На Грани Пола. Из записной книжки - II

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ
===========================================
http://proza.ru/2021/03/15/181


ЧАСТЬ II. ЖЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ НА ГРАНИ ПОЛА




УРОК РОДНОЙ РЕЧИ


"Как многое случается случайно..." "Случайное" стихотворение Маши Шаланиной нашёл дома случайно: разбирал архивные папки с текстами и заметил выделяющиеся на общем фоне строгой офисной бумаги дешёвые, пожухло-жёлтые, советской канцелярщины листы. Вытаскиваю и - о-о! - узнаю шрифты моей печатной машинки. Сразу вспоминаю, как сам аккуратно набивал текст, сверяя с написанным от руки оригиналом. В общей сложности стихов получилось десять. Этот - самый любимый: и потому что фривольно двусмысленный, и благодаря моей подруги Наташе Духаниной, которая просто, по-женски "кончала" от финальной строки. (Да-да, она сама поэт и она точно могла позволить себе разбираться в женщинах!)

См. "Вне Зависимости. О трансперсональной поэзии"
http://proza.ru/2018/12/06/130
 
Стих по моим подсчётам датирован 1995-м годом. Какая гремучая перестроечная эпоха нашей бесшабашной юности, когда запахи подгоревшего кофе и накрывающего тебя с головой сексуального желания перемешивались между собой. Сейчас думаю, что именно в те годы почувствовал , что сущность поэзии проявляется не только в словах. "Но грех тому, кто зело неприступен, и кто не приступает - грех тому!" А ещё спасибо Наталье, с её великим и могучим Духом, за эти уроки - урок родной речи, урок искренности, урок несгибаемой, выпрошенной у Бога любви. Урок жизни: именоваться при любых обстоятельствах поэтом, оставаясь везде и всегда самим собой.



ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

Забиваю в поисковую строку "феминизм"и "женская поэзия" и тут же высветились  феминистский минисборник "Под одной обложкой" http://yandex.ru/turbo?text=https-books.livejournal.com.html с дюжиной авторов, изданный в Казахстане, и статья Елены Георгиевской "РУССКАЯ ФЕМИНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ: ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ", которая для меня, совершенно не посвященного в специфическую, гендерную тематику, (как верно написала Екатерина Симонова "Хоть Блок и знаменит – Он в женщинах не дока"), оказалась настоящим открытием и Путеводителем по миру феминистской поэзии. Потчуя "сиамскими яблоками"(*название сборника стихов Дарьи Серенко "Натюрморт с сиамскими яблоками") своё любопытство, расколдовываю неизвестные мне женские имена: Дарья Серенко, Анна Голубкова, Татьяна Мосеева, Кира Урскова, Татьяна Мамонова, Марина Бородицкая, Галина Рымбу, Оксана Васякина, Марина Воногова, больше известная как Некондиция.

Но хоть список авторов и авторок длинный, один из литературных критиков констатирует, что "российские феминистки могут похвастаться вековой историей борьбы за права женщин, но в литературе по-прежнему царит гендерный дисбаланс, и мало кто сможет навскидку назвать больше двух имен поэтесс." ("5 книг о том, как звучит современная феминистская поэзия в России"

Как зарисовка, характеризующее  такое положение вещей, стихотворение Анны Мамаенко "Успение":


О своём небинарном внегендерном феминизме
расскажи давай старой шпалоукладчице бабе Мане.
Высокие груди её, как знамёна Победы, выцвели и обвисли
и креозотом пахнут, сколько ни отмывай их.
У неё под ногтями земля братских могил Поволжья.
Под красным покровом косынки тощая почва с приметами пепла и тлена.
Она ворочает шпалы. Ты ходишь в свои ривгоши. Мажешь себя герленом.
Баба Маня баюкает шпалы, напевает им колыбельные песни,
чтоб лежали в земельке тихо, неспешно гнили
до её второго пришествия. Свято место
очень быстро пустеет, если все о тебе забыли.
Но куда ни глянь — повсюду её работа,
из победного мая в ласковый сокращающая расстоянье.
И одни на всех, как Победа, её ворота.
Грязные руки.
Остывающее дыханье.

