началось в VIII—IX веках н. э. на Ближнем Востоке, а в Ирландию и Великобританию это искусство принесли христианские монахи. Популярна легенда о том, что процесс дистилляции стал известен в Ирландии и Британии благодаря святому Патрику — ступив на ирландский берег, он якобы начал производить «святую воду» и обращать язычников; однако он жил раньше изобретения дистилляции спирта.”(с)

В рассматриваемом случае имеются все составляющие:

-ячмень с окрестных полей,
-дрова из окрестных рощ,
-вода из монастырских прудов на "Подоле",
-рецепт и технология изготовления,
-специально выстроенное здание винокурни со складами сырья и готовой продукции; с производственными цехами,
-обширный рынок сбыта, защищённый законом,
-здание казначейства на защищённой стенами и башнями территории.

“На протяжении по меньшей мере четырех веков, с XVI до конца XIX, русским национальным алкогольным напитком было хлебное вино — получаемый преимущественно изо ржи («хлеба») дистиллят, по технологии производства на первой стадии аналогичный виски. Этот напиток употреблялся большинством населения, продавался в каждом питейном заведении и производился в каждом поместье”(с)

Не велика победа, но вот вам справка из ВИКИ:

“Хлебное вино — разновидность зернового дистиллята, русский крепкий национальный алкогольный напиток, дистиллят, приготовляемый «из бражки или перебродившего с дрожжами хлебного сусла, получаемого, подобно пивному суслу и квасу, при посредстве солода и хлебной муки». Известен на Руси как минимум с 16 века. Согласно Далю, простое хлебное вино перегонялось в кубе из заквашенного хлебного затора и называлось «водка», «горячее вино», «зелено вино», «горелка», «ординарная», «винище», «полугар», «сивуха», «кабачное», «запойное», а лучшее — «пенник». Отличие современной водки от хлебного вина заключается в том, что для изготовления водки используют этиловый спирт, который смешивают с водой. Хлебное вино изготавливали непосредственно из спиртосодержащей массы (браги), получаемой в результате брожения, осахаренных зерновых; хлебное вино - это разновидность дистиллята; по сути исторический аналог шотландского солодового виски, изготовленный из зерна: ржи, овса, ячменя, пшеницы.”

Всё сходится?

Что касаемо внутренних помещений "Сушила"...

В одном из видео показаны просторные светлые залы со сводчатыми потолками.

Производственные цеха...

Тут до слуха Сидорова стал доноситься голос, где-то вдалеке читающий с интонацией:

" … скамья ... - это место, где у времени  заплетаются  ноги,  где  оно ложится на землю, как старая гончая, и затихает. Это место, где вы сидите, дожидаясь ночи и атеросклероза. Это - место, на которое  гробовщик  глядит уверенно, зная, что не останется без куска хлеба при таком заделе. Но если вы сидите на этой лавке днем, в конце  августа,  рядом  со  стариками,  то кажется, что вы никогда ничего не дождетесь, даже собственных  похорон,  и солнце палит, и не движутся тени на яркой пыли,... Старики сидят, положив  свои веснушчатые  руки  на  набалдашники  ореховых  палок,  и  выделяют   некую метафизическую  эманацию,  под  влиянием  которой  изменяются   все   ваши категории. Время и движение перестают существовать. Как в эфирном дурмане, все кажется приятным, грустным и  далеким.  Вы  восседаете  среди  старших богов, в тишине, нарушаемой  лишь  легким  хрипом   того,  у которого  астма,  и  ждете, чтобы  они  сошли  с  олимпийских,  прогретых солнышком высот и  высказались, независтливые, насмешливые  провидцы, о делах людей, бьющихся в тенетах суеты житейской.”(с)

Сидоров ощутил, что он не стоит в комнате, а сидит на лавке у стен монастыря, положив руки на гнутую рукоятку каштановой трости, смотрит на серый асфальт и слышит лёгкий хрип, издаваемый старшим из асов Асгарда.

Сидоров огляделся - нет, он по-прежнему сидел в лучах солнечного света в сквере.

Вокруг всё было тихо и спокойно, сухо и тепло.

Веки Сидорова сами собой смежились и он вновь задремал, поплыл по радужным волнам Бифроста и ...


Рецензии