Ученикам, идущим к самопознанию

                Три темы.

                Идущим к Свету, к самопознанию

                Афоризмы об эликсире жизни
            
                Психическая энергия и есть эликсир жизни.
                Живи так, чтобы себя не убить.
                А многие ведь и убили себя.
                Ищите соизмеримость во всем.
         
               
    Неправильно сказать – «по качеству своего духа... люди одинаковы», ибо именно качество духа у всех различно. Потому лучше сказать – по основному началу духа все люди равны... Конечно, психическая энергия есть качество духа. Но можно представить себе беспредельное разнообразие ее, зависящее от самых первых условий зарождения зерна духа.
                __________

    "Следует подчеркнуть значение действия или труда для пробуждения и развития психической энергии, ибо психическая энергия нуждается прежде всего в упражнении. Нельзя ограничивать ее случайными порывами, только постоянный, систематический или ритмический труд может настроить ток ее...
    в каждый труд должно быть внесено начало полной сознательности. Также устремление к улучшению качества каждого труда и каждого действия является лучшим методом для роста и нагнетения психической энергии". 14.05.37. Урусвати
 
                – Афоризмы об эликсире жизни
   
                Психическая энергия - эликсир жизни
                Ищите соизмеримость во всем.
 
                Это можно проследить на примерах Учения Жизни.

      Скажем о полезности сна, а в другом месте о вреде сонливости.
      Здоровый сон в пределах от 6 до 8 часов (в городе) не только полезен, но совершенно необходим, ибо в эти часы наше тонкое тело получает необходимую ему пищу из мира Тонкого.
      Сонливость же может происходить от многих причин, и нужно постараться в них разобраться.
                Сонливость часто происходит как от космических причин,
                так и от соприкасания с больной и вампирической аурой,
                которая может высасывать нашу энергию до полного истощения сил.
      Также наша психическая энергия может внезапно потребоваться кому-либо из близких нам и, по закону духовного магнита, наша энергия поспешит на помощь; и, конечно, при таком отливе ее мы испытаем сонливость
             или даже головокружение и как бы временное краткое отсутствие.
            Сонливость тоже что ленивость, вредна у людей ленивых по природе и мало утруждающих свое мышление, ибо она может перейти у них в хроническое состояние.
      Такой человек становится открытым всевозможным внешним воздействиям вплоть до одержания.
              Легко поймать заразу - да не Легко её с ней расстаться.
              В случае опасной болезни где взять сил бороться с ней,
       если психическая энергия без упражнения находится в эмбриональном состоянии.

                Все ищут эликсир жизни. Ответ прост:
    - Хорошо развитая и уравновешенная психическая энергия есть источник долголетия.
                Психическая энергия и есть эликсир жизни.
                Живи так, чтобы себя не убить.
                А многие ведь и убили себя.
                Чрезмерная выдача Психической энергии опасна.
        Человек, несоизмеримо отдал энергию, нарушил равновесие в своем организме и тем открыл себя как возможному заражению, так и ударам со стороны злобных сил, следовательно, наносит ущерб своему здоровью и энергии. Многие так и гибли.
      Про таких говорят - сгорел на работе.
                Это и Пифагор, и Рамакришна, и Бруно, и Пушкин, и Высоцкий
                я ещё продолжу список ...
                Это надо чувствовать и знать.
                Чрезмерно отдать - словно шипов себе на постели подослать.
 
      Когда говорится, что чем больше дух отдает, тем больше он получает,
      имеется в виду не одновременная чрезмерная выдача, но постоянное ритмическое использование ее.

    +++ Потому я постоянно пишу о бережности в выдаче энергии, особенно сейчас, когда пространственные токи неслыханно напряжены.
      Так и при самоотделении психической энергии, когда испытывается утечка сил, не следует в такие минуты насиловать себя к работе.

  +++ Нужно дать время для восстановления энергии. Конечно, при всех таких явлениях нужна особая честность, ибо многие склонны к вольготному труду,
      и каждый приступ лености будет приписан ими чрезмерной выдаче психической энергии.
      Где нет правильного обмена психической энергии, там нет и делимости духа. Когда огонь бездействует или начал уходить из негодного вместилища, то, конечно, делимость духа недоступна.
      Также не забывайте, что психическая энергия – сила обоюдоострая, и многие ярые темные силы обладают большим запасом этой энергии, но в ее низших проявлениях и свойствах, потому действия такой энергии ограничены низшими слоями и малою протяженностью по сравнению с энергией высшего качества.
         По книгам Учения Жизни Урусвати

                Сильно значение мысли и дисциплинированного мышления
                для развития высокого качества психической энергии.
 