***


ОКСАНА ВАСЯКИНА

Увидел её решительный анфас на обложке "Ветра ярости" в Доме Книги на Невском. Позднее книга дополнилась личным автографом "Феликсу Птицеву от Оксаны Вам - мои стихи" после её выступления в феминистском центре "Рёбра Евы".

Хрупкая и при этом, как мне показалось, очень собранная, сконцентрированная на грани "вещи в себе" женщина, которая своими современными литературными практиками не просто заставила прислушаться к феминистскому голосу, но вплела, растворила в поэтическую речь собственную жизнь. "Это женский мир, выстроенный с первооснов женского ребёнка... Ева создана не из ребра, а из принуждения" (Елена Фанайлова) Как в своё время похожий приём в театре сотворил Евгений Гришковец, "съев собаку", так и Оксана Васякина под дыхание ветра, под чётко отстукивающий сердечный метроном из своей автобиографии сложила поэтический текст, который в итоге оказался в России манифестом, женской сверхисторией. Тёмные волны провинциального прошлого, а в этой темноте свет от Маяка, помогающий другим начинающим авторам и авторкам почувствовать силу собственного голоса:

"и я думаю что память это такое место
где ненависть и злоба превращаются
                в сантименты и боль
и память вмещает в себя все вещи
которые никогда никогда никогда
                не случались с нами"
 


АНТОЛОГИЯ

Пока я изучал творчество тех, кто оказался "Под одной обложкой", в 2021 году накануне Восьмого марта узнаю о готовящейся на Фестивале феминистской литературы официальной презентации первой в России большой "Антологии феминистской поэзии". Мощная заявка, серьёзнейшее отношение, огромная работа! Вот список заявленных на поэтические чтения:

часть 1

Ольга Брагина, Мария Вильковиская, Елена Глазова, Анна Гринка, Настя Денисова, Руфия Дженрбекова, Оксана Кита, Елена Костылева, Ирина Котова, Вика Кравцова, Инна Краснопер, Карина Лукьянова, Люба Макаревская, Мария Малиновская, Яна Маркова, Наталия Санникова, Марина Тёмкина, Мария (Марка) Толмачёва, Инга Шепелёва

часть 2.

Лолита Агамалова, Мария Бикбулатова, Софья Грищук, Егана Джаббарова, Екатерина Захаркив, Мария Землянова, Ия Кива, Мария Лобанова, Марина Мараева, Станислава Могилёва, Анастасия Пяри, Анна Родионова, Екатерина Самигулина, Василиса Сатирская, Анна Седая, Мария Целоватова, Юлия Чернышёва, Ксения Щенина, Диана Янбарисова.

часть 3.

Нина Александрова, София Амирова, Ольга Ахметьева, Анна Гальберштадт, Анна Голубкова, Алла Горбунова, Алёна Лёвина, Влада Миловская, Лиза Неклесса, Юлия Подлубнова, Динара Расулева, Елена Ревунова, Жанар Секербаева, Катя Сим, Евгения Суслова, Зоя Фалькова, Елена Фофанова.



СЁСТРЫ

Общее впечатление от прочитанных мною феминистских текстов, при всех нюансах персонального взгляда, отношений с миром, особенностям поэтики и техники письма (например, с использованием информационных технологий, создающими новые синтетические формы: нейроинтерактивную поэзию, поэзия компьютерных игр и технологического воображаемого), лучше всего отражается в строчках Нины Александровой:


мои сёстры кости и кровь коллективное тело
сильные и прекрасные мёртвые и живые
боль одна и дыханье одно на всех
(Нина Александрова "Сонет")


Диапозон "обиды на мужчин" у каждого поэта (поэтки) свой: от мести и истребления до отрицания и полного погружения в собственную Еву:

-любить мужчину это всегда считать
сколько отдать и сколько взять, нужно всегда, слышишь, всегда брать немного больше, чем даешь
с женщинами можно не считать, можно плыть в романтической истерии и плавиться в поте грудей и вздохах речи повышенной влажности
с мужчиной нужно быть начеку
нужно брать, и брать, и брать, пока не почувствуешь, что достаточно мучаешь — что ты не хуже него, не хуже них, что ты в каком-то смысле отомстила
всем мужчинам
потому что смерть — это все мужчины...

