Каким будет путь украинского православия?

          Предстоятель Украинской греко-католической церкви, ныне покойный, Блаженнейший Любомир Гузар, был одним из духовных отцов украинской нации. Его скромность, гуманизм и мудрость были близки каждому украинцу, независимо от вероисповедания. Блаженнейший не разъезжал на мерседесах, как его коллеги из УПЦ МП, не жил во дворцах, не носил золотые часы, не пил французский коньяк, не лобызался со всякой нечистью в чиновничьих кабинетах.

          Когда он почувствовал, что устал, он мирно уступил высокую должность своему воспитаннику Святославу Шевчуку, которому в то время исполнилось лишь сорок лет. Это был первый, на моей памяти, случай в Украине, когда церковный иерарх, облаченный высшей властью, по собственной воле с нею расстался, посчитав, что его приемник сделает больше для Церкви и паствы!

          Так и сталось. Никто не замечал за Блаженнейшим Святославом чванства, высокомерия, пренебрежительного отношения к людям и сребролюбия – тяжкой болезни многих попов, принадлежащих к Московскому патриархату в Украине.

          В субботу, 15 декабря, на Объединительном Соборе в Святой Софии Киевской был избран Предстоятелем украинской поместной автокефальной православной церкви архиепископ Епифаний. Ему исполнится сорок лет лишь через полтора месяца. Он похож на Блаженнейшего Святослава не только очень молодыми для церковного иерарха летами, но и своими достижениями. Он также, как и Блаженнейший Святослав, является доктором богословия, обучался за рубежом (в Греции), занимался преподавательской работой, владеет иностранными языками и имеет репутацию широко мыслящего церковного пастыря.

          Однако, история с его назначением на высшую ступень в украинской православной иерархии иная. Хотя Епифаний - воспитанник и правая рука патриарха Филарета, тот вряд ли бы добровольно отказался возглавить поместную церковь. Но таково было условие Патриарха Варфоломея и Филарет вынужден был уступить.

          Есть надежда, что Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний глубоко осознает свою роль в Церкви и обществе и не позволит себе унижать Церковь безобразными выходками, вроде тех, что публично допускают епископы в окружении митрополита Онуфрия и особенно одиозный Павел – настоятель Киево-Печерской Лавры. http://www.proza.ru/2018/12/02/1092

          Духовные пастыри прошлого мужественно стояли за веру. Такие выдающиеся столпы украинского православия, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Петр Могила, преподобный Иов Почаевский, были нестяжательны и скромны, мудры и великодушны.

          Устремляясь в будущее, возрожденная Украинская православная церковь должна черпать из прошлого духовные богатства, которыми Бог щедро наделили украинский народ.

          И если сегодняшнее реформирование украинского гражданского общества, проводимое, зачастую, людьми нечестными и неумелыми, отталкивает многих граждан от великих целей стоящих перед суверенной Украиной, то возможно, возрожденная Украинская православная церковь приобретет такой авторитет в обществе, что станет примером и притяжательной силой для прихожан всех украинских христианских концессий!

          P.S. Как раз, когда я заканчивал написание этой статьи, поступило сообщение о том, что Верховной Радой Украины приняты изменения к Закону Украины о свободе совести и религиозных организациях. Отныне УПЦ МП утрачивает свое название и будет перерегистрирована Минюстом Украины как Российская или Русская я православная церковь в Украине. УПЦ МП должна сама, в течение четырех месяцев, подать соответствующие изменения к своему названию для государственной регистрации.

          Думаю, это справедливое решение. Теперь в Украине существуют две православные концессии. Одна – украинская, а другая будет называться российской (или русской). И верующие прихожане будут ясно представлять себе в какую церковь им идти.

          г.Киев
          20.12.2018г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.