        +++ Теперь после путешествия и выступления на форуме, конечно, восстанавливаюсь.
          Но всё равно, путешествие - хорошо перезаряжает. И я доволен им.

                Ах, Г-ди, прости, устал...
                Иду в созвездие  Креста...   
                Предполагаю, что эти главы предназначены для друзей.
               Но, видимо, по условиям жизни невозможно быть слишком белым?..
       Книга есть доверие, которое должно храниться в тайнике сердца и не выставляться наружу.
       Если бы я знал, что чтение будут посторонние, то посоветовал себе проявить больше осторожности в выражениях при развитии некоторых мыслей.
      
       Потому принимаю на себя вину за некоторое недовольство читателей. Вот почему я всегда прошу смотреть за всем, чтобы ничем не затруднить успешное продвижение деятельности Общего начала. Мы сейчас не должны делать лишних врагов. Столько раз было это указано Великими Вл. Дерзания прекрасны, но все должно совершаться вовремя. Ввиду неопытности многих необходим зоркий глаз Кормчего, чтобы провести Корабль Света между всеми рифами.

      Считаю, что со стороны Ведруссов должна быть проявлена вся мера великодушия.
      Царь духа тот, кто первый протягивает руку.
      Никогда ни одного слова осуждения своим сородичам вы не должны услышать от Ведрусса.
      Строить мы должны единое Общество, но всеми силами стараться объединиться вокруг единого ядра.
      Знаю, что часто это нелегко, но в чем же тогда будет наш подвиг?
      Разве не от неслыханного разъединения среди человечества происходит разложение мира и каждого человека.

                Бодро и даже с радостью примем каждую борьбу с косностью.
                Единый Путь.
              Существует лишь единый ведущий Путь - именно путь эволюции,
              но многочисленны и разнообразны тропы, сопутствующие этому Пути.
      "Именно Единое Откровение, во все века приносимое Великими Учителями человечества, и есть этот Единый Путь, но секты и искажения Учения, порожденные последователями Их, и есть все те многочисленные и многообразные и подчас тяжкие тропы, по которым плетется большинство человечества. Каждый Учитель подчеркивает ту подробность Единого Откровения, которая наиболее необходима на данной ступени сознания". Урусвати
                Одна из моих любимых Бесед о Героизме:

                «Урусвати знает, какие опасности окружают и Нас. Несведущие люди полагают, что Мы не можем испытывать никаких опасностей во всей Беспредельности! Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены знанием. Но все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то и меры находятся иные. Нужно при всех условиях охранять чувство героизма, только этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессознательных и определенных. Те, кто знают, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определенными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что и земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабит напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг. Ничего не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер. Различие между бессознательными и определенными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут и отступить, но определенные герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им сердце свое. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее. Суровое знание опасности лишь дает герою радость. Говорю, чтобы указать на основную Твердыню Нашей Внутренней Жизни. Примеры героизма можно видеть на бывших жизнях Наших Братьев. Разве не будет вам доспех трудный, но прекрасный Наша Жизнь?»

       Учение духа, или Учение Жизни - лучший панцирь для тела. Но даже врачи, например французский врач и биолог Георгий Лаховский в своем труде «Как достичь Бессмертия?», путем научных доказательств приходят к выводу, что все моральные учения имеют именно чисто биологическую основу. Отсюда и его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, не раздражайтесь и будьте добрыми и оптимистичными, и тогда доживете до глубокой старости.  Это интереснейший труд, так близко подошедший к значению действия психики и психической энергии на всю жизнь человека.
      Возражатели пытается неоднократно оправдать некоторые грешки, сбросив ответственность за них на лукавого. Они привязаны к своему астральному телу, и мысль расстаться с ним тяжела.
      Следует всегда иметь в виду, что "астральное тело необходимо для жизни на физическом плане, ибо оно есть мост связующий, но при переходе в высшее состояние оно, так же как и сброшенное физическое тело, уже рассматривается как сор. Физическое тело тоже необходимо нам, но в дальнейшей эволюции оно будет заменено уплотненным астралом.