(Саша Шурамун "Казнить нельзя помиловать")


Большинство авторов из вышеуказанного списка представлены в "Полутонах" и на "Новой карте русской литературы". Избранный кружок для избранных, верные сёстры по борьбе с различными проявлениями насилия и доминирования над женщинами (патриархальной властью мужчин, системой образования, социокультурными практиками "присвоения" женского тела, др.), для которых собственно лесбийская тема оказывается вторичной или отсутствует вовсе, потому что «Лесбийский/ чувственный опыт в поэзии — это политическое. Любое публичное высказывание о личном неизбежно становится политическим» (Лолита Агамалова в интервью)

Трещина эта напоминает панцирь.
И как обычно будто бы что-то значит.

Что там скрыто такого, – здесь,
Между этих ног?

https://atd-premia.ru/2020/09/10/---/




СОФА САФО

Продолжаю копать, иду по ссылкам. Много тёмных пятен, ибо большинство литературных квир-произведений, как это было принято в советское время, распространялись только через самиздат. Понимаю, что мне не обойтись без архивных материалов и, перечитывая рассказы Евгении Монастырской, вспоминаю про некую Библиотеку Елены Гусятинской. Забиваю "поиск" и - ох, какая приятная неожиданность - попадаю в ОНЛАЙН МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЛГБТ В РОССИИ.

Официальная информация, размещенная на сайте:"Это проект, цель которого в том, чтобы создать информационный портал, посвященный популяризации истории ЛГБТ и ЛГБТ-сообщества в России посредством изложения истории и артефактов на этом информационном портале...Высшим органом Музея является его Экспертный Совет – это постоянная экспертная группа, которая лежит в основе всей команды, работающей в музее, которая определяет структуру и направленность материалов музея, и которая всячески способствует развитию данного проекта в целом. В состав Экспертного совета входят такие известные активисты и исследователи, как Николай Баев, Е.Г.Гусятинская, Александр Кондаков, Ольгерта Харитонова, Роман Калинин."

Из статей, посвящённых истории феминизма в России, узнал про бюллетень "Треугольник", МОЛЛИ (Московское объединение лесбиянок литературы и искусства, организаторы Мила Уголькова и Любовь Зиновьева), про "Розовую масленницу" и другие туристические слёты и лесби-фестивали, о которых можно прочесть на стихирной странице бессменного вожака Елены Боцман, про журнал "Пробуждение" (редакторы К.Иляшевский и Ольга Краузе) и альманах "Адэлфе", что с древнегреческого переводится как"сестра", московские журналы "Органическая леди" и "Софа Сафо" под руководством Елены Цертлих и Ольги Герт, питерский "роман" "Лабрис"* и альманах "Остров" (на данный момент вышел 55-й номер).

Так я узнал про сетевого автора с ником Мир Абсурда (она же Ксения Духова), побывал в "Гей-баре. Ночное время дня" вместе с Натальей Воронцовой-Юрьевой, умилился "испанским стихам" Елены Трояновской, выпил "Кофе терра", приготовленное закоренелой маргиналкой Аней Ру, удивился "Секстине" Марины Штольцгарт. А ещё познакомился с яркими, "мальчуковыми" строчками Яшки Каzановой (настоящая фамилия Юлия Зыкина), со временем всё лучше понимая, что женская поэзия, эта "сапфическая нота" по определению А.Ранневой (* А.Раннева "Ле Лю Ли. Книга лесбийской любовной лирики. М.: Квир, 2008; [Ре­цензия на книгу «Ле Лю Ли»]// Дети Ра. 2008. № 12), не просто женская...