     Именно, Великие Учителя имеют полное основание называть грубое астральное тело лишним сором. Именно, нужно всеми силами при физической жизни уже обуздывать свое астральное тело и сосредоточить все внимание на развитии ментального. Великие Учителя ценят действия своих учеников, совершаемые ими не в грубом астральном теле, но именно в теле более тонком. Также в Учении сказано, что при духовном росте человечества пребывание в астральном мире может ограничиться сроком в сорок дней. Все это для Вас, не для редактора «Вифлеемской Звезды».

     «Совмещайте, в полной мере, труд физический с трудом духовным, и Ваша духовная радость преумножится.

       Все Великие Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд.
       Вспомните Преподобного Сергия.
       И Христос очень трудился.
       Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание свое.
       Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокрифах и, конечно, в эзотерических рекордах.
       В Его стране можно еще найти гончарные предметы, изделия Его рук, и они служат талисманами.
       Найдутся еще апокрифы, близкие к Его времени". Урусвати.

      "В одной американской школе учитель предложил на обсуждение следующую тему. Один фабрикант и большой благотворитель шел по дороге, впереди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный нищий, из-за поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос заключался в том – должен ли был фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом жизнью, или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубийства? Учитель-американец утверждал, что фабрикант, несший на себе ответственность за существование множества рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь. Но в обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что человек не должен рассуждать, но обязан жертвовать собою ради ближнего (при этом забывая, что сами они ежедневно распинают всячески своего ближнего). Но, конечно, подобные сознания еще не вышли из приготовительного класса и не могут понять, что каждая жертва должна быть осмыслена, иначе, кроме зла, ничего не получится. Часто так называемые добрые поступки с более высокого плана являются несправедливостью. Разве не случается, что в неведении нашем мы часто готовы облагодетельствовать дурных людей за счет более достойных? Народная мудрость гласит – иная доброта хуже воровства. Разве не лучшие просветительные дела подвергаются насмешкам и поношениям? Разве не лучшие деяния изгоняются людьми? Но эти же люди будут умиляться над спасенным пьяницей, забывая, что часто цена, заплаченная за это, облагодетельствовала бы целую страну или даже страны.

Потому скажем: человек должен везде, где может, помогать своему ближнему, но рисковать своею жизнью он может в том случае, если он не несет большой ответственности. Было бы великой несоизмеримостью и тяжкой утратой для всего человечества, если бы люди, могущие облагодетельствовать все человечество, безрассудно рисковали своею жизнью. Но если мы будем говорить массам, то мы должны сказать, что человек всегда и во всем должен спешить на помощь своему ближнему. Истинно, герой тот, кто рискует жизнью ради спасения своего ближнего. Но риски и жертвы эти бывают различны. И сколь велика жертва врача или ученого-исследователя, самоотверженно работающего над страшными разрушительными веществами для того, чтобы найти облегчающее средство от губительных заболеваний, но об этих сознательных мучениках и благодетелях человечества редко когда вспоминают.

Так, Великий Учитель говорит, что каждый, вступивший на путь Служения, рано или поздно должен запечатлеть такое Служение Свету личным подвигом. «Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага. Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Так мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества» Урусвати

Тема 1.Ученик и Учитель
                Очевидность - не вероятность, вероятность  - не Очевидность.
   
     "Цена за громадную силу, которой овладевает духовная личность, - самоотречение. И когда люди ее платят, они видят, что фактически они ничего не теряют. Наоборот, они находят бессмертное счастье вместо смертного, постоянное состояние удовлетворения вместо временного, преходящего». Свет на пути.
 
     Благодаря этой силе самоотречения ученик и находит своё бессмертное счастье.   
   – Думается, честные и серьёзные духовные искания – духовные взыскания – это всегда передний край русской духовной традиции народного сознания. Русский духовный авангард – очень редкое и очень ценное явление, характеризующееся такими качествами, как святость и всемирность.
      Ещё раз коснёмся темы опасности пути следования по советам лжеучителей и вредных книг. Теперь об этом более подробно я нашёл в письмах Великой ученицы Вл. М.:
      
      "Область психизма такая сложная и такая опасная. Потому Владыка так против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Великое служение – в развитии чувствознания, глаза Дангмы, но не в психизме, который есть окно в иллюзию Тонкого Мира. Причем слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Также нужно помнить, как в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых Храмов. Так же и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания. И на этом нужно очень настаивать, ибо вступающие на путь, прочтя несколько вредных книжек к пробуждению и развитию в себе часто спящих медиумистических особенностей, прежде всего устремляются к психизму, принимая это за великое достижение. Но нет большего заблуждения. Истинное достижение есть огненная трансмутация наших центров, которая достигается лишь очищением и расширением сознания. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги. Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней. Потому у некоторых приближающихся к Учению сравнительно скоро начинают появляться указанные в книгах Учения знаки этого развития и без насильственных упражнений, как, например, звезды или искры разной величины, цвета и яркости, причем они имеют определенные значения как предостерегающие, указующие и успокаивающие; также световые образования и вспышки света в себе или около себя в виде пламени и других образований, также видение цветов и прекрасных пейзажей и т.д. и, наконец, услышание голоса Учителя. Конечно, и тут придется проявить величайшее распознавание, ибо могут вторгаться голоса из Астрального Мира. Но, повторяю, все насильственные упражнения губительны и никогда не приводят к цели. Сами мы избегаем прикасаться к медиумам и психикам и приближаем лишь тех, кто идут путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, постепенно расширяя сознание и утончая свои мысли и чувствования на опытах жизни каждого дня. К сожалению, большинство теософических и западных оккультных школ забыли основные Заветы своих Основателей нести подвиг в жизни каждого дня и действовать на Общее Благо и предались развитию явлений низшего порядка, именно увлекались явлениями низшего психизма, являющегося открытой дверью для всякого рода одержания. Потому и главный Центр разваливается и нет светлых истинных вождей среди членов. Так Вы будете предупреждать всех подходящих к Вам от механических упражнений. Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии. И сами прекрасно делаете, что противитесь выходу астрала. Ибо какую цену имеет выделение астрала, когда любой грубый и невежественный медиум выделяет его с необычайной легкостью? Нужно сначала очистить и укрепить духовные центры тонкого тела, насытить их огнем через трансмутацию всех наших чувствований или энергий; и разъединение всех трех тел придет в свое время и не на границе сна. Кроме того, Великие Учителя не ценят действия астрала, гораздо важнее проявление ментала. Привожу Вам страничку из неопубликованного Учения: «Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры. Сознательное питание их может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании. Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознательный обмен энергиями»[283]. Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении, и нужно его освещать со всех сторон. Многим корреспондентам моим я привела и сильные строки из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, не поленюсь переписать их и Вам. «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, губительная деятельность его была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».

     Привожу два параграфа из третьей части «Мира Огненного». «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла». Почти все психики почитают себя привилегированными существами, постигшими высшие тайны, это самое страшное самоограничение, ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего.

Еще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает как неминуемое следствие раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии». Урусвати. 2 мая 39г.

     Во время Блаватской один лишь индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не дошел до Башен Шамбалы.

                ТЕМА 2. О Любви и семье
     "Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Следовало бы спросить упомянутых лиц, как представляется им и в чем выражается их работа на Общее Благо? Неужели в питании нечистых чувств? Пусть они не грязнят понятие любви, относя к ней вспышки разнузданных чувств. Г-н ..., вероятно, может припомнить немало таких увлечений, неужели всех их он будет покрывать великим понятием любви? Пусть не лицемерят. Неужели они не понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности чувств.

     Вы правы, что письмо г-жи Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение своим чувствам есть признак принадлежности к последователям тьмы. Не учение ли тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.

Чистота во всем, честность во всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства.

   ... Я уже писала в одном из писем к Иогансон, что считаю брак понятием священным, а также что никогда не брошу камнем в женщину, ради беззаветной любви пренебрегшую установленными обычаями, но при условии, что она не строит своего счастья на несчастье других. Мне кажется, что сказано достаточно широко, но вдаваться в дальнейшие разъяснения мне не хотелось бы. Ведь каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве. И в Живой Этике указано, что семья есть прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных устоях семьи.