 
Она не просто женское, не просто чье-то.
Не стану губить ее, как не стану голубить.
Дуну дымом на седеющую чуть челку,
В кровь разорву себе губы.
Сберегу ее для тебя. Не влюблю. Это как клятва.  (Яшка Каzанова)


ЛЕ ЛЮ ЛИ

Оказалось, что первой, пусть даже со словом мини, Антологией  лесбийской лирики в России можно считать сборник "Ле Лю Ли", изданный в 2008 году.
"30 авторов представлены в алфавитном порядке. Они очень разные — по возрасту (от 21 до 60 лет), образованию (от студентки до вузовского преподавателя с ученой степенью), географии проживания (Петербург — Москва — Тюмень — София — Нижний Тагил — Иерусалим — Харьков — Белиз). Их объединяет русский язык и «сапфическая» тематика книги. (Конечно, вне книги они успешно пишут и на другие темы.) А осмысление этой тематики — и глубина осмысления — у каждого автора вновь свои собственные. Тут могут быть и настоящие художественные удачи, а может быть плетение словесных кружев по весьма устаревшему трафарету." Для себя благодаря "путеводителю" от А.Ранневой открыл колдовскую поэзию Наталии Стародубцевой, необычный поэтический фольклор Гали-Дани Зингер, авангардную Ульяну Заворотинскую (она же Юлия Гусакова), чья самая удачная видеопоэзия "получается на максимуме громкости" (* А.Раннева "Жанровая природа и культурный генезис русской ЛГБТ-литературы. «Сапфическая нота»
http://lgbtru.com/culture/literature/2886/), «скандально известную акционистку» Свету Литвак, о которой Наталия Воронцова-Юрьева (*"Драконы и кошечки Светы Литвак. Интервью. Наталия Воронцова-Юрьева http://stihi.ru/2003/05/02-707) написала следующее:"Она – это все сразу. Лирика и юмор, трагедия и циркачество. Она говорит, что это перформанс, и я ей верю, хотя, честно говоря, мне все равно, как это называется. Потому что ее стихи я могу цитировать бесконечно. С ней знакомо пол литературной Москвы, и она знакома  со столькими же. При этом обидчива (ранима?) и одинока – и точно знает, как превратить это в стихи:

Холодная вода текла во мне,
Так ласково разыгрывая стужу,
Улыбкой примораживая душу
К полуразбитой кафельной стене.

Как лица наклоняются, бледнея,
Переполняя спящих, иногда
Улыбками касающихся льда,

И томно замирают, леденея.
Как тяжкая любовная идея
По мне текла холодная вода.



НОВАЯ БУКВА

Прислушиваюсь к женскому Голосу поэта, пытаясь выяснить: преобладает ли в нём странный, любвеобильный до исступления квир или всё таки принадлежит пахнущей восьмимартовскими гвоздиками и вышедшей на новый международный уровень феминистке?


Что-то меняется, чувствуешь?
Что-то меняется.
Свежие смыслы в затхлых словах появляются.
И заявляет:
Старые правила? К чёрту их!
Новая буква, внегласная, тридцать четвёртая.

http://stihi.ru/2017/09/13/5246


Ответ нахожу в творчестве талантливой Лии Киргетовой, автора романов "Ничья", "L", поэтического сборника "Лилит": "Самый ценный продукт - это эмоции, чувства. Я не знаю, что такое хорошо и плохо в литературе, музыке, театре, кино и прочих видах искусства, но, как творческий человек, я понимаю, что то, что ты делаешь, должно вызывать мысли, чувства и желания. Зачем делать то, от чего люди спят?"
http://az.gay.ru/articles/articles/kirgetova_9_2009.html