Если же привести самые незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с облегченной душой устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Уже есть такие, которые все свои увлечения объясняют такими космическими влечениями. Разве возможно таким людям пояснить, что именно чистота их брачной жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души. Если им сказать, что именно при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особый острый антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем лишь при чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности". Урусвати 15 апр.39г.

                Тема 3. Расхождение между  моралью Христовой и повседневной христианско-языческой жизнью
       "Деяния и Послания Апостольские следует читать духом. Помнить нужно, что Апостолы были земными людьми и, как видно это из Евангелий, – людьми несовершенными. Вспомним хотя бы все распри между Петром и Павлом. Возможно ли нечто подобное среди совершенных учителей, какими их старается показать церковь? Много прекрасного в этих Писаниях, но есть и от самости. Не внесена ли была эта самость позднейшими поправками и добавлениями? Ведь оригинал этих Писаний еще не известен. Кто знает, может быть, когда-то и он будет найден и тогда явится возможность сравнения, как уже возможно стало сравнение некоторых евангельских речений с более древними греческими и коптскими переводами их, а также и с некоторыми сохранившимися текстами на первоначальном арамейском языке.

Так, не всем принятым церковным авторитетам можно безусловно доверять. Все они были людьми, а история церковных соборов, особенно их постановлений, наглядно показывает, среди участников соборов было немало весьма невежественных лиц. В указанном мною труде «Аграфа» имеются еще правдивые строки: «Не трудно видеть, что Учение Христа, будучи слишком определенно и резко выражено, должно было очень рано оказаться весьма "неудобным" для "средних" последователей Христа Спасителя, о которых так образно сокрушался уже Апостол Иоанн Богослов: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откровение III: 15–16). Для таких "тепло-хладных" христиан, – а таких, вероятно, было весьма много уже и в послеапостольский период, – радикальное и даже прямо революционное учение, о котором идет теперь речь, это истинное ядро моральной части учения Христова, подходило уже очень мало, и реальная жизнь окруженного язычниками христианского общества неудержимо влекла его к ряду компромиссов с этим языческим миром. Таким образом, истинное ядро учения, этот "гнозис" христианский, очень скоро оказался высоким и недосягаемым для жизни того (как и нашего) времени и все более и более превращался только в известный светоч, маяк, идеал, к которому рекомендовалось стремиться христианам... увы, без особой надежды на практическое осуществление его в жизни. А идеал этот был действительно настолько высок, что даже частичное, бесконечно малое его осуществление в последующие века принесло миру все-таки неисчислимые благодеяния.

    Указанное слишком сильное расхождение между абсолютной и всепроникающей моралью Христовой и повседневной христианско-языческой жизнью и способствовало, вероятно, удалению или, вернее, недопущению целого ряда несомненных изречений Христа Спасителя в письменные канонические о Нем "воспоминания" (Евангелия). Слава Богу, что они все-таки сохранены нам преданием! Сколько таких недопущений могло вкрасться и в другие писания!

    Мораль Спасителя и Апостолов прямо-таки отменяется для государственно-общественных и государственно-международных отношений, и мы хорошо знаем, к какому – смело можно сказать, возмутительному – противоречию с прямым и ясным смыслом учения Христова пришла эта (к сожалению, освященная Церковью) эволюция на практике... "Мораль компромисса" заставляет забывать многие и многие стороны учения Христова, и, конечно, неудивительно, что в эту же тяжелую эпоху перелома – внешнего торжества, но внутреннего ОБМИРЩЕНИЯ христианства – также затериваются (просто материально, физически) и драгоценнейшие тексты из эпохи раннего детства или молодости христианства, в том числе, именно, и наши "внеевангельские изречения". Благодаря случайным счастливым находкам, [только] лишь благодаря кропотливым изысканиям западноевропейских ученых удалось их возвратить для научного изучения. В самом деле, не стыдно ли для христианского общества, что такие первостепенной важности памятники древней христианской письменности, как 5 книг собрания Логий Христовых, первоначальное арамейское Евангелие Апостола Матфея, катехизический сборник – "Учение Двенадцати Апостолов" I-го века или древнейшие иудео-христианские псалмы (тоже 1-го века), оказались либо совершенно затерянными, либо полузабытыми до самого конца XIX века?!»