Новая, тридцать четвёртая буква - это уже и есть новый голос феминизма."Квир - это промежуточная форма, которая провозглашает отвергаемость существующего, но не утверждает желаемое. Квир не подразумевает под собой никаких конкретных, специфических черт, это – разрушение в чистом виде, отказ от существующих форм и от форм сексуальной идентичности в том числе. Так и должно быть. Для того чтобы победить гендерные стереотипы, надо разрушить гендер. Но без перспективы созидания нового на обломках разрушенного, процесс деструкции несет только негатив. Выходом к новому может стать теория феминизма, из которой в свое время квир-исследования вышли. Есть формула-дзен: «дождь еще не закончился, а птицы уже поют». Птицы нового поют даже тогда, когда гендер еще силен и не собирается сдавать свои позиции. Голос феминизма слышен и в квир-наступлении на нормы, правила, границы старого порядка." (Ольгерта Харитонова)




В НЕЭВКЛИДОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГЕНИТАЛИЙ

Мне хочется включить в подборку тексты Веры Павловой, но я запрещаю себе это делать, потому что... Нельзя? НеКвирное пространство?  Поэтика В.П. - это женская матрица, пронзительно-интимный взгляд сквозь крышу, сквозь пол, сквозь время. Материнский опыт любви придаёт любому образу трогательную осанку и трансцендентальную овеществленность. Так происходит взросление поэта - через метаморфозы, от одной куколки в детской комнате к другой, уже на своей электронной странице, в рабочей тетради. Тогда уже всеквирное пространство языка...

В неэвклидовом пространстве гениталий
мы с тобою по-пластунски пролетали
над землею, состоящей из италий
и парижей, на гудящие педали
нажимали и парижи покидали,
тычась в незапатентованные дали,
где домашние драконы обитали
и от демонов девицы залетали...
В неэвклидовом пространстве гениталий
друг ко другу мы дорогу скоротали.
(Вера Павлова)



РАДУЖНАЯ ЛАМПА


В поисках текстов лезу напролом и регистрируюсь в Контакте в московском литературном сообществе ЛГБТ+ "Радужная лампа" под чутким руководством писательницы Евгении Монастырской. В бумажном варианте здесь преимущественно лесби-проза, но обнаруживаю в только что опубликованном сборнике-манифесте "#СтопГомофобия2019" несколько оригинальных поэтов: Олень, он=она же Хельга Найтвишня, Маша Дитя-Творца, прямолинейный борец с нынешней властью Дмитрий Купаев, любительница хокку Ганна Голубева и яркая, самобытная Юлианна Кот. На презентации в Санкт-Петербурге романа Е.Монастырской "Я - Лесбиянка: история жизни и любви" случайно познакомился с неунывающей, "осчастливленной дурёхой" Ниной Юрьевной Борис, чьи "Ёжики" поселились в моей поэтической Подборке. Среди участников группы "Радужная Лампа" специально приглашенными оказались Анна Босх, Анастасия Шлафман, Ника Ионова, Оля Розова, Юлия Грачёва, Алексей Дем и большой поклонник и последователь творчества Михаила Кузмина Ян Богуславский. Итог: чем больше радужных авторов, тем больше разноцветных текстов!

Из рецензии Маши Дитя-Творца: "Когда раскрыла сборник и на одной странице оказался список авторов, не могло не обратить на себя внимание то, что многие предпочли опубликоваться под псевдонимами. И это понятно, несмотря на то, что сама цель сборника – «остановить гомофобию» (не только внешнюю, но и внутреннюю) – казалось бы, должна предполагать открытость. Возникла грусть от того, что люди не могут позволить себе быть собой и вынуждены носить маски либо постоянно жить в опасении, готовиться к самозащите: «Первая встреча / После тысячи строк друг другу. / В кармане кастет» (Ганна Голубева). Сборник этот – безусловно, смелый, сложный. Авторы книги обращаются в своём творчестве к самым разным, в том числе достаточно неоднозначным, темам и проблемам (тогда как самой мне удаётся писать в основном «о любви», сублимируя в строки личные чувства и эмоции) – таким, как политика, религия, негативный опыт (столкновения с гомофобами), болезненные фантазии, осознание своей непохожести на окружающих, и др. Втянулась в чтение, хотя в процессе нередко возникало внутреннее сопротивление – о многих вещах не стала, не смогла бы говорить вслух."




=============================================

ДАЛЕЕ http://proza.ru/2018/08/11/1548


Рецензии