    Между прочим, в прибавление к тексту Евангелия от Матфея 7: 21–23 в «Секунда Клементис» приведено: «Ибо даже если бы вы были собраны со Мною на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония». Так лоно, или, как поясняют, Церковь, еще не есть безусловный авторитет. Лишь понимающий и исполняющий Завет Христов может быть судьей.

Также и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев. Вероятно, по этой причине он был так жестоко оклеветан и преследуем ими при своей земной жизни. Но все же он не обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического познания. Непростительно, что наши духовные наставники не допускают существования других Провозвестников Божественного Откровения, кроме Христа. Но Сам Христос указывал, что многие язычники, как называли тогда всех инаковерующих, будут ближе к царствию небесному, нежели говорящий ему: «Господи! Господи! Не от Твоего ли Имени мы пророчествовали?..» И указанное мною выше изречение из «Секунда Клементис». Точно такое же речение имеется и в Заветах Будды.

    Теперь о Толстом. Вы правы, что отход от Христа грозит тяжкими последствиями. Христос и Его Великие Собратья являются выразителями Объединенного Духа и Единого Пути Света. Потому каждый отступающий от Пути Света ввергается в бездну мрака. Это должно быть усвоено твердо, и потому приходится неустанно повторять эту Истину. Знаю, как многие осуждают Толстого, не дав себе труда ознакомиться основательно со всеми его трудами. Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не безжизненного идола, каким Он представлен сейчас церковью, было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его. Но семейный разлад, вызвавший его бегство из дома, нельзя толковать как тяжкое последствие его отхода от церкви. Не Сам ли Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13:57). Эта истина особенно ярко проявляется и в наше время. Очень советую Вам прочесть труды Валентина Булгакова о Толстом, среди них имеется и книжечка, дающая описание тяжкой домашней жизни Толстого. Но особенно хорош его труд «Толстой-моралист», изданный в Праге. В нем прекрасно очерчена духовная эволюция этой большой души. Булгаков состоял многие годы личным секретарем Толстого и находился при нем до самой последний искры его земной жизни. Описана у него и самая смерть Толстого. Семья Толстого разделилась на два лагеря, и между ними шла жестокая борьба за овладение исключительным правом издания всех сочинений Толстого. Конечно, материальные соображения с одной стороны и чисто эгоистические с другой играли в этой борьбе первенствующую роль. Сам Толстой и его устремления при этом не принимались в расчет борющимися сторонами. Он так устал от всех этих интриг и распрей, происходивших вокруг него, что после очередного разлада с семьей и даже с дочерью Александрой решил бежать из дома. Этот уход вовсе не был вызван каким-то желанием покаяния, но просто он жаждал душевного и физического покоя.

Из книги Булгакова вы увидите, что он понимал Христа Живого. Хотя и трудно из-за времени и длины письма, но все же приведу Вам символ веры Толстого.

«Я верю, что благо возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа.

Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно.

Я верю, что и до сих пор, пока учение это не исполняется, что, если бы даже я один был среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это учение, как ничего нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел дверь спасения.

Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни.

Я верю, что учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо, а потому я не могу не исполнять его (Гл. XII)».

Судите сами, справедливо ли после этого говорить об отходе Толстого от Христа? Но дело в том, что обвиняющие Толстого в антихристианстве сами или не читали его трудов, или же не могли понять внутреннего мира этой большой души, жаждавшей идти Путем Света и нашедшей его в Пути Христа Живого, или же сами были истинными антихристианами, следуя ОБМИРЩЕННОМУ Учению Христову. Так пусть не клевещут на человека большего духовного прозрения.

Вспоминается мне один любопытный эпизод, имевший место в наших местах. Местный почтмейстер-индус попросил одолжить ему на прочтение Евангелие. Через некоторое время он вернул книгу со словами: «В этом прекрасном Учении я не нашел и следов современного христианства». Между прочим, В.Булгаков пишет, что Толстой был знаком с учением Теософии и очень воспринимал его, любил беседовать с посещавшими его теософами.

    Итак, не только семейный разлад есть участь большого духа, но он подвергается и самым тяжким нападкам со стороны сил темных, которые так опасаются, что Новый Свет может лишить их привычного их самости уюта и, главное, урезать их значительные доходы. Потому судите сердцем, судите расширенным сознанием. Помнить надо, что клевета следует за большим человеком, как пыль за всадником. Не могут малые умы охватить горизонт, доступный расширенному сознанию, – отсюда и зависть и злоба их. Толстой – веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим и этого мученика. Если бы вы знали, как его чтут на западе и особенно на востоке, где люди не загипнотизированы страхом вечного проклятия и наказания, где они могут свободно обсуждать и писать свои исследования по религиозным вопросам. Так в «Аграфа» барона Таубе есть и такие грустные для нас, русских, строки: «В русской богословской литературе едва ли не один только покойный профессор Петроградской Духовной Академии А.П.Лопухин специально заинтересовался указанной темой Аграфа. Но что значит его маленькая, вышедшая 40 лет тому назад (в 1898 г.) и посвященная, главным образом, тогдашним открытиям брошюра в 30 страничек, среди целой библиотеки ценных и самостоятельных, удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике работ английских и германских, французских и американских ученых о внеевангельских изречениях Христа Спасителя?

По горькому замечанию великого поэта, мы все еще "ленивы и нелюбопытны" – даже в отношении к тому, что "едино есть на потребу" и что у наших близких и дальних соседей возбуждает самый живой, подчас даже пламенный интерес, заставляя некоторых ученых посвящать, в буквальном смысла слова, всю свою жизнь затронутому вопросу».

Не наша ли лень и нелюбопытство, нежелание мыслить самостоятельно и привели нас к крушению? Сознание пробуждающихся масс опередило водителей, закостеневших в своей духовной неподвижности?

«Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физическою плотью, принял чашу и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, – "Нет большей любви той, как если кто положит душу за други своя". В "Агни Йоге" сказано: "Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний Знак Завета"[290]. Так, если пример и подвиг Христа зажег пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал и принятая Им чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. "Вера без дел мертва есть". Все Великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут лишь поскольку мы сами принимаем заботы Их о нас. Весь Космос зиждится на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия. Так и Христос не мог совершать чудес там, где не было веры в Него, не было устремления духа навстречу Его целебному лучу. Таинство Великой Жертвы и таинство причащения крови имеет начало в древнейших мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатным соком (символизировавшим кровь), приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны в знак своей готовности принести душу и тело на служение Миру, пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о Подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое мученическое причащение не может спасти души наши, ибо – "вера без дел мертва есть".

Для меня нет ничего кощунственнее, как представление Всемогущего и Всемилосердного Бога-Отца, приносящего в жертву Своего Единородного и Единосущного Сына за грехи людей, Им же Самим, по Писанию, сотворенных! Это напоминает того Аккадийского правителя, который заклал своего сына, чтобы избежать последствий своих грехов. История зарекордировала такое каннибальское выражение отцовства. Возможно ли, чтобы в позднейшие времена такой тип отцовской любви мог быть возвеличен до статуса божественности?! Каждый истинно любящий земной отец или мать с радостью пожертвуют собою ради спасения сына. Неужели же Божественный Отец морально ниже Им же сотворенных людей?!»

Не мучайте себя кажущимися противоречиями. Пусть сердце Ваше устремится со всею любовью к Христу. Советую Вам перечесть и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Но следуйте Учению Христа без компромиссов. Тогда придет и озарение. Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики, и как это может быть, когда Великие Учителя представляют собою Единое Эго, так велико Их духовное слияние. Шлю Вам силу духа и лучшие пожелания". 7 мая 39г. Урусвати

      Три эти темы близки к современности. Что изменилось? Всё также пытаются заняться магией, рискуя и жизнью своей и близких.
      Надо твёрдо уяснить каждому, что отход от Христа грозит тяжкими последствиями. Христос и Его Великие Собратья - выразители Объединенного Духа и Единого Пути Света. Каждый отступающий от Пути Света летит в бездну мрака.  Осуждающие смелого воина за отход от церковного Христа и есть отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не безжизненного идола, каким Он представлен сейчас церковью, благородная цель жизни каждого подвижника.

      Печально отметить, что не только семейный разлад частая участь большого духа, но он подвергается и самым тяжким нападкам со стороны сил темных, которые  опасаются, что Свет Небес может лишить их привычного их самости уюта и, главное, урезать их доходы. Потому судите сердцем. Клевета следует за каждым большим человеком, как тень за ним. Не могут малые умы охватить горизонт великих,  – отсюда и зависть и злоба их. 


Рецензии